ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лингвопоэтический анализ художественного текста в современном языкознании
1.1. Поэтический язык как объект лингвистики 12
1.2. Художественный мир автора как культурно-исторический феномен. 16
1.3. Отражение литературной традиции и новаций в индивидуально -
авторской картине мира Б. Ахмадулиной 30
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Функционально-семантическое своеобразие языковых средств репрезентации смыслового комплекса «пейзаж» в поэзии Б. Ахмадулиной
2.1. Пейзажный дискурс в художественном мире Б. Ахмадулиной 42
2.2. Пейзажная лексика в поэзии Б.А. Ахмадулиной как носитель индивидуально-авторских коннотаций 58
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
Список используемой литературы 72
Приложение
А.Н. Афанасьев, один из крупнейших исследователей мифов и фольклора говорил, что «сочувственное созерцание природы было присуще человеку уже в период создания языка» [Афанасьев 1988: 124]. Вряд ли в мире найдется какой-либо иной образ, которой так естественно и полноценно занимает человеческое воображение и сознание. Это легко объясняется тем, что мир, окружающий нас, прочно связан с жизнью любого индивидуума. С самого момента рождения, и, пожалуй, до самой смерти природа прочно вплетается в человеческое мировоззрение.
Органично вписываются в этот тезис слова В.А. Рождественского:
«Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!» [Рождественский 2007: 95].
Тема взаимодействия природы и человека нашли свое отражение в искусстве, эстетике и философии. В художественной литературе пейзаж стал занимать важное место уже в XVIII веке. Во второй половине XIX века начинают возникать первые научные работы, акцентирующие свое внимание на литературном пейзаже.
Однако говорить об активном изучении природной темы в литературе можно начиная с 1960-х годов. Здесь свою роль сыграли результаты экологического кризиса. С этого момента и в отечественном литературоведении и лингвистике появляются исследовательские труды, где рассматриваются раз-личные аспекты осмысления и изображения природы. Можно привести в пример работы А.Ф. Бритиков - «Мастерство Михаила Шолохова» (1964), E.H. Купреянова - «Эстетика Л.Н. Толстого» (1966) и др. В перечисленных работах с разных сторон рассматриваются особенности изображения пейзажа в художественных текстах конкретных авторов и в самом художественном искусстве в целом.
Бесспорно, пейзаж в литературном текстовом пространстве занимает значимое место, становится одним из ключевых элементов композиции художественного произведения. Он тесно связан с главными событиями и проблемами сюжета, обладает не только эстетической, но и психолого-философской функцией. Пейзаж зачастую расширяет возможности взаимо-действия литературного (в частности лирического) героя с миром вне и внутри себя. То есть, пейзаж выступает неким связующим звеном между героем и сюжетом, с помощью него читатель формирует в своем сознании более детальный портрет героя и самого автора текста.
Вот как рассуждает об этом В.И. Соловьев: «эстетическая связь искусства и природы гораздо глубже и значительнее. Поистине, она состоит не в повторении, а продолжении того художественного дела, которое начато природой, - в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической за-дачи» [Соловьев 1990: 89].
Безусловно, природный мир - один из ключевых элементов поэтической системы, пейзажная лирика занимает важное место практически в творчестве любого поэта. В некоторых поэтических текстах природа выступает исключительно в качестве фона для чувственных переживаний лирического субъекта, в других текстах пейзаж - неотъемлемая часть произведения, едва ли не полноправный герой. Легко заметить, что природный мотив в литературе вечен. Так как природная тема в литературе и природная тема в изобразительном искусстве нередко пересекаются, возникают некие общие средства выразительности, которые можно использовать при лингвистическом анализе. Речь идет об образных средствах. Здесь можно назвать колорит (цветовую палитру), рисунок (отображение внешнего мира), композиция (система элементов, работающая как единое целое). Отметим, что значимой особенностью любого пейзажа является пространство. Пространство же, и исключительно художественное, и художественно-литературное, как мы не раз упоминали в нашей работе, отличается своей многоплановостью, наличием двойной перспективы. В языковой картине мира средствами репрезентации таких образов служат языковые единицы.
Художественная литература предоставляет исключительно воображаемый, то есть умозрительный образ природного пространства. Пейзаж в таком случае становится авторским видением природы.
