Введение 3
Глава I. Теоретические основания проведения дидактического мониторинга в системе управления общеобразовательной организацией 8
1.1 Дидактический мониторинг как средство контрольно-оценочной
деятельности в системе управления общеобразовательной организацией 8
1.2 Педагогические технологии дидактического мониторинга в
управлении образовательным процессом общеобразовательной организацией 19
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по проведению дидактического мониторинга в системе управления общеобразовательной организацией 39
2.1 Контрольно-измерительные средства дидактического мониторинга в
системе управления общеобразовательной организацией 39
2.2 Модель дидактического мониторинга в системе управления
общеобразовательной организацией 66
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
Актуальность проблемы разработки дидактического мониторинга связана с тем, что внимание к качеству предоставления образовательных услуг в современном обществе приобретает огромные масштабы. Качество образования подрастающего поколения - социально значимая проблема, ведь от этого зависит будущее всей нации.
Качество образования - это не константа. Представления о том, каким именно оно должно быть постоянно изменяются. Представление о качестве образования фиксируется в государственных образовательных стандартах.
Необходимость разработки обозначенной темы актуализируется разработкой образовательных стандартов нового поколения, а также Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Новое качество образования - ключевая проблема, т.к. фактически отсутствует механизм достижения обозначенных во ФГОСе результатов, а также методики для диагностики указанных результатов. Это выявляет потребность в научном обосновании понятия, разработке системы индикаторов по его оценке, системы мероприятий его мониторинга. Каждой образовательной организации интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями - то есть мониторинг качества образования в школе.
Создание системы дидактического мониторинга в современных условиях - необходимый и значимый управленческий механизм развития образования в школах.
Существующий в реальной педагогической практике механизм оценки качества образования в образовательной организации (далее ОО) характеризуется следующими недостатками:
• отсутствием единых подходов пониманию «качества образования» и механизмов его отслеживания в реальной практике ОО;
• отсутствие согласованных индикаторов качества
образовательных услуг в ОО;
• отсутствием контрольно-измерительных материалов,
фиксирующих новое качество в ОО;
• недостаточное использование научных методик и статистически обработанных данных мониторинговых исследований в управленческой деятельности администрации школ.
Объект исследования - управление качеством образования в современной школе.
Предмет исследования - построение модели дидактического мониторинга в системе управления образовательной организацией.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели дидактического мониторинга образования, отвечающего ФГОС второго поколения.
Гипотеза исследования: результативность дидактического мониторинга как средства и условия повышения качества обучения достигается выявлением и учетом предпосылок и факторов для разработки модели дидактического мониторинга на основе научной конкретизации сущности и структуры дидактического мониторинга в образовательных организациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть дидактический мониторинг как средство контрольно-оценочной деятельности системе управления общеобразовательной организацией.
2. Изучить педагогическую технологию дидактического мониторинга в управлении образовательным процессом общеобразовательной организацией.
3. Определить контрольно-измерительные средства дидактического мониторинга в системе управления общеобразовательной организацией.
4. Разработать модель дидактического мониторинга в системе управления общеобразовательной организацией.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1. Идеи педагогического прогнозирования (А.С.Белкин, И.В. Бестужев - Лада, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский и др.);
2. Основные положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, М.С. Каган, С.А. Новоселов, А.И. Субетто, Э.Г. Юдин и др.);
3. Теоретические позиции исследователей о переводе традиционной парадигмы образования на деятельностную и личностно-ориентированную (Р.М. Асадуллин, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
4. Научные труды в области разработки критериев качества знаний (В.П.Беспалько, А.Н. Лейбович, Д.Ш. Матрос, И.П. Смирнов, Н.Ф. Талызина и др.)
5. Теории деятельностного и познавательного образования (Л.А.Амирова, С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, И.А. Колесникова и др.);
6. Труды в области реализации принципа двуплановости в образовательных системах (Е.В. Андреева, А.А. Вербицкий, В.Э. Штейнберг и др.).
