Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ «Праведника» в повести г. Флобера «Простая душа» и рассказе А. Солженицына «Матренин двор» (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)

Работа №178251

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Концепция и специфика образа праведника в литературе….............
§1. Зарождение и развитие образа праведника
§2. Тема праведничества и образы праведников в русской и зарубежной литературе ХIХ-ХХ веков…
Глава 2. Симбиоз образов праведников в рассказе Солженицына «Матренин двор» и повести «Простая душа» Г. Флобера ………
§1. «Без них не стоит земля наша» - образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»......
§2. Приемы создания женского народного характера в повести Г. Флобера «Простая душа» в контексте «объективного» метода……
§3. Технологическая карта интегрированного урока по литературе и православной культуре для девятого класса на тему: «Образ праведника в рассказе Солженицына «Матренин двор», христианские мотивы в произведении»
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список использованной литературы……………………
Приложение………………..


В последние годы отечественное литературоведение претерпевает значительные изменения, смещая фокус своего внимания на исследование религиозно-нравственных аспектов художественного текста. Это направление становится все более актуальным, так как современные исследователи стремятся глубже понять духовные традиции, которые пронизывают русскую словесность. В частности, акцент делается на изучении евангельского текста и его влияния на формирование художественных произведений.
Одним из ключевых понятий, которое привлекает внимание ученых, является феномен «соборничества». Это понятие связано с идеей единства и общности, которая пронизывает русскую культуру и литературу. Соборность отражает стремление к взаимопониманию и единству в обществе, что особенно актуально в контексте современных социальных изменений.
Кроме того, особое внимание акцентируется на феномене праведничества, который включает в себя широкий спектр явлений, связанных с образом героя-праведника, характерным для русской литературы. Эти герои часто становятся носителями высоких нравственных идеалов, стремясь к духовному очищению и поиску смысла жизни. Они противостоят моральным и этическим вызовам своего времени, олицетворяя в себе лучшие качества человека. Современное литературоведение не только открывает новые горизонты для анализа художественных текстов, но и углубляет понимание русской духовной традиции, позволяя нам лучше осознать, как религиозные и нравственные аспекты влияют на формирование литературных образов и сюжетов.
Актуальность темы исследования «Образ праведника в повести Г. Флобера «Простая душа» и Солженицына «Матренин двор»» обусловлена стремлением выявить общие и отличительные черты в изображении морального идеала в произведениях авторов, представляющих разные культурные и исторические контексты. Рассмотрение мировой словесности через призму многогранной православной картины мира дает возможность не только выявить особенности авторского мировосприятия православного писателя, но и переосмыслить пути развития отечественной литературы в целом.
Также исследование направлено на восстановление связи между литературой и духовностью, что особенно необходимо в условиях современного мира, где нравственные ориентиры часто подвергаются сомнению.
Объектом исследования являются художественные тексты «Простая душа» Флобера и «Матренин двор» Солженицына, а предметом – способы изображения праведника, а также его роль в обществе.
Цель исследования:
1. Анализ образа праведника: Исследовать, как в произведениях Солженицына и Флобера представлен образ праведника, выявить ключевые черты и характеристики, которые делают этих персонажей символами нравственной силы и духовной чистоты.
2. Сравнительный анализ: Провести сравнительный анализ подходов авторов в изображении праведника, выявить сходства и различия в их характеристиках, мотивациях и роли в сюжете.
3. Контекстуальное исследование: Рассмотреть исторический и культурный контекст, в котором создавались произведения, и как этот контекст повлиял на восприятие образа праведника.
4. Влияние на читателя: Проанализировать, как образы праведников в этих произведениях воздействуют на читателя, формируя его моральные и этические установки.
5. Литературные приемы: Изучить литературные приемы, используемые авторами для создания образа праведника, включая символику, метафоры и стилистические особенности.
6. Заключение и выводы: Сформулировать выводы о значении образа праведника в литературе и его актуальности в современном обществе, а также о том, как эти образы могут служить примером для подражания в современном мире.
Задачами данной работы является:
1. Исследовать явления праведности в литературе России XIX–XX веков.
2. Проанализировать древнерусскую словесность как источник формирования традиции праведности в русской литературе XIX–XX веков.
3. Описать, дать характеристику типологий героев-праведников как носителей идеи праведности в русской и зарубежной литературе XIX–XX веков;
