Установление психологического контакта с несовершеннолетними,принимающими участие в следственных действиях
|
Введение 3
1 Понятие несовершеннолетнего в российском уголовно-процессуальном законодательстве 8
2 Участие несовершеннолетнего в следственных действиях: теория,
законодательство, сравнительный анализ 22
3 Особенности установления психологического контакта с
несовершеннолетними в ходе следственных действий 42
Заключение 92
Список использованных источников 96
1 Понятие несовершеннолетнего в российском уголовно-процессуальном законодательстве 8
2 Участие несовершеннолетнего в следственных действиях: теория,
законодательство, сравнительный анализ 22
3 Особенности установления психологического контакта с
несовершеннолетними в ходе следственных действий 42
Заключение 92
Список использованных источников 96
Согласно данным, приводимым Федеральной службой государственной статистики, с каждым годом процент вовлеченности несовершеннолетних в преступную сферу жизни общества растет, что несомненно является одной из важнейших проблем современности. Личность, находясь в несовершеннолетнем возрасте, является незрелой, несформированной, у нее отсутствует жизненный опыт. Данные факторы обуславливают повышенную вероятность того, что несовершеннолетний станет жертвой преступного посягательства (возрастная виктимность) и, наоборот, повышенную вероятность противоправного поведения несовершеннолетнего (возрастная опасность).
Повышенное внимание к производству по уголовным делам с участием несовершеннолетних обусловлено конституционным предписанием о том, что детство находится под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции РФ), соответственно, органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы обязаны обеспечивать во всех сферах общественной жизни функционирование таких механизмов, которые бы обеспечивали подрастающему поколению надежную защиту, в том числе и правовую. Правовая защита несовершеннолетнего начинается еще на стадии доследственной проверки, а с момента возбуждения уголовного дела и в том, и в другом случае несовершеннолетний становится участником уголовного процесса, в котором он наделяется процессуальным статусом, порождающим для него процессуальные права и влекущим за собой процессуальные обязанности. Вся деятельность следователя в рамках проведения предварительного расследования направлена на собирание, проверку и оценку доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, установления лица, совершившего преступление, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Содержание же предварительного расследования составляют различные следственные и иные процессуальные действия. И на этом этапе зачастую возникают проблемы, связанные с участием в следственных действиях несовершеннолетних лиц, так как следователи сталкиваются со специфическим объектом воздействия - несовершеннолетним, а имеющиеся в их арсенале меры и методы традиционно ориентированы на взрослых. Работа же с несовершеннолетним имеет свою специфику, от знания и учета которой зависит выбранная следователем тактика, качество проведенного следственного действия и полученного по результатам его проведения доказательства по уголовному делу.
Эта сторона деятельности следователя получила достаточно полную регламентацию в законе, также она освещается в специальной литературе, но, не смотря на это, проблема так и остается неразрешенной. Следователи в своей деятельности «не всегда учитывают возрастные особенности несовершеннолетнего. Данные обстоятельства предопределили тему моей магистерской диссертации.
Актуальность данной темы состоит также в том, что получение правдивых показаний от несовершеннолетних участников предварительного расследования является важной проблемой при расследовании уголовных дел. В процессе проведения следственных действий следователь свободно с учетом ситуации избирает приемы и методы взаимодействия с участником, в том числе приемы психического воздействия на участника для получения правдивых показаний. Но зачастую следователь выбирает такой прием, который не подходит для работы с несовершеннолетним участником, так следователь допускает потерю уже установленного психологического контакта с несовершеннолетним или же, если контакт не был установлен, и вовсе теряет шанс на его установление. Поэтому правильно выбранная тактика проведения следственного действия с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого является актуальной.
Объектом исследования являются уголовно - процессуальные отношения, которые складываются между участниками уголовного процесса на этапе проведения предварительного следствия, а также процессуальный режим проведения следственных действий с участием несовершеннолетних и тактика установления психологического контакта с несовершеннолетним в ходе следственного действия.
Предметом исследования являются тактические действия, правила и приемы, которые используются при подготовке и производстве следственных действий с участием несовершеннолетних участников уголовного процесса, а также нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие порядок их проведения.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических положений и практики участия несовершеннолетних в следственных действиях, а также описании проблем в установлении психологического контакта с несовершеннолетним участником следственных действий.
Исходя из поставленной цели, могут быть сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «несовершеннолетний», используемое в законодательстве.
2. Проанализировать имеющиеся общие правовые и теоретические основы участия несовершеннолетнего в следственных действиях.
