ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 10
1.1. Учебные достижения школьников как характеристика результатов
образования в условиях реализации ФГОС 10
1.2. Сущность педагогического мониторинга учебных достижений
школьников 14
1.3. Учитель как субъект педагогического мониторинга 24
1.4. Технология осуществления педагогического мониторинга учебных
достижений школьников в условиях реализации ФГОС 32
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...41
2.1. Выявление уровня учебных достижений школьников и готовности
педагогов к осуществлению педагогического мониторинга на констатирующем этапе исследования 41
2.2. Реализация системы работы по совершенствованию гностических умений педагога по проведению мониторинга УУД в условиях реализации ФГОС 54
2.3. Определение эффективности мониторинга учебных достижений школьников на заключительном этапе исследования 57
Выводы по главе II 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список литературы 69
Приложения 76
Главной задачей российского образования является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным запросам личности, общества и государства. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы - новый для отечественной школы документ, который направляет на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Актуальностью исследования явилось введение государственных образовательных стандартов в систему образования предусмотренным законом РФ «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В связи с этим индикатором степени удовлетворения актуальных и перспективных общественных и личностных запросов является педагогический мониторинг учебных достижений школьников.
Объект исследования: учебный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогический мониторинг учебных достижений школьников.
Цель исследования: выявить условия, способствующие повышению эффективности педагогического мониторинга учебных достижений школьника условиях реализации ФГОС.
Согласно цели, объекта и предмета были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть учебные достижения школьников как характеристику результатов образования в условиях реализации ФГОС;
2. Раскрыть сущность педагогического мониторинга учебных достижений школьников;
3. Изучить компетентность учителя как субъекта педагогического мониторинга;
4. Систематизировать знания о технологии осуществления педагогического мониторинга учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС;
5. Создать модель педагогического мониторинга учебных достижений школьников;
6. Апробировать технологию педагогического мониторинга учебных достижений школьников в деятельности учителя;
7. Определить эффективность педагогического мониторинга учебных достижений школьника;
8. Определить критерии и показатели педагогического мониторинга учебных достижений школьников и педагогические условия его эффективности.
Для решения задач исследования применялся комплекс методов исследования: теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические: научное наблюдение, опрос (беседа, анкетирование), тестирование, метод экспертных оценок, самооценка, проективные методы, анализ продуктов деятельности учителя; методы статистической обработки результатов исследования, аналитическое описание.
Методологической основой исследования явились: философские положения диалектического материализма, законы диалектики как науки о наиболее общих законах развития и всеобщей связи явлений, определяющие основные принципы изучения личности в педагогике; гносеология как учение о сущности, закономерностях и формах познания; положения философской аксиологии как основы ценностного вектора педагогической деятельности; законы формальной логики (закон противоречия, закон достаточного основания, закон тождества) как основы логики исследования в педагогике; философские категории: развитие, деятельность, причина и следствие, сущность и явление, цель и результат, часть и целое, необходимость и случайность, особенное и общее.
Методология исследования включила основные подходы: герменевтический, культурологический, личностно-деятельностный, компетентностный.
Теоретическую основу исследования составили:
- работы, отражающие методологию и методику научных исследований (И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, В.Г. Горб, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.М. Полонский, Э.Г. Юдин);
- теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Г.В. Макотрова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И. Б. Котова, И.С. Якиманская);
- положения педагогики гуманизма, психолого-педагогические и дидактические аспекты личностных достижений (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, У. Глассер, Е.И. Казакова, А. Маслоу, Х. Хеккаузен);
- работы, освещающие проблемы управления образовательным процессом, его диагностики и мониторинга (Ю.К.Бабанский, В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, В.А. Кальней, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, В.И. Лозовая,
Л. М. Митина, В.М. Полонский, В.П. Симонов, М.Н. Скаткин, П.И. Третьяков, М.В. Рыжаков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.)
- исследования по проблеме профессионально-педагогической культуры и профессиональной компетентности учителя (И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, И.В. Ирхина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.В. Тонков, Т.Н. Щербакова и др.).
Новизна подхода к организации мониторинга достижений школьниками планируемых результатов освоения программы состоит в следующем:
1. Изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);
2. Появилась необходимость в использовании подхода с помощью критериев при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения программы;
3. Предметом диагностики выступают как достигаемые
образовательные результаты, так и процесс их достижения;
4. Изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции).
