Введение 4
1 Анализ научно-методической литературы 6
1.1 Технические приемы в футболе 6
1.2 Техническая подготовка в футболе 13
1.3 Методы и средства технической подготовки футболистов 18
1.4 Взаимосвязь конституции с выполнением технических приемов 28
2 Организация и методы исследования 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 39
3 Результаты исследования и их обсуждение 47
Заключение 54
Список использованных источников 55
Футбол - самая популярная командная игра современности. Этот вид спорта привлекает людей своей динамичностью и непредсказуемостью. Миллионы людей по всему миру регулярно смотрят трансляции матчей, а профессиональные футболисты получают большие деньги за свою игру.
Во время матча преимущество получает та команда, игроки которой быстрее взаимодействуют друг с другом, а для этого они должны отлично владеть техникой игры в футбол [2].
В этом виде спорта есть множество приёмов, которые используют профессиональные футболисты. В первую очередь спортсмен должен уметь владеть мячом, исполнять финты, двигаться по полю и грамотно ударять мяч.
Правила игры в футбол не слишком сложны, чего нельзя сказать о требованиях, которые предъявляются игрокам. Поскольку поле имеет небольшие размеры, каждый игрок должен активно действовать на любом его участке. В зависимости от хода игры, нападающие могут исполнять роль защитников, а игроки обороны - выступать на атакующих позициях. Таким образом, для успешной игры каждый футболист должен владеть различными финтами, приемами отбора мяча, сильными и непредсказуемыми ударами в плоскость ворот. Именно поэтому главное оружие игры в футбол - это техника, которая подразумевает умение легко владеть мячом в условиях борьбы с соперником.
Футболист, обладающий техникой, самостоятельно может обыграть нескольких игроков, отдать результативный пас или создать острый момент у ворот противника. Вот почему подготовке следует уделять особое внимание. Границы поля и высокая концентрация игроков требуют от футболистов умения распоряжаться мячом. Ведь игроку, который не может передать точный пас, ударить по воротам соперника или защитить свои ворота сложно найти место в команде [25].
Актуальность темы: совершенствование технической подготовки в футболе остается наиболее важной задачей для начинающих спортсменов. Благодаря использованию технических приемов в игре можно лучше распорядиться мячом, отдать голевую точную передачу, выполнить сильный удар, обвести соперника за счет применения различных финтов. В технической подготовке в футболе большое значение имеет физическое развитие юного футболиста, выявление которого позволяет определить сильные и слабые стороны овладения техническими приемами каждого игрока. Работы по соматотипам проводились только в центральном и южном регионах страны, но у нас таких исследований не проводилось.
Цель исследования - установить влияние типа телосложения на выполнение технических приемов.
Объект исследования - техническая подготовка в футболе.
Предмет исследования - влияние типа телосложения (соматотипов) на выполнение технических приемов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно -методическую литературу о взаимосвязи типа телосложения и выполнения технических приемов футболистов.
2. Выявить тип телосложения (соматотип) и провести тестирование технической подготовленности футболистов младшего школьного возраста.
3. Выявить влияние соматотипов футболистов на выполнение технических приемов.
соматотипов футболистов с уровнем выполнения технических приемов.
Гипотеза: На уровень выполнения технических приемов в футболе влияют различные типы телосложения (соматотипы).
Решая поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам:
1. В южном и центральном регионах страны проводились единичные исследования о влиянии типов телосложения на техническую подготовку футболистов, но изучение влияния соматотипов юных футболистов в нашем регионе не проводилось.
2. В группе юных футболистов, состоящей из 34 человек, выявлено 6 мальчиков дигестивного типа телосложения, 2 - астенойдного соматотипа, 10 - мышечного и 16 футболистов торакального типа телосложения. В данной группе преобладающими соматотипами являются торакальный и мышечный.
3. Сравнивая данные соматотипы выявлено, что в упражнениях «удары на точность и на дальность» наблюдается положительная тенденция в сторону мышечного соматотипа, хотя измеряемые показатели достоверно не различаются (p>0,05), что объяснимо малой выборкой. В упражнениях на скорость и быстроту работы с мячом достоверной разницы между исследуемыми футболистами не определяется. Однако в комплексном упражнении проявляется тенденция к лучшему результату у представителей торакального типа.
Из этого следует, что для футболистов разных соматотипов целесообразно составлять индивидуальную программу технической подготовки. Мальчики мышечного соматотипа лучше справляются с заданиями силового характера, поэтому им при подготовке следует уделить большее внимание комплексным упражнениям, а также упражнениям на быстроту работы с мячом.
