Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Установление психологического контакта с несовершеннолетними,принимающими участие в следственных действиях

Работа №17837

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
743
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Понятие несовершеннолетнего в российском уголовно-процессуальном законодательстве 8
2 Участие несовершеннолетнего в следственных действиях: теория,
законодательство, сравнительный анализ 22
3 Особенности установления психологического контакта с
несовершеннолетними в ходе следственных действий 42
Заключение 92
Список использованных источников 96


Согласно данным, приводимым Федеральной службой государственной статистики, с каждым годом процент вовлеченности несовершеннолетних в преступную сферу жизни общества растет, что несомненно является одной из важнейших проблем современности. Личность, находясь в несовершеннолетнем возрасте, является незрелой, несформированной, у нее отсутствует жизненный опыт. Данные факторы обуславливают повышенную вероятность того, что несовершеннолетний станет жертвой преступного посягательства (возрастная виктимность) и, наоборот, повышенную вероятность противоправного поведения несовершеннолетнего (возрастная опасность).
Повышенное внимание к производству по уголовным делам с участием несовершеннолетних обусловлено конституционным предписанием о том, что детство находится под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции РФ), соответственно, органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы обязаны обеспечивать во всех сферах общественной жизни функционирование таких механизмов, которые бы обеспечивали подрастающему поколению надежную защиту, в том числе и правовую. Правовая защита несовершеннолетнего начинается еще на стадии доследственной проверки, а с момента возбуждения уголовного дела и в том, и в другом случае несовершеннолетний становится участником уголовного процесса, в котором он наделяется процессуальным статусом, порождающим для него процессуальные права и влекущим за собой процессуальные обязанности. Вся деятельность следователя в рамках проведения предварительного расследования направлена на собирание, проверку и оценку доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, установления лица, совершившего преступление, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Содержание же предварительного расследования составляют различные следственные и иные процессуальные действия. И на этом этапе зачастую возникают проблемы, связанные с участием в следственных действиях несовершеннолетних лиц, так как следователи сталкиваются со специфическим объектом воздействия - несовершеннолетним, а имеющиеся в их арсенале меры и методы традиционно ориентированы на взрослых. Работа же с несовершеннолетним имеет свою специфику, от знания и учета которой зависит выбранная следователем тактика, качество проведенного следственного действия и полученного по результатам его проведения доказательства по уголовному делу.
Эта сторона деятельности следователя получила достаточно полную регламентацию в законе, также она освещается в специальной литературе, но, не смотря на это, проблема так и остается неразрешенной. Следователи в своей деятельности «не всегда учитывают возрастные особенности несовершеннолетнего. Данные обстоятельства предопределили тему моей магистерской диссертации.
Актуальность данной темы состоит также в том, что получение правдивых показаний от несовершеннолетних участников предварительного расследования является важной проблемой при расследовании уголовных дел. В процессе проведения следственных действий следователь свободно с учетом ситуации избирает приемы и методы взаимодействия с участником, в том числе приемы психического воздействия на участника для получения правдивых показаний. Но зачастую следователь выбирает такой прием, который не подходит для работы с несовершеннолетним участником, так следователь допускает потерю уже установленного психологического контакта с несовершеннолетним или же, если контакт не был установлен, и вовсе теряет шанс на его установление. Поэтому правильно выбранная тактика проведения следственного действия с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого является актуальной.
Объектом исследования являются уголовно - процессуальные отношения, которые складываются между участниками уголовного процесса на этапе проведения предварительного следствия, а также процессуальный режим проведения следственных действий с участием несовершеннолетних и тактика установления психологического контакта с несовершеннолетним в ходе следственного действия.
Предметом исследования являются тактические действия, правила и приемы, которые используются при подготовке и производстве следственных действий с участием несовершеннолетних участников уголовного процесса, а также нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие порядок их проведения.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических положений и практики участия несовершеннолетних в следственных действиях, а также описании проблем в установлении психологического контакта с несовершеннолетним участником следственных действий.
Исходя из поставленной цели, могут быть сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «несовершеннолетний», используемое в законодательстве.
2. Проанализировать имеющиеся общие правовые и теоретические основы участия несовершеннолетнего в следственных действиях.
