Актуальной темой в современном мире является проблема развития творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста. Социально экономические преобразования в обществе диктуют о необходимости формирования творчески активной личности, которая обладает способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим появляется важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.А. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Р. Стернберга в области творческого мышления и воображения теоретически обоснованы - творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия, дети являются субъектами творчества и активными участниками процесса развития [34, 35].
В период дошкольного детства процесс развития творческого мышления и воображения проявляется наиболее активно. Изучение данного вопроса и разработка специальной системы заданий помогут подготовить ребенка к школе, повысить обучаемость и уверенность в собственных силах.
Дети с развитым творческим мышлением и воображением обладают инициативностью, благополучно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя при этом личную независимость суждений и действий.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность для дошкольного педагогического образования, послужили основанием для определения темы исследования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений».
Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игровых упражнений, способствующий развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективному развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально разработанный комплекс игровых упражнений.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. На основе анализа современных психологических, педагогических источников определить сущность и содержание базовых понятий «творческие способности», «творческое мышление», «творческое воображение».
3. Выявить наличный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать комплекс игровых упражнений, способствующий развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. При помощи контрольного эксперимента проверить эффективность формирующих мероприятий.
В работе были использованы следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы,
• эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)....
Развитие творческих способностей тесно связано с эмоциональной и познавательной деятельностью ребенка. Ребенок обязательно должен все потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами. Во время познавания ребенок переживает массу эмоций, чтобы мозг ребенка имел больше опыта для различных вариантов решений задач. Ребенку важно применять метод аналогий, который заключается в том, что одинаковые свойства одних предметов он ищет в других, а потом обобщает эти свойства. Для качественного развития творческого мышления важно уметь расслабляться и фантазировать.
Творческие способности проявляются в стремлении и эмоциональном отношении, в интересе к творческой деятельности. Творческие способности проявляются в качестве знаний, а также творческого мышления и воображения, настойчивости и самостоятельности в творческом поиске и обеспечивают формирование субъективно нового в той или иной области деятельности.
Для детей 6-7 лет характерным является наличие таких особенностей, как познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творческой деятельности, склонность к подражанию, повышенный уровень эмоциональной и возбудимости. Для активизации творческого потенциала личности особенно важным является специально организованная игровая деятельность. При благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы.
Для исследования психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста было спланировано и осуществлено экспериментальное исследование. Участниками исследования стали дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Процедура эксперимента включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В ходе констатирующей диагностики было определено, что большинство детей старшего дошкольного возраста характеризуются сниженным уровнем развития творческих способностей. В исследовании диагностируется преимущественно средний и низкий уровень развития творческого мышления и воображения. Была осуществлена процедура целенаправленного формирующего эксперимента посредством игровых упражнений. Разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе исследования была выполнена процедура повторной диагностики, в ходе которой была выявлена положительная динамика показателей развития творческих способностей детей в экспериментальной группе. Полученные в исследовании данные говорят о том, что процедура целенаправленного формирующего воздействия была эффективной и способствовала развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Основная гипотеза исследования подтверждается полностью.
1. Боровик О. Развитие воображения // Психол. Журнал 2011г.
2. Барташникова И.А. Учись, играя / Харьков: Фолио, 1917. 24 с.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. пособие для студ. вузов М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. 256 с.
3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т. 2 М.: Воображение и его развитие в детском возрасте, 1982. 436 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2015. 216 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб. Союз, 1997. 93 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб. Азбука, 2000. 302 с.
7. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб. 2003. 534 с.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.: «Издательство Скрипторий», 2003. 80 с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб. Издательство Психология «Питер», 1999. 368 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб. Питер, 2009. 368 с.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: метод. Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 128 с.
12. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. Вопросы психологии. 2010. 44 с.
13. Дьяченко О.М., Бурменская Т.В. Развитие личности ребенка: от семи до одиннадцати / под ред. Головей Л.А. Екатеринбург: «У - фактория», 2016г. 631 с.
14. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2012. 55 с.
15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. М.: «Издательство Скрипторий», 2003. 80 с....(46)