ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР 9
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 9
1.2. Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием
речи 18
1.3 Возможность использования логопедических игр в коррекционно-развивающем процессе 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬН^ТЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 35
2.1. Изучение состояния связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 35
2.2. Содержание логопедической работы по развитию связной речи
старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических игр 46
2.3.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием логопедических игр 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из главных задач развития дошкольников является их речевое развитие. Целевые ориентиры реализации предметной области «Речевое развитие» направлены на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
В психолого-педагогических исследованиях связная речь рассматривается как некая универсальная способность, от уровня развития которой во многом зависит целостное развитие ребенка. Также уровень развития связной речи является показателем готовности ребенка к обучению в школе, формированию учебных навыков (Т.В. Ахутина, Л.С Выготский, Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).
У детей, речь которых развивается в соответствии с возрастной нормой, на момент перехода к ступени начального образования связная речь находится на достаточно высоком уровне: дети умеют вести диалог, строить самостоятельное повествовательное, описательное высказывание, пересказывать небольшие по объему литературные произведения
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня (Т.В. Ахутина, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, В.И. Логинова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин А.П. Усатова и др.)
Весьма остро проблема формирования навыков в области связной речи встает при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Исследователями отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речевого развития, среди которых наиболее распространенным является общее недоразвитие речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Для детей с общим недоразвитием речи характерны значительные трудности в овладении навыками связной речи. Причиной этих проблем является несформированность речевой функциональной системы, а также вторичные отклонения в развитии психических процессов, играющих первостепенное значение для составления самостоятельных развернутых высказываний (восприятия, внимания, памяти, воображения, познавательной деятельности).
Для решения такой сложной задачи как развитие связной речи, действенным средством может выступать использование игровой деятельности на логопедических занятиях. Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, позволяет создавать на занятии прочный интерес, положительную мотивацию, что, в свою очередь, способствует созданию условий для активной речевой деятельности.
Важность игры для всестороннего развития личности ребенка подчеркивалась в работах таких психологов и педагогов как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и др.
В «Концепции содержания непрерывного образования» подчеркивается, что «в дошкольных образовательных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности. Чтобы игровая деятельность выполняла функцию ведущей, необходимо ее активное применение на логопедических занятиях».
Вышесказанное позволяет нам определить следующие противоречия:
1. Между требованиями ФГОС ДО к развитию связной речи и трудностями в овладении навыками составления самостоятельных связных высказываний старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
2. Между теоретически и методически обоснованной эффективностью использования логопедических игр в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточностью методических разработок по их использованию на логопедических занятиях.
Поэтому выбранную нами тему магистерской диссертации «Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием логопедических игр» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты использования логопедических игр для развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Объект исследования: процесс развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты использования логопедических игр в процессе развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: для старших дошкольников с ОНР характерны трудности овладения навыками связной речи. Использование логопедических игр на занятиях позволит повысить эффективность коррекционно-педагогической работы развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, если:
1) работа будет осуществляться целенаправленно и систематически;
2) игры будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;
3) логопедические игры будут использованы на разных этапах работы в оптимальном количестве.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы мы выделили задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием логопедических игр.
2. Определить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить направления работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием логопедических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
_ представления о структуре и проявлениях общего недоразвития
речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.);
_ исследованиями в области развития связной речи детей
(А.А. Леонтьев, А.В. Текучев, Ф.А. Сохин и др.);
_ исследованиями в области формирования навыка составления
описательных рассказов у детей с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
_ исследования в области использования развивающих игр в
коррекционно-педагогической работе (А.С. Макаренко, Э. Клапаред, Ф. Фребель, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Б.П. Никитин и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: подтверждены имеющиеся в научной литературе данные об особенностях связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснована эффективность использования логопедических игр в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования: определены
организационно-содержательные аспекты использования логопедических игр в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, что может быть использовано в коррекционно-образовательной деятельности логопедов дошкольных образовательных организаций.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2016 - декабрь 2017 г.) изучалась и анализировалась научная литература по педагогике, психологии, психолингвистике, логопедии формировалась основная идея исследования, определялась гипотеза, задачи и методы исследования.
На втором этапе (январь 2018 г. - май 2018 г.) осуществлялись подготовка и проведение педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего и контрольного этапов) с целью определения организационно-содержательных аспектов использования логопедических игр в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
На третьем этапе (июнь 2018 г. - декабрь 2018 г.) осуществлялись обработка, анализ, описание полученных данных, формулировались основные выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны особенности овладения навыками связной речи.
2. Использование логопедических игр в ходе логопедических занятий способствует повышению эффективности коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены: на Всероссийской очно-заочной научно-практической
конференции с международным участием «Актуальные проблемы психолого¬педагогического образования» (15-16 декабря 2017 г.)
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Теремок» г. Шебекино»
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования. Показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе на основе анализа психолого-педагогической литературы рассматриваются теоретические основы проблемы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием логопедических игр.
Вторая глава посвящена проведению и описанию педагогического эксперимента по определению организационно-содержательных аспектов использования логопедических игр для оптимизации коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
В заключении представлено обобщение результатов исследования и сформулированы основные выводы.
Анализ теоретической литературы показал, что рассматриваемая нами проблема является достаточно актуальной.
