Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ «Праведника» в повести г. Флобера «Простая душа» и рассказе А. Солженицына «Матренин двор» (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)

Работа №178251

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Концепция и специфика образа праведника в литературе….............
§1. Зарождение и развитие образа праведника
§2. Тема праведничества и образы праведников в русской и зарубежной литературе ХIХ-ХХ веков…
Глава 2. Симбиоз образов праведников в рассказе Солженицына «Матренин двор» и повести «Простая душа» Г. Флобера ………
§1. «Без них не стоит земля наша» - образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»......
§2. Приемы создания женского народного характера в повести Г. Флобера «Простая душа» в контексте «объективного» метода……
§3. Технологическая карта интегрированного урока по литературе и православной культуре для девятого класса на тему: «Образ праведника в рассказе Солженицына «Матренин двор», христианские мотивы в произведении»
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список использованной литературы……………………
Приложение………………..


В последние годы отечественное литературоведение претерпевает значительные изменения, смещая фокус своего внимания на исследование религиозно-нравственных аспектов художественного текста. Это направление становится все более актуальным, так как современные исследователи стремятся глубже понять духовные традиции, которые пронизывают русскую словесность. В частности, акцент делается на изучении евангельского текста и его влияния на формирование художественных произведений.
Одним из ключевых понятий, которое привлекает внимание ученых, является феномен «соборничества». Это понятие связано с идеей единства и общности, которая пронизывает русскую культуру и литературу. Соборность отражает стремление к взаимопониманию и единству в обществе, что особенно актуально в контексте современных социальных изменений.
Кроме того, особое внимание акцентируется на феномене праведничества, который включает в себя широкий спектр явлений, связанных с образом героя-праведника, характерным для русской литературы. Эти герои часто становятся носителями высоких нравственных идеалов, стремясь к духовному очищению и поиску смысла жизни. Они противостоят моральным и этическим вызовам своего времени, олицетворяя в себе лучшие качества человека. Современное литературоведение не только открывает новые горизонты для анализа художественных текстов, но и углубляет понимание русской духовной традиции, позволяя нам лучше осознать, как религиозные и нравственные аспекты влияют на формирование литературных образов и сюжетов.
Актуальность темы исследования «Образ праведника в повести Г. Флобера «Простая душа» и Солженицына «Матренин двор»» обусловлена стремлением выявить общие и отличительные черты в изображении морального идеала в произведениях авторов, представляющих разные культурные и исторические контексты. Рассмотрение мировой словесности через призму многогранной православной картины мира дает возможность не только выявить особенности авторского мировосприятия православного писателя, но и переосмыслить пути развития отечественной литературы в целом.
Также исследование направлено на восстановление связи между литературой и духовностью, что особенно необходимо в условиях современного мира, где нравственные ориентиры часто подвергаются сомнению.
Объектом исследования являются художественные тексты «Простая душа» Флобера и «Матренин двор» Солженицына, а предметом – способы изображения праведника, а также его роль в обществе.
Цель исследования:
1. Анализ образа праведника: Исследовать, как в произведениях Солженицына и Флобера представлен образ праведника, выявить ключевые черты и характеристики, которые делают этих персонажей символами нравственной силы и духовной чистоты.
2. Сравнительный анализ: Провести сравнительный анализ подходов авторов в изображении праведника, выявить сходства и различия в их характеристиках, мотивациях и роли в сюжете.
3. Контекстуальное исследование: Рассмотреть исторический и культурный контекст, в котором создавались произведения, и как этот контекст повлиял на восприятие образа праведника.
4. Влияние на читателя: Проанализировать, как образы праведников в этих произведениях воздействуют на читателя, формируя его моральные и этические установки.
5. Литературные приемы: Изучить литературные приемы, используемые авторами для создания образа праведника, включая символику, метафоры и стилистические особенности.
6. Заключение и выводы: Сформулировать выводы о значении образа праведника в литературе и его актуальности в современном обществе, а также о том, как эти образы могут служить примером для подражания в современном мире.
Задачами данной работы является:
1. Исследовать явления праведности в литературе России XIX–XX веков.
2. Проанализировать древнерусскую словесность как источник формирования традиции праведности в русской литературе XIX–XX веков.
3. Описать, дать характеристику типологий героев-праведников как носителей идеи праведности в русской и зарубежной литературе XIX–XX веков;
