Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КНИЖНЫХ ФОРМАТОВ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ

Работа №178342

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы124
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 5
АННОТАЦИЯ 5
ЧАСТЬ I. Проблема трансформации современных книжных форматов: взаимодействие традиционной и электронной книги 7
Введение 8
ГЛАВА 1. Причины и факторы, влияющие на трансформацию книжных форматов
15
1.1. Особенности трансформации современной издательской индустрии 16
1.2. Отношение молодой читательской аудитории к новым книжным форматам
(результаты социологического исследования) 25
ГЛАВА 2. Изменение конструкции книги. Флипбук как инновационный книжный
формат 34
2.1. Типологические особенности флипбука 34
2.2. История создания флипбуков и их современное развитие 40
2.3 Редакторский анализ флипбуков на примере двух изданий: «Декамерон.
Избранные новеллы» Джованни Боккаччо и «Когда Ницше плакал» Ирвина Ялома
46
ГЛАВА 3. Фиджитал технологии. Книги с электронными включениями 52
3.1. Книги с QR-кодами 52
3.2. Анализ концепции книг с QR-кодом 59
3.2.1. Анализ концепции воркбука «В точке покоя» Ольги Примаченко 59
3.2.2. Анализ концепции «Убийство ради компании» Брайан Мастерс 63
3.3. Книги с дополненной реальностью 66
3.4. Анализ концепции издания «4D энциклопедия в дополненной реальности.
Анатомия. Тело человека» 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Приложение 1 81
ЧАСТЬ II. Редакторское заключение и редактура фрагмента из книги «Залы Зимнего дворца» Татьяны Сониной 83
ЧАСТЬ III. Экономический расчёт себестоимости издания Татьяны Сониной «Залы
Зимнего дворца» издательства «Арка»


В современном обществе под влиянием новых информационных технологий меняется темп жизни, скорость освоения информации и её восприятия. Как отметил эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Харитонов в своём докладе, «пандемия ускорила процессы цифровизации, и в рамках национальной программы усиливается поддержка развития цифровых технологий, цифровой
трансформации компаний, госуправления, образования, чтобы в сложившихся реалиях, во-первых, поддержать бизнес, для которого цифровые технологии становятся
конкурентным преимуществом, а во-вторых, не отставать от мировых темпов цифровизации»1. Книгоиздательская отрасль является таким направлением предпринимательской деятельности, для которого внедрение новых цифровых технологий может стать конкурентным преимуществом, так как, во-первых, оно может способствовать росту скорости и уровня подготовки и производства продукции, а во-вторых, влияет на качественные изменения книжной продукции, касающиеся её оформления или внутренних характеристик. Поскольку цифровая среда кардинально трансформирует читательские практики, запросы и интересы потребителей информации, то издатели, откликаясь на эти тенденции, ищут и применяют новые книжные форматы, отвечающие духу времени. В настоящее время проблемным остаётся вопрос о дальнейшей судьбе традиционной печатной книги: сохранится ли она в бумажном формате или её полностью вытеснит электронная книга. Одним из вариантов решения данной проблемы является интеграция электронных элементов в традиционный печатный формат книги, позволяющая ей обрести новые возможности.
Актуальность исследования обусловлена устойчивой современной тенденцией перехода книг в «цифру», в электронную форму в условиях общей цифровизации разных сфер жизни, совершенствования ИКТ и роста пользователей Интернета. Это подтверждается данными, опубликованными в газете «Комерсантъ»: «Продажи электронных и аудиокниг в России по итогам 2019 года выросли на 35%, до 6,5 млрд руб., достигнув 10% от всего российского книжного рынка без учета учебников... В структуре продаж «Эксмо-АСТ» цифровые книги по итогам 2019 года также занимают почти 10%, в 2018 году их доля составляла около 7%, сообщил президент группы Олег Новиков. Рост
продаж цифровых книг «Эксмо-АСТ» по итогам 2019 года составил 30%» .
Необходимость изучения книг смешанного формата диктуется также потребностью читателей в сокращении временных издержек, связанных с чтением, с быстрым освоением и расширением границ получаемой информации. В настоящее время на книжном рынке появляется всё больше книг с различными электронными включениями, реализующими новые потребности читателей, предъявляющих повышенный спрос на такие издания (флипбук, энциклопедии с дополненной реальностью, продукция издательства «Inspiria» и другие).
