Введение 3
Глава I. Анализ литературы: подвижные игры как средство физического воспитания в детском оздоровительном лагере
1.1 Теоретические основы и классификация подвижных игр 7
1.2 Особенности применения подвижных игр с детьми 8-9 лет в
оздоровительном лагере 11
1.3 Организация и содержание занятий для детей 8-9 лет с использованием
подвижных игр в условиях оздоровительного лагеря 13
Выводы по Главе 1 17
Глава II. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 21
Глава III. Анализ эффективности экспериментальной методики
3.1 Анализ результатов анкетирования «Подвижные игры» 22
3.2 Анализ результатов педагогического эксперимента 25
Выводы по Главе III 30
Выводы 31
Практические рекомендации 32
Список использованной литературы 33
Здоровье человека - тема, которая была и остаётся довольно актуальной во все времена, а в 21 веке она выходит на первый план. Сегодня политика российского государства построена таким образом, что в приоритете стоит формирование такой нации, которая будет развита интеллектуально и духовно и будет физически здоровой. Своё здоровье необходимо укреплять, беречь и ценить, начиная с малых лет, именно поэтому одной из главных целей современного общества считается обучение детей заботе о своём здоровье с младшего возраста. Использование подвижных игр в оздоровительном лагере облегчает реализацию данной цели. Тема нашей выпускной квалификационной работы «Особенности применения подвижных игр с детьми 8-9 лет в условиях оздоровительного лагеря».
Проблема здоровья детей школьного возраста приобрела социальное значение, причинами которой являются условия социально-экономического характера, безработица среди родителей, низкая экология, а также доминирование у детей вредных привычек. Итог всего этого выражается в низком показателе уровня активности учащихся на уроках. Первостепенной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание культуры здорового образа жизни.
Многочисленные исследования педагогов, психологов, медиков показывают, что существует негативное влияние системы образования на развитие и здоровье молодежи. За период обучения в школе увеличивается число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 1,5-2 раза, нервными болезнями - в 2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с близорукостью - в 5 раз [13, 20].
Следовательно, недостаточную эффективность оздоровительного процесса школьного физического воспитания компенсируют
оздоровительные лагеря, в которых необходимо отметить, бесспорно, значимость активного отдыха с использованием физических упражнений, подвижных игр, соревнований.
Все вышесказанное и обуславливает актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
Многие авторы утверждают, что в оздоровительном лагере физическое воспитание приобретает специфические особенности, которые связаны с коротким пребыванием детей там и разнообразием контингента. Они должны быть учтены при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно¬массовых мероприятий. Кроме того, условия лагеря позволяют организовать правильный двигательный режим, в котором важное место занимают подвижные игры.
Игры расширяют кругозор, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающем мире. Подвижные игры имеют большое образовательное значение: развитие способности правильно оценивать пространственные и временные отношение, быстрая и правильная реакция на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры [14].
Итак, наряду с вышеизложенной актуальностью и значимостью выбранной темы нами был определён объект исследования - процесс физического воспитания детей 8-9 лет в оздоровительном лагере. Предметом же явились особенности применения подвижных игр с детьми 8-9 лет в условиях оздоровительного лагеря.
Цель: охарактеризовать и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования и определить особенности применения подвижных игр в условиях оздоровительного лагеря.
Гипотеза исследования: предполагалось, что изучение особенностей применения подвижных игр с детьми 8-9 лет, позволит разработать практические рекомендации по их использованию в условиях детского оздоровительного лагеря с целью повышения уровня их физической подготовленности в летний период.
Задачи, поставленные нами в начале работы, следующие:
1. Проанализировать общепедагогическую и научно-методическую литературу по данной теме;
2. Изучить особенности применения подвижных игр с детьми 8-9 лет в условиях оздоровительного лагеря
3. Разработать практические рекомендации по организации и проведению занятий с применением подвижных игр в оздоровительном лагере для детей 8-9 лет.
Для решения поставленных задач в данной работе были использованы теоретические (анализ общепедагогической и научно-методической литературы) и эмпирические (наблюдение; описание организации процесса реализации подвижных игр; анкетирование) методы.
В качестве базы исследования выступили детский спортивно-оздоровительный лагерь «Электроника» и детский оздоровительный лагерь «Сосновый бор».
Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, трех глав, практических рекомендаций, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель, задачи и гипотеза дипломной работы, определяются объект и предмет.
В первой главе рассматриваются общие теории, классификации и особенности применения подвижных игр для детей 8-9 лет в оздоровительном лагере. Также описывается организация и содержание занятий с использованием подвижных игр.
Во второй главе описываются методы и организация исследования.
В третьей главе анализируется эффективность применения экспериментальной методики, ее характеристика и результаты педагогического эксперимента.
В заключение излагаются основные выводы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.
Литературное исследование показало, что подвижные игры можно выделить в отдельный важнейший воспитательный институт, который способствует как развитию физических и умственных способностей, так и изучение нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. На основе работ ряда педагогов и учета зарубежных публикаций можно сделать вывод, что подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, которая направлена на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
Организационная форма подвижных игр в ДОЛ может быть разнообразной. Планирование разрабатывается с учетом дневного распорядка в сочетании с другими заданиями физического характера, а также с учетом возрастных особенностей. Для детей 8-9 лет с помощью подвижных игр воспитывается основа поведения, умения следовать правилам общественного порядка. Чтобы правильно организовать занятия с подвижными играми для детей 8-9 лет в оздоровительном лагере и провести их, вожатому или спортивному тренеру необходимо сначала изучить теоретические основы и основы методики применения той или иной подвижной игры, а потом подготовить описание подвижной игры.
Правильно организованные подвижные игры в детском оздоровительном лагере благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии детей, поэтому мы разработали практические рекомендации по организации и проведению занятий с применением подвижных игр в оздоровительном лагере для детей 8-9 лет.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.:
Просвещение, 1987.-144с.
2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология: Руководство по физиологии /Под ред. В.Н. Никитина - Л.:Наука, 1975. -С. 5 - 67.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Инфра-М, 2006. - 287 с.
4. Бабенко Т.И. Экспрес-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, рек. /Т.И. Бабенко, И.И. Каченский. - Ростов - на - Дону, 2005. - 32 с.
5. Былеева Л.М., Коротков И.М. Подвижные игры "Физкультура и спорт" [Текст] / Л.М. Былеева.- М., 1986.-154с.
6. Видякин Н.Я. Физкультура внеклассного мероприятия в школе. - М.: Просвещение, 2006.- 153 с.
7. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / Т.Е. Виленская. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.
- 160 с.
8. Гжемская, Н.Х. Особенности физического развития мальчиков 8¬10 лет при различной двигательной активности / Н.Х. Гжемская, В.В. Павлов, С.А. Снесарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016.
- № 11 (141). - С. 44-48.
9. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5-6. - С.24-32.
10. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2003. - 197 с.
11. Глазырина Л. Д., Лопатик Т. А. Методика преподавания физической культуры (1-4 классы). М: Владос, 2004. . - 206 с.
12. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. - 238 с.
13. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 2005. - 80 с.
14. Жуков М.Н. Подвижные игры.- М.: Академия, 2000.- 160 с.
15. Зобков В.А. Психология младших школьников с различными типами отношения к физической культуре //Теория и практика физической культуры. - 1996. - №1. - С. 16-17... 39