Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства (Российский Государственный Университет Правосудия)

Работа №178273

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы38
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на материалах Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 г. Nº 5-П и Постановления Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 г. Nº 22-П.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.

Введение 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СВОБОДУ ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА 6
1.1. Понятие и этапы становления права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства 6
1.2. Конституционно-правовое регулирование права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства 7
1.3. Права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 10
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СВОБОДУ ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 12
2.1. Реализация права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 13
2.2. Конституционные гарантии права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 16
2.3. Проблемы и перспективы совершенствования механизма реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства 19
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 22
3.1. Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 г. № 5-П 22
3.2. Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 г. № 22-П 26
3.3. Выводы на основе анализа постановлений Конституционного Суда РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 36


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства является одним из фундаментальных прав человека, признанных международным сообществом и закрепленных в международных правовых актах и конституциях большинства современных государств. В условиях глобализации и интенсификации миграционных процессов особую значимость приобретают вопросы реализации данного права иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые составляют значительную часть населения многих стран, включая Российскую Федерацию.
Российская Федерация, являясь многонациональным государством с обширной территорией и протяженными границами, традиционно привлекает значительное число иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибывают в страну с различными целями: трудовая деятельность, получение образования, воссоединение с семьей, туризм и др. По данным МВД России, только в 2019 году на миграционный учет было поставлено более 19 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, включая их право на свободу передвижения и выбора местожительства.
Конституция Российской Федерации в статье 27 гарантирует право на свободу передвижения и выбора местожительства каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, включая иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако реализация данного права иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет ряд особенностей и ограничений, установленных федеральным законодательством. Эти особенности и ограничения обусловлены необходимостью обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, находящихся на территории России.
В последние годы Конституционный Суд Российской Федерации принял ряд важных решений, касающихся права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства. Особое значение имеют Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 года № 22-П, в которых Суд сформулировал ряд правовых позиций, касающихся конституционных гарантий права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также допустимых ограничений данного права.
Анализ этих постановлений позволяет выявить конституционно-правовые принципы и подходы к регулированию права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также определить направления совершенствования законодательства в данной сфере.
Степень научной разработанности темы. Проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, включая их право на свободу передвижения и выбора местожительства, исследовались в работах таких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Воронина, Н.Н. Зинченко, К.А. Корсик, Е.С. Смирнова, Т.Я. Хабриева и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных данной проблематике, многие вопросы, связанные с особенностями реализации права на свободу передвижения и выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, остаются недостаточно исследованными, особенно в контексте последних решений Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы конституционного и миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующие право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ по данным вопросам, сформулированные в Постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановлении от 19 июля 2017 года № 22-П.
Цель исследования заключается в комплексном анализе особенностей реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации на основе изучения конституционного и миграционного законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и этапы становления права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства;
2. Проанализировать конституционно-правовое регулирование права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства в Российской Федерации;
3. Рассмотреть особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в контексте реализации ими права на свободу передвижения и выбора местожительства;
4. Изучить механизм реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства;
5. Проанализировать конституционные гарантии права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6. Исследовать проблемы и перспективы совершенствования механизма реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства;
7. Провести анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 года № 22-П;
8. Сформулировать выводы на основе анализа постановлений Конституционного Суда РФ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход) и специальные юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой).
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области конституционного права, миграционного права, теории прав человека, а также материалы научных конференций и периодических изданий по исследуемой проблематике.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их право на свободу передвижения и выбора местожительства.
Эмпирическую основу исследования составляют решения Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, Постановление от 17 февраля 2016 года № 5-П и Постановление от 19 июля 2017 года № 22-П, а также статистические данные и материалы правоприменительной практики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства является одним из фундаментальных прав человека, признанных международным сообществом и закрепленных в международных правовых актах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. Данное право имеет длительную историю становления и развития, начиная с древнейших времен и до современности.
