Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА ВЕБ-САЙТОВ ИЗДАТЕЛЬСТВ

Работа №178344

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы125
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
Часть I. Разработка комплексной методики редакторского анализа веб-сайтов издательств .. 6
Введение 7
Глава 1. Разработка методики редакторского анализа издательского сайта 14
1.1. Обзор существующих методик анализа сайтов 14
1.2. Специфика сайта издательства и ее влияние на методику анализа 18
1.3. Определение критериев и показателей анализа издательского сайта 20
Глава 2. Опыт редакторского анализа сайтов крупных зарубежных издательств 31
2.1. Характеристика издательств Elsevier и Marabout 31
2.2. Контент и структура сайтов издательств Elsevier и Marabout 32
2.3. Функции сайтов издательств Elsevier и Marabout и способы их реализации 51
Глава 3. Опыт редакторского анализа сайтов среднего и малого зарубежных издательств 58
3.1. Характеристика издательств Footprint Travel Guides и Black Balloon Publishing 58
3.2. Контент и структура сайтов издательств Footprint Travel Guides и Black Balloon
Publishing 60
3.3. Функции сайтов издательств Footprint Travel Guides и Black Balloon Publishing
и способы их реализации 78
Заключение 82
Список использованной литературы и источников 85
Часть II. Редактура рукописи Д. Варденбург «Фаня, Апельсин и четверо из города» 90
Редзаключение на рукопись Д. Варденбург «Фаня, Апельсин и четверо из города» 91
Часть III. Экономическое обоснование издания Д. Варденбург «Фаня, Апельсин и четверо из города» 118

В последние десятилетия наблюдается все более широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Издательская отрасль не является исключением. В частности, в настоящее время большое количество издательств имеет собственный сайт, который в потенциале представляет собой эффективный инструмент для решения многих конкретных задач и достижения долгосрочных целей компании. Сайт может дать организации более широкие возможности для успешного функционирования и представляется важной частью ее инструментария. Однако вместо положительного влияния сайта на успешность компании может возникнуть отрицательный эффект, если при разработке виртуального представительства не придерживаться определенных целей, задач, правил и рекомендаций, не учитывать специфику отрасли и самой организации. Таким образом становится очевидной необходимость редакторского анализа веб-ресурсов издательств для выявления недостатков их функционирования и определения путей совершенствования.
Постановка проблемы, решению которой посвящено исследование, связана с созданием комплексной методики редакторского анализа издательского сайта с учетом специфики отрасли в целом и каждой конкретной организации в частности. Проблема заключается в том, что в настоящее время анализ издательских сайтов затруднителен из -за отсутствия такой методики, ее образцов и примеров применения. Зачастую в издательстве нет отдельного сотрудника, который бы отвечал за качество работы сайта, и эти обязанности ложатся на плечи редактора. Поэтому исследование обращено к методике именно редакторского анализа сайта, направленного на комплексную оценку ресурса.
Также стоит отметить, что традиционно принято говорить об отставании России от стран Запада в некоторых областях, одной из которых является сфера интернет- технологий, затрагивающая создание и функционирование сайтов. Это наталкивает на мысль о необходимости исследования сайтов зарубежных издательств для того, чтобы использовать полученную информацию в практике анализа веб-представительств отечественных организаций. Таким образом, в данной работе нас интересуют сайты зарубежных издательств в аспекте редакторского анализа их контента.
Актуальность проблемы, ее исследования и решения обусловлена активностью процесса интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь общества, включая ее производственную и потребительскую сферы, и подтверждается возрастающей ролью веб-представительств в издательском деле, с помощью которых сегодня в отрасли и отдельных издательствах решается целый комплекс проблем разного рода и уровня. Так, например, сайт может быть и инструментом продвижения изданий и компании, и способом получения обратной связи от клиентов, партнеров и иных лиц, и платформой для привлечения новых авторов, инвесторов, сотрудничества с ними. Однако необходимо изначально, при создании ресурса, и при дальнейшем его использовании понимать, что именно, какой контент закладывать в издательский сайт. Работа сайта должна соотноситься с целями и задачами организации, само веб-представительство — иметь четкое назначение. Этим и определяется важность комплексной редакторской оценки издательского сайта и актуальность разработки методики такого анализа, предпринятой в нашей выпускной квалификационной работе.
