Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты импортозамещения в условиях действия международных санкций в отношении России 8
1.1. Теория, методология и факторы развития процесса импортозамещения 8
1.2. Стратегия импортозамещения и механизмы её реализации
на современном этапе развития 15
1.3. Нормативно-правовое регулирование импортозамещения на
федеральном и региональном уровнях 22
Глава 2. Диагностика состояния экономики Белгородской области в рамках проведения политики импортозамещения 30
2.1. Анализ социально-экономического развития региона в
условиях действия международных санкций 30
2.2. Обеспечение экономической безопасности региона как фактора реализации стратегии импортозамещения 44
2.3. Оценка эффективности региональных программ, стимулирующих импортозамещение 54
Глава 3. Основные направления социально-экономического развития Белгородской области в процессе реализации импортозамещения 63
3.1. Проблемы социально-экономического развития региона в
рамках проведения политики импортозамещения 63
3.2. Перспективы и пути дальнейшего развития региона в усло
виях реализации импортозамещения на территории Белгородской области 72
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложения 96
Актуальность темы исследования. В условиях глобализации современное состояние национальной и региональной экономики зависит в значительной степени от общемировых закономерностей и тенденций развития. Экономические отношения Российской Федерации и её субъектов со странами дальнего и ближнего зарубежья приобретают всё более обострённый характер в связи с введением санкций со стороны Западной Европы и США, что неизбежно ведёт к возникновению новых угроз и рисков для экономической и национальной безопасности. Реализация политики импортозамещения на федеральном и региональном уровнях является одной из важнейших составляющих обеспечения продовольственной безопасности, позволяя предоставлять минимально необходимый набор качественных продуктов и услуг российским гражданам.
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается тем, что проблемы и последствия, которые влечёт за собой данное явление оказывают сильное влияние на экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества и требуют непрерывного изучения для прогнозирования дальнейшего развития производственного потенциала регионов России.
Степень научной разработанности проблемы. По мере возникновения и укрепления экономических интеграционных связей растёт степень изученности экономической и продовольственной безопасности, а также процесса импортозамещения зарубежными и российскими учёными. Значительный вклад в разработку методик оценки уровня социально-экономического развития в рамках реализации процесса импортозамещения внесли как российские учёные-экономисты, как С. Ю. Глазьев [19], идеи которого легли в основу критериев «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», Н. И. Шагайда и В. Я. Узун [35], А. А. Яковлев [36], так и зарубежные авторы научных работ - Aregbeshola R. Adewale [67], Mauro Rodrigues [68] и др.
Теоретические основы импортозамещения и продовольственной безопасности были исследованы в работах С. Д. Бодрунова [18], С. И. Малоземова [27], М. А. Романюк [28] и др. Исследованием правовых аспектов проведения политики импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности занимались такие деятели науки, как Д. В. Ирошников [23], С. Н. Маковеев [26], О. И. Уланова [32] и др.
Цель и задачи исследования. Цель выпускной квалификационной работы заключается в представлении комплексной оценки современного состояния экономики Белгородской области и определении тенденций её развития в условиях реализации процесса импортозамещения.
Для достижения поставленной цели был определён следующий ряд задач:
1. Раскрыть сущность развития импортозамещения как экономической категории и исследовать механизмы реализации стратегии импортозамеще- ния.
2. Изучить нормативно-правовую базу в области импортозамещения на федеральном и региональном уровнях.
3. Проанализировать социально-экономическое развитие Белгородской области в условиях действия международных санкций на современном этапе.
4. Оценить уровень обеспечения экономической безопасности региона и эффективность реализации региональных программ, стимулирующих процесс импортозамещения.
5. Выявить основные проблемы в рамках проведения государственной политики импортозамещения, а также обозначить пути их преодоления.
6. Рассмотреть перспективные направления развития Белгородской области в условиях реализации стратегии импортозамещения.
Объектом исследования выступает устойчивое социально-экономическое развитие Белгородской области в рамках импортозамещения.
Предметом исследования является влияние реализации политики им- портозамещения на развитие экономики Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования процесса им- портозамещения как фактора развития экономики региона послужили теории и концепции М. А. Романюк [28], В. А. Семыкина [31], а также научные труды доктора экономических наук С. Ю. Глазьева [19].