3. Рассмотреть особенности участия несовершеннолетнего в следственных действиях.
4. Проанализировать следственную практику по данной тематике.
Теоретической основой магистерской диссертации являются труды известнейших российских криминалистов, а так же специалистов в области уголовного процесса. Среди них работы таких авторов как О.Я. Баев, Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, А.В. Дулов, Г.А. Зорин, И.А. Журавлева, Л.М. Корнеева, Н.И. Порубов и других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В качестве практического материала приведены личные наблюдения за следственными действиями с участием несовершеннолетних, приобретенные при осуществлении деятельности общественного помощника старшего следователя следственного отдела по Советскому району г. Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю лейтенанта юстиции А.Ф. Шидловского в период с 2015 года по настоящее время.
В первой главе магистерской диссертации рассматриваются вопросы, касающиеся понятия «несовершеннолетний» в международных нормах, а также в нормах национального законодательства, особое внимание обращается на трактовку данного понятия уголовным и уголовно- процессуальным законодательством. Также раскрываются особенности понятия «несовершеннолетний» с точки психолого-педагогической точки зрения. Во второй главе изучается вопрос об общих правовых и теоретических основах участия несовершеннолетнего в следственных действиях, анализируется уголовно-процессуальное законодательство в части проведения таких следственных действиях. Третья глава посвящена особенностям участия несовершеннолетних в следственных действиях, а также особенностям избрания следственной тактики и установления психологического контакта с несовершеннолетним. Список использованных нормативно-правовых и литературных источников содержит 92 наименования.
Отдельные положения работы нашли отражение в следующих публикациях:
1. Проблемы установления контактного взаимодействия с несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым). Межвузовский сборник тезисов докладов курсантов, слушателей и студентов «Молодежь, наука и цивилизация», выпускаемый ФГКОУ ВО «СибЮИ МВД РФ», научный руководитель к.ю.н., доцент А.И. Баянов;
2. Сравнительный анализ правового статуса несовершеннолетнего по законодательству России и стран Ближнего Зарубежья (на примере производства отдельных следственных действий). Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016», выпускаемый ФГОУ ВО СФУ, научный руководитель к.ю.н., доцент А.И. Баянов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенных исследований позволяют прийти к следующим положениям.
В первой главе магистерской диссертации было рассмотрено и проанализировано понятие «несовершеннолетний», используемое в законодательстве. По результатам изучения литературы и ее анализа можно прийти к выводу о том, что понятие «несовершеннолетний» в российском законодательстве не имеет четкого определения. В одних отраслях права в данную категорию включены все лица, не достигшие восемнадцати лет, в других - только те, кто уже достиг возраста четырнадцати лет, но еще не достиг восемнадцати лет, лица же не достигшие четырнадцатилетнего возраста данные отрасли относят к категории «малолетние». Так, под правовой категорией «несовершеннолетний» в каждом конкретном случае и в зависимости от предмета правового регулирования понимается определенный набор признаков, формирующий определение понятия.
Отсутствие единого подхода вызывает затруднения у правоприменителей при осуществлении ими профессиональной деятельности. В том числе затруднения возникают и у следователей Следственного комитета Российской Федерации при проведении предварительного расследования. Так как деятельность следователя направлена на взаимодействие с лицами, наделенными определенным процессуальным статусом, нами с учетом всех признаков были предложены следующие рабочие определения понятий: 1) «несовершеннолетний подозреваемый/обвиняемый» - лицо, не достигшее на момент совершения инкриминируемого ему деяния четырнадцатилетнего возраста, совершившее преступление, предусмотренное особенной частью УК РФ, 2) «несовершеннолетний потерпевший» - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, пострадавшее от преступного посягательства, 3) «несовершеннолетний свидетель» - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами были проанализированы имеющиеся общие правовые и теоретические основы участия несовершеннолетнего в следственных действиях. Стоит заметить, что законодательно не закреплено определение понятия «следственное действие». Законодатель лишь приводит перечень действий, которые относятся к числу следственных. Проанализировав большое количество источников, для дальнейшего исследования нами было предложено следующее собирательное определение понятия «следственное действие»: следственное действие представляет собой прямо предусмотренное и детально регламентированное УПК РФ процессуальное действие познавательного характера по собиранию и проверке доказательств, имеющее фактическое и юридическое (процессуальное) основание, проводимое уполномоченными на то должностными лицами с целью установления и доказывания имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств, обеспеченное уголовно-процессуальным принуждением и предусматривающее обязательное удостоверение результатов производства со строгим соблюдением процессуальной формы.
