ВВЕДЕНИЕ 5
1 Характеристика природного территориального комплекса 7
1.1 Климатическая и географическая характеристика объекта 7
1.2 Ветровая характеристика 8
1.3 Топография района расположения объекта 9
2 Технологическая характеристика производственного объекта 10
2.1 Отраслевая принадлежность производственного объекта 10
2.2 Сырьевая база и ассортимент используемого сырья 11
2.3 Характеристика основных технологий производственного объекта 13
2.4 Состав сооружений магистральных нефтепроводов 13
3 Анализ причин возникновения аварий на магистральных нефтепроводах..16
3.1 Коррозионные повреждения нефтепроводов 17
3.2 Дефекты труб, сварных швов и монтажа 18
3.3 Классификация ЧС, вызванных авариями на магистральных
нефтепроводах 19
4 Возможные аварии на объектах транспортирования и хранения нефти 21
5 Элементы биосферы, нарушаемые данным производством 25
5.1 Воздействие на животный и растительный мир 25
5.2 Воздействие нефтепродуктов на гидросферу 26
5.3 Воздействие паров нефти на атмосферный воздух 26
5.4 Воздействие нефтепродуктов на почвенный слой 27
6 Оценка степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций 28
6.1 Возможные сценарии развития ЧС 29
6.2 Оценка количества опасных веществ, способных участвовать в
техногенных авариях, сопровождающейся проливом 30
8 Характеристика и свойства сорбентов 33
9 Сравнительный анализ сорбентов 38
10 Технология ликвидаций нефтезагрязнений с почвенного слоя 42
11 Мероприятия по защите персонала промышленного объекта в случае
возникновения ЧС 47
11.1 Идентификация поражающих и вредных факторов, действующих на
личный состав формирований, ликвидирующих ЧС на НМС 47
11.2 Порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ при ликвидации аварий с розливом нефти 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
На сегодняшний день практический интерес представляет ежегодное увеличение число экологических катастроф и аварий, связанных с розливом нефтепродуктов и нефти. Только предприятия нефтедобывающей промышленности России ежегодно выбрасывают в атмосферу более 2.5 млн. т загрязняющих веществ, сжигают около 6 млрд. м3 нефтяного газа, остаются неликвидированными десятки амбаров с нефтешламом, а также значительное количество площадей почвенного слоя загрязненных нефтепродуктами, забирают из водоемов 740 млн. м3 пресной воды.
По своему составу, нефть является экологически опасным соединением, которое при попадании в окружающую среду уничтожает важные для жизни процессы. При аварии на воде, повлекла за собой розлив нефти, масштабы катастрофы ужасающие. Литр нефти лишает кислорода 40 тысяч литров воды.
В основном нефтяное загрязнение происходит в местах хранения, добычи, транспортировки и переработки нефти. На сегодняшний день магистральные нефтепроводы являются самым экономически выгодным видом транспортировки нефти. Эксплуатация таких нефтепроводов, несмотря на высокий уровень подготовки в области строительства и проектирования, не позволяет полностью предотвратить отказы работы оборудования. В результате отказов происходят различные аварии техногенного характера, которые влекут за собой гибель людей, птиц, животных, разрушение зданий и пожары. Загрязнение почвы может достигать от 100 до 200 см, что приводит к изменениям свойств почвы, к потере плодородия и утрате значительных масштабов территории из сельскохозяйственного назначения.
При ликвидации аварий на нефтепроводах необходимо обеспечить безопасные условия труда работающему персоналу. Разрабатываются мероприятия по защите персонала в случае ЧС, проводится обучение рабочих для правильного эксплуатирования оборудования, проводится идентификация поражающих, опасных и вредных факторов, действующих на личный состав, ликвидирующих ЧС на НПС.
Перекачивающая станция «Пойменская», которая является структурным подразделением Красноярского РНУ ОАО «Транссибнефть». НПС находится на границе Красноярского края и Иркутской области. Административный центр - поселок Нижний Ингаш.
Предприятие специализируется на транспортировании, хранении и перекачивании нефти и нефтепродуктов на нефтеперерабатывающие предприятия и потребителя. НПС обслуживает участок магистральных нефтепроводов таких как, «Омск-Иркутск» и «Красноярск-Иркутск».
Целью данной работы является выбор и обоснование методов обеспечения безопасности и экологичности при ликвидации последствий аварий на НПС «Пойменская».
Задачи:
- Проанализировать состояние проблемы ликвидации ЧС;
- Проанализировать возможные ЧС на нефтепроводе и их развитие;
- Провести выбор и обоснование методов восстановление почвенного слоя от загрязнения нефтью и нефтепродуктами;
- Провести анализ полимерных сорбентов;
- Выбрать метод для переработки нефтезагрязненных почв и грунтов;
- Выявить опасные и вредные факторы, действующие на личный состав при ликвидации ЧС на НПС.