В процессе исследования широко были использованы исторический и логический методы, сравнение, синтез, динамический и структурный анализ, табличная визуализация и интерпретация данных.
Информационной базой исследования послужили федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Правительства РФ, законы Белгородской области, постановления Правительства Белгородской области, иные региональные нормативно-правовые акты, регулирующие продовольственную безопасность и процесс импортозамеще- ния, а также статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, ресурсы сети Интернет и др.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации накопленных знаний о проведении политики импортозамещения. Основные выводы, полученные в ходе проведённого исследования, могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов и найти применение в научно-исследовательских работах, посвящённых изучению развития экономики региона в рамках реализации процесса импортозамеще- ния.
Практическая значимость работы выражается в выработке рекомендаций по преодолению имеющихся в данной сфере проблем и их применению органами государственной власти в процессе разработки федеральных и региональных программ по обеспечению продовольственной безопасности и развитию агропромышленного комплекса Белгородской области в целях совершенствования механизмов реализации и регулирования импортозамещения.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2013-2018 гг.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включает 13 таблиц, 4 рисунка и 3 приложения.
Во введении сформулированы актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, определены методологическая основа, теоретическая, практическая значимость, информационная база исследования, а также указаны хронологические рамки и дана краткая характеристика структуры работы.
В первой главе «Теоретические аспекты импортозамещения в условиях действия международных санкций в отношении России» раскрыты сущность, методология и стратегия импортозамещения, охарактеризованы механизмы её воплощения и принципы регулирования на федеральном и региональном уровнях.
Во второй главе «Диагностика состояния экономики Белгородской области в рамках проведения политики импортозамещения» проанализировано социально-экономическое развитие региона в условиях действия санкций, оценены уровень экономической безопасности Белгородской области и результативность целевых программ в области импортозамещения.
В третьей главе «Основные направления социально-экономического развития Белгородской области в процессе реализации импортозамещения» выявлены актуальные проблемы, предложены способы их решения и сформулированы рекомендации по совершенствованию и дальнейшему социальноэкономическому развитию региона.
В заключении подведены итоги и представлены основные результаты, полученные в ходе проведённого исследования.
Апробация и реализация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Международных научно-практических конференциях и конкурсах:
- Международная научно-практическая конференция «Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности», Белгород, 2018 г.;
- XIX Всероссийская Олимпиада развития народного хозяйства России, МСЭФ, 2019 г.;
- XVI Международная Олимпиада по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления, МСЭФ, 2019 г.;
- XII Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации», Белгород, 2019 г.
Публикация результатов исследования. Основное содержание выпускной квалификационной работы и результаты проведенного исследования изложены в 2-ух публикациях:
1. Айвазова, В. В. Влияние интеграционных связей стран СНГ на экономическую безопасность России / В. В. Айвазова, Ю. Л. Растопчина // Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности: сборник научных трудов Международной науч.-практ. конф. 19 апреля 2018 г. / отв. ред. Е. А. Стрябкова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»,
2018. - С. 35-39.
2. Айвазова, В. В. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях реализации политики импортозамещения / В. В. Айвазова, Е. И. Дорохова // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов XII Международной научнопрактической конференции, г. Белгород, 1 марта 2019 г. / под науч. ред. Е. Н. Камышанченко, Н. А. Саприкиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»,
2019. - С. 28-32.
Проведённое исследование было посвящено влиянию реализации политики импортозамещения на социально-экономическое развитие Белгородской области. В ходе выполнения работы были проанализированы теоретические и практические аспекты импортозамещения как составного элемента экономической и продовольственной безопасности региона и получены результаты, позволившие сформулировать основные выводы, выраженные следующими положениями.
Импортозамещение представляет собой один из ключевых элементов обеспечения продовольственной безопасности и выражается в проведении качественных преобразований в экономике и государственной политике страны и регионов с целью инновационного развития производства отечественной продукции и повышения конкурентоспособности товаров и их производителей на внутреннем и внешнем рынках. Как экономическая категория, данный термин появился в середине XX века с целью ускорения индустриализации и защиты от иностранной конкуренции ряда стран Латинской Америки и ЮгоВосточной Азии.