4. Изучить образы праведников как отражение социальных и моральных норм в произведениях «Простая душа» Гюстава Флобера и «Матренин двор» Александра Солженицына.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что несмотря на различия в историческом контексте, образы праведников в творчестве Флобера и Солженицына отражают универсальные гуманистические идеалы.
Материалом для исследования послужили произведения «Простая душа» Г. Флобера и «Матренин двор» А. Солженицына, а также древнерусские тексты, «Божественная комедия» Данте, Ф.М. Достоевский и т.д.
Теоретическое обоснование темы. В основе выпускной квалификационной работы лежат исследования российских ученых, анализирующих русскую литературу с точки зрения христианских идей и концепций. К числу таких исследователей можно отнести М. М. Дунаева, И. А. Есаулова, В. Е. Хализева, В. Н. Захарова, В. Т. Захарову, Т. А. Касаткину, х С. А. Мартьянову и других.
Методы анализа включают сравнительный анализ и текстуальный анализ.
Практическая значимость работы заключается в ее применении для методики преподавания литературы в образовательных учреждениях.
Структура дипломной работы. Исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 61 единицу, Приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев различные аспекты темы «Образ «праведника» в повести Г. Флобера «Простая душа» и рассказе А. Солженицына «Матренин двор» мы пришли к выводу, что образ праведника в литературе на протяжении веков служил символом моральных и этических идеалов, воплощая в себе стремление к справедливости, добродетели и человечности. Литературные произведения, в которых фигурируют праведники, не только отражают культурные и исторические контексты своего времени, но и поднимают вечные вопросы о добре и зле, о смысле жизни и о месте человека в обществе.
В классической литературе праведник часто выступает в роли противника зла, борца за справедливость, что делает его образ особенно актуальным в условиях социальных и политических конфликтов. Такие персонажи, как Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского демонстрируют сложные моральные выборы, с которыми сталкиваются люди, стремящиеся к праведности в мире, полном искушений и противоречий.
Современное общество, несмотря на технологический прогресс и изменения в социальных структурах, по-прежнему сталкивается с вызовами, связанными с моральными дилеммами и поиском справедливости. В условиях глобализации и социальных изменений образ праведника приобретает новые формы. Он может проявляться в активистах, борющихся за права человека, в врачах, спасающих жизни, или в простых людях, совершающих добрые поступки в повседневной жизни.
В ходе исследования произведений А. И. Солженицына «Матренин двор» и Г. Флобера «Простая душа» было выявлено, что исторический и культурный контекст, в котором создавались эти произведения, существенно влияет на восприятие образа праведника. Оба автора, несмотря на различия эпох и культурных традиций, обращаются к теме человеческой добродетели, внутренней чистоты и моральной стойкости, что позволяет провести параллели между их героями.
А. И. Солженицын, пишущий в условиях советского тоталитаризма, создает образ Матрены, который воплощает в себе идеалы простоты, искренности и самопожертвования. В условиях жестоких репрессий и морального разложения общества, Матренин двор становится символом надежды и духовной силы. Солженицын подчеркивает, что праведник — это не тот, кто стремится к славе или признанию, а тот, кто живет в согласии с собой и своими моральными принципами, даже если это приводит к страданиям.
С другой стороны, Г. Флобер в «Простой душе» исследует внутренний мир героини, простоты и наивности, которая, несмотря на свою ограниченность, обладает глубокой человечностью. Флобер показывает, как в условиях буржуазного общества, где царят лицемерие и эгоизм, праведность может проявляться в самых обыденных поступках.
Фелисите, как и Матренушка, сталкивается с жестокостью мира, но ее душевная чистота и стремление к идеалу делают ее образ значимым в контексте поиска смысла жизни.
Сравнение этих двух образов позволяет нам увидеть, как разные культурные и исторические контексты влияют на восприятие праведности. В то время как А. И. Солженицын акцентирует внимание на социальной справедливости и моральной ответственности, Г. Флобер, в свою очередь, исследует внутренний мир человека, его стремления и разочарования. Образ Фелисите, хотя и менее явный в своей праведности, подчеркивает важность искренности и стремления к идеалу, даже если эти стремления не всегда приводят к желаемым результатам.
Несмотря на различия в трактовке, оба произведения убедительно доказывают, что истинная праведность не зависит от социального статуса, образования или материального благополучия. Она заключается в способности жить по совести, любить и помогать другим, и в этом – непреходящая ценность образов Фелисите и Матрены для русской и мировой литературы.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния религиозных и философских идей на формирование образа «праведника» в творчестве Флобера и Солженицына, а также на сопоставление этих образов с другими литературными типами «маленького человека» и «святого».