7. Моделирование образовательных систем и процессов (Г.Н. Александров, Г.И. Гайсина, А.С. Гаязов, Ю.М. Плотинский, М.Н. Скаткин, Л.В.Фридман, В.А. Штофф и др.).
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе используются следующие методы исследования:
• контекстный анализ научной литературы и источников,
сравнительные исследования методов и инструментов адаптации персонала, описание, сравнение, анализ проблемы и предмета исследования;
• эмпирические методы: анализ документов, анкетирование и интервьюирование;
• методы обработки данных: качественный и количественный анализ, обобщение, логические выводы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
заключается в том, что:
• проведен анализ теоретической литературы через призму «качество образования»;
• определены основные показатели качества образования;
• определены основные педагогические технологии дидактического мониторинга;
• определен совокупность составляющих качества современного
школьного образования, исходя из ФГОС второго поколения.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
• выработан целостный подход к исследованию процесса адаптации в организации;
• проведен анализ в подборе батареи диагностических методик для количественной оценки всех составляющих качества образования;
• разработанная модель может быть использована в качестве базы для разработки дидактического мониторинга для других ОО.
Апробация результатов. Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа документации и состояния мониторинга качества образования МБОУ «Ровеньская СОШ № 2 Ровеньского района
Белгородской области».
Структура исследования. Поставленные задачи обусловили формирование следующей структуры данной работы: исследование включает введение, два раздела и 4 подраздела, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы дидактического мониторинга в контексте качества школьного образования, аргументирована необходимость его проведения.
Во второй главе рассматриваются практические основы дидактического мониторинга, предложены направления по его совершенствованию на примере общеобразовательной организации.
Разработка образовательных стандартов - это одно из наиболее важных направлений развития образования в мире и позволяет отобразить тенденции развития образования, традиции и историю страны. Одной из предпосылок возникновения стандартизации образования является необходимость повышения его качества. Российские образовательные стандарты эволюционируют (от ГОС - 1 (1998) к ФГОС). Эволюция стандартов обусловлена, в том числе, и изменениями представлений о качестве образования. Новые российские ФГОСы схожи со стандартами пяти зарубежных стран (Великобритания, Гонконг, Канада, Финляндия, Франция)): есть раздел образовательные результаты, в который включены метапредметные/ надпредметные/ сквозные результаты. Именно метапредметные показатели включаются на данный момент в индикаторы качества образования.
Во ФГОС сформулированы три группы требований к качеству на данный период времени: требования к результатам (ключевой раздел стандартов второго поколения); требования к качеству процесса; требования к структуре образовательных программ. Процесс образования можно оценить в ходе проведения дидактического мониторинга. Дидактический мониторинг подразумевает под собой непрерывное и научно обоснованное наблюдение за состоянием форм, методов и содержанием учебного процесса в образовательном учреждении.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрен дидактический мониторинг как средство контрольно - оценочной деятельности системы управления общеобразовательной организацией.
2. Изучена педагогическая технология дидактического мониторинга в управлении образовательным процессом общеобразовательной организацией.
3. Определены контрольно-измерительные средства дидактического мониторинга в системе управления общеобразовательной организацией.
4. Разработана модель дидактического мониторинга в системе управления общеобразовательной организацией.
Критерии и показатели образовательного процесса в образовательной организации в большей степени определяется требованиями к образованию в настоящее время. Это убедительно доказывается и анализом литературы и анализом всех образовательных стандартов нашего государства на протяжении разных периодов времени.
В рамках данного исследования нами были определены объекты дидактического мониторинга, критерии оценки и основные контрольно-измерительные технологии. Некоторые из технологий были разработаны педагогами на базе конкретных образовательных учреждений.
В рамках данного исследования была разработана модель дидактического мониторинга на базе МБОУ «Ровеньская СОШ № 2 Ровеньского района Белгородской области», которая помогает отразить взаимосвязь целей и задач общеобразовательного учреждения с социальными и образовательными результатами, а также с процессами образования и работой управленческой системы в целом.