Основанием для разработки данной работы, являются: государственный заказ, выраженный в требованиях ФГОС общего образования, целесообразность использования внутренних механизмов стимулирования учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию, необходимость создания динамичной системы мониторинга, отражающего реальное состояние учебных достижений школьников.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. Успешное решение образовательных задач предполагает, что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами решения поставленной задачи или создает такие способы самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении модели педагогического мониторинга учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС, подробном описании мониторинговых действий субъектов учебного процесса; в подготовке практических рекомендаций для обеспечения педагогического мониторинга учебных достижений школьников.
В настоящее время исследуются различные аспекты мониторинга учебных достижений школьников: общетеоретические подходы к его организации рассматривали такие авторы, как: В.Г. Горб, В.А. Кальней, Д.М. Полев, С.Е. Шишов; основные цели, функции, принципы организации, механизмы мониторинговых исследований, представлены в работах:
В.И. Андреева, В.П. Беспалько, С.В. Гончарова, В.И. Загвязинского, А.Н. Майорова; виды, методы, формы и средства контроля и прогнозирования описаны такими учеными, как: В.И. Звонников, В.М. Полонский, М.Л. Портнов, Т.И. Шамова и другими.
Понятие «учебные достижения» в педагогике не имеет однозначного толкования. Такие ученые как С.И. Блинов, Л.С. Илюшин, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, И.С. Сергеев, А.П. Тряпицина и др. определяют содержание и структуру учебных достижений школьников, отслеживаемых в процессе мониторинга. При этом авторами Л.И. Афониной, В.П. Беспалько, С.Г. Воровщиковым, Л.М. Митиной, В.П. Симоновым в процессе исследования сущности учебных достижений школьников предпочтение отдается дидактическому аспекту; Л.С.Выготским, В.В. Давыдовым, Д.И. Дубровским, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др. - психолого¬педагогическому аспекту. Проблема комплексного подхода к оценке результатов образования на теоретическом и экспериментальном уровнях разрабатывается сегодня Е.В. Бондаревской, О.Е. Лебедевым, А.Н. Майоровым, И.С. Сергеевым, А.В. Хуторским и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное общеобразовательное учреждение «Разуменская средняя общеобразовательная школа №2» Белгородского района Белгородской области.
В констатирующем и формирующем эксперименте приняли участие 5 учителей начальных классов и 120 учащихся 4-х классов. В образовательном учреждении систематически осуществляется мониторинг учебных достижений школьников в форме организации, сбора, обработки, систематизации анализа и интерпретации информации, оценки и составление прогноза развития наблюдаемого объекта.
Этапы исследования:
На первом этапе изучались научно-теоретические и практические аспекты педагогического мониторинга; были определены проблема и цель исследования, поставлены задачи, намечена программа проведения эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент, осуществлялось проектирование модели педагогического мониторинга учебных достижений школьников.
На втором этапе осуществлялась коррекция модели педагогического мониторинга учебных достижений школьников, ее структуры; уточнялись функции педагогического мониторинга. Разрабатывались технология педагогического мониторинга учебных достижений школьников и её методическое обеспечение. Определялись критерии и показатели эффективности педагогического мониторинга, выявлялись педагогические условия. Велась опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе проводилось изучение результативности опытно-экспериментальной работы. Осуществлялись анализ и интерпретация полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику проходила в форме обсуждения основных положений исследования на педагогическом совете, семинаре «Система педагогического мониторинга учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС НОО» и консультации «Формы педагогического мониторинга» в МОУ «Разуменская СОШ №2».
Основные результаты и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, нашли свое отражение в статье «Проблема мониторинга формирования социальной идентичности школьников в условиях реализации ФГОС» на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социально-профессиональное самоопределение личности обучающегося: теория и технология» (Белгород, 25 апреля 2017); а также в статье «Педагогический мониторинг учебных достижений школьников» в журнале «Научный аспект» статьи, опубликованы в изданиях, рекомендованных РИНЦ.
Структура исследования соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенный нами анализ проблемы с позиции различных методологических подходов, позволил теоретически обосновать педагогический мониторинг учебных достижений школьников. Его сущностными характеристиками являются: целостность системы педагогического мониторинга; систематичность и длительность отслеживания достижений школьников в учебном процессе; непрерывность изучения их достижений. Полифункциональный характер педагогического мониторинга учебных достижений школьников в деятельности учителя обеспечивается единством реализации таких функций как: информационная, организационная, контролирующая, оценочная, аналитическая, мотивационная, корректировочная, прогностическая.