3. Рассмотреть особенности участия несовершеннолетнего в следственных действиях.
4. Проанализировать следственную практику по данной тематике.
Теоретической основой магистерской диссертации являются труды известнейших российских криминалистов, а так же специалистов в области уголовного процесса. Среди них работы таких авторов как О.Я. Баев, Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, А.В. Дулов, Г.А. Зорин, И.А. Журавлева, Л.М. Корнеева, Н.И. Порубов и других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В качестве практического материала приведены личные наблюдения за следственными действиями с участием несовершеннолетних, приобретенные при осуществлении деятельности общественного помощника старшего следователя следственного отдела по Советскому району г. Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю лейтенанта юстиции А.Ф. Шидловского в период с 2015 года по настоящее время.
В первой главе магистерской диссертации рассматриваются вопросы, касающиеся понятия «несовершеннолетний» в международных нормах, а также в нормах национального законодательства, особое внимание обращается на трактовку данного понятия уголовным и уголовно- процессуальным законодательством. Также раскрываются особенности понятия «несовершеннолетний» с точки психолого-педагогической точки зрения. Во второй главе изучается вопрос об общих правовых и теоретических основах участия несовершеннолетнего в следственных действиях, анализируется уголовно-процессуальное законодательство в части проведения таких следственных действиях. Третья глава посвящена особенностям участия несовершеннолетних в следственных действиях, а также особенностям избрания следственной тактики и установления психологического контакта с несовершеннолетним. Список использованных нормативно-правовых и литературных источников содержит 92 наименования.
Отдельные положения работы нашли отражение в следующих публикациях:
1. Проблемы установления контактного взаимодействия с несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым). Межвузовский сборник тезисов докладов курсантов, слушателей и студентов «Молодежь, наука и цивилизация», выпускаемый ФГКОУ ВО «СибЮИ МВД РФ», научный руководитель к.ю.н., доцент А.И. Баянов;
2. Сравнительный анализ правового статуса несовершеннолетнего по законодательству России и стран Ближнего Зарубежья (на примере производства отдельных следственных действий). Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016», выпускаемый ФГОУ ВО СФУ, научный руководитель к.ю.н., доцент А.И. Баянов.
Повышенное внимание к производству по уголовным делам с участием несовершеннолетних обусловлено конституционным предписанием о том, что детство находится под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции РФ), соответственно, органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы обязаны обеспечивать во всех сферах общественной жизни функционирование таких механизмов, которые бы обеспечивали подрастающему поколению надежную защиту, в том числе и правовую. Правовая защита несовершеннолетнего начинается еще на стадии доследственной проверки, а с момента возбуждения уголовного дела и в том, и в другом случае несовершеннолетний становится участником уголовного процесса, в котором он наделяется процессуальным статусом, порождающим для него процессуальные права и влекущим за собой процессуальные обязанности. Вся деятельность следователя в рамках проведения предварительного расследования направлена на собирание, проверку и оценку доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, установления лица, совершившего преступление, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Содержание же предварительного расследования составляют различные следственные и иные процессуальные действия. И на этом этапе зачастую возникают проблемы, связанные с участием в следственных действиях несовершеннолетних лиц, так как следователи сталкиваются со специфическим объектом воздействия - несовершеннолетним, а имеющиеся в их арсенале меры и методы традиционно ориентированы на взрослых. Работа же с несовершеннолетним имеет свою специфику, от знания и учета которой зависит выбранная следователем тактика, качество проведенного следственного действия и полученного по результатам его проведения доказательства по уголовному делу.
Эта сторона деятельности следователя получила достаточно полную регламентацию в законе, также она освещается в специальной литературе, но, не смотря на это, проблема так и остается неразрешенной. Следователи в своей деятельности «не всегда учитывают возрастные особенности несовершеннолетнего. Данные обстоятельства предопределили тему моей магистерской диссертации.
Актуальность данной темы состоит также в том, что получение правдивых показаний от несовершеннолетних участников предварительного расследования является важной проблемой при расследовании уголовных дел. В процессе проведения следственных действий следователь свободно с учетом ситуации избирает приемы и методы взаимодействия с участником, в том числе приемы психического воздействия на участника для получения правдивых показаний. Но зачастую следователь выбирает такой прием, который не подходит для работы с несовершеннолетним участником, так следователь допускает потерю уже установленного психологического контакта с несовершеннолетним или же, если контакт не был установлен, и вовсе теряет шанс на его установление. Поэтому правильно выбранная тактика проведения следственного действия с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого является актуальной.