Здесь мы считаем необходимым хотя бы в малой степени обозначить конкретное употребление понятия «пейзаж». В литературоведении не существует какой-то единой дефиниции. Так, одни исследователи под пейзажем понимают конкретное изображение природного мира. Другие же истолковывают это понятие несколько шире и включают в понятие пейзажа и городские пространства, например, вот как звучит определение Л.М. Щемелёвой: «Пейзаж - (франц. peysage,от pays- страна, местность), один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства внешнего мира» [Щемелёва 1987: 272].
Что касается словарных толкований, то они, при всех различиях, единообразны. В словаре под редакцией Д.Н. Ушакова пейзаж трактуется следующим образом: «пейзаж - картина природы, вид какой-нибудь местности (книжн.)» [Ушаков 2001: 446].
В своей работе под термином «пейзаж» мы будем понимать художественное изображение природного и городского пространства. Соответственно, мы рассматриваем единицы языка, относящиеся к лексико-семантическим группам как природного пейзажа, так и пейзажа урбанистического. Данные языковые единицы и группы мы трактуем как вербализации особого смыслового комплекса - пейзажного. Смысловым комплексом мы называем понятийную область, вербализацией которой выступает совокупность языковых средств, имеющих отношение к одному и тому же макроконцепту.
Наше исследование сконцентрировано на функционировании языковых средств смыслового комплекса «Пейзаж», поэтому выделение нескольких тематических групп позволяет рассмотреть макроконтекст, а дискурсивный анализ конкретной лексемы обнаруживает её место и особенности в поэтическом творчестве автора.
Для того чтобы структурировать компоненты комплекса мы воспользуемся следующей таксономической моделью: смысловой комплекс «Пейзаж» зиждется на разделении природы на живую и неживую. В живую природу включены образы растений, животных, птиц, и, естественно, человека. К не-живой природе мы отнесем перспективу (даль, ширь, высь), пространство воздуха, природный и городской ландшафт, водоёмы, времена суток, сезоны, погодные условия и космические светила.
Помимо прочего, мы используем приемом категоризации. Согласно трактовке Н.Н. Болдырева, категоризация - «это деление мира на категории, т.е. выделение в нём групп, классов, категорий аналогичных объектов или событий» [Болдырев 2011: 166].
Категоризация пейзажной лексики позволяет выделить и описать различные связи, возникающие между категориями, что, в свою очередь, дает возможность глубже исследовать особенности художественного мира автора при лингвистическом анализе.
В объективе нашего исследования - поэтическая картина мира Б.Ахмадулиной. Литературные произведения Беллы Ахмадулиной стали од-ними из самых значимых и ярких явлений русской словесности второй поло-вины XX века.
Признание читателей подтверждается многочисленными переизданиями поэтических сборников. Признание в литературоведческой среде - тем, что феномен Б. Ахмадулиной в русской поэзии не обходит ни одно исследование, посвященное проблемам русской литературы второй половины XX в.
В творчестве Б.А. Ахмадулиной культурно-исторический контекст второй половины XX века отразился особенным образом, в некоторой степени предопределив необычность её поэтического видения. Громадное влияние на творческую индивидуальность поэта оказала эпоха «оттепели». Именно на ней был выстроен фундамент авторского мировоззрения. Здесь стоит отметить приоритетные на тот момент философские и эстетические установки. Недаром период «оттепели» называют и периодом некого «ренессанса» в сфере искусства. Литературные произведения, написанные в тот период, полны романтического подъема и острого ощущения собственной души. И поэзия Б.А. Ахмадулиной приобретает романтический оттенок.
В то же время поэтесса находится «в поле» литературной традиции, что отражается в её индивидуальной художественной картине мира. Это нашло отражение уже в первом сборнике Б. Ахмадулиной (1962 г.) с символическим названием «Струна» (струна как камертон звука, чистоты, струна как натянутый нерв, остро чувствующий несправедливость).