Нами была разработана модель дидактического мониторинга, включающая в себя следующие пункты: 1. Содержание программы дидактического мониторинга; 2. Программа дидактического мониторинга; 3. Локальные нормативные акты; 4. Общие положения дидактического мониторинга; 5. Цели и задачи мониторинга; 6. Функции и обязанности; 7. Права; 8. Организация мониторинга; 9. Взаимосвязи с другими подразделениями; 10. Ответственность; 11. Делопроизводство; 12. Социальный заказ; 13. Кадры; 14. План дидактического мониторинга образования; 15. Ресурсы.
Разработанная модель - это современный инструмент, который позволяет принять такие управленческие решения, которые обладают большим перечнем полномочий: полученную информацию можно использовать в рамках дальнейшего развития общеобразовательной организации как образовательной системы, для выбора приоритетных направлений политики в сфере качества образования, в контексте улучшения качества непосредственно образовательного процесса, а также определить дефицит тех педагогов или компетенций, на основании которых можно будет провести повышение квалификации или же оптимизировать образовательный процесс.
1. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями, вступившими в силу 1.01.2018) [Текст] № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 // Российская газета. - 2012 - № 5976 (303)
2. Агранович, А. Российское образование в контексте международных показателей [Текст]: Сопоставительный доклад / А.Агранович, А. Полетаев, А. Фатеева. - М.: Логос, 2008. - С. 10-17.
3. Бахмутский, А.Е. Оценка качества школьного образования [Текст]: автореферат дис. ... доктора пед. наук [Текст] / А.Е. Бахмутский. - СПб, 2004. - С. 67-90.
4. Бахмутский, А.Е. Оценка деятельности современной школы: учебное пособие [Текст] / А.Е. Бахмутский, И.Э. Кондракова, С.А. Писарева. - М.: АПК и ППРО, 2009. - С. 34-90.
5. Беркалиев, Т. Н. Инновации и качество школьного образования [Текст]: научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек., А.П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007. - 144 с.
6. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием [Текст] / В.П. Беспалько //Мир образования. - 1996. - №2. - С. 31-36.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: [Текст]избранные психологические труды. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.- Воронеж, 2001. - 352 с.
8. Болотов, В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы [Текст] / В.А. Болотов //Управление школой. - 2012. - № 5. - С. 9-11.
9. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст]: монография / Г.П. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 55 с.
10. Боченков, С.А. Анализ и интерпретация результатов ЕГЭ [Текст] / Боченсков С.А. // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». - 2012. - №3. - С.9-34.
11. Вагина, Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы [Текст] / Л.И. Вагина. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 250 с.
12. Вальдман, И. Работу школы оценивают с учетом контингента учеников. Национальные мониторинги учебных достижений. Опыт Австралии [Текст] / И. Вальдман // Управление школой. - 2013. - №5. - С. 22-28.
13. Вершловский, С.Г. Учитель крупным планом.
Социально-педагогические проблемы учительской деятельности [Текст] / С.Г. Вершловский. - СПб, 1994. - 133 с.
14. Воскресенская, Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах [Текст] / Н.М. Воскресенская // Вопросы образования. - 2004. - № 3. - С. 143-160.
15. Галеева, Н.Л. Некоторые подходы к организации и планированию ВШК в соответствии с требованиями ФГОС и НСОТ [Текст] / Н.Л. Галеева.
- М., 2011. - С. 45-101
16. Голуб, Г.Б. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на на выходе [Текст] / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, Л.И. Фишман // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 102-114.
17. Гребенкина, Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы [Текст] / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 220 с.
18. Гуревич, И.В. Моделирование системы дидактического мониторинга [Текст] / И.В. Гуревич // Директор школы. - 2016. - № 3. - C.32-
35.
19. Демидов, Б.В. Как оценивают качество образования в американской школе [Текст] / Б.В. Демидов // Вопросы качества образования.- 2007. - №1.
- С. 71- 75.
