ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДАВ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ(на примере г. Заринска Алтайского края)
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
МОНООТРАСЛЕВЫХ ГОРОДОВ 9
1.1. Научно-исторические подходы к исследованию моноотраслевых
городов России 9
1.2. Организационно-правовые аспекты государственной политики по
социально-экономическому развитию моноотраслевых городов 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 53
2.1. Генезис экономики 53
2.2. Современное состояние хозяйства 59
2.3. Анализ развития социальной сферы и занятости населения 77
2.4. Проблемы формирования муниципальных финансов 90
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА 102
3.1. Рекомендации по формированию государственной программы
содействия реформированию моноотраслевых городов 102
3.2. Основные направления улучшения социально-экономического
положения моноотраслевого города 113
Заключение 122
Список используемой литературы 128
Приложение 141
Актуальность темы исследования. Проблема регулирования город¬ского развития в переходный период - одна из актуальных и в то же время недостаточно исследованных. Кардинальные перемены, произошедшие в по-следние годы в развитии городов были столь многоплановы и динамичны, что теоретико-методологическое осмысление наукой новых реалий, а тем более вероятных перспектив эволюции города значительно запаздывает. Су-ществующие легитимные формы взаимодействия реальных субъектов терри-ториального развития не обеспечивают выработки согласованных решений и как следствие - необходимый уровень эффективности управления социаль¬но-экономическим развитием городских поселений.
В особо сложном положении оказались моноотраслевые города, для которых социально-экономическое благополучие зависит от деятельности градообразующего предприятия. Они превратились в центры экономиче¬ских и социальных напряжений, где при той же концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы, а закрытие градообразующего предприятия ставит под угрозу существование самого города.
Наряду с этим получила конституционное закрепление идея террито-риальной самостоятельности и местного самоуправления, во многом повыси¬лась ответственность городских властей за обеспечение условий жизни насе¬ления, соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.д. Принципи¬ально обновились формы, методы и объекты городского управления. При этом механизм взаимодействия федеральных, региональных и местных уров¬ней власти до сих пор находится в стадии становления.
Все это требует коренного переосмысления регулятивных воздействий на сложные и во многом противоречивые отношения, складывающиеся в процессе социально-экономических преобразований моноотраслевых горо¬дов, имеющих различное функциональное назначение и находящихся в ре¬гионах различных типов.
Актуальность решения проблем социально-экономического развития моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообра-зующим предприятием, находящимся в депрессивном регионе и предопре¬делила выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение закономер-ностей и проблем развития моноотраслевых городов традиционно находи¬лось в центре внимания ученых.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых го¬родов носили отпечаток особенностей исторического пути всей страны и сводились в основном к управлению размещением производительных сил. В советской и российской экономической литературе до начала 90-х годов XX века преобладала точка зрения о городах как индустриальных центрах, со¬гласно которой управление города заключалось в управлении градообра¬зующим предприятием либо градообразующей отраслью.
В работе выделены и рассмотрены три центральных направления изу¬чения моноотраслевых городов в дореформенный период:
— разработка теории и практики размещения градообразующих предпри¬ятий моноотраслевых городов (Г. Агранат, Н. Баранский, В. Бурканов, В. Воробьев, Л. Иоффа, К. Космачев, О. Назаровский, Е. Перцик и др.);
— анализ взаимодействия градообразующих и градообеспечивающих от-раслей (Н. Данилов, В. Любовный, А. Татаркин и др.);
— типологизация моноотраслевых городов (Л. Велихов, В. Зуев, Г. Лап- по, И. Майергойз, В. Семенов-Тян-Шанский и др.).
Исследованию проблем социально-экономического развития моноот-раслевых городов в условиях становления и развития рыночных отношений, их роли как ведущих элементов территориальной организации общества по¬священы работы А. Воронина, О. Демченко, Ю. Лексина, В. Лебедевича, А. Нестерова, В. Пушкарева, А. Чудинова, А. Швецова и др.
Особую актуальность с точки зрения нашего исследования представ¬ляют работы И. Браде, Н. Горина, А. Нещадина, К. Перцика, Д. Питерского, анализирующих группы моноотраслевых городов РФ по степени их адапта¬ции к рыночным реформам.
....
Результаты проведенного исследования показали, что моноотрасле- вые города издавна являлись объектом изучения.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых городов носили отпечаток особенностей исторического пути развития всей страны.