Романтико-идеалистическая эпоха шестидесятых отразилась и на природе художественного мышления Лирический герой автора перенял в себя ключевые мировоззренческие установки «шестидесятника», представителя поколения 1955-1968 годов. Это и взгляд на действительность сквозь «призму сердца», и желание самосовершенствоваться, стремление к развитию как внутреннего, так и внешнего мира. В приоритете оказался деятельный, творческий подход к жизни, утверждались принципы честности, дружбы, справедливости.
Как пишут исследователи, «ранние произведения поэта литературной критикой были отнесены к так называемой «эстрадной» поэзии, которая воплощала в себе сильные и слабые стороны «оттепельного» движения. Но, даже сравнивая художественный мир Б.А. Ахмадулиной с произведениями А.А. Вознесенского и Е.А. Евтушенко, становится очевидным факт особого положения Б.А. Ахмадулиной в рамках «эстрадного» направления русской поэзии. Всех этих авторов объединяет общее стремление к художественному обновлению, но его пути различны. Так, А.А. Вознесенский и Е.А. Евтушенко двигаются в направлении речевой демократизации лирики. В их произведениях активно задействовались сниженные пласты русской лексики. Б.А. Ахмадулина, наоборот, пошла по пути канонизации поэтической речи за счет введения в словарь многочисленных архаических элементов» [https://www.bestreferat.ru/referat-210528.html].
Творчество Б.А. Ахмадулиной, продолжающей классические традиции русской поэзии, в силу своей близости к различным литературным направлениям является мощным и многоаспектным, вбирающим и отражающим литературный контекст. Её поэзия во многом определила тенденции развития литературы, и поэзии в частности во второй половине ХХ века.
Всё это обусловливает актуальность лингвопоэтического анализа произведений Б. Ахмадулиной, который предполагает комплексное рассмотрение текста - с привлечением как лингвистических знаний, так и литературоведческих. В процессе лингвопоэтического анализа создается единое пространство для изучения текста как структуры, в которой взаимодействуют разные уровни языка (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический). Такой подход к изучению материала позволяет всесторонне описать как сложную систему поэтического языка, так и индивидуальный стиль автора.
Актуальность исследования также заключается в необходимости дальнейшего изучения и детализации индивидуально-авторской картины мира Б.А. Ахмадулиной. И здесь являются значимыми и личность поэтессы, её творческий путь, эпоха, в которую были созданы её произведения, литературный контекст, а также её острое внимание к слову, к языку, что детерминировало создание особого поэтического дискурса, отличающего автора от современников, предшественников и потомков.
Кроме того, следует отметить недостаточную степень изученности поэтического творчества Б.А. Ахмадулиной, несмотря на её значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XX в.
Объектом нашего исследования являются лирические произведения Б.А. Ахмадулиной.
Предметом нашего исследования стала пейзажная (природная) лексика, а также все связанные с ней образы и мотивы, функционирующие в мире автора, как репрезентация смыслового комплекса «Пейзаж» в художественной картине мира автора.
В основном наше внимание будет концентрироваться только на тех словесных образах, значение которых реализуется в сюжете, в переплетении постоянных мотивов, в системе лексико-тематических комплексов, из которых в сумме и складывается авторская «мифология» времен года.
В качестве цели исследования выступает изучение особенностей функционирования языковых единиц, репрезентирующих смысловой комплекс «Пейзаж», в художественных текстах Б.А. Ахмадулиной.
Достижение указанной цели обусловило необходимость решения следующих основных задач:
1) Определить смысловой комплекс как особое понятийное образование, имеющее выражение в языке;
2) Выделить языковые средства категоризации комплекса «Пейзаж»;
3) Рассмотреть функционально-семантические особенности
лексических средств - репрезентантов смыслового комплекса «Пейзаж» в поэзии автора;
4) На примере стихотворений Б.А. Ахмадулиной показать
возможности комплексного анализа поэтического текста.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что изучение различных пластов пейзажной лексики осуществлено с новых позиций и на материале избранных поэтических произведений Б.А. Ахмадулиной. При этом в ходе лингвистического анализа языковые единицы рассматриваются как структурные элементы выражения единого смыслового пространства (комплекса).
Понятие тематического смыслового комплекса рассматривается в работе как экстраполяция понятия темы на семантическую структуру совокупности произведений одного автора.
В данной работе также отмечается существенная особенность поэтического языка Б.А. Ахмадулиной - активное использование возможностей цветописи.