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Проблеме повышения качества образования посвящено большое число работ, но она остается актуальной и в настоящее время. Необходимо найти метод, обеспечивающий достижение диагностично поставленных целей обучения.
Одним из таких методов, с помощью которого можно отслеживать качество образования обучающихся, является педагогический мониторинг - длительное наблюдение за конкретными объектами, процессами, явлениями педагогической деятельности.
В результате мониторинга учебных достижений школьника у учащихся повышается уровень мотивации к совершенствованию навыков учебной деятельности, учитель создает условия, своевременно направляет и корректирует организацию образовательного процесса и стимулирует навыки самосовершенствования УУД.
В заключение отметим, что современный этап развития общества поставил перед системой образования проблемы, требующие быстрого и качественного решения. Смена образовательной парадигмы, воплощенная в стандартах второго поколения требует не только изменения содержания образования, форм и методов обучения, но и форм и методов оценивания. Наметились положительные тенденции в связи с введением нового стандарта в начальной школе. Решение обозначенных проблем всецело зависит от активности и творчества работников образования всех уровней.
Таким образом педагогический мониторинг учебных достижений школьников будет эффективным, при следующих условиях: повышение уровня профессиональная компетентность учителя для осуществления педагогического мониторинга в условиях реализации ФГОС, выбор разнообразного инструментария педагогического мониторинга, формирование учителем у школьников адекватной оценки учебных достижений в целях их саморазвития и повышения интереса к обучению.
Цель исследования достигнута: выявлены условия, способствующие повышению эффективности педагогического мониторинга учебных достижений школьника условиях реализации ФГОС. К ним относятся систематичность проведения мониторинга учебных достижений, использование диагностического инструментария с учетом возраста и индивидуальных особенностей школьника, анализ результатов мониторинга и его использования в коррекционной работе.
Предложения:
- для осуществления педагогического мониторинга УУД использовать разнообразный диагностический инструментарий;
- систематизировать диагностические методики в соответствии с моделью педагогического мониторинга учебных достижений школьников;
- разработать программу педагогического мониторинга УУД, которая поспособствует систематизации, структурированию и упорядочиванию организации деятельности по определению уровня УУД у учащихся и их корректировке;
- использовать результаты мониторинга УУД для корректировки образовательного процесса, осуществления личностно-ориентированного подхода и взаимодействия с родителями по вопросам совершенствования учебных достижений школьников.
1. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: (По итогам научнопрактической конференции): // Внешкольник. - 2006. - № 11.
2. Андреев В.И. Мониторинг и диагностика в образовании: //
Учебно-методическое пособие для педагогов школ - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
3. Афонина Л.И. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений - Ростов-на-Дону.: // «Феникс», 2000. - 106 с.
4. Башарина Л.А. Гришина И.В. Организационные технологии
управления школой: // Методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. - СПб.: КАРО, 2003.- 67 с.
5. Бахмутский А.Е. Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: // Учебное пособие. - М.: АПК и НПРО, 2009.- 63 с.
6. Белякова Е. Г. Строкова Т. А. Психолого-педагогический
мониторинг: учебное пособие. Тюмень: // Издательство Тюменского
государственного университета, 2015. - 108 с.
7. Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы: // Управление школой - 2012 - № 5 - с. 9 - 11.
8. Бондаревская Е.В. Ценностныеоснования личностно - ориентированного воспитания с учетом принципа культуро и природосообразности [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - №4 - с. 29-36.
9. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: // Академия, 2006. - 65 с.
10. Буйлова Л.Н. Кленова Н.В. Методика определения
результативности образовательной деятельности детей: // Научное
образование. - 2004. - № 12.
11. Вальдман И.М. Национальные мониторинги учебных достижений: // Управление школой - 2013 - №5 -с. 22 - 28.
12. Вербицкая Н.В., Назаров В.П. Мониторинг и саморазвитие школьного управления: // Директор школы - № 6, 2001. - 49 с.
13. Воронцов Н. М. Подходы к вопросу контроля и оценки учебнойдеятельности учащихся в рамках системы развивающего обучения [Текст] / Вестник. Международная ассоциация «Развивающее обучение». - 1996. - № 1. - с. 43-55.
14. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР. 1956. - 506 с.