4. Изучить образы праведников как отражение социальных и моральных норм в произведениях «Простая душа» Гюстава Флобера и «Матренин двор» Александра Солженицына.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что несмотря на различия в историческом контексте, образы праведников в творчестве Флобера и Солженицына отражают универсальные гуманистические идеалы.
Материалом для исследования послужили произведения «Простая душа» Г. Флобера и «Матренин двор» А. Солженицына, а также древнерусские тексты, «Божественная комедия» Данте, Ф.М. Достоевский и т.д.
Теоретическое обоснование темы. В основе выпускной квалификационной работы лежат исследования российских ученых, анализирующих русскую литературу с точки зрения христианских идей и концепций. К числу таких исследователей можно отнести М. М. Дунаева, И. А. Есаулова, В. Е. Хализева, В. Н. Захарова, В. Т. Захарову, Т. А. Касаткину, х С. А. Мартьянову и других.
Методы анализа включают сравнительный анализ и текстуальный анализ.
Практическая значимость работы заключается в ее применении для методики преподавания литературы в образовательных учреждениях.
Структура дипломной работы. Исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 61 единицу, Приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев различные аспекты темы «Образ «праведника» в повести Г. Флобера «Простая душа» и рассказе А. Солженицына «Матренин двор» мы пришли к выводу, что образ праведника в литературе на протяжении веков служил символом моральных и этических идеалов, воплощая в себе стремление к справедливости, добродетели и человечности. Литературные произведения, в которых фигурируют праведники, не только отражают культурные и исторические контексты своего времени, но и поднимают вечные вопросы о добре и зле, о смысле жизни и о месте человека в обществе.
В классической литературе праведник часто выступает в роли противника зла, борца за справедливость, что делает его образ особенно актуальным в условиях социальных и политических конфликтов. Такие персонажи, как Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского демонстрируют сложные моральные выборы, с которыми сталкиваются люди, стремящиеся к праведности в мире, полном искушений и противоречий.
Современное общество, несмотря на технологический прогресс и изменения в социальных структурах, по-прежнему сталкивается с вызовами, связанными с моральными дилеммами и поиском справедливости. В условиях глобализации и социальных изменений образ праведника приобретает новые формы. Он может проявляться в активистах, борющихся за права человека, в врачах, спасающих жизни, или в простых людях, совершающих добрые поступки в повседневной жизни.
В ходе исследования произведений А. И. Солженицына «Матренин двор» и Г. Флобера «Простая душа» было выявлено, что исторический и культурный контекст, в котором создавались эти произведения, существенно влияет на восприятие образа праведника. Оба автора, несмотря на различия эпох и культурных традиций, обращаются к теме человеческой добродетели, внутренней чистоты и моральной стойкости, что позволяет провести параллели между их героями.
А. И. Солженицын, пишущий в условиях советского тоталитаризма, создает образ Матрены, который воплощает в себе идеалы простоты, искренности и самопожертвования. В условиях жестоких репрессий и морального разложения общества, Матренин двор становится символом надежды и духовной силы. Солженицын подчеркивает, что праведник — это не тот, кто стремится к славе или признанию, а тот, кто живет в согласии с собой и своими моральными принципами, даже если это приводит к страданиям.
С другой стороны, Г. Флобер в «Простой душе» исследует внутренний мир героини, простоты и наивности, которая, несмотря на свою ограниченность, обладает глубокой человечностью. Флобер показывает, как в условиях буржуазного общества, где царят лицемерие и эгоизм, праведность может проявляться в самых обыденных поступках.
Фелисите, как и Матренушка, сталкивается с жестокостью мира, но ее душевная чистота и стремление к идеалу делают ее образ значимым в контексте поиска смысла жизни.
Сравнение этих двух образов позволяет нам увидеть, как разные культурные и исторические контексты влияют на восприятие праведности. В то время как А. И. Солженицын акцентирует внимание на социальной справедливости и моральной ответственности, Г. Флобер, в свою очередь, исследует внутренний мир человека, его стремления и разочарования. Образ Фелисите, хотя и менее явный в своей праведности, подчеркивает важность искренности и стремления к идеалу, даже если эти стремления не всегда приводят к желаемым результатам.
Несмотря на различия в трактовке, оба произведения убедительно доказывают, что истинная праведность не зависит от социального статуса, образования или материального благополучия. Она заключается в способности жить по совести, любить и помогать другим, и в этом – непреходящая ценность образов Фелисите и Матрены для русской и мировой литературы.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния религиозных и философских идей на формирование образа «праведника» в творчестве Флобера и Солженицына, а также на сопоставление этих образов с другими литературными типами «маленького человека» и «святого».