Теоретико-методологической настоящей диссертации явились работы целого ряда отечественных и зарубежных языковедов, литературоведов и культурологов, специализирующихся на изучении проблем художественного дискурса. Среди них - Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, А.К. Жолковский, М.М. Гаспаров, Н.Д. Арутюнова, Н.Ф. Алефиренко и др.
Методологический аппарат нашего исследования включает в себя общенаучные методы исследования: наблюдение, методы синтеза, анализа, элементы статистического анализа. Также были применены общефилологические методы: наблюдение, описание, контекстуальный и дискурс-анализ.
В настоящей работе выявление характерных черт индивидуально-авторской картины мира Б.А. Ахмадулиной осуществляется посредством осмысления дискурсивного пространства стихотворений автора и лексических единиц, репрезентирующих смысловой комплекс «Пейзаж», в том числе - средств описания образов, характеризующих времена года.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в школьном элективном и различных вузовских курсах, а также при выполнении исследований по смежной проблематике.
Материалом исследования стали, прежде всего, поэтические тексты Б.А. Ахмадулиной. Однако по мере необходимости мы обращаемся и к «не-художественному» наследию поэта. Под ним мы подразумеваем использование таких источников информации, как письма, исторические и литературно-публицистические сочинения, а также материалы критики.
Источником фактического материала нашего исследования послу-жил сборники Б.А. Ахмадулиной, в которые вошли стихотворения разных лет - от ранних (сборник 1962 г.) до более поздних (1988, 1997, 2000 гг.). Такой широкий диапазон периодизации текстов позволяет выявить динамику развития образов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Поэтика Б.А. Ахмадулиной была изначально ориентирована на интуитивную модель целостного бытия, на понимание человека как части космоса, на искусство, в котором жизнь раскрывается в ее онтологической сущности.
В этой связи наше исследование опровергает точку зрения, согласно которой пейзаж для Б.А. Ахмадулиной находится на периферии восприятия лирического субъекта. Как показал анализ материала, пейзаж - ключевая составляющая лирического сюжета автора и содержит в себе особый смысл, вербализуемый посредством пейзажных номинант.
Исходя из этого, в нашем исследовании мы вводим рабочие определения смыслового комплекса «Пейзаж» и «пейзажного дискурса». В первый мы включаем и авторские пейзажные образы, а во второй - пласты пейзажной лексики.
Под смысловым комплексом мы понимаем понятийную область, вербализацией которой выступает совокупность языковых средств, имеющих отношение к одному и тому же макроконцепту. В данном случае - к макро-концепту «Пейзаж».
Не столько сам пейзаж, взятый в отрыве от внешнего наблюдателя, сколько воспринятая лирической героиней природа оказывается в стихотворениях Б.А. Ахмадулиной необходимой для более точной дискурсивной передачи ощущений лирической героини (и самого автора).
Мы солидарны с исследователями, обнаружившими, что направление творческого развития Б.А. Ахмадулиной после 1963 года связано с расширением лексической перспективы автора и увеличением потока пейзажных слов, несмотря на то, что семантика этих слов в контексте нередко затемняется и усложняется для читателя многообразием авторских ассоциаций и коннотаций. Б.А. Ахмадулина не просто создает собственное поэтическое пространство, наполненное пейзажными образами и символами. Она существует в постоянном сотворении текста, следует за собственным потоком мыслей, ассоциаций и рассуждений. Поэтому у многих исследователей и возникает ощущение, что слово в её тексте рождается вместе с мыслью.
Художественный мир автора наполнен таинственными смыслами, многие образы в нем приобретают сакральное для автора значение (черемуха, сад, лес). Разворачиваясь в контексте, эти образы наполняются все новыми и новыми значениями (сидеть до черемух), сравнениями (я стала вдруг здорова, как трава; не более умна, чем дерева), метафорами (узелки стесненных лепестков; гроздь бытия (о черемухе); корни сытые жирели), перечислениями (трава, растенья, дерева; как разниму я сад и дождь) и др. При этом автор может совмещать, казалось бы, не совместимое, строить фразу на парадоксе: «птицы маленькая дрожь / вместилась меж дождем и веткой».