Необходимо разъяснить основные термины, которыми мы будем оперировать в ходе исследования. Это следующие понятия: «сайт» («веб-сайт»), «веб-представительство» (или «электронное представительство»), «веб-ресурс».
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» интернет-сайт определяется как «совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети интернет» .
Также можно встретить другие определения: сайт — это
• «совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом)» ;
• «совокупность страниц в сети интернет, объединенных в одно целое и доступных по доменному имени или IP-адресу» ;
• «совокупность веб-страниц, которые логически взаимосвязаны» .
Из представленных формулировок можно вывести, что сайт — это совокупность логически взаимосвязанных веб-страниц, объединенных в одно целое и доступных в сети интернет по доменному имени или IP-адресу. В нашей работе будем использовать данное рабочее определение сайта.
Веб-представительство — это «виртуальный офис, где посетитель найдет информацию о компании, формы для оформления заказов, возможность осуществления электронных платежей, онлайн-консультации, подписку на рассылки и множество других полезных для ведения бизнеса сервисов» . Другими словами, в нашем представлении, это — сайт компании.
Веб-ресурс — это «интернет-представительство, наличие которого говорит о том, что фирма готова к общению с клиентами и желает популяризировать свой бизнес по всем направлениям» . Данное определение приводит нас к выводу, что термин используется как синоним понятия «сайт компании (веб-представительство)».
В нашей работе рассматриваются именно сайты компаний, и все перечисленные термины будут использоваться в ней как синонимы.
При этом необходимо уточнить понимание издательского сайта. Под этим термином мы подразумеваем ресурс, направленный на достижение поставленных целей и решение задач издательства и служащий площадкой для коммуникации представителей компании, читателей, авторов и иных заинтересованных лиц.
Принципиально важным для нас является понятие «методика». Здесь мы следуем за мнением исследователей А. Б. Пономарева и Э. А. Пикулевой, которые дают такое определение: «Методика — это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования» . Основным для нашей работы является то, что методика — это система определенных взаимосвязанных и взаимодействующих мыслительных (аналитических) действий, реализуемых в процессе последовательного выполнения определенных шагов, приводящих к цели изучения проблемы. Без учета принципов последовательности и системности ни создать методику, ни результативно пользоваться ею невозможно.
Во введении к работе стоит сказать и о том, что будет пониматься нами под критериями и показателями анализа. Разобраться с этими терминами помогает работа О. Ю. Макаровой, где рассмотрено большое количество мнений исследователей по этому вопросу. Вывод делается следующий: «Критерий — это признак, по которому можно судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует содержание его. Следовательно, критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных ... явлений, качеств, процессов. А степень проявления, качественная сформированность, определенность критериев выражается в конкретных показателях» .
При обращении к истории вопроса нами был изучен опыт ученых, занимавшихся исследованием электронных представительств компании. Пристальное внимание к комплексному анализу сайтов обращено в работах О. В. Кулевой , Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой и О. И. Алдохиной , Д. В. Ермоленко . Разработке системы критериев оценки сайта посвящены статьи и небольшие по объему издания А. А. Голубевой, И. С. Меркурьевой и Н. А. Шулакова , Л. Б. Грузиновой, А. В. Головкиной и М. В. Озеровой , О. В. Кулевой и Д. Б. Сугака . К вопросу важности учета целей и задач организации в функционировании сайта обращается Г. Н. Шеламова . В рассмотренных публикациях веб-сайт предстает важным инструментом повышения эффективности функционирования организации. Исследования показывают нам, что к оценке электронного представительства необходимо подходить системно — через определение уровней анализа, его критериев и показателей. Нельзя забывать и о специфике организации, так как именно она определяет закладываемый в ресурс контент и функционал.
