ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лингвостилистических особенностей
романа Фаулза «Коллекционер»................................................................................ 5
1.1. Предпосылки и история развития постмодернизма в условиях западного
литературного процесса XX века ........................................................................... 5
1.2. Жанровые особенности романа Дж.Фаулза «Коллекционер» ................... 18
1.3. Классификация лексико-стилистических приемов создания образов
главных персонажей романа ................................................................................. 22
1.3.1. Основные стилистические образные средства ...................................... 22
1.3.2. Классификация стилистических средств по Дж. Личу......................... 25
1.3.3. Классификация стилистических средств по И.Р. Гальперину ............. 27
1.3.4. Классификация стилистических средств по Ю.М. Скребневу
и В.А. Кухаренко................................................................................................. 28
Выводы по Главе 1 .................................................................................................... 32
Глава 2. Анализ лингвостилистических особенностей создания образов
персонажей в романе Дж. Фаузла «Коллекционер».............................................. 34
2.1. Анализ образа Миранды - главной героини романа «Коллекционер»...... 34
2.2. Анализ образа Клегга – главного героя романа «Коллекционер»............ 40
2.3. Общая характеристика стилистических фигур романа Дж. Фаузла
«Коллекционер» ..................................................................................................... 47
Выводы по Главе 2 .................................................................................................... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................. 61
Настоящая дипломная работа посвящена анализу лингвостилистических
особенностей создания образов персонажей романа Дж.Фаулза
«Коллекционер».
Актуальность выбранной темы определена тем, что данное
произведение Дж. Фаулза представляет собой образец постмодернистской
поэтики и не перестает обсуждаться в литературоведении. Обусловленность
тематики работы определяется возрастающим интересом к творчеству
английского романиста, философской и социологической стороне
произведений эпохи постмодернизма. Помимо этого художественная
литература постмодерна требует поиска нового понимания гуманистических и
социальных ценностей, а так же анализа его лингвостилистической специфика
Данной проблематике посвящены многие работы Дж.Фаулза, в частности,
роман «Коллекционер».
Целью данной выпускной квалификационной работы является
выявление особенностей создания образов персонажей в романе Дж. Фаулза
«Коллекционер».
Так, для достижения данной цели необходимо выполнение следующих
задач:
– проанализировать особенности образов персонажей романа
«Коллекционер» Дж.Фаузла;
– исследование лингвостилистических приемов в романе
«Коллекционер» Дж.Фаузла;
– рассмотреть характеристику стилистических фигур романа.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являтся
стилистические приемы функцинирующие в романе Дж. Фаулза
«Коллекционер».В качестве предмета исследования представлен процесс изучения
лингвостилистических особеностей данного произведения.
При написании работы были применены следующие методы:
общенаучные методы, частно-научные, сравнительно- сопоставительный метод,
метод лингвостилистеческого анализа, теоретический анализ, метод сплошной
выборки, метод художественного анализа, метод дедукции и обобщения.
Структура выпускной квалификационной работы традиционная:состоит
из введения, двух глав с выводами, заключения и списка используемых
источников.
В первой главе исследуются жанровые особенности романа и
классификация лексико-стилистических приемов создания образов главных
персонажей.
Во второй главе анализируются языковые личности главных героев:
Миранды и Клегга, рассмотрены стилистические фигуры и особенности их
функционирования в данном произвидении.
Практическая значимость: работа может быть использована в курсе
интерпретации художественного текста, а также на занятиях по дисциплине
«Зарубежная литература».
Роман «Коллекционер» неизменно привлекает внимание читателей,
зрителей и театралов, будучи переведен на многие языки мира, экранизирован и
номинирован на премию Академии киноискусств, а также поставлен на сцене
множества театров. Произведение представляет интерес и для литературных
критиков, как яркий пример британского постмодернизма.
Стоит отметить, что лексическая система языка довольно не проста и
разнообразна. Из этого следует, что полная типология выразительности
языкознанием не разработана, так как она должна была бы отобразить
полностью всю разнообразную палитру чувств и их оттенков. Вместе с тем
существуют три главные группы, с помощью которых подвергаются
классификации средства экспрессивности: фонетические, лексические и
синтаксические.
Так же стоит обратить внимание на то, что существуют различные точки
зрения разных авторов, ученых на тему о классификации стилистических
средств. Некоторые из ученых выделяют среди основных групп классификации
так же графические, тропеические или нетропеи- ческие средства
экспрессивности.
Разнообразие системы образных средств и форм языковой реализации
позволяет автору в каждом конкретном случае выбрать свой вариант,
соответствующий контекстуальным и прагматическим задачам конкретного
сообщения.
