ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО¬
КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 14
РАЗДЕЛ II ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 39
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В
АДМИНИСТРАЦИИ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Актуальность темы исследования. Глобальные процессы смены технологического уклада определяют широкомасштабные преобразования всех сфер жизнедеятельности современного российского общества. Скорость производства и накопления информации, создания новых технологических средств, репликацию реальных объектов в виртуальном - цифровом - пространстве, перемещение существующих и создание новых сетей коммуникации - индикаторы позволяющие сделать вывод о том, что мир находится в состоянии инициации четвертой промышленной революции, которая приведет к полной автоматизации большинства производственных и социальных процессов. Сокращается значимость многих традиционных отраслей свою в структуре экономики и общественном устройстве, но рождаются новые, генерирующие новую структуру, новые знания, новые потребности. Происходящая цифровая трансформация помогает не просто следовать современным тенденциям развития, но и экономить особо значимые ресурсы: бюджетные деньги и время сотрудников, то есть быть эффективными.
Цифровая трансформация России согласно распоряжению Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» представлена следующими уровнями, оказывающими влияние на жизнь граждан и общества в целом: рынки и отрасли экономики (сферы деятельности) - взаимодействие конкретных субъектов; платформы и технологии - формирование компетенций для развития сфер деятельности; среда - создание условий для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов сфер деятельности: нормативное регулирование, информационная инфраструктура, цифровые кадры, информационная безопасность .
Аналитическое исследование ПАО «Ростелеком» выявило следующие тренды информационно-коммуникационных технологий: мобильная связь (Mobile Networks) и искусственный интеллект (Artificial Intelligence) являются базовыми технологиями, обеспечивающими текущую волну цифровой трансформации. Высокую значимость имеют технологии больших данных (Big Data), облачных сервисов (Cloud), интернета вещей (Internet of Things), умных городов (Smart Cities), социальных сетей (Social Networks) .
В условиях общественных преобразований система управления также находится в стадии цифровой трансформации, эффективность которой определяется качеством функционирования структур всех уровней системы управления, актуализируя необходимость качественного информационно-коммуникационного обеспечения процесса принятия управленческих решений, выводя на первое место вопросы диагностирования и выработки методов оценки уровня развития информационно-коммуникационной культуры муниципальной службы, культурно-организационных факторов эффективной коммуникации, профессиональной компетентности,
результативности деятельности и основных причин, препятствующих формированию информационно-коммуникационной культуры высокого уровня. Таким образом, актуальность исследования определяется следующими факторами:
- несогласованность целей и задач информатизации государственных и муниципальных программ, и экономическое и информационное неравенство муниципальных и региональных органов власти;
- низкий уровень информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих;
- отсутствие жестких требований к цифровым компетенциям муниципальных служащих и системы их формирования, а также нехватка ИТ-специалистов высокого класса на муниципальном уровне.
Степень научной разработанности проблемы. Высокая актуальность развития государственного сектора российского общества, в особенности на уровне муниципальной власти, послужила фундаментом для проведения достаточно большого количества исследований данной сферы среди отечественных ученых, в которых были изучены различные аспекты профессиональной деятельности системы муниципального управления: Ю.В. Астахов, В.П. Бабинцев, А.А. Гребенникова, Л.Я. Дятченко, В.М. Захаров, Е.А. Захарова, О.Ю. Максимова .
Различные аспекты формирования профессионализма в систему муниципального управления представлены в трудах Н.А. Беспаловой, И.В. Богатыревой, В.В. Бондалетова, А.А. Коваленко, М.В. Колесниковой, А.В. Михайловой, Д.И. Шабровой, А.В. Шуляевой .
Уровень развития технологий современного общества предъявляет требования нового формата, что находит отражение в исследовании информатизации сектора муниципальной власти в исследованиях А.А. Брудного, И.В. Бурымова, Д. Гокова, Е.В. Грязновой, М.А. Дедюлиной, Н.Б. Зиновьевой, В.П. Иванова, О.Ю. Колосовой, А.В. Костиной, Р.П. Кошкина, Н.В. Лукашова, И.В. Лысак, В.Ф. Минакова, О.М. Михайленок, А.Ф. Невоструевой, Е.Н. Пясецкой, В.А. Шиловой .