Актуальность обращения к проблеме взаимодействия традиционной и печатной книги в современной издательской практике обусловлена и недостаточной изученностью сложных вопросов интеграции разных книжных форматов в книговедении. Эти факторы определяют необходимость исследования указанной проблемы в системном, комплексном аспекте.
О трансформации книжных форматов пишет в своей книге «Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры» (2016) доктор педагогических наук Юлия Владимировна Щербинина В своей работе исследовательница рассматривает новые писательские технологии, творческие эксперименты с внешней формой книг и складывающиеся стратегии чтения в формате Web 2.0. Она рассматривает флипбук, флипбэк, гибридную книгу, связывая их появление с изменением читательского восприятия и читательских практик в современном мире. О тенденции таких изменений говорится и в статье «Книга и новые форматы: роль современных технологий в формировании литературного пространства России» , где приведено интервью Евгении Журавлевой, директора департамента non-fiction ИГ «АСТ», отмечавшей, что «дополненная реальность» помогает заинтересовать читателя. Однако данные материалы описывают далеко не все новые форматы, появившиеся в книгоиздании в ковидные и постковидные годы.
На научных платформах можно найти множество статей, посвящённых развитию электронного книгоиздания, так в 2020 году состоялась дискуссия «Издательские технологии и бизнес-модели в условиях цифровой трансформации книжного рынка» , в рамках которой директора и руководители действующих издательств размышляли о том, как цифровые технологии влияют на книгоиздание и готовы ли к этому сами издатели. В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы развития интернет-продаж и персонализации производства, роста тиражей электронной книги и аудиоформатов, особенности цифровых учебников и интеграции читателя в процесс создания книги. Говоря о новых форматах, специалисты отмечали появившиеся сетевые форматы, например, SD-аудиосериалы, созданные издательством «ЛитРес», но проблема интеграции книжных форматов не получила в дискуссии должного освещения. Вообще найти современные исследования, посвященные способам взаимодействия электронной и бумажной книги достаточно сложно, чаще всего исследователи обращаются к рассмотрению места традиционной книги в медиапространстве или изучению трансформаций читательских практик.
Так, вопросы влияния цифровой среды на читательское восприятие текстов ставятся в статье «Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников). Часть 2» : авторы выдвигают гипотезу, что время, проведённое в Интернете, и объём чтения с экрана могут влиять на дальнейшее понимание и усвоение печатных текстов. По результатам исследования, 70% участвующих в эксперименте школьников 4-го класса оказались способны понимать только простые печатные тексты на знакомые темы. В работе «Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования» в качестве итоговых выводов звучат мысли о том, что в современном мире при увеличении потребления цифрового контента в подростковом чтении наблюдается сосуществование старых (чтение с листа) и новых (чтение с экрана) читательских практик при доминировании традиционного формата. Также авторы указывают на связь, существующую между типом текста и видом чтения: так при чтении информационных и развлекательных текстов - экран, при чтении художественных текстов - бумага. Таким образом на основе изменения читательских практик мы можем определять виды дополнительного электронного контента для разных читательских групп: для учащихся младших классов больше подойдёт поясняющий и дополняющий основной текст материал, который поможет сделать его проще и более доступнее. В издания для подростков лучше добавлять развлекающие материалы и краткий информационный блок, который будет быстро усваиваться и сможет меняться или дополняться в дальнейшем. Всё это можно реализовать с помощью внедрения в текст ссылок на дополнительные материалы или с помощью инструментов «дополненной реальности».
Говоря о влиянии цифровых технологий на книгоиздание, исследователи стараются определить место книги в медиасреде: этой проблеме посвящены работы «Книга в системе медиа» Вохрышевой М. Г., «Трансформации книги в условиях медийных революций» Лизуновой И. В. и Павленко С. В. В своих статьях ученые не только дают определение медиа и книги, но и описывают взаимосвязь этих двух понятий, рассматривают возможность создания новых форматов под влиянием цифровых технологий, однако акцент сделан на развитии электронной книги в контексте сосуществования с традиционной, а не об изменении последней.