1. Архангельский, А.Н. О символе бедном замолвите слово... («Поэзия и правда» в малой прозе Солженицына) [Текст] / А.Н. Архангельский // У парадного подъезда: Литературные и культурные ситуации периода гласности (1987–1990). - М.: Советский писатель, 1991. - С. 254-256.
2. Бочаров, С.Г. О религиозной филологии [Текст] / С.Г. Бочаров // Литературоведение как проблема: труды Научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». Памяти А.В. Михайлова посвящается. – М.: Наследие, 2001. – С. 483-499.
3. Вигерина, Л.И. Агиографическая традиция в изображении праведников в «Задушевных рассказах» П.В. Засодимского [Текст] / Л.И. Вигерина // Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». - 2022. – С19-23.
4. Виноградов, И.И. Солженицын-художник / И.И. Виноградов [Текст] // Виноградов И.И. Духовные искания русской литературы. - Москва: Русский путь, 2009. – С. 644-658.
5. Власова, А.В. Образ праведника в контексте произведений Н.С. Лескова (на примере некоторых рассказов) [Текст] / А.В. Власова. – Вестник УлГТУ. 2006. №1 (33). С. 15.
6. Горелов, А.А. «Праведники» как категория народной этической оценки и «праведнический» цикл произведений [Текст] / А.А. Горелов // Н.С. Лесков и народная культура. – Л.: Наука,1988. – С. 223-262.
7. Двоеглазов, В.В. Категория «праведничества» в русской литературе первой половины XIX века [Текст]: дис. … канд. филол. наук / В.В. Двоеглазов. – Киров, 2015. – С. 241.
8. Дунаев, М.М. Православие и русская литература: в 5 ч. [Текст] / М.М. Дунаев. – М.: Христианская литература, 1997. – Ч. 3. – С. 576.
9. Кассирер Э. Идея микрокосма и «Достоинство Человека» [Текст] // Э. Кассирер. – Избранное: Индивид и космос. М., 2000. С. 245
10. Кашкарева, А.П. Тип героя-праведника в творчестве Н.С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован») [Текст] / А.П. Кашкарева, А.С. Щелкунова.// Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 11-13.
11. Комарова Т. Н. Тема лицемерия в произведениях ж. Б. Мольера "тартюф, или обманщик", а. С. Грибоедова "горе от ума" и ф. М. Достоевского "село Степанчиково и его обитатели" [Электронный ресурс]: науч. статья канд. философ. наук / Т. Н. Комарова. – 2021.- С.4 . – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-litsemeriya-v-proizvedeniyah-zh-b-moliera-tartyuf-ili-obmanschik-a-s-griboedova-gore-ot-uma-i-f-m-dostoevskogo-selo
12. Кононова, С. Не стоит село без праведника. По рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» [Текст] / С. Кононова // Литература. - 2006. – № 18. - 665 с.
13. Косых, Г.А. Праведность и праведники в творчестве Н.С. Лескова 1870-х годов [Электронный ресурс]: дис. … канд. филол. наук / Г.А. Косых. – Волгоград, 1999. – 224 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pravednost-i-pravedniki-v-tvorchestve-n-sleskova-1870-kh-godov.
14. Мартьянова, С.А. Творчество подлинное и мнимое в романе И.С. Шмелева «Няня из Москвы» [Текст] / С.А. Мартьянова // Художественный текст и культура. – Владимир, 2004. – С. 40-49.
15. Мень, А. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей [Электронный ресурс] / А. Мень. — М.: «Фонд имени Александра Меня», 1999. – Режим доступа: http://www.alexandrmen.ru/books/voprosy/vopros0.html (дата обращения: 20.11.2016).
16. Новикова-Строганова, А.А. Люди с просторными сердцами: Образы праведников как художественное открытие Н.С. Лескова [Текст] / А.А. Новикова-Строганова // Сетевой литературный журнал «Камертон». – 2023. – С. 1-2.
17. Полухина, Ю.В. Три повести Флобера: структура, фигуры пространства [Текст] // Вестник ПСТГУ, Филология, 2006. Вып. III: 2. – С.124-134.
18. Порошенков, Е.П. Художественный мир Н.С. Лескова: учеб. пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов [Текст] / Е.П. Порошенков. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 1994. – С. 76.
19. Рабинович, В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух [Текст] / В.Л. Рабинович. – М.: Книга, 1991. – С. 496
20. Реизов, Б.Г. Творчество Флобера [Текст] / Б.Г. Реизов. – М.: Госуд. изд-во Художественная литература, 1955. – С. 155-523.
21. Ржевский, Л. Творец и подвиг: Очерки по творчеству Александра Солженицына. Frankfurt/Main / Л. Ржевский. - Посев, 1972. — 70 с.
22. Ржевская, Н.Ф. Гюстав Флобер [Текст] / Н.Ф. Ржевская // История всемирной литературы: В 8 т. Т.7. М.: Наука, 1991. — С. 42.
23. Рубцова, С.П. Онтология «Праведничества» в русской литературе (на примере творчества Н.С. Лескова) [Текст]: дис. … канд. филол. наук / В.И. Рубцова. - Воронеж, 2023.- 18 с.
24. Рынковой, В.И. Подвижничество как феномен философскорелигиозного сознания [Текст]: дис. … канд. философ. наук / В.И. Рынковой. – М., 2006. – 175 с.
25. Симонова, Т.А. «Матренин двор» А.И. Солженицына: К проблеме народного праведничества [Текст] / Т.А. Симонова // Русская словесность. - 2008. - № 4. - С. 14-18.
26. Смирнова, С.А. Святость как феномен русской культуры (семантическое и лингвокультурологическое описание) [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / С.А. Смирнова. – Архангельск, 2005. – 22 с.
27. Таянова, Т.А. Творчество И.С. Шмелева как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века: дисс. к. филол. н. [Текст] / Т.А. Таянова – Магнитогорск, 2000. – 219 с.
28. Терешонок, Е.В. Образ праведника в рассказе Б.П. Екимова «Белая дорога» в контексте традиций Н. С. Лескова («Однодум») и А.И. Солженицына («Матренин двор») [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук [Текст] / Е.В. Терешонок. – М., 2023. – 12 с.
29. Успенская, Н.А. Восток — Запад — Россия: процесс культурного взаимодействия: монография. МГИМО-Университет. — М., 2011. – 62 с.
30. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. [Текст] / В.Е. Хализев // Русская литература XIX века и христианство. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 111-119.
31. Харитонова, А.В. Образ праведницы в романе Е. Водолазкина «Оправдание Острова»: статья по филол. н. [Текст] /А. В. Харитонова. - Калининград, 2023. – 8 с.
32. Чичкина, М.В. Евангельские аллюзии в повести Г. Флобера «Простая душа» [Текст] / М.В. Чичкина. – М.: Изд-во МГУ, 2014 – 444 с.
33. Шмелев, И.С. Крестный подвиг: Очерки, статьи, автобиографические заметы. 1922-1934. Воспоминания о И.С. Шмелеве [Текст] / И. С. Шмелев. – М.: Собрание, 2007. – 632 с.