Как можно заметить, ученых в первую очередь интересует качество сайтов, однако большинство работ строится на материале веб-ресурсов библиотечной и образовательной сферы. Нами не было обнаружено исследований, посвященных принципам создания и функционирования сайта издательства, критериям его редакторского анализа. В связи с этим были рассмотрены работы по редактированию, принадлежащие перу самых авторитетных авторов: А. Э. Мильчину , Н. М. Сикорскому , С. Г. Антоновой ,
И. Н. Жаркову .
Под редактированием исследователями понимается «процесс, главная цель которого — на основе анализа предназначенного к публикации произведения установить меру его общественной ценности, то есть меру соответствия содержания и формы его общественному, социально-функциональному назначению и читательскому адресу»18 19 20 , а под редакторским анализом — «синтез специально-предметного, логического и лингвостилистического анализа» . Мы же обращаемся к редакторскому анализу материалов особого рода и формата — издательских сайтов, под их редакторским анализом мы подразумеваем процесс комплексного анализа содержания, формы его представления и функциональности веб-ресурса, оценку с точки зрения соответствия целям и задачам издательства, его целевой аудитории, специфике отрасли.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке комплексной методики редакторского анализа веб-сайтов издательств на основе изучения существующих методик оценки веб-ресурсов с учетом специфики издательского сайта.
Задачами исследования являются
1) изучение существующего опыта анализа веб-сайтов;
2) определение специфики сайтов издательской отрасли и ее влияния на методику редакторского анализа;
3) формирование комплекса критериев и показателей оценки издательского сайта, отражающих его специфику;
4) апробация разработанной методики на материале сайтов зарубежных издательств (крупных, средних и малых) и ее корректировка.
Материалом для работы послужили сайты зарубежных издательств. Принцип отбора заключается, с одной стороны, в обращении к сайтам крупных зарубежных издательств, принадлежащих корпорациям, занимающим на момент исследования лидирующие позиции на издательском рынке. С другой стороны, мы анализируем в работе и сайты организаций среднего и малого масштаба. В той и другой категории подбирались специализированные и универсальные компании. Такие принципы отбора материала для апробации методики редакторского анализа соответствуют нашей цели: разработать методику, применимую к сайтам издательств, разнородных как по масштабу деятельности, так и по целевой аудитории.
Объектом исследования являются сайты, принадлежащие:
1) крупным зарубежным издательствам Elsevier (специализированное) и Marabout (универсальное);
2) среднему специализированному зарубежному издательству Footprint Travel Guides;
3) малому универсальному зарубежному издательству Black Balloon Publishing.
Предмет работы — методика редакторского анализа издательских сайтов в аспектах их содержательного наполнения, структуры и функциональности.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы И. Н. Жаркова и А. Э. Мильчина , посвященные теории и практике редакторского анализа, а также исследования Д. В. Ермоленко , А. А. Голубевой, И. С. Меркурьевой, Н. А. Шулакова , обращенные к оценке веб-представительств. Виды издательств по масштабу деятельности, а также по репертуару и целевому назначению изданий определяются в соответствии с учебным пособием Л. Б. Грузиновой, А. В. Головкиной, М. В. Озеровой . Понятия «методологии», «методики» и «метода» используются с опорой на учебное пособие А. Б. Пономаревой и Э. А. Пикулевой .
Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании впервые рассмотрена специфика издательских сайтов и их редакторского анализа, определена система критериев и показателей анализа издательского веб-представительства. Впервые предпринята попытка решить актуальный вопрос о разработке комплексной методики редакторской оценки издательских сайтов, впервые проведена апробация предложенной методики на материале веб-представительств зарубежных издательств, представляющих их палитру по масштабу деятельности и целевой аудитории.
Теоретическое значение исследования находит отражение в попытке определения и систематизации критериев и показателей оценки веб-сайтов издательств с учетом специфики отрасли. Также в работе рассматриваются теоретические вопросы, связанные со своеобразием издательского сайта. Таким образом, в нашем случае важен не только результат исследования, но и теоретическое обоснование процесса его достижения, что может послужить моделью для создания методик анализа других объектов. Кроме того, теоретическую значимость работе придает ее междисциплинарность — исследуемая тема находится на пересечении теоретических и прикладных аспектов сайтостроения, дизайна, маркетинга.