На территории России политика импортозамещения, как неотъемлемая часть экономической и продовольственной безопасности, сформировалась под влиянием ряда факторов: сильной зависимости страны и регионов от экспорта сырьевых ресурсов, дорогостоящего импортного оборудования, экономического кризиса и ухудшения геополитической ситуации в мире. Механизмами реализации стратегии импортозамещения в Российской Федерации и её субъектах стали предоставление государственных финансовых ресурсов для поддержки проведения экспортно-импортных операций на мировом рынке продовольствия и стимулирования сельскохозяйственных производителей, установление высоких ставок импортных пошлин и налоговых сборов, предоставление льгот отечественным товаропроизводителям, а также осуществление государственных закупок.
В процессе реализации политики импортозамещения Белгородская область проходила длительные и сложные этапы развития, которые характеризовались различными социально-экономическими явлениями, влияющими не только на ввоз иностранной продовольственной продукции и сельскохозяйственного сырья, но и на вывоз отечественных продуктов питания, сырьевых ресурсов и материалов за рубеж. Главным образом на данные процессы оказали влияние события, происходившие в 1998 г. - обесценение рубля на фоне дефолта, 2008-2009 гг. - падение курса рубля и мировых цен на энергоносители, 2014 г. - военный конфликт на Украине, вследствие которого были применены антироссийские санкции со стороны США и ряда европейских стран.
В период разработки и введения ответного продовольственного эмбарго произошло формирование нормативно-правовой базы, регулирующей процесс импортозамещения и обеспечение продовольственной безопасности государства и его субъектов. Основным документом, на базе которого разрабатываются иные законы и подзаконные акты, является «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В ней содержится совокупность целей, задач и основных направлений государственной экономической политики в данной области.
Социально-экономическое развитие Белгородской области в условиях действия международных санкций на современном этапе определяют различные показатели. Наиболее важным из них является валовой региональный продукт, который на протяжении последних 5-ти лет демонстрирует стабильный рост. В 2018 г. данный показатель достиг значения 835,2 млрд руб., то есть на 46,8% увеличился по сравнению с показателем досанкционного периода, что обусловлено ростом доли сельского хозяйства, добыча полезных ископаемых и обрабатывающих производств, на которые в совокупности приходится свыше 50% производимого ВРП.
Индекс потребительских цен в течение исследуемого периода постоянно сокращался, свидетельствуя о снижении цен на продукты питания. Объём инвестиций в различные виды экономической деятельности в целом возрос на 22,76% по сравнению с началом введения санкций в 2014 г. В сельское хозяйство было направлено на 41,01% больше финансовых вложений, чем в 2014 г., в добычу полезных ископаемых - на 118,72%, а в обрабатывающие производства - на 21,20%. По всем видам сельскохозяйственной продукции отмечалось увеличение производства, кроме незначительного снижения производства мяса и мясопродуктов (на 1,9%), картофеля (на 0,9%) и сахара (на 1,2%). В 2018 г. из всех основных продуктов питания уменьшилось только потребление населением мяса и мясопродуктов (на 2,4%). В целом Белгородская область имеет возможность обеспечить жителей всеми продовольственными товарами, за исключением рыбы и рыбопродуктов, а также фруктов и ягод, что свидетельствует о необходимости их импорта из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Что касается уровня экономической безопасности региона, то для его оценки используются индикаторы макроэкономического и социального развития. По результатам расчётов за 2014-2018 гг. был сделан вывод, что такие показатели экономической безопасности, как индекс промышленного производства, уровень занятости, продолжительность жизни достигали или превышали свои пороговые значения. Уровень безработицы и уровень преступности были значительно ниже установленных показателей, что говорит о высоком социально-экономическом развитии Белгородской области. Однако отношение инвестиций в основной капитал к ВРП было значительно ниже, а удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума выше, чем их пороговые значения, что является стимулом к активизации региональной политики, направленной на увеличение финансовых вложений в производство и сокращение экономического неравенства жителей региона.
На сегодняшний день большинство федеральных и региональных программ, стимулирующих развитие политики импортозамещения, уже принесли положительные результаты, так как их финансовая поддержка из средств федерального бюджета постоянно возрастает. Примечательно, что около 60%
средств из бюджета Белгородской области ежегодно направляется на финансирование государственных целевых программ по развитию агропромышленного комплекса в рамках импортозамещения.