Для мальчиков торакального типа в индивидуальную программу технической подготовки следует включать упражнения силового характера, а именно различные удары.
1. Андреев, С. Н. Футбол в школе. Книга для учителя / С.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 2006. - 169 с.
2. Андружейчик, М. Я. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / М. Я. Андружейчик. — Минск: РУМЦ ФВН, 2006. — 110 с.
3. Безруких, М. М. Возрастная физиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
4. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. - 2008. - №9. - С. 7-11.
5. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
6. Варюшин, В. В. Система, как средство управления функциональной подготовкой юных футболистов / В.В. Варюшин // Актуальные проблемы развития физкультурно-спортивных организаций. - 2017. - С. 13-20.
7. Виноградов, В. А. Использование игрового метода у старшеклассников на секционных занятиях по футболу / В. А. Виноградов, Т.Ю. Карась // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. - 2015. - №1. - С. 20-25.
8. Годик, М. А. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов / М. А. Годик, А. И. Шамардин, И. Халиль //Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 49-51.
9. Годик, М. А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет / М. А. Годик, С. М. Мосягин, И. А. Швыков. - Н. Новгород: РА «Квартал», 2012. - 256 с.
10. Голомазов, C. B. Футбол: теоретические основы совершенствования
точности действий с мячом / С. В. Голомазов, В. Г. Чирва. - М.:СпортАкадемПресс, 1998. - 99 с.
11. Губа, В. П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов / В. П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - №2. - С. 41-44.
12. Джармен, Д. Футбол для юных / Д. Джардмен. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 61 с.
13. Дорохов, Р. Н. Инегративная антропология о соматическом и физическом развитии детей и подростков / Р. Н. Дорох, В. П. Губа // Математическая морфология. - 1999. - №2. - С. 165-167.
14. Дыгин, С. В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования: автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Дыгин. - Волгоград, 2003. - 22 с.
15. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. пед. вузов / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. - М.: Академия, 2006. - 518 с.
16. Заваров, А. Футбол. Уроки профессионала для начинающих / А. Заваров. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
17. Зациорский, В. М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В. М. Зациорский, А. С. Аруин, В. Н. Селуянов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.
18. Золотарев, А. П. Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико -тактических действий / А. П. Золотарев, В. 3. Ивасев // Физическая культура и спорт в жизни общества. - 2006. - №4. - С. 41-47.
19. Золотарев, А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А. П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 12-16.
20. Иванов, Н.В. Повышение технической подготовленности футболистов групп начальной подготовки / Н. В. Иванов, О. С. Ларин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №131. - С. 95-97.
21. Ишинер, М. Методика индивидуализации учебно -тренировочных занятий юных футболистов на начальном этапе обучения / М. Ишинер // Вестник физической культуры и спорта. - 2016. - №15. - С. 31-44.
22. Качании, Л. Тренировка футболистов / Л. Качании, Л. М. Горский. - Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
23. Князев, М. М. Соматотниы футболистов по игровым амплуа на этапе ранней специализации / М. М. Князев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 36-43.
24. Коваль, С. С. Исследование взаимосвязи физических качеств и технико-тактических действий юных футболистов 8-12 лет / С. С. Коваль // Слобожанский научно -спортивный вестник. - 2009. - № 2. - С. 39-42.
25. Кошельская, Е. В. Биомеханические и физиологические факторы обеспечения техники целевых ударных действий в футболе / Е. В. Кошельская, В. Н. Баженов, О. И. Буравель, Л. В. Капилевич // Бюллетень сибирской медицины. - 2009. - №3. - С. 53-57.
26. Кудяшев, Н. X. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: дне. канд. пед. наук / Н. X. Кудяшев. - Набережные Челны, 2001. - 159 с.
27. Кудяшев, Н. X. Совершенствования методики обучения студентов технике футбола / Н. X. Кудяшев, А. А. Черняев // Педагогико -психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - №10. - С. 99-103.
28. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8-10 лет) /А. А. Кузнецов. - М., 2007. - 112 с.
29. Кук, М. 101 упражнение для юных футболистов. Возраст 7-11 лет / М. Кук. - М.: Астрель: ACT, 2001. - 128 с.
30. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
31. Лагода, О. О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов / О. О. Лагода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 4. - С. 23 - 28.
32. Лазарева, Л. А. Механизмы адаптации сердечно -сосудистой системы юных футболистов с различными типами кровообращения / Л. А Лазарева, Р. М. Смолецкая // Дети и олимпийское движение. - 1993. - С. 34 - 40.