Объектом исследования являются уголовно - процессуальные отношения, которые складываются между участниками уголовного процесса на этапе проведения предварительного следствия, а также процессуальный режим проведения следственных действий с участием несовершеннолетних и тактика установления психологического контакта с несовершеннолетним в ходе следственного действия.
Предметом исследования являются тактические действия, правила и приемы, которые используются при подготовке и производстве следственных действий с участием несовершеннолетних участников уголовного процесса, а также нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие порядок их проведения.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических положений и практики участия несовершеннолетних в следственных действиях, а также описании проблем в установлении психологического контакта с несовершеннолетним участником следственных действий.
Исходя из поставленной цели, могут быть сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «несовершеннолетний», используемое в законодательстве.
2. Проанализировать имеющиеся общие правовые и теоретические основы участия несовершеннолетнего в следственных действиях.
3. Рассмотреть особенности участия несовершеннолетнего в следственных действиях.
4. Проанализировать следственную практику по данной тематике.
Теоретической основой магистерской диссертации являются труды известнейших российских криминалистов, а так же специалистов в области уголовного процесса. Среди них работы таких авторов как О.Я. Баев, Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, А.В. Дулов, Г.А. Зорин, И.А. Журавлева, Л.М. Корнеева, Н.И. Порубов и других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В качестве практического материала приведены личные наблюдения за следственными действиями с участием несовершеннолетних, приобретенные при осуществлении деятельности общественного помощника старшего следователя следственного отдела по Советскому району г. Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю лейтенанта юстиции А.Ф. Шидловского в период с 2015 года по настоящее время.
В первой главе магистерской диссертации рассматриваются вопросы, касающиеся понятия «несовершеннолетний» в международных нормах, а также в нормах национального законодательства, особое внимание обращается на трактовку данного понятия уголовным и уголовно- процессуальным законодательством. Также раскрываются особенности понятия «несовершеннолетний» с точки психолого-педагогической точки зрения. Во второй главе изучается вопрос об общих правовых и теоретических основах участия несовершеннолетнего в следственных действиях, анализируется уголовно-процессуальное законодательство в части проведения таких следственных действиях. Третья глава посвящена особенностям участия несовершеннолетних в следственных действиях, а также особенностям избрания следственной тактики и установления психологического контакта с несовершеннолетним. Список использованных нормативно-правовых и литературных источников содержит 92 наименования.
Отдельные положения работы нашли отражение в следующих публикациях:
1. Проблемы установления контактного взаимодействия с несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым). Межвузовский сборник тезисов докладов курсантов, слушателей и студентов «Молодежь, наука и цивилизация», выпускаемый ФГКОУ ВО «СибЮИ МВД РФ», научный руководитель к.ю.н., доцент А.И. Баянов;
2. Сравнительный анализ правового статуса несовершеннолетнего по законодательству России и стран Ближнего Зарубежья (на примере производства отдельных следственных действий). Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016», выпускаемый ФГОУ ВО СФУ, научный руководитель к.ю.н., доцент А.И. Баянов.
Результаты проведенных исследований позволяют прийти к следующим положениям.
В первой главе магистерской диссертации было рассмотрено и проанализировано понятие «несовершеннолетний», используемое в законодательстве. По результатам изучения литературы и ее анализа можно прийти к выводу о том, что понятие «несовершеннолетний» в российском законодательстве не имеет четкого определения. В одних отраслях права в данную категорию включены все лица, не достигшие восемнадцати лет, в других - только те, кто уже достиг возраста четырнадцати лет, но еще не достиг восемнадцати лет, лица же не достигшие четырнадцатилетнего возраста данные отрасли относят к категории «малолетние». Так, под правовой категорией «несовершеннолетний» в каждом конкретном случае и в зависимости от предмета правового регулирования понимается определенный набор признаков, формирующий определение понятия.