В ранней лирике Б.А. Ахмадулиной реализуется установка на романтическое преображение повседневного быта в легенду, бытовых реалий, земных примет в миф, что отражается и на смысловом комплексе «Пейзаж» в её художественном мире: «здесь крут обрыв, с которого легко упасть в созвездья».
При этом всё её творчество - от раннего до позднего - пронизано трагизмом человеческого существования, что красной нитью проходит через её стихи. Творческая судьба вела автора к неизбежному одиночеству, причина которого таится в экзистенциальной позиции поэта. Во многих лирических строках заключена мысль о том, что свобода художника обретается ценой уединения от мира людей: «Иду и хоронюсь от света, / Чтоб тенью снег не утруждать» («Пейзаж»).
Б.А. Ахмадулина творит собственный мир в идеальном пространстве своей души и художественном слове. Природа и Слово являются единствен-ной опорой, реальностью, средством создания гармоничного пространства для поэта, утратившего целостность мировосприятия в хаотической действительности. Б.А. Ахмадулина боготворит природу в духе неоклассической поэтической традиции, корни которой лежат в творчестве акмеистов (в том числе - в ахматовской традиции).
Творческая стихия Б.А. Ахмадулиной соединят земное и небесное, природное и человеческое, в контексте чего земные события оцениваются поэтом с точки зрения Вечного. Лирический субъект ощущает себя в большом мире ничтожно малой частицей и все же участником вселенского бытия, одновременно и результатом творения, и создателем, творящим. И в этом мире природа оказывается даже более значительной, чем человек, полной сокровенного смысла.
Всё это убеждает нас в целесообразности дальнейшей разработки данной проблематики. Перспективы исследования видятся нам в более детальном рассмотрении отдельных тематических групп природной лексики в поэзии Б.А. Ахмадулиной с целью более детализированного представления смыслового пейзажного комплекса, ключевого для художественной картины мира автора.
1. Аведова, И.В. Жанровая система поэзии Б. Ахмадулиной: дисс. ... канд. филол. наук / И.В. Аведова. - Тверь, 1999. - 189 с.
2. Айзенштейн, Е. «Я из людей и больно мне людское...». Белла Ахмадулина: избранные страницы / Е. Айзенштейн // Звезда. - 1989. - № 2. - С. 215-222.
3. Аксенов, В. Прогулка в Калашный ряд / В. Аксенов // Грани. - 1984. - № 133. - С. 165-189.
4. Алефиренко, Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии / Н.Ф. Алефиренко. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2009. - 344 с.
5. Алефиренко, Н.Ф. Дискурс как смыслопорождающая категория (дискурс и вторичное знакообозначение) / Н.Ф. Алефиренко // Язык. Текст. Дискурс: Межвузовский научный альманах. - Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2005. Вып. 3. - С. 6-14.
6. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания, культуры / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Academia, 2002. - 394 с.
7. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма : монография / Н.Ф. Алефиренко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 150 с.
8. Алешка, Т.В. Пушкинские традиции в поэзии Б. Ахмадулиной / Т.В. Алешка // Вестн. Белорус, ун-та. - Сер. 4. - 1992. - № 2. - С. 15-18.
9. Аннинский, Л. Пальмы на айсберге: Легенды шестидесятников и реалии шестидесятых / Л. Аннинский // Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. - М.: Новое лит. обозрение, 1996. - С. 388.
10. Антокольский, П. Белла Ахмадулина / П. Антокольский // Ахмадулина Б.А. Стихи. - М.: Сов. писатель, 1975. - С. 3-12.
11. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-32.
12. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
13. Архангельский, А. «Все уходящее уходит в будущее» / А. Архангельский // Литературное обозрение. - 1987. - № 3. - С. 11-16.
14. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1986. -543 с.
15. Битов, А. Мужество цветка / А. Битов // Книжное обозрение. - 1997. - № 3 . - С. 12-14.
16. Бондаренко, В. Ахмадулина в возрасте Ахматовой / В. Бондаренко // Звезда. - 1999. - № 8. -С. 14-21.
17. Бродский И. Лучшее в русском языке... / И. Бродский // Ахмадулина Б.А. Миг бытия. - М.: Аграф, 1997. - С. 258-230.
