Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства (Российский Государственный Университет Правосудия)

Работа №178273

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы38
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на материалах Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 г. Nº 5-П и Постановления Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 г. Nº 22-П.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.

Введение 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СВОБОДУ ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА 6
1.1. Понятие и этапы становления права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства 6
1.2. Конституционно-правовое регулирование права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства 7
1.3. Права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 10
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СВОБОДУ ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 12
2.1. Реализация права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 13
2.2. Конституционные гарантии права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 16
2.3. Проблемы и перспективы совершенствования механизма реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 19
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 22
3.1. Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 г. № 5-П 22
3.2. Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 г. № 22-П 26
3.3. Выводы на основе анализа постановлений Конституционного Суда РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 36


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства является одним из фундаментальных прав человека, признанных международным сообществом и закрепленных в международных правовых актах и конституциях большинства современных государств. В условиях глобализации и интенсификации миграционных процессов особую значимость приобретают вопросы реализации данного права иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые составляют значительную часть населения многих стран, включая Российскую Федерацию.
Российская Федерация, являясь многонациональным государством с обширной территорией и протяженными границами, традиционно привлекает значительное число иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибывают в страну с различными целями: трудовая деятельность, получение образования, воссоединение с семьей, туризм и др. По данным МВД России, только в 2019 году на миграционный учет было поставлено более 19 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, включая их право на свободу передвижения и выбора местожительства.
Конституция Российской Федерации в статье 27 гарантирует право на свободу передвижения и выбора местожительства каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, включая иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако реализация данного права иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет ряд особенностей и ограничений, установленных федеральным законодательством. Эти особенности и ограничения обусловлены необходимостью обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, находящихся на территории России.
В последние годы Конституционный Суд Российской Федерации принял ряд важных решений, касающихся права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства. Особое значение имеют Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 года № 22-П, в которых Суд сформулировал ряд правовых позиций, касающихся конституционных гарантий права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также допустимых ограничений данного права.
Анализ этих постановлений позволяет выявить конституционно-правовые принципы и подходы к регулированию права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также определить направления совершенствования законодательства в данной сфере.
Степень научной разработанности темы. Проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, включая их право на свободу передвижения и выбора местожительства, исследовались в работах таких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Воронина, Н.Н. Зинченко, К.А. Корсик, Е.С. Смирнова, Т.Я. Хабриева и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных данной проблематике, многие вопросы, связанные с особенностями реализации права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, остаются недостаточно исследованными, особенно в контексте последних решений Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы конституционного и миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующие право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ по данным вопросам, сформулированные в Постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановлении от 19 июля 2017 года № 22-П.
Цель исследования заключается в комплексном анализе особенностей реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации на основе изучения конституционного и миграционного законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и этапы становления права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства;
2. Проанализировать конституционно-правовое регулирование права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства в Российской Федерации;
3. Рассмотреть особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в контексте реализации ими права на свободу передвижения и выбора местожительства;
4. Изучить механизм реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства;
5. Проанализировать конституционные гарантии права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6. Исследовать проблемы и перспективы совершенствования механизма реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства;
7. Провести анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 года № 22-П;
8. Сформулировать выводы на основе анализа постановлений Конституционного Суда РФ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход) и специальные юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой).
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области конституционного права, миграционного права, теории прав человека, а также материалы научных конференций и периодических изданий по исследуемой проблематике.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их право на свободу передвижения и выбора местожительства.
Эмпирическую основу исследования составляют решения Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, Постановление от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановление от 19 июля 2017 года № 22-П, а также статистические данные и материалы правоприменительной практики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства является одним из фундаментальных прав человека, признанных международным сообществом и закрепленных в международных правовых актах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. Данное право имеет длительную историю становления и развития, начиная с древнейших времен и до современности.
