Введение 5
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса развития творческих способностей обучающихся средствами факультативных курсов 7
1.1 Анализ программ обучения по технологии учащихся 5-8 классов СОШ 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития творческих способностей учащихся 5-8 классов 18
1.3 Методы и способы развития творческих способностей через факультативы 20
Глава 2. Факультативный курс «Декоративные изделия из древесины» 25
2.1 Организационные требования к групповым формам работы 25
2.2 Технология изделий из древесины 29
2.3 Разработка и реализация факультативного курса «Декоративные изделия из древесины» для обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ. Художественные изделия из древесины как средство развития творческой деятельности обучаемых 35
Заключение 48
Список использованных источников и литературы: 49
Актуальность исследования. Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческих способностей обучаемых. Благоприятными условиями для формирования творческих способностей обучаемых является практическая деятельность. В основе развития творческих способностей лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого обучаемого уровня общего развития.
Проблемой развития творческих способностей личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов, Ж.А. Зайцева, А.А. Кирсанов, А.А. Малахов, Р.А. Петросова, О.Г. Сущенко, А. Энгельбрехт и др.); в процессе эстетического воспитания (Н.Е. Воробьев, В.Г. Кухаронак, Г.П. Новикова, Е.Ю. Романова, Н.М. Сокольникова, Е.А. Солнцева, Л.Н. Шульпина и др.); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г. Вяткина, Е.И. Еремина, Г.И. Щукина и др.); через использование средств изобразительного искусства (Р.А. Гильман, В. Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В. Безюлева, С.Н. Дорофеев, В.Д. Путилин, В.П. Ушачев и др.)
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей обучаемых является разного вида художественная деятельность, которая обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск разных вариантов как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, проявления самостоятельного творчества в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей обучающихся 5-8 классов.
Предметом исследования являются условия развития творческих способностей обучающихся 5-8 классов средствами факультативного курса «Изготовление декоративных изделий из древесины».
Цель исследования: разработать и реализовать факультативный курс «Изготовление декоративных изделий из древесины».
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по проблеме исследования и уточнить понятия учебно-воспитательной проблематики развития творческих способностей обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ.
2. Выявить условия эффективного развития творческой активности обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ.
3. Описать технологию изделий из древесины.
4. Определить организационные требования к групповым формам работы и разработать факультативный курс «Изготовление декоративных изделий из древесины».
Практическая значимость: Разработан и факультативной курс обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ.
Выпускная квалификационная работа была проведена с целью определения педагогических условий развития творческой активности обучающихся среднеобразовательных школ средствами факультативного курса «Декоративные изделия из древесины».
Мы изучил работы известных психологов, педагогов, философов, выявили основные понятия, необходимые для изучения феномена творческой активности.
В ходе нашей работы были решены следующие задачи:
- Уточнены понятия учебно-воспитательной проблематики развития творческой активности обучающихся, а именно «творчество», «активность личности» и «творческая активность».
Раскрыты педагогические условия эффективного развития творческой активности обучающихся на занятиях.
Определены организационные требования к групповым формам работы и разработан факультативный курс «Изготовление декоративных изделий из древесины».
Исходя из результатов исследования, можно сказать, что развитие творческих способностей средствами факультативного курса «Изготовление декоративных изделий из древесины», является эффективной.
1. Алексеев, В. К. Организация технического творчества обучающихся: учеб. пособие / В. Е. Алексеев. - М.: АСГ, 2011. - 278 с.
2. Адаменко, А. С. Творческая техническая деятельность обучающихся и подростков : учеб. пособие / А. С. Адаменко. М.: Мифра,2011.- 324 с.
3. Аксенов, Д. К. О трудовом воспитании: учеб. пособие / Д. К. Ак-сенов.-М. : Просвещение, 2011. - 500 с.
4. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание :учеб. пособие/ А. В. Бакушинский - М. : 2005. - 240 с.
5. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в современном образовании/ Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №76-2. - С.30-35
6. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 460 с.
7. Карманчиков, А.И. Педагогические условия развития творческой активности обучающихся в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01/А. И. Карманчиков ; М-во образования Рос. Федерации, Ижевск. гос. ун-т. - Ижевск : 2004. - 19 с.
8. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-ведений/ Е. С. Полат. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 224 с.
9. Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.- 195 с.
10. Абросимова, А., Каплан, Н., Митлянская, Т. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. 2-е изд. М., Высшая школа, 1984. - 210 с.
11. Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979. - 148 с.
12. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: учебник. - М.: Академия, 2000. - 328 с.
13. Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004.
14. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практику-мом: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 480 с.
15. Мельников, В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология» : метод. пособие / В. Е. Мельников, В. А. Мигу¬нов, Петряков П.А. - Вел. Новгород :НРЦРО, 2000. - 29 с....(24)