18. Бродский, И. Зачем российские поэты?.. / И. Бродский // Ахмадулина Б.А. Миг бытия. - М.: Аграф, 1997. - С. 253-257.
19. Вайль, П., Генис, А. 60-е: Мир советского человека. - М.: Новое лит. обозрение, 1996. - 368 с.
20. Виноградов, В.В. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов // Избранные труды. - М.: Наука, 1976. - 508 с.
21. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. - М.: Высш. шк., 1981. - 320 с.
22. Вознесенский, А.А. На виртуальном ветру / А.А. Вознесенский. - М.: Вагриус, 1998. - 451 с.
23. Гаспаров, М.Л. Избранные труды / М.Л. Гаспаров. - М.: Языки русской культуры, 1997. - Т. 2: О стихах. - 504 с.
24. Григорьева, О.Н., Тевалинская, Т.В. «Синестетическая» поэзия
Б. Ахмадулиной / О.Н. Григорьева, Т.В. Тевалинская // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 9. - 1990. - № 4. - С. 12-19.
25. Грушников, О. Белла Ахмадулина. Библиографический конспект литературной жизни / О. Грушников // Ахмадулина Б.А. Миг бытия. - М.: Аграф, 1997. - С. 273-280.
26. Гусев, В.И. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы шестидесятых годов / В.И. Гусев. - М.: Сов. писатель, 1974. - 230 с.
27. Елисеева, М.Б. Литературные реминисценции в стихотворении Б. Ахмадулиной «Сад - всадник» / М.Б. Елисеева // Художественный текст: Онтология и интерпретация. - Саратов: Сарат. гос. пед. ин-т, 1992. - С. 143¬151.
28. Ефимова, И.Н. Поэтика сборника Беллы Ахмадулиной «Сад» / И.Н. Ефимова // Рус. яз. за рубежом. - 1993. - № 5/6. - С. 102-109.
29. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций / В.М. Жирмунский. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. - 440 с.
30. Жирмунский, В.М. Задачи поэтики // Поэтика русской поэзии / В.М. Жирмунский. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - С. 25-79.
31. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. К понятиям «тема» и «поэтический мир» / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов // Ученые записки Тартус. гос. ун-та. - 1975. - Вып. 365.- С. 150-183.
32. Зайцев В.А. Поэтические открытия современности: советская поэзия 50-80 гг. / В.А. Зайцев. - М.: Просвещение, 1988. - 126 с.
33. Зайцев, В.А. Современная советская поэзия / В.А. Зайцев. - М. Сов. писатель, 1968. - 187 с.
34. Коваленков, А. До первой книги / А. Коваленков // Знамя. - 1957. - № 8. - С. 179-180.
35. Кулаков, В. Бронзовый век русской поэзии // Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. - М.: Новое лит. обозрение, 1999. - С. 42-59.
36. Кулаков, В. Просто искусство / В. Кулаков // Поэзия как факт: Ста-тьи о стихах. - М.: Новое лит. обозрение, 1999. - С. 60-73.
37. Куллэ, В. Ушедшая в гобелен / В. Куллэ // Лит. обозрение. - 1997. - № 3. - С. 17-20.
38. Кушнер, А. Она есть... / А. Кушнер // Лит. обозрение. - 1997. - № 3. - С. 11.
39. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Издательский центр «Академика», 2003. - Т. 1: 1953-1968. - 416 с.
40. Лесневский, Ст. «Не зря слова поэтов осеняют...» / Ст. Лесневский // Лит. газета. - 1962. - № 106. - С .3.
41. Лиснянская, И. Имя / И. Лиснянская // Ахмадулина Б.А. Миг бытия. - М.: Аграф, 1997. - С. 263-264.
42. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопр. лит. - 1968. - №8. - С. 33-51.
43. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.
44. Марченко, А. «Струна» / А. Марченко // День поэзии. - М., 1962. - С. 143-144.
45. Мелерович, А.М., Мокиенко, В.М. Ключевые концепты в русской поэзии и способы их вербализации (фразеология) / А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко // Когнитивно-дискурсивные стратегии развития языка : сборник научных трудов по итогам Международной научной конференции, приуроченной к юбилею Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора филологических наук, профессора Белгородского государственного национального исследовательского университета Николая Фёдоровича Алефиренко. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. - С.45-59.
