Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ФИНАНСИСТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Работа №178279

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы222
Год сдачи1999
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема общения в деятельности военного
финансиста 12
1.1. Сущность, структура и функции общения с
позиции деятельностного подхода 12
1.2. Коммуникативная компетентность в структуре профессиональной деятельности офицера-
финансиста 37
1.3. Анализ результатов социально-психологического
исследования особенностей общения военных финансистов 67
Глава 2. Общая характеристика социально-психологического тренинга как средства развития коммуникативной компетентности 95
2.1. Теоретические и методические основы
социально-психологического тренинга (СПТ) 95
2.2. Психологические особенности деятельности преподавателя в социально-психологическом
тренинге 115
2.3. Методика анализа эффективности результатов
тренинга (на примере конкретного профессионально-ориентированного СПТ) 126
Заключение 140
Библиографический список использованной литературы 143
Приложения

Актуальность исследования. В последние годы в психологии заметно возрос интерес к изучению проблемы общения. Она стала одной из важнейших и актуальных сфер социально-психологических исследований. Общение теснейшим образом связано с жизнью человека. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, экономика, политика и др. В последнее время наблюдается значительное расширение круга людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, тесно связанную с общением. К их числу принадлежат руководители различных уровней, психологи, тренеры, работники коммерческих структур, менеджеры и т.д. К числу таковых мы относим и военных финансистов. Во всех этих случаях общение оказывается составляющей самой профессиональной деятельности и, соответственно, коммуникативная компетентность - составляющей профессиональной компетентности. Последнее особенно справедливо в отношении офицеров-финансистов, так как офицер является субъектом социального управления в Вооруженных Силах, а управление воинскими подразделениями это, в первую очередь, управление людьми, а следовательно, общение. Кроме этого, по сравнению с другими офицерами, представителями других военных специальностей, профессиональная деятельность офицера-финансиста отличается частотой, разнообразием, интенсивностью и значимостью коммуникативных контактов. Велик круг людей, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности военного финансиста. Его потенциальными посетителями могут быть все без исключения военнослужащие и служащие воинской части, а также члены их семей. Своеобразно выстраиваются отношения помощника командира части по финансовой и экономической работе с командованием части, с начальниками родов войск и служб, с командирами подразделений. Сфера деятельности офицера- финансиста выходит далеко за границы воинской части. Успех его работы зависит от качества взаимоотношений с финансистами других частей, с местными органами, с банками, с различными коммерческими организациями, с довольствующими частями и т.д. Поэтому военному финансисту сегодня уже недостаточно опираться на простой здравый смысл, традиции и опыт в своей узкопрофессиональной области и в области общения. Сейчас ему для успешной и профессиональной деятельности все более необходимой становится специальная социально-психологическая подготовка. Уровень коммуникативной компетентности выпускников Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А.В. Хрулева (ЯВВФУ), являющегося основным «поставщиком» офицеров-финансистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, войск МВД, Федеральной пограничной службы, налоговой полиции, полевых учреждений Центрального Банка России, дружественных армий стран участниц СНГ, на наш взгляд, не позволяет успешно выполнять им функциональные обязанности. За 50 часов, отведенных на изучение программы курса «Психология и педагогика», будущие военные финансисты успевают получить лишь основы психолого-педагогических знаний, не имея возможности освоить умения и сформировать навыки эффективного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа явилась отзывом на одну из важнейших задач высшей школы - формирование профессионально-ориентированных коммуникативных навыков и умений, так как коммуникативная компетентность является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Общение является существенной детерминантой совместной деятельности и служит эффективным средством ее оптимизации. Общение офицеров-финансистов обусловлено особенностями военной службы и его финансово-экономической деятельностью. Основное отличие профессиональноориентированного общения военных финансистов от других офицеров определяется частотой, разнообразием, внутренней насыщенностью и значимостью межличностных и ролевых контактов.