Далее нами были рассмотрены правовые и теоретические основы участия несовершеннолетних в следственных действиях. Следует сказать о том, что не все следственные действия в полной мере регламентированы УПК РФ. Положения, регламентирующие следственные действия с участием несовершеннолетних, являются скудными по своему содержанию и сводятся в большинстве случаев к допросу, обходя при этом стороной другие важные следственные действия. Это вызывает большие затруднения на практике, так как приходится применять данные нормы по аналогии к другим следственным действиям, что не совсем правильно.
В третьей главе магистерской диссертации нами были рассмотрены особенности установления психологического контакта с несовершеннолетними в ходе следственных действий. Так нами было выбрано наиболее подходящее определении понятия «психологический контакт». Под психологическим контактом в рамках данной работы следует понимать уровень взаимоотношений следователя и несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, достигнутый следователем с помощью создания благоприятных условий и применения специальных приемов, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию.
Далее нами были сформированы два условных подхода к установлению психологического контакта: общий и специальный. В рамках данных подходов с помощью тактических приемов решаются определенные задачи, решение которых способствует установлению психологического контакта с несовершеннолетним. В рамках общего подхода решаются такие задачи как:
• снятие психологического напряжения несовершеннолетнего. Задача решается по средствам таких тактических приемов как побуждение к общению, беседа на отвлеченную тему, консультация психолога или педагога;
• демонстрация внимательного отношения к несовершеннолетнему как к личности. Задача решается через такие тактические приемы как настройка на одну волну, изучение личности несовершеннолетнего, постановка вопросов;
• формирование у несовершеннолетнего доверительного отношения к следователю. Инструментами служат следующие тактические приемы: демонстрация объективности, разъяснение прав и обязанностей, формирование внешнего облика следователя;
• обеспечение безопасности несовершеннолетнего в случае необходимости. Результат достигается с помощью таких тактических приемов как выбор места проведения следственного действия, правильный выбор лиц, которые примут участие в следственном действии (законный представитель, психолог, педагог).
В рамках специального подхода нами выявлена специфика установления психологического контакта с несовершеннолетними в зависимости от их возраста, процессуального статуса, проводимого следственного действия, уровня психического и интеллектуального развития, развития, предрасположенности несовершеннолетнего к преступному или виктимному поведению. В порядке рекомендации нами были предложены тактические приемы для установления психологического контакта с несовершеннолетними в зависимости от данной специфики.
Результаты наших исследований не могут считаться исчерпывающими ввиду ограниченных рамок данной работы и самой сложности установления психологического контакта с несовершеннолетними в принципе. Но следует заметить, что вопросу участия в следственных действия, а также установлению с ним психологического контакта, не уделено должного внимания как в законодательном закреплении, так и в исследовательских и научных работах, не смотря на то, что существует множество пробелов. В связи с этим проведение научных исследований по данной теме становится еще более актуальным.



1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2014.- №31. - ст.4398.
2. Конвенция о правах ребенка : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г. №44/25 // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Выл. XLVI.
3. Декларация прав ребенка : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г. №1386/14 // Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 -388.
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей : Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, от 30.09.2000 г. // Дипломатический вестник. - 1992. - №6. - С.10-13.
5. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных
Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 29.11.1985 г. №40/33 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ( Эр-Риядские руководящие принципы) : Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 14.12.1990 г. № 45/112 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 - ФЗ: по состоянию на 17.04.2017 г. - Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52.- Ст. 4921.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.06.1996 № 63 - ФЗ ред. от 17.04.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51 - ФЗ ред. от 28.03.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. О Следственном комитете Российской Федерации : федер.закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. №403 - ФЗ // Российская газета. - 2010. - 30 дек.
11. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер.закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №124 - ФЗ // Российская газета. - 1998. - 5 авг.
12. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. №120 - ФЗ // Российская газета. - 1999. - 30 июня.
13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве : федер. закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 432 - ФЗ // Российская газета. - 2013. - 28 дек.
14. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума ВС РФ от 01.02.2011 г. №1 ( в ред. постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2016 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. - №4.
15. Об оборудовании специальных помещений для производства в Следственном комитете Российской Федерации следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних : приказ Следственного комитета Российской Федерации от 03.03.2015 г. №19.
16. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы : Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. №761 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №23. - Ст. 2994.
Специальная литература
17. Аминов, И.И. Юридическая психология: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
18. Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений : монография / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. - М.: Юристъ, 1996. - 336 с.
19. Ароцкер, Л.Е. Тактика и этика судебного допроса / Л.Е. Ароцкер. - М.: Юрид. лит, 1969. - 120 с.
20. Баев, О. Я. Основы криминалистики : курс лекций / О.Я. Баев. - М.: Эксмо, 2009. - 288 с.
21. Баянов, А. И. Беседа - основание формулирования и классификации приемов допроса / А.И. Баянов, И.А. Журавлева // Библиотека криминалиста: научный журнал. - М.: Юрлитинформ, 2015. - №6. - С. 339 - 344.
22. Бородкин Ф. М. Внимание, конфликт! : учеб. пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
23. Васильев, А.Н. Тактика допроса при расследовании преступлений / А.Н. Васильев, Л.М. Карнеева. - М.: Юрид. лит, 1970. - 208 с.
24. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов / В.Л. Васильев. - М.: Юрид. лит, 1991. - 464 с.
25. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер,2009. - 655 с.
26. Вахмянина Н.Б. Тактико-организационные рекомендации по соблюдению ограниченных сроков допроса малолетних свидетелей и потерпевших / Н.Б. Вахмятина // Российский следователь. - 2014. - №20. - С. 40 - 41.
27. Гавло, В.К. К вопросу о разработке психолого¬криминалистической характеристики преступлений / В.К. Гавло // Актуальные проблемы правоведения в современный период : сб. науч. ст. / Томский гос. ун-т. - Томск: Изд-во ТГУ, 1996. - 185 - 186.
28. Галкин Д.В. Использование зеркала Гезелла при расследовании преступлений, связанных с насилием над детьми / Д.В. Галкин // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики. - М.: Академия СК РФ, 2014. - С. 176 - 179
29. Глазырин, Ф.В. Психология следственных действий : учебное пособие для вузов МВД СССР / Ф.В. Глазырин. - Волгоград : ВСШ МВД СССР, 1983. - 120 с.
30. Голубев, Н.А. Некоторые особенности расследования преступлений несовершеннолетних / Н.А. Голубев // Вопросы ювенальной юстиции. -№ 1 (45). - С. 5-9
31. Гуковская, Н.И. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних / Н.И. Гуковская, А.И. Долгова, Г.М. Миньковский. - М.: Юридическая литература,1974. - 208 с.
32. Домовец, С.С. О несовершенстве уголовно-процессуального законодательства об участии несовершеннолетних в отдельных следственных действиях [Электронный ресурс] / С.С. Домовец, В.В. Синкевич // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 11. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18098
33. Домовец, С.С. Особенности расследования уклонения от уплаты налогов строительными организациями : дисс... канд. юрид. наук : 12.00.09. / Домомвец Светлана Сергеевна. - Волгоград, 2008. - 217 с.
34. Драпкин, Л. Я. Общая характеристика следственных ситуаций // Следственная ситуация: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ Прокуратуры СССР, 1984. С. 13-14
35. Драпкин, Л.Я. Криминалистика : учебник для бакалавров / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. - М.: Проспект, 2017. - 768 с.
36. Дремов, В.Г. Показания несовершеннолетнего обвиняемого в советском уголовном процессе: автореф. дне. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / В.Г. Дремов. - М., 1970. - 20 с.
37. Дулов, А.В. Судебная психология : учебное пособие / А.В. Дулов. -Минск : Вышэйш шк., 1970. - 392 с.
38. Еникеев М.И. Юридическая психология : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Издательство НОРМА, 2005. - 640 с.