В Российской Федерации право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства закреплено в статье 27 Конституции РФ, согласно которой каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данное право конкретизируется в федеральных законах, таких как Закон РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, Федеральный закон“О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” и др.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на принципе национального режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом федеральный законодатель вправе устанавливать определенные ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, но эти ограничения должны соответствовать конституционным требованиям и международным обязательствам Российской Федерации, быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям.
Механизм реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации включает в себя систему правовых норм, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания и проживания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также систему государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением миграционного законодательства.
Конституционные гарантии права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства включают в себя судебную защиту прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и др.
Анализ Постановлений Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года № 5-П и от 19 июля 2017 года № 22-П позволяет сделать вывод о том, что Конституционный Суд РФ в своих решениях последовательно отстаивает позицию, согласно которой ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, включая право на свободу передвижения и выбора местожительства, должны соответствовать конституционным требованиям и международным обязательствам Российской Федерации, быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям, а также обеспечивать баланс между интересами государства по контролю за миграционными процессами и правами иностранных граждан и лиц без гражданства.
Конституционный Суд РФ признает, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации носит уведомительный, а не разрешительный характер и направлен на обеспечение необходимой информацией государственных органов, ответственных за регулирование миграционных процессов. При этом Суд подчеркивает, что процедуры миграционного учета не должны создавать необоснованных препятствий для реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства их прав и свобод, включая право на свободу передвижения и выбора местожительства.
Конституционный Суд РФ указывает на необходимость индивидуализации административной ответственности за нарушение правил миграционного учета и учета всех обстоятельств дела при назначении административного наказания. Суд признает неконституционными положения, предусматривающие обязательное административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих семью в России, за нарушение правил миграционного учета без учета их семейного положения и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Конституционный Суд РФ признает право иностранных граждан и лиц без гражданства на уважение семейной жизни и указывает, что ограничения этого права должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям. Суд признает неконституционными положения, предусматривающие запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, имеющего семью в России, в течение пяти лет со дня административного выдворения без учета его семейного положения и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Конституционный Суд РФ указывает на необходимость четкого и однозначного толкования положений законодательства о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства. Суд признает неконституционным расширительное толкование понятия “место пребывания иностранного гражданина”, согласно которому иностранный гражданин, поставленный на миграционный учет по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, обязан фактически проживать по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных.
Конституционный Суд РФ указывает на необходимость обеспечения баланса между интересами государства по контролю за миграционными процессами и правами иностранных граждан и лиц без гражданства на свободу передвижения и выбора местожительства. Суд подчеркивает, что ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям и не должны приводить к умалению самого существа соответствующих прав и свобод.
Таким образом, особенности реализации права на свободу передвижения и свободу выбора местожительства иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации определяются спецификой их правового статуса, необходимостью обеспечения баланса между интересами государства по контролю за миграционными процессами и правами иностранных граждан и лиц без гражданства, а также конституционными требованиями и международными обязательствами Российской Федерации в области прав человека.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
5. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” // Российская газета. 1993.
6. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
8. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
9. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 “О беженцах” // Российская газета. 1997.
10. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 “О вынужденных переселенцах” // Собрание законодательства РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
12. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. М.: Норма, 2014. 864 с.
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2017. 768 стр.
14. Воронина Н.А. Международное право и миграционное законодательство стран СНГ (историко-правовой анализ): монография. М.: Издательский дом ГУУ, 2015. 303 с.
15. Зинченко Н.Н. Миграционное право в международно-правовой доктрине и практике: становление и перспективы развития: монография. М.: Проспект, 2019. 328 с.
16. Корсик К.А. Теория, практика и проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 159 с.
17. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации: монография. М.: Юрлитинформ, 2016. 256 с.
18. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика: монография. М.: Юридическая фирма“КОНТРАКТ”, 2018. 336 с.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П “По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона”О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма" // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть II). Ст. 4984.
20. Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон”О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2020. № 24. Ст. 3756.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 № 5-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона”О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“, частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона”О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана" // Собрание законодательства РФ. 2016. № 9. Ст. 1308.
22. Федеральный закон от 28.11.2015 № 348-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” // Собрание законодательства РФ. 2015. № 48 (часть I). Ст. 6710.
23. Федеральный закон от 03.07.2016 № 326-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона”О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4259.
24. Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон”О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 3946.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