Практическое значение имеет разработанная методика редакторского анализа издательских сайтов, а также результаты ее апробации на материале веб-представительств зарубежных компаний.
Структура работы опирается на цель и задачи исследования. Во ведении ставится проблема исследования и рассматриваются ее аспекты, определяется понятийный аппарат работы, формулируется актуальность темы, ее научная новизна, определяются цель и задачи ВКР, кратко излагается теоретическая и практическая значимость работы, а также концептуально описывается ее структура. В первой главе «Разработка методики редакторского анализа издательского сайта» проводится изучение существующих работ по анализу и оценке веб-ресурсов, определяется специфика сайтов издательств и ее влияние на исследование. Также в этой главе на основе рассмотренных исследований выявляются критерии и показатели для проведения редакторского анализа издательского веб-представительства, создается исходная модель методики редакторского анализа сайтов. Во второй главе «Опыт редакторского анализа сайтов крупных зарубежных издательств» разработанная методика проходит первую апробацию на материале веб-ресурсов компаний крупного масштаба. Результатом апробации является корректировка методики и общая оценка ее применимости. В третьей главе «Опыт редакторского анализа сайтов среднего и малого зарубежных издательств» происходит вторая апробация, по завершении которой определяется окончательный вид методики и делаются выводы о возможностях ее использования по отношению к веб-представительствам издательств, имеющих разный масштаб, репертуар и целевое назначение изданий. В заключении представлены результаты работы, подводится общий итог исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами исследования в работе были рассмотрены существующие методики исследования веб-ресурсов безотносительно конкретной области их использования. Это позволило нам выделить общие критерии и показатели оценки любого веб-представительства. К общим критериям анализа все исследователи относят функциональность, доступность и удобство использования, соответственно, к общим показателям оценки сайта можно отнести ориентацию на аудиторию, уместность контента, своевременность и точность подачи информации, интерактивность (группа показателей оценки функциональности), доступ к сайту и его контенту; дизайн сайта, навигация, метаданные (используются для оценки удобства использования сайта).
Создание методики анализа издательского сайта потребовало определения специфики такого сайта и степени ее влияния на методику анализа. Была выделена такая черта издательского сайта, как особые возможности демонстрации издания в виртуальной среде, которые должны учитывать своеобразие каждого конкретного издания. Другая черта, определяющая своеобразие отраслевого издательского сайта, была усмотрена нами в его расширенной целевой аудитории. Если книга как продукция издательства направлена непосредственно на читателя, то сайт, кроме этой категории пользователей, должен ориентироваться на авторов, партнеров компании. Последний отмеченный нами момент — отражение специфики издательства на сайте. Это принципиально важно, так как веб-представительство призвано формировать в сознании посетителя определенный образ компании и является инструментом ее брендинга. Описанные черты легли в основу разработки нашей методики и проявляются на всех ее уровнях.
Основным результатом работы является выработанная методика редакторского анализа издательского сайта, которая складывалась, проходя поэтапную апробацию на материале сайтов крупнейшего в мире Издательского дома «Эльзевир» (Elsevier), входящего в состав холдинга Reed Elsevier, крупной бельгийской компании Marabout, входящей во французский издательский конгломерат Hachette Livre, среднего по масштабу деятельности издательства Footprint Travel Guides, штаб-квартира которого находится в Великобритании, и малого американского издательства Black Balloon Publishing. С учетом проведенных в ходе апробации корректировок предлагаемая нами методика редакторского анализа издательского сайта в окончательном виде представляет собой определенную последовательность действий, обусловленную системностью редакторской оценки издательского сайта.
1. Постановка цели исследования.
2. Изучение организации, которую представляет сайт: ее цели и задач, особенностей выпускаемой продукции и оказываемых услуг, целевой аудитории сайтов.
3. Отбор анализируемых критериев.
4. Определение показателей оценки критериев.
5. Непосредственный редакторский анализ сайтов (по избранным критериям
и в соответствии с установленными показателями).
6. Формулировка выводов.
Для редакторского анализа веб-сайтов издательств были выбраны следующие критерии — контент, структура, функциональность. Выбор основывался на участии редактора в подготовке тех или иных элементов сайта, его осведомленности о разных сторонах работы издательства.