20. Днепров, Э.Д. Образовательные стандарты: их истоки, смысл, значение. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ [Текст] / Э.Д. Днепров. - М., 2002. - 45 с.
21. Дунаевская, Э. Б. Анализ международного опыта проведения процедур оценки качества образования [Текст] / Э.Б. Дунаевская // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях - Екатеринбург, 2012. - С. 54-98.
22. Ельников, Г.В. Научные основы управления [Текст] / Г.В. Ельников. - Харьков: Научные знания, 2015. - 120 с.
23. Железов, Б.В. Международный опыт мониторинга и оценки систем образования [Текст] // Вестник международных организаций. - 2008. - № 6. (21)- С. 28 - 38.
24. Жукова, А.И. Система внутришкольного контроля [Текст] / А.И. Жукова // Завуч. - 2014. - № 4. - С.116-144.
25. Загвоздкин, В. Почему в Финляндии нет слабых школ? [Текст] / В. Загвоздкин // Управление школой. - 2012. - №11. - С. 26-29.
26. Знаменская, О.В. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников [Текст] / О.В. Знаменская, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, Б.И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - №3. - С. 53-75.
27. Иванов, С.А. Мониторинг и статистика в образовании [Текст]: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / С.А. Иванов, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - М.: АПК и НПРО, 2007. - 200 с.
28. Кайнова, Э.Б. Критерии качества образования: основные
характеристики и способы измерения [Текст] / Э.Б. Кайнова. - М., 2015. - С. 33-56
29. Каспржак, А.Г. Стандарт образования: история разработки и итоги [Текст] / А.Г. Каспржак, О.Б. Логинова, К.Н. Поливанова // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 24-43.
30. Касьянова, О. Педагогический мониторинг в работе учителя биологии [Текст] / О. Касьяном. // Биология в школе. - 2010. - №3. - С. 33¬
36.
31. Ковалева, Г. С. Основные тенденции изменения подходов к оценке результатов обучения в странах мира [Текст] / Г.С. Ковалева // На пути к 12-летней школе. - М., 2010. - 43 с.
32. Крахмалев, А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления [Текст] / А.Л. Крахмалев. - Омск, 2001. - С.15-16
33. Кукуев, А.М. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом [Текст] / А.М. Кукуев // Завуч. - 2000. - №8. - С.10-22.
34. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами [Текст]:
учебно-методическое пособие для вузов / О.Е. Лебедев. - М.:
Университетская книга, 2004. - С. 67.
35. Левицкий, М.Л. Особенности бизес-плана образовательных учреждений [Текст] / М.Л. Левицкий, Т.Н. Шевченко // Профессиональное образование. Столица. - 2012. - № 1. - С.9-12
36. Литтл, А. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект [Текст] / А. Литтл, М.Э. Лотхед, В. Чайнапа и др. - М.: Просвещение, 2007. - С. 45-58.
37. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н. Майоров . - СПб.: Образование - культура, 1998. - 302 с.
38. Майоров, А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием [Текст] / А.Н. Майоров. - СПб.: Образование - Культура, 2012. - С. 74-99.
39. Макарова, Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль [Текст] / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2011. - 160 с.
40. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] / Сост. Т.А. Стефановская. - Иркутск, 2012. - С. 66-99.
41. Наумов, А.Л. Исследование влияния характера проектной деятельности по физике на формирование ключевых компетенций учащихся [Текст]: автореферат дис. ...канд. пед. наук / А.Л. Наумов. - М., 2009. - С. 21-72.
42. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.ifap.ru/library/book201.pdf- Дата доступа: 21.11.2017.
43. Общая методология, концептуальные основы, функции и структура государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] : сб. научных трудов / Л. Н. Боголюбов, А. А. Журин, Т. В. Иванова, М. В. Рыжаков, И. А. Сасова. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2015. - 399 с.
44. Официальный сайт МЦКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mcko.ru/Monitor [Текст] /- Дата доступа: 11.12.17.