1. Архангельский, А.Н. О символе бедном замолвите слово... («Поэзия и правда» в малой прозе Солженицына) [Текст] / А.Н. Архангельский // У парадного подъезда: Литературные и культурные ситуации периода гласности (1987–1990). - М.: Советский писатель, 1991. - С. 254-256.
2. Бочаров, С.Г. О религиозной филологии [Текст] / С.Г. Бочаров // Литературоведение как проблема: труды Научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». Памяти А.В. Михайлова посвящается. – М.: Наследие, 2001. – С. 483-499.
3. Вигерина, Л.И. Агиографическая традиция в изображении праведников в «Задушевных рассказах» П.В. Засодимского [Текст] / Л.И. Вигерина // Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». - 2022. – С19-23.
4. Виноградов, И.И. Солженицын-художник / И.И. Виноградов [Текст] // Виноградов И.И. Духовные искания русской литературы. - Москва: Русский путь, 2009. – С. 644-658.
5. Власова, А.В. Образ праведника в контексте произведений Н.С. Лескова (на примере некоторых рассказов) [Текст] / А.В. Власова. – Вестник УлГТУ. 2006. №1 (33). С. 15.
6. Горелов, А.А. «Праведники» как категория народной этической оценки и «праведнический» цикл произведений [Текст] / А.А. Горелов // Н.С. Лесков и народная культура. – Л.: Наука,1988. – С. 223-262.
7. Двоеглазов, В.В. Категория «праведничества» в русской литературе первой половины XIX века [Текст]: дис. … канд. филол. наук / В.В. Двоеглазов. – Киров, 2015. – С. 241.
8. Дунаев, М.М. Православие и русская литература: в 5 ч. [Текст] / М.М. Дунаев. – М.: Христианская литература, 1997. – Ч. 3. – С. 576.
9. Кассирер Э. Идея микрокосма и «Достоинство Человека» [Текст] // Э. Кассирер. – Избранное: Индивид и космос. М., 2000. С. 245
10. Кашкарева, А.П. Тип героя-праведника в творчестве Н.С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован») [Текст] / А.П. Кашкарева, А.С. Щелкунова.// Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 11-13.
11. Комарова Т. Н. Тема лицемерия в произведениях ж. Б. Мольера "тартюф, или обманщик", а. С. Грибоедова "горе от ума" и ф. М. Достоевского "село Степанчиково и его обитатели" [Электронный ресурс]: науч. статья канд. философ. наук / Т. Н. Комарова. – 2021.- С.4 . – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-litsemeriya-v-proizvedeniyah-zh-b-moliera-tartyuf-ili-obmanschik-a-s-griboedova-gore-ot-uma-i-f-m-dostoevskogo-selo
12. Кононова, С. Не стоит село без праведника. По рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» [Текст] / С. Кононова // Литература. - 2006. – № 18. - 665 с.
13. Косых, Г.А. Праведность и праведники в творчестве Н.С. Лескова 1870-х годов [Электронный ресурс]: дис. … канд. филол. наук / Г.А. Косых. – Волгоград, 1999. – 224 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pravednost-i-pravedniki-v-tvorchestve-n-sleskova-1870-kh-godov.
14. Мартьянова, С.А. Творчество подлинное и мнимое в романе И.С. Шмелева «Няня из Москвы» [Текст] / С.А. Мартьянова // Художественный текст и культура. – Владимир, 2004. – С. 40-49.
15. Мень, А. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей [Электронный ресурс] / А. Мень. — М.: «Фонд имени Александра Меня», 1999. – Режим доступа: http://www.alexandrmen.ru/books/voprosy/vopros0.html (дата обращения: 20.11.2016).
16. Новикова-Строганова, А.А. Люди с просторными сердцами: Образы праведников как художественное открытие Н.С. Лескова [Текст] / А.А. Новикова-Строганова // Сетевой литературный журнал «Камертон». – 2023. – С. 1-2.
17. Полухина, Ю.В. Три повести Флобера: структура, фигуры пространства [Текст] // Вестник ПСТГУ, Филология, 2006. Вып. III: 2. – С.124-134.
18. Порошенков, Е.П. Художественный мир Н.С. Лескова: учеб. пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов [Текст] / Е.П. Порошенков. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 1994. – С. 76.
19. Рабинович, В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух [Текст] / В.Л. Рабинович. – М.: Книга, 1991. – С. 496
20. Реизов, Б.Г. Творчество Флобера [Текст] / Б.Г. Реизов. – М.: Госуд. изд-во Художественная литература, 1955. – С. 155-523.
21. Ржевский, Л. Творец и подвиг: Очерки по творчеству Александра Солженицына. Frankfurt/Main / Л. Ржевский. - Посев, 1972. — 70 с.
22. Ржевская, Н.Ф. Гюстав Флобер [Текст] / Н.Ф. Ржевская // История всемирной литературы: В 8 т. Т.7. М.: Наука, 1991. — С. 42.
23. Рубцова, С.П. Онтология «Праведничества» в русской литературе (на примере творчества Н.С. Лескова) [Текст]: дис. … канд. филол. наук / В.И. Рубцова. - Воронеж, 2023.- 18 с.
24. Рынковой, В.И. Подвижничество как феномен философскорелигиозного сознания [Текст]: дис. … канд. философ. наук / В.И. Рынковой. – М., 2006. – 175 с.
25. Симонова, Т.А. «Матренин двор» А.И. Солженицына: К проблеме народного праведничества [Текст] / Т.А. Симонова // Русская словесность. - 2008. - № 4. - С. 14-18.
26. Смирнова, С.А. Святость как феномен русской культуры (семантическое и лингвокультурологическое описание) [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / С.А. Смирнова. – Архангельск, 2005. – 22 с.
27. Таянова, Т.А. Творчество И.С. Шмелева как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века: дисс. к. филол. н. [Текст] / Т.А. Таянова – Магнитогорск, 2000. – 219 с.
28. Терешонок, Е.В. Образ праведника в рассказе Б.П. Екимова «Белая дорога» в контексте традиций Н. С. Лескова («Однодум») и А.И. Солженицына («Матренин двор») [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук [Текст] / Е.В. Терешонок. – М., 2023. – 12 с.
29. Успенская, Н.А. Восток — Запад — Россия: процесс культурного взаимодействия: монография. МГИМО-Университет. — М., 2011. – 62 с.
30. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. [Текст] / В.Е. Хализев // Русская литература XIX века и христианство. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 111-119.
31. Харитонова, А.В. Образ праведницы в романе Е. Водолазкина «Оправдание Острова»: статья по филол. н. [Текст] /А. В. Харитонова. - Калининград, 2023. – 8 с.
32. Чичкина, М.В. Евангельские аллюзии в повести Г. Флобера «Простая душа» [Текст] / М.В. Чичкина. – М.: Изд-во МГУ, 2014 – 444 с.
33. Шмелев, И.С. Крестный подвиг: Очерки, статьи, автобиографические заметы. 1922-1934. Воспоминания о И.С. Шмелеве [Текст] / И. С. Шмелев. – М.: Собрание, 2007. – 632 с.