Отсутствие единого подхода вызывает затруднения у правоприменителей при осуществлении ими профессиональной деятельности. В том числе затруднения возникают и у следователей Следственного комитета Российской Федерации при проведении предварительного расследования. Так как деятельность следователя направлена на взаимодействие с лицами, наделенными определенным процессуальным статусом, нами с учетом всех признаков были предложены следующие рабочие определения понятий: 1) «несовершеннолетний подозреваемый/обвиняемый» - лицо, не достигшее на момент совершения инкриминируемого ему деяния четырнадцатилетнего возраста, совершившее преступление, предусмотренное особенной частью УК РФ, 2) «несовершеннолетний потерпевший» - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, пострадавшее от преступного посягательства, 3) «несовершеннолетний свидетель» - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами были проанализированы имеющиеся общие правовые и теоретические основы участия несовершеннолетнего в следственных действиях. Стоит заметить, что законодательно не закреплено определение понятия «следственное действие». Законодатель лишь приводит перечень действий, которые относятся к числу следственных. Проанализировав большое количество источников, для дальнейшего исследования нами было предложено следующее собирательное определение понятия «следственное действие»: следственное действие представляет собой прямо предусмотренное и детально регламентированное УПК РФ процессуальное действие познавательного характера по собиранию и проверке доказательств, имеющее фактическое и юридическое (процессуальное) основание, проводимое уполномоченными на то должностными лицами с целью установления и доказывания имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств, обеспеченное уголовно-процессуальным принуждением и предусматривающее обязательное удостоверение результатов производства со строгим соблюдением процессуальной формы.
Далее нами были рассмотрены правовые и теоретические основы участия несовершеннолетних в следственных действиях. Следует сказать о том, что не все следственные действия в полной мере регламентированы УПК РФ. Положения, регламентирующие следственные действия с участием несовершеннолетних, являются скудными по своему содержанию и сводятся в большинстве случаев к допросу, обходя при этом стороной другие важные следственные действия. Это вызывает большие затруднения на практике, так как приходится применять данные нормы по аналогии к другим следственным действиям, что не совсем правильно.
В третьей главе магистерской диссертации нами были рассмотрены особенности установления психологического контакта с несовершеннолетними в ходе следственных действий. Так нами было выбрано наиболее подходящее определении понятия «психологический контакт». Под психологическим контактом в рамках данной работы следует понимать уровень взаимоотношений следователя и несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, достигнутый следователем с помощью создания благоприятных условий и применения специальных приемов, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию.
Далее нами были сформированы два условных подхода к установлению психологического контакта: общий и специальный. В рамках данных подходов с помощью тактических приемов решаются определенные задачи, решение которых способствует установлению психологического контакта с несовершеннолетним. В рамках общего подхода решаются такие задачи как:
• снятие психологического напряжения несовершеннолетнего. Задача решается по средствам таких тактических приемов как побуждение к общению, беседа на отвлеченную тему, консультация психолога или педагога;
• демонстрация внимательного отношения к несовершеннолетнему как к личности. Задача решается через такие тактические приемы как настройка на одну волну, изучение личности несовершеннолетнего, постановка вопросов;
• формирование у несовершеннолетнего доверительного отношения к следователю. Инструментами служат следующие тактические приемы: демонстрация объективности, разъяснение прав и обязанностей, формирование внешнего облика следователя;
• обеспечение безопасности несовершеннолетнего в случае необходимости. Результат достигается с помощью таких тактических приемов как выбор места проведения следственного действия, правильный выбор лиц, которые примут участие в следственном действии (законный представитель, психолог, педагог).
В рамках специального подхода нами выявлена специфика установления психологического контакта с несовершеннолетними в зависимости от их возраста, процессуального статуса, проводимого следственного действия, уровня психического и интеллектуального развития, развития, предрасположенности несовершеннолетнего к преступному или виктимному поведению. В порядке рекомендации нами были предложены тактические приемы для установления психологического контакта с несовершеннолетними в зависимости от данной специфики.
Результаты наших исследований не могут считаться исчерпывающими ввиду ограниченных рамок данной работы и самой сложности установления психологического контакта с несовершеннолетними в принципе. Но следует заметить, что вопросу участия в следственных действия, а также установлению с ним психологического контакта, не уделено должного внимания как в законодательном закреплении, так и в исследовательских и научных работах, не смотря на то, что существует множество пробелов. В связи с этим проведение научных исследований по данной теме становится еще более актуальным.
В первой главе магистерской диссертации было рассмотрено и проанализировано понятие «несовершеннолетний», используемое в законодательстве. По результатам изучения литературы и ее анализа можно прийти к выводу о том, что понятие «несовершеннолетний» в российском законодательстве не имеет четкого определения. В одних отраслях права в данную категорию включены все лица, не достигшие восемнадцати лет, в других - только те, кто уже достиг возраста четырнадцати лет, но еще не достиг восемнадцати лет, лица же не достигшие четырнадцатилетнего возраста данные отрасли относят к категории «малолетние». Так, под правовой категорией «несовершеннолетний» в каждом конкретном случае и в зависимости от предмета правового регулирования понимается определенный набор признаков, формирующий определение понятия.