Рассмотрение понятия связная речь занимаются ученые различных отраслей научного знания: психологи, лингвисты, психолингвисты,
методисты, педагоги.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой речи, предполагающую достаточный уровень развития психических процессов, лексико-грамматического строя языка. Связная речь обладает связностью, целостностью, логичностью, последовательностью.
Изучение онтогенеза детской речи свидетельствует о том, что к концу дошкольного возраста дети уже достаточно свободно владеют навыками в области связной речи: умеют вести диалог, пересказывают небольшие по объему тексты, составляют рассказы с опорой на картинку или их серию, рассказы по заданной теме, рассказы на основе личного опыта, описательные рассказы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для детей с общим недоразвитием характерны трудности в овладении связной речью.
Так, дети рассматриваемой категории испытывают трудности в программировании высказывания, подборе лексических средств, грамматическом оформлении. Это связано с трудностями формирования как психологической базы связной речи (память, внимание, мышление, восприятие), так и лингвистической (лексика, грамматика).
Для решения такой сложной задачи как развитие связной речи, действенным средством может выступать использование игровой деятельности на логопедических занятиях. Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, позволяет создавать на занятии прочный интерес, положительную мотивацию, что, в свою очередь, способствует созданию условий для активной речевой деятельности.
Нами была организована экспериментальная работа, посвященная определению организационно-содержательных аспектов использования логопедических игр в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Она представлена тремя последовательными этапами:
1. констатирующий, целью которого было изучение состояния связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. формирующий, на котором была спланирована и реализована система работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием логопедических игр;
3. контрольный, посвященный повторному изучению связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления динамики ее развития.
В основу диагностической методики изучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи была взята методика В.П. Глухова. Экспериментальную группу составили воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в составе 20 человек. По заключению ПМПК у детей установлено «общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития».
В результате анализа выполнения заданий старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи мы установили, что большинство детей экспериментальной группы продемонстрировали средний уровень развития связной речи (60%), 25% дошкольников имеют уровень ниже среднего, 10% - низкий, всего 1 ребенок, что составило 5%, выполнил задания в соответствии с уровнем выше среднего.
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы позволил выявить ряд трудностей в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и сделать вывод о необходимости организации логопедической работы в данном направлении. В качестве средства, позволяющего повысить эффективность логопедической работы мы рассматриваем логопедические игры.
Целью формирующего этапа экспериментальной работы явилась разработка и апробация системы логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических игр.
В основу нашей работы была положена гипотеза, согласно которой использование логопедических игр на занятиях позволит повысить эффективность коррекционно-педагогической работы развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, если: работа будет осуществляться целенаправленно и систематически; игры будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей; логопедические игры будут использованы на разных этапах работы в оптимальном количестве.
В ходе реализации формирующего этапа экспериментальной работы мы проверяли эти положения.
Система логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе логопедических игр включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап посвящен развитию психологической и лингвистической базы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. На основном этапе организуется формирование навыков связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Заключительный этап направлен на закрепление навыков связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, предполагает демонстрацию приобретенных умений и навыков.
Для реализации поставленных целей мы рекомендуем использовать логопедические игры - это привлечет больше внимания ребёнка, вызовет его интерес и будет более продуктивна, так как игровая деятельность является ведущей для данного возраста.
Контрольный этап экспериментальной работы был направлен на выявление эффективности проведенной работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических игр.
Все дети, у которых на контрольном этапе показатели соответствовали низкому уровню перешли на уровень ниже среднего. На уровне ниже среднего на констатирующем этапе было зафиксировано 5 детей (25%), на контрольном этапе на этом уровне находятся 4 дошкольника (20%). Часть детей, находившихся ранее на этом уровне перешли на ступень выше, у детей, оставшихся в пределах одного уровня, улучшились показатели по баллам. Количество детей, чьи результаты соответствуют среднему уровню уменьшилось с 60% до 50%. Это связано с тем, что дети, улучшив свои показатели, перешли на уровень выше среднего. Если на констатирующем этапе владение навыками связной речи продемонстрировал всего 1 ребенок (5%), то на контрольном это уже 6 дошкольников (30%).
Таким образом, данные, полученные нами в ходе контрольного этапа экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности проведенной нами логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что логопедические игры являются важным средством развития связной речи детей дошкольного возраста при условии их целенаправленного и систематического включения в коррекционно-развивающий процесс.
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М.: Педагогика, 1972. - С. 52-84.
2. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. Зап. ЛГИИ им. А.И. Герцена. - Л., 1971. -453 с.
3. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. - Кемерово: Алеф, 1992. - 96 с.
4. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3.М. Богуславская, Е.О. Смиронова. - М.: Просвещение, 1991. -207 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Н. Н. Васильева,—Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
8. ВоробьевА В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2006.
9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь - 5-е изд., испр. - М.: Изд-во "Лабиринт", 1999. - 352 с.
11. Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи - Москва, 1961.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием - 2-е изд., - М., 2004.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
14. Краевская К.В. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания : дис. канд. филол. наук / К.В. Краевская - М., 1984.
15. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу.// Характеристика связной речи детей 6-7 лет : сб. науч. трудов. - М., 1979... 43