45. Подмазин, С.И. Личностно-ориентированное образование [Текст] / С.И. Подмазин. - Запорожье: Просвита, 2010. - С. 66-99
46. Полонский, В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании [Текст] / В.М. Полонский. - М.: МИРОС, 2015. - 75 с.
47. Попов, В.Г. Мониторинг развития региональной системы образования [Текст] / В.Г. Попов, П.В. Голубков // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - №2. - С. 30-33.
48. Портнов, М.П. Азбука школьного управления [Текст] / М.П. Портнов. - М.: Педагогический поиск, 2016. - 167 с.
49. Поташник, М.М. Качество образования в разных образовательных практиках [Текст] / М.М. Поташник, А.М. Моисеев // Народное образование. - 2009. - №9. - 65 с.
50. Пояснительное письмо к ФГОСам [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4102. - Дата доступа:
23.10.2017.
51. Психолого-педагогический словарь [Текст] /Под. ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов-на-Дону, 2008. - С. 196-197.
52. Пуни, А.Ц. Педагогический мониторинг [Текст] / А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1969. - 346 с.
53. Разумова, Е.В. Стандартизация образования в России и за рубежом (80-е гг. XX - начало XXI вв.): Сравнительный анализ [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Разумова. - Ульяновск, 2009. - С. 100-130
54. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами [Текст] / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ «Народное образование», 2012. - 172 с.
55. Сивак, Е. В. Исследования последствий оплаты по результатам [Текст] / Е.В. Сивак // Вопросы образования. - 2010. - № 2. - С. 111-117.
56. Сластенин, В.А. Качество образования как
социально-педагогический феномен [Текст] / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №1. - С.4-11.
57. Субетто, А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы [Текст] / А.И. Субетто. - М., 2011. - С. 76-98.
58. Татьянченко, В.С. Планирование внутришкольного контроля [Текст] / В.С. Татьянченко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
59. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента [Текст] /П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2011. - С. 76-88.
60. Ульянова, Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя [Текст] / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. - 2004. - № 1. - С.79-82.
61. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие [Текст] / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 448 с.
62. Управление введением ФГОС основного общего образования [Текст] / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук - Санкт-Петербург, КАРО, 2013. - 160 с.
63. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.standart.edu.ru- Дата доступа: 20.01.2018.
64. Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование.
65. Часть II. Среднее (полное) общее образование [Текст]. - М.:
Министерство образования РФ, 2004. - 266 с.
66. Фрумин, И. Д. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций [Текст] / И.Д. Фрумин. - М., 2015. - 400 с.
67. Хохлова, С.В. Мониторинг качества школьного образования [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук / С.В. Хохлова. - Тюмень, 2003. - 28 с.
68. Чепелев, Т.Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия [Текст] / Т.Н. Чепелев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - №5. - С.47-51.
69. Что такое качество образования? [Текст] / Под редакцией А.И. Адамского. - М.: Эврика, 2009. - С. 84-102.
70. Шалашова, М.М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода [Текст]: монография / М.М. Шалашова. - Арзамас: АГПИ, - 2016. - 74 с.
71. Шамом, Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 2016. - 298 с.
72. Шибаева, Л.В. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности школы [Текст] //Л.В. Шибаева, Н.М. Кузнеыова, Т.Г. Гранкина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 31-35.
73. Шишов, Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / Е.Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.
74. Шнейдер, М.Я. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата. [Текст] / М.Я. Шнейдер // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С.2-28.
75. Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе [Текст] / Под ред. В.А. Ясвина, С.А. Беловой. - М., 2009. - С. 102-301.
76. Ясвин, В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2017. (Библиотека журнала «Директор школы» - 2017. - № 4. - С. 54-96.
77. Amtrican Higher Education Transformed, 1940-2005: documenting the national discourse [Текст] / [ed. by W.Smith, T.Bender] - MD, baltimore, John Horkins University Press, 2008. - 523 p.
78. Simpson, R.D. Inside College: Undergraduate Education for the Future [Текст] / R.D. Simpson. - N-Y: Insight Books, 1993. - 167 p.