Предлагаются такие показатели оценки контента сайта:
• демонстрация особенностей каждого конкретного издания,
• обращение к широкой целевой аудитории,
• соответствие контента целям и задачам организации,
• группа показателей оценки текстовой информации,
• организация контента на странице,
• гипертекстовость.
Показатели оценки структуры сайта:
• набор элементов,
• расположение элементов,
• связь, обеспечивающая навигацию по сайту.
Показатели оценки функциональности сайта:
• соответствие выбранных функций специфике области,
• соответствие выбранных функций целям и задачам организации,
• соответствие форм реализации функций виду сайта.
Апробация методики редакторского анализа издательского сайта на всех этапах заканчивалась рефлексией о применимости предлагаемой нами методики и корректировкой комплекса показателей оценки контента издательского сайта. На завершающем этапе апробации мы убедились в применимости нашей методики к веб-представительствам издательских компаний разного масштаба, целевой аудитории и вида выпускаемых изданий.
Одним из важных выводов, сделанных в ходе апробации, явилось положение о том, что все критерии редакторской оценки издательского сайта связаны между собой, зависят друг от друга. Так, например, если контент не соответствует задачам организации, то появляются нецелесообразные или, напротив, отсутствуют необходимые структурные элементы, а также не выполняются функции сайта. Все это, в свою очередь, негативно сказывается на работе издательства. Комплексный редакторский анализ сайта поможет избежать подобных проблем.
Другое сделанное нами заключение говорит о том, что при анализе сайта на всех уровнях необходимо учитывать цель и задачи, которое ставит перед собой издательство. Это поможет разработать ресурс, направленный на достижение искомой цели и решение поставленных задач компании, что способно повысить уровень эффективности работы организации в целом.
Вместе с развитием цифровых технологий происходит и расширение функций редактора, поэтому редакторский анализ веб-представительства издательства имеет тенденцию к постоянному расширению. С этим связаны перспективы нашего исследования. Они заключаются в изучении других сторон издательского сайта — дизайна, интерактивности, юзабилити — и разработке методики редакторского анализа издательского сайта на этих уровнях.



1. Black Balloon Publishing [Электронный ресурс]. — URL: http://www.blackballoonpublishing.com.
2. Elsevier [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elsevier.com.
3. Flying Couch: A Graphic Memoir by Amy Kurzweil [Электронный ресурс] // Catapult. — URL: https://books.catapult.co/products/flying-couch.
4. Footprint Travel Guides [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.footprinttravelguides.com/
5. Marabout [Электронный ресурс]. — URL: https://www.marabout.com/
Нормативные документы
6. ГОСТ 28806-90 Качество программных средств. Термины и определения. — Введ. 1992-01-01. — М.: Изд-во стандартов, 1991. — 8 с.
7. ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения. — Взамен ГОСТ 7.60-90; введ. 2004-07-01. — Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов, 2003. — 35 с.
Учебная литература
8. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник / С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков и др. — М: МГУП, 2002. — 468 с.
9. Жарков И. Н. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций / И. Н. Жарков. — М.: Изд-во МГУП, 2002. — 88 с.
10. Инькова Н. А. Создание Web-сайтов: Учебно-методическое пособие / Н. А. Инькова, Е. А. Зайцева, Н. В. Кузьмина, С. Г. Толстых. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 56 с.
11. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста / А. Э. Мильчин. — М.: Логос, 2005. — 524 с.
12. Пономарев А. Б. Методология научных исследований: учеб. пособие / А. Б. Пономарев, Э. А. Пикулева. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. — 186 с.
13. Сикорский Н. М. Лекции по теории и практике редактирования / H. М. Сикорский. — М: Книга, 1978. — 267 с.
14. Сырых Ю. А. Современный веб-дизайн: рисуем сайт, который продает. — М.: Диалектика, 2008. — 302 с.
Научная литература
15. Гендина Н. И. Оценка качества сайтов: методика и результаты пилотажного исследования / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова и О. И. Алдохина // Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика: сборник научных трудов. — Санкт-Петербург: Профессия, 2015. — C. 252-259.
...59

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