33. Лалаков, Г. С. Готовим юных футболистов / Г. С. Лалаков // Физкультурное образование Сибири. - 1995. - № 2. - С. 45 - 48.
34. Лалаков, Г. С. Коллективные требования технико -тактического характера к игровым действиям футболистов / Г. С. Лалаков // Вопросы современного футбола. - 1995. - С. 13-15.
35. Лаптев, А. П. Юный футболист: учебное пособие для тренеров / А. П. Лаптев, А. А. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 153 с.
36. Лымарь, А. О. Методика технической подготовки квалифицированных футболистов с различными конституциональными особенностями / А .О. Лымарь // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - №3. - С. 154-161.
37. Лымарь, А. О. Техническая подготовка квалифицированных футболистов различных соматотипов: дис. канд. пед. наук / А. О. Лымарь. - Краснодар, 2010. - 172 с.
38. Мартирасов, Э. Г. Соматический статус и спортивная
специализация: дис. д-ра биол. наук / Э. Г. Мартирасов. - Москва, 1998. - 87 с.
39. Матяш, В. В. Методика технической подготовки футболистов на этапе предварительной базовой подготовки / В. В. Матяш // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - №4. - С. 47-51.
40. Митова, Е. А. Совершенствование технической подготовки футболистов на основе контроля дискриминативных признаков при выполнении сочетаний приемов в игре / E. А. Митова, В. В. Митяш // Наука в Олимпийском спорте. - 2016. - №2. - С. 45-50.
41. Наседкин, В. А. Основы футбола / В. А. Наседкин, С. E. Банников. - Екатеринбург, 2009. - 157 с.
42. Николаенко, В. В. Формирование спортивного мастерства юных футболистов / В. В. Николаенко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - №1. - С. 61-66.
43. Петухов, А. В. Формирование основ индивидуального технико - тактического мастерства юных футболистов / А. В. Петухов. - М., 2006. - 365 с.
44. Полевой, Г. Г. Связь психических процессов и способности к ритму у футболистов / Г. Г. Полевой // Научный альманах. - 2015. - №14. - С. 586-590.
45. Полишкис, М. С. Футбол: учебник для институтов физической культуры / М. С. Полишкиса, В. А. Выжгин. - М.: ФОН, 1999. - 211 с.
46. Соломонко, В. В. Футбол / В. В. Соомонко, Г. А. Лисенчук, О. В. Соломонко. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 286 с.
47. Суворов, В. Я. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры соревновательной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / П. В. Анисимов. — Н. Новгород, 2005. — 370 с.
48. Сычев, Б. В. Исследование эффективности передач мяча команд высокой квалификации в футболе / Б. В. Сычев // Слобожанский научно - спортивный вестник. - 2012. - №2. - С. 110-114.
49. Титовец, С. В. Динамика психофизической подготовленности футболистов высокой квалификации в годичном цикле тренировки : дис. ... канд. пед. наук / С. В. Титове. - СПб, 2005. - 150 с.
50. Тюленьков, С. Ю. Теоретико методические аспекты управления подготовкой юных футболистов / С. Ю. Тюленьков, В. П. Губа, А. В. Прохоров. - Смоленск, 1997. - 190 с.
51. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
52. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: «Академия», 2000. - 480 с.
53. Чанади, А. Футбол. Техника / А. Чанади. - М., 1996. - 168 с.
54. Чернецов, М. М. Факторная структура технической и физической подготовленности юных футболистов 8-12 лет / М. М. Чернецов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №3. - С. 86-89.
55. Шаханова, А. В. Функциональные и адаптивные возможности юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет в зависимости от соматотипа / А. В. Шаханова, А. А. Кузьмин, А. X. Агиров // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 60-68.
56. Шестаков, М. М. Методологические основы индивидуализации подготовки в командных спортивных играх // М. М. Шестаков // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 3. - С. 12-16.
57. Щербак, Р. М. Психофункциональная подготовка футболистов на этапе углубленной специализации / Р. М. Щербак, А. А. Золотухин // Слобожанский научно -спортивный вестник. - 2013. - №38. - С. 291-295.
58. Штефко, В. Г. Схема клинической диагностики конституциональны типов / В. Г. Штефко, А. Д. Островский. - М. - Л., 1929. - 79 с.
59. Яровой, С. М. Возможности подготовки юных футболистов на основе учета разносторонности технико -тактических действий / С. М. Яровой // Слобожанский научно -спортивный вестник. - 2008. - № 29. - С. 28-34.
60. Internet. - http://dfc-enisey.ru/documents/regulatory-documents/. ДЮСШ «Енисей» по футболу.