В эпоху цифровых изменений процессов общественной жизни эффективность системы муниципального управления должна быть на
высоком уровне, что в первую очередь зависит от субъекта данной сферы. Процесс оценки, формирования и развития необходимых в цифровую эпоху качеств данного субъекта, а также факторов оказывающих негативное и позитивное влияние изучен с позиции компетентстного и культурологического подходов в трудах следующих ученых: Р.О.
Александров, Я.О. Бикетова, А.В. Гагарин, Е.А. Галий, Е.В. Грязнова, С.В. Дудина, Б.В. Заливанский, В.М. Захаров, Т.В. Кузьминых, Ю.А.
Кулагина, Д.С. Кумейко, Т.В. Логвинова, Т.Е. Наливайко,
А.В. Овчинников, Л.Д. Парунина, Л.В. Прибыткова, Е.Н.
Пясецкая, Е.В. Самохвалова, В.А. Чуприна, Ж.Э. Швецов .
Исследования ученых вносят весомый вклад в развитие теории и муниципального управления, развитие субъекта системы управления как в личностном, так и профессиональном плане, но следует отметить, что специфика и направление развития информационно-коммуникационной культуры специалиста в период цифровой трансформации общественного уклада требуют дальнейшего изучения.
Проблема исследования выражается в существовании противоречия между значимостью развития информационно-коммуникационной культуры специалистов органов муниципальной власти и отсутствием современных механизмов развития информационно-коммуникационной культуры муниципальной службы в рамках социологической науки и с позиции инновационных технологий современного цифрового общества.
В качестве гипотезы исследования является предположение о том, что следствием низкой эффективности информационно-коммуникационного обеспечения процесса принятия решений на муниципальном уровне является низкий уровень информационно-коммуникационной культуры,
обусловленный отсутствием оптимальных методов, критериев и технологий развития информационно-коммуникационных компетенций во взаимосвязи с выработанной рефлективностью к приобретению цифровых знаний и навыков субъектами системы муниципального управления в условиях трансформации информационного общества, не позволяющей муниципальным служащим осуществлять свою деятельность максимально профессионально.
Объектом исследования выступает кадровый потенциал системы муниципального управления.
Предметом исследования являются механизмы развития информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего Ровеньского района Белгородской области.
Цель магистерской диссертации состоит в разработке механизмов развития информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих Ровеньского района Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие исследовательские задачи:
- провести анализ теоретических исследований о развитии информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих в условиях цифровой трансформации современного общества;
- исследовать диагностику развития информационно¬
коммуникационной культуры муниципальных служащих в администрации Ровеньского района Белгородской области;
- определить направления совершенствования организации процессов в сфере повышения уровня информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих.
В качестве теоретическо-методологической основы исследования использованы следующие подходы в социологии управления:
- институциональный подход: использован при изучении и оценке таких социальных процессов и явлений, как развитие информационно-коммуникационной компетентности муниципального служащего, являющегося одним из наиболее важных компонентов информационно-коммуникационной культуры;
- структурный функционализм: применяется при исследовании структурного содержания информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего: мотивационный, когнитивный рефлексивный компоненты, а также функциональной направленности каждого;
- деятельностный подход: применяется на этапе оценке уровня
сформированности информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего, а также анализе процессов формирования информационно-коммуникационной культуры необходимого уровня.
В целях рационального решения задач исследования и проверки гипотезы использован комплекс методов исследования: общенаучные методы: систематизация данных, структурно-функциональный анализ,
моделирование, прогнозирование; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, статистические и математические методы анализа информации, средства автоматизации обработки данных.
Эмпирическая база исследования состоит из:
- законодательные акты федерального уровня, нормативные правовые акты регионального уровня, которые регламентируют фундаментальные системы муниципального управления ;
- документы и материалы администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области ;
- данные социологического исследования, проведенного в сентябре-декабре 2018 года при участии автора диссертации. В рамках анкетного опроса были проанализированы ответы сотрудников администраций органов местного самоуправления муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области (N=117).
Научная новизна исследования представлена тем, что был предложен алгоритм развития информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих, на основе создания прототипа информационно¬коммуникационных компетенций муниципального органа власти, определения компетенций базового, прогрессивного и экспертного уровней, оценки уровня информационно-коммуникационной культуры и разработки соответствующей программы обучения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Ключевой задачей в «digitaN-обществе становится формирование
необходимого уровня информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих, то есть формирование специалистов, соответствующих новым требованиям, максимальное использование возможностей, предоставляемых новыми технологическими решениями. Структура профессиональной культуры информационно-коммуникационная культура представляет собой систему специализированных знаний, умений и навыков, индивидуальных характеристик личности, и желанием выполнять на профессиональном уровне определенные виды деятельности. К компонентам информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего относятся: мотивация информационно-коммуникационной
деятельности; когнитивный компонент или информационно¬
коммуникационные компетенции муниципального служащего; рефлексия профессиональной деятельности муниципального служащего.