II. Список использованных словарей:
1. Большой толковый словарь русского языка: А-Я [Текст] / РАН. Ин-тлингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов. - СПб, 1998. - 1534 с.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. [Электронный ресурс] / Даль, В.И. – М.: Рус. яз., 1989. – Режим доступа: Словари русского языка, htth: // www.slovari.ru
Дьяченко, Г.М. Полный церковнославянский словарь: пособие [Текст] / сост. свящ. Григорий Дьяченко. - М., 2004.
3. Михельсон, М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: в 2-х т. [Текст] / М.И. Михельсон. - М., 1994.
4. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Текст]. - СПб., 1913.
5. Славянская мифология: энциклопедический словарь [Текст] / Редколлегия: С.М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н.Виноградова, В. Я. Петрухин; Ин-т славяноведения РАН. 2-е изд. - М., 2002. – 512 с.
6. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. [Текст] / Ю.С. Степанов. - М., 2004.
7. Тресиддер, Дж. Павлин Словарь символов [Текст] / Дж. Тресиддер. - М., 2001. – 121 с.

III. Список источников
1. Бальзак, де Оноре. Человеческая комедия [Текст] // Оноре де Бальзак –М: Интербук, 1993-213.
2. Лесков, Н.С. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 6 [Текст] / Н.С. Лесков // Подгот. текста и примеч. С.А. Рейсера. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. – 577 с.
3. Солженицын, А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 1. Рассказы и Крохотки [Текст]. — М.: Время, 2007. — 672 с.
4. Флобер, Г. Простая душа [Текст] // Флобер Г. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М.: Правда, 1971.
5. Флобер, Г. Бувар и Пекюше. Три повести: пер. с фр. [Текст] / Г.Флобер.- М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 396 с.
6. Флобер, Г. Госпожа Бовари: Роман; Повести [Текст] / Г.Флобер; предисл. И коммент. С. Брахман; худож. М. Майофис. – М. : Худож. лит., 1989. – 428 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-eurolit/articles-fra/brahman-tvorchestvo-flobera.htm

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