Особое значение для формирования теоретической базы данного исследования имеют работы, объектом изучения в которых становятся отдельные инновационные форматы книг: «QR-коды в учебных изданиях: редакторский аспект»
и «Об использовании технологии дополненной реальности в печатных изданиях»11. Сложная ситуация сложилась с изучением флипбука. Так как на российском книжном рынке нет однозначно сформировавшегося понятия «флипбук», которое может предполагать три разных вида традиционной и электронной книги, то в своих статьях исследователи стремятся преодолеть эту путаницу: «Расширение возможностей практико-ориентированного обучения посредством внедрения современных информационно-коммуникационных технологий» Д. Д. Родионова, «Система дистанционного обучения и повышения квалификации SAP LEARNING HUB» Е.А. Блинова и Н.Н. Пустовалова, «Российский рынок электронных изданий: EPUB в тренде» Ю. А. Ершова). На основании данных работ можно сделать вывод, что flipbook в широком понимании - это не только книга небольшого формата с элементами электронного издания, но и формат электронных книг с элементами традиционной книги.
Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что, несмотря на отдельные интересные исследования вопросов формирования новых форматов традиционного книжного издания под влиянием цифровой среды, проблема взаимодействия печатной и электронной книги требует комплексного, системного рассмотрения. Помимо этого, с увеличением объёма выпуска электронных изданий вопрос о падении тиражей и снижении спроса на бумажную книгу остаётся достаточно острым, требующим дальнейшего осмысления и разработки способов противодействия этим негативным тенденциям в сфере книгоиздания.
Таким образом, объектом данного исследования являются издания смешанного формата, интегрирующие особенности печатного и электронного книжных форматов, а предметом их типологические характеристики и специфика редакторский подготовки.
Цель данного исследования - рассмотреть современные формы интеграции традиционного печатного и цифрового книжных форматов в аспекте трансформации типологических характеристик изданий и особенностей их восприятия читателем.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить причины и факторы изменения книжных форматов в контексте развития современного книгоиздания.
2. Охарактеризовать основные тенденции современной книжной индустрии.
3. Рассмотреть историю и типологические особенности флипбука.
4. Раскрыть влияние фиджитал технологии на традиционный книжный формат на материале книг с QR-кодом и дополненной реальностью.
5. Провести социологическое исследование (анкетирование) с целью выявления отношения молодых читателей к новым книжным форматам в технологии фиджитал.
6. Провести редакторский анализ флипбука и книг с электронными включениями.
7. Выявить специфику редакторской подготовки изданий в данных форматах.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении факторов влияния процессов цифровизиции на современное книгоиздание и читательские практики, а также в комплексном изучении инновационных книжных форматов, интегрирующих особенности традиционной печатной и электронной книги.
Практическая значимость данного исследования определяется выявлением типологических характеристик изданий смешанного формата и специфики их редакторской подготовки.
Материал исследования: издания, выпущенные «Эксмо» в 2014 году: «Декамерон. Избранные новеллы» Джованни Боккаччо из серии flipbook, «Когда Ницше плакал» Ирвина Ялома из серии «Лучшее в психологии», а также издания с электронными включениями: «В точке покоя: воркбук» (издательство «Бомбора», 2022)
и «4D энциклопедия в дополненной реальности. Анатомия. Тело человека. Специздание» («Дэвар Медиа» в Туле, 2021).
Методы исследования: в процессе реализации поставленной цели были использованы следующие общенаучные методы - анализ, синтез, обобщение, дескрипция, исторический, функциональный методы, а также специальные - структурно-типологический метод, редакторский анализ, социологическое исследование (опрос).
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается влияние активно развивающихся цифровых технологий на книгоиздательскую сферу, в том числе на трансформацию книжных форматов, определяются основные тенденции развития современной издательской индустрии, отмечается тенденция трансформации читательских практик, особенно поколений «Z» «Y». С целью выявления читательского отношения к новым книжным форматам проведено социологическое исследование (анкетирование).
Вторая глава посвящается рассмотрению флипбука, в котором связь традиционного и электронного форматов происходит за счёт изменения его материальной конструкции. В работе раскрываются его типологические особенности, история появления и распространения в мире, а также проводится редакторский анализ двух изданий.
В третьей главе исследуется влияние технологии фиджитал на современные книжные форматы, анализируются издания, интегрирующие особенности печатной и электронной книги, - издания с QR-кодами и дополненной реальностью. На основе проведенного редакторского анализа изданий данного типа выявлены их типологические характеристики и специфика редакторской подготовки.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и обозначаются перспективы дальнейшего изучения темы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня процесс цифровизации, определяющий все сферы человеческой жизни, оказывает существенное влияние и на издательскую отрасль, что влечет за собой трансформацию книжной индустрии и проявляется в частности в изменении книжных форматов. Эти процессы обусловлены целым рядом факторов: сменой способов взаимодействия человека с текстами, большими объёмами информации, с которыми сталкивается человек в современном мире, модернизацией читательских практик, связанных с чтением мультимодальных, поликодовых текстов. Переход книги «в цифру» способствует поиску новых решений издательств, стремящихся к привлечению современных покупателей.