2. В рамках социологического исследования «Информационно-коммуникационный потенциал органов муниципального управления» выявлено, что уровень информационно-коммуникационной культуры находится на нормативной уровне, при котором сотрудники муниципальных образований Ровеньского района готовы к использованию информационных технологий, решению профессиональных задач с использованием информационных технологий, к эффективной коммуникации, самооценке, нововведениям на 3 балла из 5-ти. То есть, большинство респондентов оценивают уровень своей профессиональной компетентности как достаточный для эффективного обеспечения процесса принятия управленческих решений, но в условиях цифровой трансформации необходимо приобретение новых знаний. У муниципальных служащих в результате исследования отмечен высокий информационно-коммуникационный потенциал. Следовательно, имеется потребность и возможность приобретения новых знаний в области информационно-коммуникационных технологий.
3. В целях развития компетенций муниципальных служащих предложен проект «Повышение уровня информационно-коммуникационной компетенции сотрудников администраций муниципального образований Ровеньского района», который позволит создать эффективную систему развития профессиональных качеств субъекта системы муниципального управления, соответствующих современным требованиям
трансформирующегося цифрового общества. Основными направлениями реализации проекта являются: формирование и развитие информационно - коммуникационных компетенций, соответствующих современному цифровому общества; формирование кластеров знаний: сбор, анализ, хранение, представление информации; внедрить в повседневные практики муниципальных служащих современные программные средства в целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения процесса принятия управленческих решений; создание системы мотивации сотрудников на развитие информационно-коммуникационной культуры.
Научно-практическая значимость исследования выражается в использовании теоретических выводов и практических мероприятий для повышения уровня информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих, роста их профессионализма и повышения эффективности деятельности органов муниципальной власти и управления.
Апробация результатов исследования. По теме магистерского исследования опубликовано 2 работы .
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В условиях общественных преобразований система управления также находится в стадии цифровой трансформации, эффективность которой определяется качеством функционирования структур всех уровней системы управления, актуализируя необходимость качественного информационно-коммуникационного обеспечения процесса принятия управленческих решений, выводя на первое место вопросы диагностирования и выработки методов оценки уровня развития информационно-коммуникационной культуры муниципальной службы, культурно-организационных факторов эффективной коммуникации, профессиональной компетентности,
результативности деятельности и основных причин, препятствующих формированию информационно-коммуникационной культуры высокого уровня.
Ключевой задачей в «digitals-обществе становится формирование необходимого уровня информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих, то есть формирование специалистов, соответствующих новым требованиям, максимальное использование возможностей, предоставляемых новыми технологическими решениями. структуре профессиональной культуры информационно-коммуникационная культура представлена совокупностью специальных умений и навыков, личностных качеств и свойств, а также готовностью к определенным видам деятельности, соответствующими способностями. Под информационно¬коммуникационной культурой понимается комплексное личностное свойство, которое интегрирует теоретические знания, практические умения и навыки, и рефлексивность действий субъекта в сфере информационно - коммуникационных технологий.
К компонентам информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего относятся: мотивация информационно¬
коммуникационной деятельности; когнитивный компонент или
служащего; рефлексия профессиональной деятельности муниципального служащего. Когнитивный компонент состоит из теоретических знаний в области информационно-коммуникационных технологий, умений
использования теоретических знаний в процессе профессиональной деятельности, и представлен тремя уровнями: базовый, прогрессивный, экспертный. Развитие компонентов информационно-коммуникационной культуры заключается в реализации следующего алгоритма: создание прототипа информационно-коммуникационных компетенций муниципального органа власти; разработка моделей информационно-коммуникационных компетенций для различных групп должностей; определение компетенций базового, прогрессивного и экспертного уровней; выбор технологии оценки сформированности компонентов информационно-коммуникационной
культуры; оценка уровня информационно-коммуникационной культуры; разработка программы обучения.