39. Еникеев, М. И. Следственные действия: психология, тактика, технология : учеб. пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 216 с.
40. Жданова, Я.В. Правовой статус педагога (психолога) по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц / Я.В. Жданова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2015. - №4. - С.105-107.
41. Журавлева, И.А. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших : учеб.пособие / И.А. Журавлева, Т.В. Каскевич. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 92 с.
42. Заряев, А.В. Ювенальное право: учеб. пособие / А.В. Заряев. - М.: Юстиницформ, 2005. - 320 с.
43. Зиядова, Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних / Д.З.Зиядова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 3. - С.23.
44. Зорин, Г.А. Многовариантные программы допросов: технология построения и применения : Учеб. пособие / Г.А. Зорин. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. - 336 с.
45. Каневский, Л.Л. Криминалистические приемы расследования и профилактики расследования преступлений несовершеннолетних / Л.Л. Каневский. - Красноярск : Издательство Красноярского гос. университета, 1991. - 288 с.
46. Каневский, Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних : Учеб.пособие / Л.Л. Каневский. - Уфа : Издательство Башкирского университета 1978. - 87 с.
47. Каневский, Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних / Л.Л. Каневский. - М.: Юрид. лит., 1982. - 112 с.
48. Карнеева, Л.М. Допрос подозреваемого и обвиняемого / Л.М. Карнеева, А.Б. Соловьев, А.А. Чувилев. - М., 1969. - 124 с.
49. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : 10 - е изд., перераб. и доп. / отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 960 с.
50. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
51. Кони, А.Ф. Избранные произведения : авторский сборник / А.Ф. Кони. - М.: Изд. «Юридическая литература», 1956. - 888 с.
52. Коченов, М.М. Психология допроса малолетних свидетелей : метод. пособие / М.М. Коченов, Н.Р. Осипова. - М.: Всесоюз. ин-т по изуч. причин и разраб. мер. предупреждения преступности,1984. - 34 с.
53. Кривошеев, А.С. Изучение личности обвиняемого в процессе расследования / А.С. Кривошеев. - М.: Юрид.лит., 1971. - 80 с.
54. Криминалистика : учебник для бакалавриата и магистратуры / под общ.ред. И.В. Александрова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 336 с.
55. Курмаева, Н.А. Психологические особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних / Н.А. Курмаева // Перспективы науки. - 2015. - № 11. - С. 107-109.
56. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
57. Любичев, С. Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе / С.Г. Любичев // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика : сб. науч. статей / Курский гос. техн. ун-т. - Курск, 2007. - С.163 - 166.
58. Люблинский, П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки) / П.И. Люблинский. - М.: Юрид. из-во наркомюста, 1923. - 300 с.
59. Мельникова, Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии : учеб. пособие / Э.Б. Мельникова. - М.: Дело, 2001. - 272 с.
60. Миньковский, Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних / Г.М. Миньковский. - М.: Госюриздат, 1959. - 207 с.
61. Михальчук, Ю.П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии : дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Михальчук Юлия Павловна. - Краснодар, 2005. - 158 с.
62. Мишенина, А. А. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса / А.А. Мишенина, И.А. Кирянина // Российский следователь. - 2015. - № 2. - С. 12 - 16.
63. Обидин, К.В. Особенности участи несовершеннолетних в производстве следственных действия / К.В. Обидин // Сборник конференции НИЦ Социосфера. - 2014. - №20. - С. 131-136.
64. Образцов, В. А. Основы криминалистики / В.А. Образцов. - М.: Юристъ, 1996. - 158 с.
65. Образцов, В.А. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии / В.А. Образцов, С.Н. Богомолов. - М.: ИМПЭ, Омега-Л, 2003. - 160 с.
66. Павлов, В.Г. Субъект преступления / В.Г. Павлов. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. - 318 с.
67. Панасюк, А.Ю. Разрешение конфликтных ситуаций: стратегия и тактика судьи / А.Ю. Панасюк // Российская юстиция. - 1997. - №5. -С.51 - 52.
68. Пантелеев, И. Ф. Некоторые вопросы психологии расследования преступлений / И.Ф. Пантелеев // Теоретические и практические проблемы укрепления Советского государства и социалистической законности : сб. науч. тр. / Всесоюз. юрид. заочн. ин-т. - М.: ВЮЗИ, 1973. - С. 218 - 235.