2. В основе психологических трудностей общения молодых офицеров- финансистов лежат неадекватно выбранные средства коммуникативного воздействия, неадекватно выбранные средства организации совместной деятельности и социоперцептивные искажения. Проведенные нами исследования показали, что предпосылками, повышающими вероятность возникновения психологических трудностей общения, являются: недостаточная коммуникативная компетентность выпускников ЯВВФУ; неправильные представления молодых офицеров-финансистов о своей профессии, о том, как должны протекать процессы социальной адаптации в первые годы службы; переживания, связанные со свеобразной личностной интерпретаций коммуникативных ситуаций, особенно ситуаций затрудненного общения.
3. Коммуникативная компетентность представляет собой систему внутренних ресурсов (социальные установки; знания в области психологии личности, группы, общения; умения и навыки межличностного общения; коммутативные позиции), необходимых для построения и регуляции эффективных коммуникативных действий и обеспечивающих ориентированность в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
4. Анализ учебной программы, учебных планов, содержания, форм и методов проведения занятий по курсу «Психология и педагогика» показал, что существующая система обучения не позволяет сформировать достаточный уровень профессиональной коммуникативной компетентности у выпускников ЯВВФУ, обеспечивающей успешное выполнение ими своих функциональных обязанностей и скорейшее их становление в первой офицерской должности. Решить эту проблему, по нашему мнению, поможет использование при подготовке офицеров-финансистов СПТ.
5. На основе концептуальных представлений о сущности и составляющих коммуникативной компетентности военных финансистов нами были сформулированы цели СПТ, определены методы их достижения и выделены критерии оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности и была разработана программа профессионально-ориентированного СПТ. В основу разработки программы вошли следующие концептуальные положения:
а) определение места общения в структуре профессиональной деятельности офицеров-финансистов;
б) психологический анализ особенностей коммуникативного компонента профессиональной деятельности участников тренинга;
в) возможность реализации программы СПТ в ЯВВФУ.
В качестве теоретической основы для описания результатов тренинга мы использовали одну из наиболее обобщенных моделей - трехмерную Модель «Havelock & Havelock». Предложенная нами процедура анализа эффективности СПТ, на наш взгляд, является достаточно объективной.
Разработанная нами программа профессионально-ориентированного СПТ была интегрирована в учебную программу по курсу «Психология и пе- рагогика» в ЯВВФУ. СПТ как форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов учебной группы (в т.ч. и преподавателя), включен в программу подготовки адъюнктов при ЯВВФУ.
8. Дальнейшая наша работа будет направлена на исследование отсроченных результатов СПТ с целью корректировки программы тренинга для повышения ее эффективности. В воинские части направлены запросы на служебные отзывы на наших выпускников — участников тренинга, с некоторыми участниками планируются встречи. На основе обобщения собранного эмпирического материала будут вырабатываться соответствующие рекомендации.



1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 261 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения// Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - С.218-241.
3. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. - М.: Вече, ACT, 1997. - 430 с.
4. Азаев Э.Ч. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров: Дис. ...канд. психол. наук-М., 1995. - 176 с.
5. Аллинг Э., Миккин X. О применении видеотренинга при обучении навыкам общения продавцов// Человек, среда, общение. - Таллин, 1986.-150 с.
6. Аманов С.А. Диалектика познания и общение/AH Кирг. ССР, ин-т философии и права. - Фрунзе: Илим, 1986. - 138 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т./ Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова и Н.В.Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-232 с., Т.2.-288 с.
8. Андреас С., Герлинг К., Фолкнер Ч., Халлбом Т. и др. Миссия НЛП. Методические рекомендации для слушателей курсов по НЛП. - М., 1998.-272 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 416 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432 с.
И. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 271 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
3. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Теория и практика. - М.: RTFL - book, 1994.314 с.
4. Атватер И. Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника): Сокращеный перевод с англ. - 2-е изд. - М.: Экономика, 1988.- 110 с.
... всего 211 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