«Коллекционер» Дж. Фаулза – это роман, в котором каждый из образов
развиваются на двух уровнях – жизненно-конкретном и философскосимволическом. Дж. Фаулз в своем произведении так же изображает и
социально-классовый конфликт, главных персонажей автор меняет
социальными местами , открывая и развивая этим социальную суть
происходящего, а также воплощает в себе борьбу «избранных и многих».
Подводя итог данной работы, нам необходимо отметить, что
лингвостилистические особенности построения романа «Коллекционер»
позволяют противопоставить грамотную и построенную речь умной и
образованной Миранды простой или простонародной (иногда с оттенками с
намеком на интеллектуальность) речи Клегга, где существуют самые разнообразные отступления от всеобщих принятых норм (например наличие
двойного отрицания в повествовательном предложении, отсутствие
согласования времен, пренебрежение к глагольным формам, неверное
восприятие и понимание фразеологических единиц). Стилистические
особенности речи Миранды (главным образом это повторы) позволяют судить
о присущих этой девушке качествах характера-решительности, смелости,
упорстве, а так же о ее чрезмерной импульсивности и эмоциональности.
Образы способствуют передачи читателю особое видение мира, которое
заключено в тексте, свойственно автору или его персонажу и характеризует их.
При создании художественных образов персонажей своего романа Дж.
Фаулз использует разные виды стилистических фигур, будь то лексические
или синтаксические. В качестве яркого примера - это использование повторов
при создании образов одного из главных героев Клегга. Повтор как
стилистическое средство очень распространено в художественной литературе и
используется большим количеством авторов для передачи эмоционального
состояния персонажа в критический период его жизни, а также для придания
повествованию динамичности. В своих произведениях Дж. Фаулз использует
разные виды повторов. В тексте встречаются анафорические, кольцевые, а так
же лексические повторы. Также автор употребляет инверсию что, является
конструктивным элементом многих художественных произведений.
Все художественные приемы романа соответствуют произведению,
созданному в период постмодернизма и позволяют читателям неоднозначно
воспринять текстовый материал. Их отбор и уместность употребления
определяются авторской стилистикой, вкусом автора и конкретным способом
разработки каждой конкретной вещи.
Цель данного исследования достигнута, все задачи нашли обоснованное
решение.
Азнаурова, Э.С. Слово как объект лингвистической стилистики:
Учебное пособие/ Азнаурова Э.С. - М., 2013. - 125 с.
2. Андреева, Л.Н. Лингвистическая природа и стилистические функции
значащих имен: Учебное пособие/ Андреева Л.Н. - М., 2015. – 160 с.
3. Арнольд, И.В. Интерпретация английского художественного текста:
Учебное пособие/ И.В. Арнольд. - Л. : Высшая школа, 2013. - 215 с.
4. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Учебное
пособие/ И.В. Арнольд - СПб.: Изд-во С. - Петерб. университета, 2014. – 448 с.
5. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка: Учебное
пособие/ И.В. Арнольд - Л.: Просвещение, 2014. – 384 с.
6. Барт, Р. The Literature of Replenishment. The Literature of Exhaustion. - N.
Y., 1998.
7. Беннет, A. The Old Wife’s Tale: А. Беннет. – London, 2013. – 565 с.
8. Болотнова, Н.С. О некоторых закономерностях словеснохудожественного структурирования текста: Учебное пособие/ Н.С. Болотнова.
- Пермь, 2014. – с. 84-100
9. Бондаренко, Е.И. Средства выражения эмоционально-оценочных
отношений в современном английском языке : дис. канд. филол. наук /
Бондаренко Е.И. - Пятигорск, 2014. - 38-51 с.
10. Брандес, М.П. Стилистический анализ: Учебное пособие/ М.П.
Брандес. - М. : Высшая школа, 2014. - 188 с.
11. Буренина, Н.В. Эмоциональные конструкции английской
диалогической речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Буренина Н. В. -
Пятигорск, 2015. - 15 с.
12. Бучацкая, Л.Н. Риторические вопросы и их стилистическое
использование в стиле художественной речи и публицистическом
Васильева, Л.В. Лингвистические особенности организации
художественного пространства в тексте : автореф. дис. канд. филол. наук / Л.В.
Васильева - Одесса, 2014. - 16 с.
14. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка: Учебное
пособие/ И.Р. Гальперин. - М. : Высшая школа, 2014. - 459 c.
15. Гальперин, И.Р. Стилистика английского языка: Учебное пособие/
И.Р. Гальперин. - М. : Высшая школа, 2015. - 334 c... 50