Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей обучающихся в рамках дополнительного образования декоративно-прикладного искусства 6
1.1 Понятие творчества и творческих способностей обучающихся средней школы 6
1.2 Методы и способы развития творческих способностей через дополнительное образование 11
1.3 Вышивки лентами как вид творческой деятельности 19
Глава 2. Реализация педагогических условий развития творческих способностей обучающихся в процессе изучения технологии вышивки лентами в рамках дополнительного образования декоративно-прикладного искусства 22
2.1 Исследование уровня развития творческих способностей обучающихся в процессе изучения технологии вышивки лентами 22
2.2 Разработка программы «Вышивка лентами», направленной на повышение уровня развития творческих способностей обучающихся 27
2.3 Исследование уровня развития творческих способностей обучающихся после прохождения программы «Вышивка лентами» 33
Заключение 39
Список литературы 43
Приложение 46
Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня нужны инициативные, творческие люди, которые мыслят оригинально, находят выход из нестандартных ситуаций, проявляют самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к дальнейшему обучению и самообразованию. Период среднего школьного возраста- это именно период закладки основ, в котором заложена открытость опыту, восприимчивость ко всему новому- новым знаниям и умениям, обогащение уже имеющихся навыков, стремление создать уникальный творческий продукт. Если обучающиеся вовлечены в творческую деятельность, у них развивается гибкость, широта и логичность мышления, любознательность и пытливость ума. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся чертами личности человека.
Вопросы определения форм и методов развития творческих способностей школьников рассматривались Ю.К. Бабанским, Л.В. Ершовой, С.Е. Игнатьевым, С.П. Ломовым, A.M. Моисеевым, М.М. Поташником, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др.
Актуальность исследования объясняется тем, что развитие творческих способностей закладывается в детстве и является условием последующего творческого развития личности ребёнка, его успешной социализации в жизни. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческих способностей подрастающего поколения, в том числе в рамках дополнительного образования в процессе изучения технологии вышивки лентами. Кроме того, такие занятия способны воспитать такие качества, как самостоятельность, активность, воображение, мышление, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей при изучении технологии вышивки лентами декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей на занятиях декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования.
Цель исследования: определить педагогические условия, создающие возможность развития творческих способностей обучающихся в процессе изучения технологии вышивки лентами на занятиях декоративно- прикладного творчества в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятие творчества и творческих способностей обучающихся средней школы.
2. Рассмотреть методы и способы развития творческих способностей на занятиях декоративно-прикладного творчества.
3. Разработать программу «Вышивка лентами», направленную на развитие творческих способностей обучающихся.
4. Исследовать уровень развития творческих способностей обучающихся после прохождения программы «Вышивка лентами».
Гипотеза исследования: успешное развитие творческих способностей у школьников возможно, если учитываются следующие педагогические условия:
1) разработана и реализована программа дополнительного образования «Вышивка лентами», направленная на развитие творческих способностей обучающихся;
2) в рамках реализации программы учитываются результаты диагностики уровня развития творческих способностей обучающихся;
3) творческие задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития и способностями обучающихся.
Методы исследования: анализ литературы, систематизация, обобщение, методики диагностики творческих способностей школьников, качественный и количественный анализ результатов.
Методы диагностики: тест для диагностики творческого мышления Гилфорда, метод анализа продуктов детской деятельности по выявлению уровня художественно-творческого развития школьников (автор Н.В. Шайдурова).
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Для развития творческих способностей обучающихся необходимо, чтобы предлагаемая им деятельность была для них новой и привлекательной, а комплекс задач и заданий позволял находить новые пути решения. Результаты работы должны быть положительными, чтобы обучающиеся воодушевленные успехом, продолжали работать с желанием и удовольствием. Материал должен как можно дольше поддерживать умственную деятельность школьников в заданном направлении и позволять успешно ее реализовать.
Для всестороннего развития личности обучающихся, проявления и развития всех их способностей большое значение имеет их вовлечение в различные кружки.
Включение занятий вышивки лентами в учебный процесс способствует разностороннему развитию обучающегося. При работе с лентами у школьников развивается чувство цвета, пространственное воображение, фантазия, творческие способности.
Исследования уровня развития творческих способностей школьников были проведены у пяти обучающихся посещающих занятия вышивки лентами весь период обучения.
Для диагностики мы выбрали следующие методики исследования: тест для диагностики творческого мышления Гилфорда, метод анализа продуктов детской деятельности по выявлению уровня художественно-творческого развития школьников (автор Н.В. Шайдурова).
Результаты проведенной диагностики творческих способностей школьников показали, что они находятся в основном на среднем уровне. Для их улучшения необходимо проводить специально организованную работу. С этой целью нами была разработана программа дополнительного образования «Вышивка лентами», которая направлена на повышение уровня развития творческих способностей обучающихся.
Цель программы дополнительного образования - создать условия для повышения уровня развития творческих способностей обучающихся при работе с шелковыми лентами. Срок реализации программы -один год.
После реализации программы была проведена повторная диагностика тех же обучающихся по тем же самым диагностическим методикам. По результатам исследования мы увидели, что после реализации программы уровень развития творческих способностей обучающихся повысился, показатели по всем проводимым методикам улучшились.
Таким образом результаты вторичной диагностики подтвердили, что успешное развитие творческих способностей обучающихся возможно, если учитываются следующие педагогические условия: разработана и реализована программа дополнительного образования «Вышивка лентами»; в рамках реализации программы учитываются результаты диагностики уровня развития творческих способностей обучающихся; творческие задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития и способностями обучающихся.
Перспективы на будущее:
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей обучающихся среднего школьного возраста. Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала - вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.
Дополнительная образовательная программа «Вышивка лентами» может быть применена на базе основного общего образования.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество: Психол. очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
2. Вышивка лентами / Пер. с англ. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2018. - 450 с.
3. Гаврилова В.Ю. Вышивка лентами. Шаг за шагом. - Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. - 345 с.
4. Дафтер Хэлен. Фантазии из шёлковых ленточек / Перевод с английского У. Сапицыной. - М.: ЗАО «Издательская группа «Контэнт», 2007. - 158 с.
5. Дорожкина Н.И. Удивительная вышивка: устный журнал / Н.И. Дорожкина, О.П. Стулова // Читаем, учимся, играем. - 2013. - № 2. - С. 88¬92.
6. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-дана, 2003. - 462 с.
7. Кокс Э. Вышивка шёлковыми лентами. - М.: Кристина - Новый век, 2008. - 324 с.
8. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Форум, 2013. - 288 с.
9. Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления школьников / А.Н. Мукина // Известия Российского педагогического университета им. Герцена. - Выпуск № 31. - Том 10. - 2017. - С. 154-159.
10. Немов Р.С. Психология: учеб. / Р.С. Немов. - Москва: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 411 с.
11. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Вестник ЧГПУ. - 2019. - № 10. - С. 77-80.
12. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 209 с.
13. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у детей / Н.Н. Поддъяков. - Москва: Просвещение, 2011. - 187 с.
14. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я.А. Пономарев. - Москва: Наука, 2007. - 120 с.
15. Розанова Е.С. Новая энциклопедия вышивки. - М.: АСТ, 2011. - 234 с....(30)