Происходящие в современном мире изменения оказывают существенное влияние на книгоиздательскую отрасль не только за счёт внедрения новых технологий подготовки и печати продукции, но и в силу изменения компетенций, необходимых специалистам, работающим в данной отрасли. Современному редактору необходимо постоянно отслеживать появление новых технологий и изменение читательских предпочтений и запросов.
Выход читателя на главенствующие позиции в процессе производства книг стал важным фактором, повлиявшим на все этапы подготовки книги и её распространение. Теперь он формирует не только потребительский спрос, но и участвует в создании текстов, их переработке и продвижении. С развитием Интернета воздействие массовой рекламы стало слабеть, на смену ей пришли SMM и таргетинг. Люди привыкли получать персональные предложения и всё чаще обращаться при выборе и покупке какой-либо продукции или услуги к мнениям авторитетных людей, которыми могут выступать как эксперты в какой-то области, так и медийные личности. Для поиска читателей многие издательства и книготорговые предприятия стараются выйти на единые с потребителем платформы и говорить на понятном для него языке. Теперь продвижению книги больше способствует краткая информация, подкреплённая ссылкой на источник или качественный визуальный ряд, нежели большая и подробная вступительная статья. На это оказали влияние не только форматы текстов в социальных сетях, но и смена поколений, выросших в процессе их становления. Люди поколений Y и Z, в настоящее время являющиеся активными пользователями Интернета и составляющие основную массу читателей, читают огромное количество информации ежедневно, но при этом, как показывают социологические исследования читательских практик молодежной аудитории, чтение книжной продукции в традиционном формате неизменно снижается. Для привлечения широкого круга читателей к книжной продукции проводятся тематические мероприятия, издатели сокращают тиражи и повышают количество наименований, а также внедряют новые книжные форматы - всё это для того, чтобы насытить рынок и сделать так, чтобы читатель «сам пришёл к книге».
В рамках исследования был проведён опрос молодых читателей, который продемонстрировал устойчивый спрос на книги, что требует корреляции с данными статистики, говорящими о снижении книжных продаж в стране. Результаты анкетирования показали, что, несмотря на развитие рекламы и новых способов продвижения книжной продукции, большая часть читателей остаётся неосведомлённой о новинках и деятельности издательств. Также очевидна необходимость налаживания коммуникаций не только между издателем и читателем, но и между самими издательствами, так, согласно итогам опроса, большинство читателей хотело бы видеть отличительные знаки на новых форматах книг.
Цифровизация проявляется не только в росте цифрового контента и перехода всего «в цифру», но и во внедрении её элементов в материальные мир. Данное явление привело к появлению фиджитал технологий, которые со временем нашли своё применение и в книгоиздании, в том числе в появлении новых книжных форматов, интегрирующих особенности печатной и электронной книг: флипбуков, книг с QR-кодами и книг с дополненной реальностью.
Флипбуки, с одной стороны, имеют долгую историю, т.к. книги в миниатюрном формате существовали с древних времен, с другой — под воздействием цифровых технологий они приобрели новые, специфические элементы, которые отличают их от традиционной книги и приближают к электронному формату. Для людей, привыкших к чтению с экранов смартфонов, переход на книги данного интегрированного формата может стать практически незаметным за счёт адаптации страниц издания флипбука к расположению текста и скроллингу в Интернете. Этот формат является эргономичным за счёт уникальной технологии производства, разработанной и запатентованной в Нидерландах, что сделало процесс создания книг другими странами достаточно дорогим, напрямую зависящим от валютного курса (стоимость рисовой бумаги). К сожалению, эти факторы в конечном итоге привели к закрытию серии флипбуков в России.
Технологии QR-кодов нашли широкое применение в книгоиздании и малой полиграфии, так как позволили с минимальными затратами создать новый тип книжной продукции, включающей значительно больший объём материалов и видов контента. QR- коды понятны современной аудитории, просты в создании и использовании, что делает данную технологию привлекательной как для издателей, так и для читателей. Редактору необходимо знать устройство кода и выбрать необходимую платформу для размещения контента, это существенно минимизирует затраты на подготовку изданий.