II. Список использованных словарей:
1. Большой толковый словарь русского языка: А-Я [Текст] / РАН. Ин-тлингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов. - СПб, 1998. - 1534 с.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. [Электронный ресурс] / Даль, В.И. – М.: Рус. яз., 1989. – Режим доступа: Словари русского языка, htth: // www.slovari.ru
Дьяченко, Г.М. Полный церковнославянский словарь: пособие [Текст] / сост. свящ. Григорий Дьяченко. - М., 2004.
3. Михельсон, М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: в 2-х т. [Текст] / М.И. Михельсон. - М., 1994.
4. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Текст]. - СПб., 1913.
5. Славянская мифология: энциклопедический словарь [Текст] / Редколлегия: С.М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н.Виноградова, В. Я. Петрухин; Ин-т славяноведения РАН. 2-е изд. - М., 2002. – 512 с.
6. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. [Текст] / Ю.С. Степанов. - М., 2004.
7. Тресиддер, Дж. Павлин Словарь символов [Текст] / Дж. Тресиддер. - М., 2001. – 121 с.

III. Список источников
1. Бальзак, де Оноре. Человеческая комедия [Текст] // Оноре де Бальзак –М: Интербук, 1993-213.
2. Лесков, Н.С. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 6 [Текст] / Н.С. Лесков // Подгот. текста и примеч. С.А. Рейсера. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. – 577 с.
3. Солженицын, А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 1. Рассказы и Крохотки [Текст]. — М.: Время, 2007. — 672 с.
4. Флобер, Г. Простая душа [Текст] // Флобер Г. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М.: Правда, 1971.
5. Флобер, Г. Бувар и Пекюше. Три повести: пер. с фр. [Текст] / Г.Флобер.- М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 396 с.
6. Флобер, Г. Госпожа Бовари: Роман; Повести [Текст] / Г.Флобер; предисл. И коммент. С. Брахман; худож. М. Майофис. – М. : Худож. лит., 1989. – 428 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-eurolit/articles-fra/brahman-tvorchestvo-flobera.htm

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