В результате эксплуатации производственного комплекса возникают техногенного аварии (это разрывы нефтепроводов, емкостей, проливы углеводородного сырья). При этом происходят взрывы, пожары, уничтожение материальных ценностей, гибель населения, загрязнение почвенного слоя. Предотвращение и ликвидация аварий является проблемой актуальной.
В настоящее время, проблема загрязнения почвенного покрова и водных источников нефтью и продуктами ее переработки является актуальной. Аварии на почве, в результате которых произошла утечка, приводят к неспособности значительных площадей земли к плодородию, загрязнению грунтовых и подземных вод, падению урожайности сельскохозяйственных культур, гибели микроорганизмов и т.д.
Загрязнение почв нефтью и нефтепродуктами требует немедленного реагирования. Необходимо очистить землю, но при этом не потерять сам продукт очищения.
Одно из направлений, которое позволяет эффективно очистить территории от нефти, основано на применении сорбентов. Они бывают природные, неорганические, биологические и синтетические. Синтетические сорбенты хорошо зарекомендовали себя на рынке сорбентов. Сорбирующая способность, высокая степень очистки, гидрофобность, плавучесть, возможность регенерации, простой способ нанесения и утилизации, высокая скорость поглощения нефти - это основные требования к применяемому сорбенту.
В работе проведен сравнительный анализ сорбентов. Сравнительный анализ показал, что самым экономичным и экологически чистым является сорбент «Униполимер-М». «Униполимер-М» обладает важным свойством - термостойкость. Таким образом, данный продукт позволяет использовать его в случае опасности возгорания нефтяного пятна.
Рассмотрены установки для очищения почвы. Установки должны иметь высокую производительность, достаточную мощность и вместимость резервуара, надежность, мобильность, экономичность и компактность.
Выявлены опасные и вредные факторы, действующие на личный состав при ликвидации ЧС на НПС.
1. Борисов В.В. Управление магистральными трубопроводами. - М.: Недра, 2006.-164 с.
2. Бородавкин П. П. Поздемные магистральные трубопроводы (проектирование и строительство). М.: Недра, 2009.-С 11-22.
3. Абрамов В.М. Проблемы определения показателей надежности при проектировании автоматизированных систем управления технологическими процессами в нефтяной и газовой промышленности / Бернд Хиллер // Маркшейдерский вестник. - 2010. - №4- С 54-58.
4. Капотина Л.Н., Морщакова Г.Н. Биологическая деструкция нефти и нефтепродуктов, загрязняющих почву и воду : учебное пособие// - Тюмень, 2007 - 146с.
5. Кашников Ю.А., Кашников О.Ю., Шарцева Н.А., Рахимкулов Р.С, Кропачев В.М. Информационно-экспертная система безопасной эксплуатации межпромыслового нефтепровода // Нефтяное хозяйство. -2005.-№6. - С.72-77
6. Ненашева М.Н. Фундаментальные и прикладные спекты охраны окружающй среды на объектах нефтяной и газовой промышленности / М.Н, М.Б. Цинберг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - №1. - С 149¬151.
7. Амбросимов А.А., Долматова М.Ю., Теляшева Э.Г. Экология переработки углеводородных систем. М.: Химия, 2008.-608с.
8. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Книга 2. Методика оценки на пожаровзрывоопасных объектах. М., 2009.
9. Пат. 2182563 Российская Федерация, МПК C 02 F 11/00, 1/40. Система для сбора, переработки нефтяных шламов и обезвреживания грунта/ Фаттахов М.Х, Хасаншин Д.Л. ; 2008 - 4 с.
10. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на объектах ЛПДС "Черкассы" ОАО "Уралсибнефтепровод". 2007 - 2 с.
11. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе и в воде. - Л.: Химия, 2007 - 9 с.
12. Сучков В.П., Безродный И.Ф. и др. Пожары резервуаров с нефтью и нефтепродуктами. Обзорная информация. Серия. Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. Выпуск 3-4. ЦНИИТ Энефтехим,
2006.
13. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности : Федеральные нормы и праила в области промышленной безопасности . - Новосибирск : Норматика, 2017 - 73 .
14. Иванцов О.М. Надежность и безопасность магистральных трубопроводов в России // Трубопроводный транспорт нефти. - 2009. -10. С.26-31.
15. РД "Методика определения ущерба окружающей природной среде при
авариях на магистральных нефтепроводах" (утв. Минтопэнерго РФ,АК" Транснефть", 2007 г.).