69. Петровская, М.С. Роль педагога и психолога при производстве следственных действий по делам с участием несовершеннолетних и пути ее активизации / М.С. Петровская // Вестник СамГУ. - 2015. - №11. - С.255¬261.
70. Питерцев, С.К. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде / С.К. Питерцев, А.А. Степанов. - СПб : Издательский дом «Питер», 2001. - 160 с.
71. Порубов, Н.И. Допрос в советском уголовном процессе и криминалистике / Н.И. Порубов. - Минск : Вышэйш шк., 1968. - 276 с.
72. Прозументов, Л.М. Несовершеннолетние: преступность,
особенности уголовной ответственности / Л.М. Прозументов. - Томск : Издательство ТГУ, 2006. - 106 с.
73. Роша, А.Н. Процессуальные и психологические начала допроса обвиняемого / А.Н. Роша. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1965. - 106 с.
74. Рыжаков, А.П. Защитник в уголовном процессе : 2-е издание, переработанное и дополненное / А.П. Рыжаков. — М.: Издательство Дело и Сервис, 2017. - 336 с.
75. Рыжаков, А. П. Уголовно - процессуальное доказывание и основные следственные действия / А.П. Рыжаков. - М.: Дело и Сервис, 2012.- 544 с.
76. Сахаров, А.Б. О тех, кто преступает закон /А.Б. Сахаров // Наука и жизнь. - 1962. - № 5. - С.46 - 48
77. Семенцов, В. А. О соотношении следственных и иных процессуальных действий, предназначенных для собирания доказательств /
B. А. Семенцов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 2. - С. 39 - 45.
78. Советская криминалистика. Теоретические проблемы / Н.А. Селиванов, В.Г. Танасевич, А.А. Эйсман, Н.А. Якубович. - М.: Юрид. лит., 1978. - 192 с.
79. Соловьев, А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего / А.Б. Соловьев.- М.: Юрид. лит., 1974. - 128 с.
80. Соловьев, А.Б. Как организовать расследование : учебно-методическое пособие / А.Б. Соловьев. - Москва: Юрлитинформ, 2000. - 88 с.
81. Стрельцова, Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых : дисс канд. юрид. наук : 12.00.09 / Стрельцова Елена Викторовна. - Саратов, 2007. - 239 с.
82. Тактика следственных действий (осмотр места происшествия и допрос) : научно - методическое пособие / под ред. А.И. Дворкина, Л.В. Бертовского. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 815 с.
83. Тетюев, С. В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ / С.В. Тетюев // Ученые записки : сб. науч. тр. / Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург, 2007. - Вып. 5. -C. 254-257.
84. Уголовное право России : курс лекций в 6 т. / под ред. Б.Т. Разгильдиева. - Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. - Т. 2. - 124 с.
85. Уголовный процесс : учебник для бакалавриата юридических вузов / О. И. Андреева [и др.] ; под ред. О. И. Андреевой, А. Д. Назарова, Н. Г. Стойко, А. Г. Тузова. — Ростов - на - Дону : Феникс, 2015. - 445 с.
86. Усманов, У.А. Справочник следователя / У.А. Усманов. - М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 256 с.
87. Черных, Э.А. Психологические основы допроса
несовершеннолетних на предварительном следствии : дне. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Э.А. Черных. - М., 1969. - 17 с.
88. Шавер, Б.М. Методика расследования преступлений
несовершеннолетних / Б.М. Шавер. - Саратов: Изд-во Метод. бюро прокуратуры Саратовского края, 1940. - 34 с.
89. Шейфер, С. А. Система следственных действий: каковы пути ее развития? / С.А. Шейфер // Законы России: опыт, анализ, практика. -2015. - № 2. - С. 5-16.
90. Шумилин, С.Ф. Допрос : руководство по расследованию преступлений / С.Ф. Шумилин. - М.: Издательство Проспект, 2002. - 630 с.
91. Яблоков, Н.П. Криминалистика : учебник для прикладного бакалавриата по юридическим направлениям и специальностям / Н.П.Яблоков. - Москва : Юрайт, 2015. - 303 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