46. Минералов, Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века / Ю.И. Минералов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
47. Михайлов, А., Синявский, А. За поэтическую активность / А. Михайлов, А. Синявский // Новый мир. -1961.-№.1.-С.238.
48. Михайлов, А.А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых/ А.А. Михайлов. - М.: Современник, 1990. - 462 с.
49. Мустафин, Р. Поиск алгоритма. Заметки о поэзии Беллы Ахмадулиной / Р. Мустафин // Дружба народов. - 1985. - № 6. - С. 245-252.
50. Неймирок, А. Белла Ахмадулина / А. Неймирок // Грани. - 1964. - № 55. - С. 169-177.
51. Новиков, В. Боль обновления / В. Новиков // Лит. обозрение. - 1985.
- № 1. - С. 23-25.
52. Остапенко, И.В. Природа в русской лирике 1960-1980-хгодов: от пейзажа к картине мира : монография / И.В. Остапенко. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. - 432 с.
53. Паперный, 3. Под надзором природы / З. Паперный // Октябрь. - 1984. - № 10. - С. 204-206.
54. Петрова, С.В. Стихия ЗЕМЛЯ в языке поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / С.В. Петрова. - Белгород, 2009. - 156 с.
55. Плужникова, Д.М. Поэтика соматизмов в творчестве Беллы Ахмадулиной : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 /
Д.М. Плужникова. - Белгород, 2017. - 207 с.
56. Померанцев, К. Белла Ахмадулина в Париже / К. Померанцев // Русская мысль. - 1977. -10 февр. - С. 7.
57. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня. - М: Высш. шк., 1990. - 344 с.
58. Прищепа, В.П. Парадигма идейно-эстетических поисков Е.А. Евтушенко (1949-1998) : дис. ... д-ра. филол. наук / В.П. Прищепа. - М., 1999. - 385 с.
59. Светлов, М.А. «Струна» Беллы Ахмадулиной / М.А. Светлов // Светлов М.А. Беседует поэт. - М.: Сов. писатель, 1968. - С. 147-150.
60. Соловьев, В.М. Общий смысл искусства / В.М. Соловьев // Вопросы философии и психологии. 1990. - № 5. - С. 84-102.
61. Трофимова, Е. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях / Трофимова Е. Эл. ресурс. Режим доступа: www.a- z.ru/women_cd1 /html/trofimova_e.htm
62. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 674 с.
63. Хализев, В.Е. Наследие М.М. Бахтина и классическое видение мира / В.Е. Хализев // Филол. науки. -1991. - № 5. - С. 28-42
64. Хализев, В.Е. Теория литературы : Учебник / В.Е. Хализев - М.: Высш. шк., 2000. - 398 с.
65. Чумак-Жунь, И.И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца ХУШ - начала Х1Х веков : монография / И.И. Чумак-Жунь. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 302 с.
66. Шварц, Е. «Ларец и ключ» / Е. Шварц // Ахмадулина Б.А. Миг бы-тия. - М.: Аграф, 1997. - С. 265-269.
67. Щемелева, Л.М. Пейзаж / Л.М. Щемелева // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 751 с.
68. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. - М.: Высш. шк., 1990. - 303 с.
69. Feinstein, E. Three Russian Poets: Margarita Aliger, Yunna Moritz, Bella Akhmadulina / E. Feinstein. - Manchester: Carcanet, 1979. - 251 p.
70. Rydel, Ch. The Metapoetical World of Bella Akhmadulina / Ch. Rydel // Russian Literature Triquarterly. -1971. - № 1. - P. 46-63.
Источники фактического материала
1. Ахмадулина Б.А. Влечет меня старинный слог. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс; Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 528 с.
2. Ахмадулина Б.А. Созерцание стеклянного шарика: Новые стихотворения. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997. - 64 с.
3. Ахмадулина Б.А. Стихотворения. - М.: Худож. лит., 1988. - 333 с.
4. Ахмадулина Б.А. Струна: Стихи. - М.: Сов. писатель, 1962. - 119 с.