В отличие от них, редакторская работа над изданиями с дополненной реальностью требует привлечения для подготовки контента и разработки программы или отдельного приложения специалистов, владеющих соответствующими компетенциями. Несмотря на сложность в подготовке и производстве данного вида книг, а также их высокую стоимость на книжном рынке, издания с дополненной реальностью пользуются устойчивым читательским спросом. Этот формат применяется в основном в отраслях детской и учебной литературы, способствуя более эффективному восприятию и пониманию содержания книг, а также повышая уровень заинтересованности и вовлеченности читателей в процесс чтения.
Проведенный редакторский анализ концепций разных по целевому назначению книг, выпущенных в интегрированных форматах, позволил уточнить их видо-типологические характеристики, определить особенности читательского восприятия, выявить специфику редакторской подготовки изданий данного типа.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что под влиянием новых технологий традиционная книга переживает существенные изменения, обусловленные адаптацией ее формата к требованиям цифровой эпохи и новым читательским практикам. Современному редактору необходимо всё время следить за тенденциями в развитии инновационных технологий, трансформирующих разные области книгоиздания, для своевременного и эффективного реагирования на них. Вся книгоиздательская отрасль должна стать более мобильной за счёт специфики самого продукта: технологии меняются примерно каждые 3 года, а напечатанная книга рассчитана на использование свыше 10 лет.
Перспективами данного исследования может стать углубленное изучение специфики редакционно-издательского процесса, направленного на подготовку и выпуск мультимодальных, поликодовых книжных форматов, совмещающих разные виды контента (текстовой, аудио-визуальный) и рассчитанных на «smart reading» современного читателя.



1. 4D энциклопедия в дополненной реальности. Анатомия. Тело человека. Специздание / отв. ред. Юлия Петрова ; корр. Кристина Антонова, Наталья Банникова, Любовь Субботина. Тула: Издательство Дэвар Медиа, 2021. 32 с. : ил.
2. Боброва И., Черемская Ю. Железная дорога: Паровоз / И. Боброва, Ю. Черемская. СПб: «Аврора», 2021. 24 с.
3. Боккаччо Д. Декамерон. Избранные новеллы / Д. Боккаччо ; [пер. с ит. А. Н. Веселовского]. М.: Эксмо, 2014. 432 с. (Флипбук).
4. Запаренко В.С. Театр теней и большое чаепитие / В. С. Запаренко. СПб, Музей уникальных вещиц, 2021. 24 с.
5. Книга сокровищ: навигатор для книжных детей : #Б Новые герои сказок / Музей уникальных вещиц. СПб: Фордевинд, 2019. 120 с.
6. Мастерс Б. Убийство ради компании : история серийного убийцы Денниса Нильсена / Б. Мастерс ; [перевод с английского А. В. Сергеевой]. М.: Эксмо, 2022. 416 с. (Tok. True Story. Главный документальный триллер года).
7. Примаченко О. В. В точке покоя : воркбук / О. Примаченко. М.: Эксмо, 2022. 128 с. (Книги, которые обнимают. Авторская серия Ольги Примаченко).
8. Ялом И. Когда Ницше плакал / И. Ялом ; [пер. с англ. М. Будыниной]. М.: Эксмо, 2014. 720 с. (Лучшее в психологии. Флипбуки).
Нормативные документы
9. ГОСТ 7.0.60-2020 «ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. Термины и определения». Дата введения 2020-12-01.
10. ГОСТ 7.0.4-2020 «ИЗДАНИЯ. ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Общие требования и правила оформления». Дата введения 2020-03-03.
11. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017¬2030 гг. // Гарант : информ.-правовое обеспечение. — М., 2017. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Справочная литература
12. Книговедение: энциклопедический словарь / Глав. ред. Н. М. Сикорский. М.: Сов. энциклопедия, 1982. 664 с.
13. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. / Мильчин А.Э. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 558 с.
Научная и учебная литература
14. Акушевич А. А. QR-коды в учебных изданиях: редакторский аспект / А. А. Акушевич // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1(255). С. 151-158.
15. Антонова С. Редакторская подготовка изданий: Учебник / С. Антонова, В. Васильев, И. Жарков, О. Коланькова и др. ; под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н.- М.: Издательство МГУП, 2002. 468 с.
...71

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