Анализируя научные труды по данной тематике, мы пришли к вы¬воду, что до 60-х годов прошлого столетия моноотраслевые города исследо¬вались в основном с точки зрения их социально-экономических функций.
Наиболее интенсивно изучение моноотраслевых городов началось с 1966 г., когда по решению Госплана СССР в более чем 500 городах было на¬чато строительство крупных промышленных предприятий. В соответствии с технико-экономическими расчетами определялось наиболее эффективное географическое размещение моноотраслевых городов и градообразующих предприятий;
80-е годы характерны более интенсивным изучением моноотраслевых городов. Дискуссионным моментом явилось определение специализации го¬рода. Большинство ученых пришло к мнению, что отрасль специализации должна определяться с позиции создания потребительной стоимости. Иссле¬довалась взаимосвязь градообразующей и градообеспечивающей отраслей с позиций системного подхода. Выделились группы ученых, занимающихся исследованием моноотраслевых городов в региональном аспекте.
Переход к рыночным отношениям определил существенно новый подход к изучению моноотраслевых городов. Впервые определены критерии отнесения населенных пунктов к монопрофильным, а предприятий - к градо¬образующим. Дана оценка общих и методологических проблем моноотрасле¬вых городов. Исследователи рассматривают моноотраслевые города с точки зрения их адаптации к рыночным отношениям и возможные варианты выхо¬да из кризиса. При этом отмечается, что единого алгоритма быть не может, должны учитываться специфика конкретного города и региона, в котором он располагается, а также общегосударственная социально-экономическая по-литика.
Нам представляется, что в научной литературе не уделяется должного внимания проблемам моноотраслевых городов, находящихся в депрессив¬ных агропромышленных регионах и имеющих непрофильные финансово ус¬тойчивые градообразующие предприятия. Под непрофильным градообра¬зующим предприятием мы предлагаем понимать предприятие, не имеющее в данном регионе ни источников сырья, ни рынков сбыта продукции.
Анализ работы ученых по данной тематике выявил использование раз-личной терминологии: моногород, монопрофильный город, моноструктур- ный город, моноотраслевой город, моноцентричный город.
Изучив справочную литературу по рыночной экономике, мы пришли к выводу, что более корректно будет использование дефиниции «моноотрасле¬вой город».
Исследование основных аспектов государственной политики социаль¬но-экономического развития моноотраслевых городов показало, что в дан¬ный перечень входит незначительное количество городских поселений, пред-ставляющих государственный интерес, причем механизмы государственной поддержки далеко не совершенны и находятся в стадии доработки.
...
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 40 с.
2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: офиц. текст: по состоя¬нию на 15 ноября 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Юрайт-М, 2002.-462 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: ООО ТК Велби, 2003. - 520 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ЭКМОС, 1998. - 128 с.
5. СССР. Законы. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: офиц. текст принят 09.04.90 г. // Ведомости Съезда на¬родных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 6. - Ст. 267.
6. Российская Федерация. Законы. О статусе наукограда РФ: офиц. текст принят 07.04.99 г. № 70-ФЗ. И Собрание законодательства РФ, 12.04.1999, № 15, ст. 1750.
7. Российская Федерация. Законы. О ЗАТО: офиц. текст принят 14.07.92 г. № 3297-1 (с измен, и доп. от 24 декабря 2002 г.) И Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992.-№33.-Ст. 1915.
8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ»: от 26.05.04 № 45-ФЗ И Собрание за-конодательства РФ. - 2004. - № 22. - Ст. 2095.
9. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 1998 год: офиц. текст принят 26.03. 98 г. № 42-ФЗ И Собрание законодательства РФ. - 1998.-№ 13.-Ст. 1464.
10. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2002 год: офиц. текст принят 30.12.01 г. № 194-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
2001. -№53 (ч. 1).-Ст. 5030.
11. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации мест¬ного самоуправления в РФ: офиц. текст принят 28.08.95 г. № 154-ФЗ // Соб¬рание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
12. Российская Федерация. Законы. О финансовых основах местного само-управления в РФ: офиц. текст принят 25.09.97 г. № 126-ФЗ И Собрание за-конодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3330.
13. Российская Федерация. Законы. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: офиц. текст принят 11.04.98 г. № 15 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 15. - Ст. 1695.
14. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества: офиц. текст принят 21.12.01 № 178-ФЗ (с изм. и доп. от 27.02.03 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.
15. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве): офиц. текст принят 26.10.02 № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
2002. -№43.-Ст. 4190.
... всего 128 источников