Отсутствие единого подхода вызывает затруднения у правоприменителей при осуществлении ими профессиональной деятельности. В том числе затруднения возникают и у следователей Следственного комитета Российской Федерации при проведении предварительного расследования. Так как деятельность следователя направлена на взаимодействие с лицами, наделенными определенным процессуальным статусом, нами с учетом всех признаков были предложены следующие рабочие определения понятий: 1) «несовершеннолетний подозреваемый/обвиняемый» - лицо, не достигшее на момент совершения инкриминируемого ему деяния четырнадцатилетнего возраста, совершившее преступление, предусмотренное особенной частью УК РФ, 2) «несовершеннолетний потерпевший» - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, пострадавшее от преступного посягательства, 3) «несовершеннолетний свидетель» - лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами были проанализированы имеющиеся общие правовые и теоретические основы участия несовершеннолетнего в следственных действиях. Стоит заметить, что законодательно не закреплено определение понятия «следственное действие». Законодатель лишь приводит перечень действий, которые относятся к числу следственных. Проанализировав большое количество источников, для дальнейшего исследования нами было предложено следующее собирательное определение понятия «следственное действие»: следственное действие представляет собой прямо предусмотренное и детально регламентированное УПК РФ процессуальное действие познавательного характера по собиранию и проверке доказательств, имеющее фактическое и юридическое (процессуальное) основание, проводимое уполномоченными на то должностными лицами с целью установления и доказывания имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств, обеспеченное уголовно-процессуальным принуждением и предусматривающее обязательное удостоверение результатов производства со строгим соблюдением процессуальной формы.
Далее нами были рассмотрены правовые и теоретические основы участия несовершеннолетних в следственных действиях. Следует сказать о том, что не все следственные действия в полной мере регламентированы УПК РФ. Положения, регламентирующие следственные действия с участием несовершеннолетних, являются скудными по своему содержанию и сводятся в большинстве случаев к допросу, обходя при этом стороной другие важные следственные действия. Это вызывает большие затруднения на практике, так как приходится применять данные нормы по аналогии к другим следственным действиям, что не совсем правильно.
В третьей главе магистерской диссертации нами были рассмотрены особенности установления психологического контакта с несовершеннолетними в ходе следственных действий. Так нами было выбрано наиболее подходящее определении понятия «психологический контакт». Под психологическим контактом в рамках данной работы следует понимать уровень взаимоотношений следователя и несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, достигнутый следователем с помощью создания благоприятных условий и применения специальных приемов, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию.
Далее нами были сформированы два условных подхода к установлению психологического контакта: общий и специальный. В рамках данных подходов с помощью тактических приемов решаются определенные задачи, решение которых способствует установлению психологического контакта с несовершеннолетним. В рамках общего подхода решаются такие задачи как:
• снятие психологического напряжения несовершеннолетнего. Задача решается по средствам таких тактических приемов как побуждение к общению, беседа на отвлеченную тему, консультация психолога или педагога;
• демонстрация внимательного отношения к несовершеннолетнему как к личности. Задача решается через такие тактические приемы как настройка на одну волну, изучение личности несовершеннолетнего, постановка вопросов;
• формирование у несовершеннолетнего доверительного отношения к следователю. Инструментами служат следующие тактические приемы: демонстрация объективности, разъяснение прав и обязанностей, формирование внешнего облика следователя;
• обеспечение безопасности несовершеннолетнего в случае необходимости. Результат достигается с помощью таких тактических приемов как выбор места проведения следственного действия, правильный выбор лиц, которые примут участие в следственном действии (законный представитель, психолог, педагог).
В рамках специального подхода нами выявлена специфика установления психологического контакта с несовершеннолетними в зависимости от их возраста, процессуального статуса, проводимого следственного действия, уровня психического и интеллектуального развития, развития, предрасположенности несовершеннолетнего к преступному или виктимному поведению. В порядке рекомендации нами были предложены тактические приемы для установления психологического контакта с несовершеннолетними в зависимости от данной специфики.
Результаты наших исследований не могут считаться исчерпывающими ввиду ограниченных рамок данной работы и самой сложности установления психологического контакта с несовершеннолетними в принципе. Но следует заметить, что вопросу участия в следственных действия, а также установлению с ним психологического контакта, не уделено должного внимания как в законодательном закреплении, так и в исследовательских и научных работах, не смотря на то, что существует множество пробелов. В связи с этим проведение научных исследований по данной теме становится еще более актуальным.
Подобные работы
- СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Особенности производства по делам несовершеннолетних
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности производства по делам несовершеннолетних
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Организация и тактика допроса свидетелей
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019