В ходе исследования были выявлены основные риски и угрозы в области импортозамещения и продовольственной безопасности, проявляющиеся в действии антироссийских санкций на международной арене, высокой зависимости от мировых цен на сырьевом рынке, технологическом и техническом отставании в производственном процессе, несовершенстве системы кредитования и субсидирования товаропроизводителей, низкой экономической и физической доступности продуктов питания в необходимом количестве и соответствующего качества для граждан страны и регионов, несовершенствах системы ценообразования и налогообложения производителей, низком уровне продовольственной независимости по ряду отраслей АПК, дифференциации потребления продуктов питания, несоответствии объёмов производства объёмам потребления, некачественной продукции и низкой культуре питания, а также принятии нормативно-правовых актов, которые юридически не закрепляют единый понятийный аппарат, пороговые значения показателей и критериев оценки текущего состояния развития, тем самым не в полной мере обеспечивают реализацию импортозамещения.
Существующие проблемы и имеющиеся пробелы в законодательстве могут быть преодолены с помощью стимулирования производства и поддержки отечественных сельхозпроизводителей путём предоставления льгот и субсидий на производство определенных видов продукции, развития системы кредитования в сфере АПК и условий ведения бизнеса в целом, обеспечения социальной поддержки населения, сокращения социально-экономического неравенства в уровне жизни жителей сёл и городов, реализации программ по наращиванию и диверсификации экспорта продовольствия, снижения импорта тех товаров, внутреннее производство которых в достаточной мере покрывает потребности населения, а также посредством разработки и принятия на основе «Доктрины продовольственной безопасности РФ» и иных нормативно-правовых актов единого федерального закона, отражающего и регулирующего все аспекты импортозамещения.
Тенденции и перспективы развития импортозамещения зависят от проводимой в данной сфере федеральной и региональной политики. Для повышения эффективности процесса импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности необходимо реализовать государственные целевые программы по сокращению дифференциации доходов населения и повышению качества жизни граждан, оказанию материальной поддержки производителям продуктов питания, индексированию цен на продовольствие с учетом изменения реальных доходов населения, а также следует проводить мероприятия, направленных на формирование культуры питания и здорового образа жизни у жителей региона.
Сохранение макроэкономической стабильности, способность экономики Белгородской области гибко и оперативно реагировать на меняющиеся условия и возникающие риски, тесное взаимодействие власти, бизнеса и населения обеспечат развитие новой усовершенствованной региональной модели.
Проведённое исследование представляется особенно важным для дальнейшего изучения импортозамещения как фактора обеспечения экономической и продовольственной безопасности Белгородской области. Особое внимание следует уделить разработке и реализации мер, направленных на многоплановое развитие АПК, повышение качества жизни населения и поддержку органами власти местных товаропроизводителей.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что цель выпускной квалификационной работы, состоящая в представлении комплексной оценки современного состояния экономики Белгородской области и определении тенденций её развития в условиях реализации процесса импортозамещения, успешно достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. О безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 12.07.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293 и от 12 июля 2018 г. № 420 [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (ред. от 26.11.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. О Правительственной комиссии по импортозамещению [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 785 (ред. от 16.08.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
10. Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 (ред. от 26.07.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской обл. от 25.01.2010 № 27-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 439-пп (с изменениями на 11.03.2019) // Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412303790 (дата обращения: 04.05.2019).
13. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие здравоохранения Белгородской области» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013 № 524-пп (с изменениями на 04.02.2019) // Электронный фонд правовой и нормативноправовой документации «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469027811 (дата обращения: 04.05.2019).
14. Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в Белгородской области [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Белгородской области от 26.01.2015 № 50-рп (с изменениями на 23.05.2016) // Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/439064984 (дата обращения: 04.05.2019).
15. Об утверждении Стратегии развития торговли в Белгородской обла
сти на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской обл. от 07.07.2015 № 264-пп (с изменениями на 28.05.2018) // Электронный фонд правовой и нормативно-правовой документации «Консорциум Кодекс». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/428624761 (дата обращения: 04.05.2019)...68