В рамках социологического исследования «Информационно-коммуникационный потенциал органов муниципального управления» выявлено, что уровень информационно-коммуникационной культуры находится на нормативной уровне, при котором сотрудники муниципальных образований Ровеньского района готовы к использованию информационных технологий, решению профессиональных задач с использованием информационных технологий, к эффективной коммуникации, самооценке, нововведениям на 3 балла из 5-ти. То есть, большинство респондентов считают, что уровень их профессиональной компетентности достаточен для эффективного выполнения профессиональных обязанностей, но в условиях цифровой трансформации необходимо приобретение новых знаний.
В целях развития компетенций муниципальных служащих предложен проект «Повышение уровня информационно-коммуникационной компетенции сотрудников администраций муниципального образований Ровеньского района», который позволит создать эффективную систему развития профессиональных качеств субъекта системы муниципального управления,
соответствующих современным требованиям трансформирующегося цифрового общества. Целью проекта является внедрение в систему муниципального управления администрации муниципального района «Ровеньский район» технологий повышения информационно-
коммуникационных компетенций, способствующих развитию
информационно-коммуникационной культуры не менее 150
муниципальных служащих к 1 февраля 2020 года.
Основными направлениями реализации проекта являются: формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций, соответствующих современному цифровому общества; формирование кластеров знаний: сбор, анализ, хранение, представление информации; внедрить в повседневные практики муниципальных служащих современные программные средства в целях совершенствования информационно¬аналитического обеспечения процесса принятия управленческих решений; создание системы мотивации сотрудников на развитие информационно¬коммуникационной культуры.
Проведенное исследование позволяет сформировать ряд рекомендаций в адрес администрации муниципального района «Ровеньский район»:
- разработать прототип информационно-коммуникационных
компетенций муниципального органа власти;
- разработать модели информационно-коммуникационных
компетенций для различных групп должностей;
- определить и нормативно закрепить компетенции базового, прогрессивного и экспертного уровней;
- внедрить в практику муниципальных служащих программу профессионального развития информационно-коммуникационной культуры;
- создать систему мотивации муниципальных служащих к использованию технологии «бережливого производства»;
- внедрить и апробировать элементы предложенного проекта в рамках пилотного структурного подразделения.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с
изменениями от 21 июля 2014 года № 11-ФЗ [Электронный ресурс] //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 530-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Регион. законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
6. О внесении изменений в постановление администрации
Ровеньского района от 11 сентября 2014 года № 707 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие местного самоуправления Ровеньского района на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление
администрации муниципального района «Ровеньский район» от 31 декабря 2015 года № 702 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Регион. законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. О внесении изменений в постановление администрации
Ровеньского района от 12 сентября 2014 года № 273 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие информационного общества в Ровеньском районе на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление администрации муниципального района «Ровеньский район» от 30 марта 2015 года № 273 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Регион. законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
8. Адамьянц, Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания [Текст] / Т.З. Адамьянц // Общественные науки и современность. - 2014. - № 4. - С. 121-131.
9. Александров, Р.О. Цифровая компетентность как инструмент в информационном обществе для осуществления контроля и распространения информации [Электронный ресурс] / Р.О. Александров, В.С. Киреев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www. science-education. ru/ru/article/view?id=14055
10. Астахов, Ю.В. Кадровые технологии в системе муниципальной службы [Текст] : автореф. дис. ... канд. соц. наук [Текст] / Ю.В. Астахов. - Белгород, 2010. - 21 с.
11. Бабинцев, В.П. Власть и общество в «провинциальном» регионе: специфика взаимодействия [Текст] / В.П. Бабинцев // Власть. - 2017. - № 3. - С. 34-41
12. Беспалова, Н.А. Актуальные вопросы развития
профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих РФ в современных условиях [Текст] / Н.А. Беспалова // Лидерство и менеджмент. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 67-76.
13. Бикетова, Я.О. Информационно-коммуникативная компетентность: социологический анализ и эмпирическое измерение [Текст] / Я.О. Бикетова // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 180-190.
14. Богатырева, И.В. Формы и методы оценки профессиональной
деятельности муниципальных служащих: современные тенденции и
перспективы совершенствования [Текст] / И.В. Богатырева // Власть. - 2016.
- № 3. - С. 40-44.
15. Бондалетов, В.В. Теоретические и практические подходы к формированию профессиональной компетенции муниципальных служащих [Текст] / В.В. Бондалетов, И.С. Суняйкина // Материалы Ивановских чтений.
- 2017. - № 2-1 (12). - С. 59-65... 84