В Российской Федерации право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства закреплено в статье 27 Конституции РФ, согласно которой каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данное право конкретизируется в федеральных законах, таких как Закон РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, Федеральный закон“О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” и др.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на принципе национального режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом федеральный законодатель вправе устанавливать определенные ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, но эти ограничения должны соответствовать конституционным требованиям и международным обязательствам Российской Федерации, быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям.
Механизм реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации включает в себя систему правовых норм, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания и проживания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также систему государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением миграционного законодательства.
Конституционные гарантии права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства включают в себя судебную защиту прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и др.
Анализ Постановлений Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года № 5-П и от 19 июля 2017 года № 22-П позволяет сделать вывод о том, что Конституционный Суд РФ в своих решениях последовательно отстаивает позицию, согласно которой ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, включая право на свободу передвижения и выбора местожительства, должны соответствовать конституционным требованиям и международным обязательствам Российской Федерации, быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям, а также обеспечивать баланс между интересами государства по контролю за миграционными процессами и правами иностранных граждан и лиц без гражданства.
Конституционный Суд РФ признает, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации носит уведомительный, а не разрешительный характер и направлен на обеспечение необходимой информацией государственных органов, ответственных за регулирование миграционных процессов. При этом Суд подчеркивает, что процедуры миграционного учета не должны создавать необоснованных препятствий для реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства их прав и свобод, включая право на свободу передвижения и выбора местожительства.
Конституционный Суд РФ указывает на необходимость индивидуализации административной ответственности за нарушение правил миграционного учета и учета всех обстоятельств дела при назначении административного наказания. Суд признает неконституционными положения, предусматривающие обязательное административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих семью в России, за нарушение правил миграционного учета без учета их семейного положения и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Конституционный Суд РФ признает право иностранных граждан и лиц без гражданства на уважение семейной жизни и указывает, что ограничения этого права должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям. Суд признает неконституционными положения, предусматривающие запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, имеющего семью в России, в течение пяти лет со дня административного выдворения без учета его семейного положения и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Конституционный Суд РФ указывает на необходимость четкого и однозначного толкования положений законодательства о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства. Суд признает неконституционным расширительное толкование понятия “место пребывания иностранного гражданина”, согласно которому иностранный гражданин, поставленный на миграционный учет по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, обязан фактически проживать по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных.
Конституционный Суд РФ указывает на необходимость обеспечения баланса между интересами государства по контролю за миграционными процессами и правами иностранных граждан и лиц без гражданства на свободу передвижения и выбора местожительства. Суд подчеркивает, что ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям и не должны приводить к умалению самого существа соответствующих прав и свобод.
Таким образом, особенности реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации определяются спецификой их правового статуса, необходимостью обеспечения баланса между интересами государства по контролю за миграционными процессами и правами иностранных граждан и лиц без гражданства, а также конституционными требованиями и международными обязательствами Российской Федерации в области прав человека.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
5. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” // Российская газета. 1993.
6. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
8. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
9. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 “О беженцах” // Российская газета. 1997.
10. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 “О вынужденных переселенцах” // Собрание законодательства РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
12. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. М.: Норма, 2014. 864 с.
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2017. 768 стр.
14. Воронина Н.А. Международное право и миграционное законодательство стран СНГ (историко-правовой анализ): монография. М.: Издательский дом ГУУ, 2015. 303 с.
15. Зинченко Н.Н. Миграционное право в международно-правовой доктрине и практике: становление и перспективы развития: монография. М.: Проспект, 2019. 328 с.
16. Корсик К.А. Теория, практика и проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 159 с.
17. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации: монография. М.: Юрлитинформ, 2016. 256 с.
18. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика: монография. М.: Юридическая фирма“КОНТРАКТ”, 2018. 336 с.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П “По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона”О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма" // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть II). Ст. 4984.
20. Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон”О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2020. № 24. Ст. 3756.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 № 5-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона”О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“, частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона”О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана" // Собрание законодательства РФ. 2016. № 9. Ст. 1308.
22. Федеральный закон от 28.11.2015 № 348-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” // Собрание законодательства РФ. 2015. № 48 (часть I). Ст. 6710.
23. Федеральный закон от 03.07.2016 № 326-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона”О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4259.
24. Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон”О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 3946.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