15. Вяземский Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Электронный ресурс] / Е. Е. Вяземский : http://pish.ru/blog/articles/articles2009/197
16. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство: Сборник
диагностических методик для изучения личности младшего школьника: // М.: 1993.-116 с.
17. Гам В. И., Филимонов А. А., Шипицына Л. П. Разработка учебных курсов на основе компетентностного подхода. - Омск.: // ОмГПУ, 2003. - 82 с.
18. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности: // Стандарты и мониторинг. - 2000. - № 5.
19. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения: // Стандарты и мониторинг в обучении. - 2000. - № 3.
20. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей: // Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 128 с.
21. Дубровский Д.И. Проблема идеального [Текст] / Д.И. Дубровский. - М.: Мысль, 1983.- 228 с.
22. Егорова Л., Калинина Н. Мониторинг учебных возможностей младших школьников: // Народное образование. - 2000. - № 9.
23. Железов Б.В. Опыт мониторинга и оценки систем образования: // Школьный вестник - 2008 - № 6 (21) - с. 28 - 38.
24. Зайцев В. Стимулирует отметка / В. Зайцев [Текст] // Народное образование.- 1991.- № 1, с.7
25. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Академия, 2008. - 203 с.
26. Знаменская О.В. Островерх О.С., Рябинина Л.А., Хасан Б.И. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников: // Вопросы образования -2009 - №3 - с. 53 - 75.
27. Илюшин Л.С. Ориентация педагога на личнгстные достижения учащихся в общеобразовательной школе [Текст] : дис. канд. пед. наук / Л.С. Илюшин. - СПб, 1995. - 212 с.
28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. - СПб.: // Питер, 2008.-43с.
29. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в
общеобразовательном учреждении: (научно-методический аспект): //
Ярославль: 2000.- 42 с.
30. Исаев И.Ф. Учебно - исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассников в профильном обучении [Текст] / И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова; Белгор. гос. ун-т, Науч.-исслед. лаб. «Проблемы формирования проф.-пед. культуры».- Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.-236 с.
31. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика [Текст]: [пер. с нем.] / К. Ингенкамп. - М.: Педагогика, 1991. - 240с.
32. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные
характеристики и способы измерения. - М.: // 2005.- 34 с.
33. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа [Текст] / М.С. Каган.-М.: Политиздат, 1974.-328 с.
34. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». - М.: // Педагогическое общество России, 2000.-86 с.
35. Кленова Н.В., Ломова В.Ф., Маренков А.В. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника: // Школьные технологии. - 2009. - № 1, 2.
36. Ковалева Н.П. Школа в фокусе мониторинга образования: // Народное образование. - 2007. - №10.- 27 с.
37. Козырева В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. - СПб.: // Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.
38. Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования: // Научное образование. - 2003. - № 7.
39. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. - СПб: КАРО, 2006. - 111 с.
40. Коротаева Е.В. Педагогический мониторинг: [К вопросу о
сущностных характеристиках]: // Педагогический мониторинг
образовательного процесса: Мат-лы рос. Науч.-прак.- конф. (28-29 февраля 2000 г.). - Шадринск: Изд-во ШПИ, 2000.
41. Круглова Л. Б. От тетради успешности - к уверенности учеников в своих силах [Текст] / Л.Б. Круглова // Средняя школа.- 2007.- № 3, с. 52-62.
42. Крылова Н.Н., Рафф С.Е., Чунин В.Н. Мониторинг уровня обученности учащихся: (Как его организовать): Метод. Пособие для учителей, рук. обр. учреждений, рук. и спец-тов муниципальных органов управления образованием. - Самара: // РЦМО, 2002- 81 с.
43. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л.: // ЛГУ, 1967.-189 с.
44. Кукуев А.М. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом: // Завуч - 2000 - №8 - с.10 - 22.
45. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Просвещение, 1980. - 164 с.
46. Лукьянова М.И. Мониторинг результативности образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования / М. И Лукьянова: // Педдиагностика. - 2007. - №1. - 59 с.
47. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. /
A. Н. Майоров. - М.: // Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.
48. Маноляк В. Ю. О проблеме компетентностного подхода к оценке качества знаний в современной системе образования: // Стандарты и мониторинг.- 2007.- № 6, с. 54-55
49. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
50. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: // Педагогическое общество России,
1999. -192 с.
51. Мусина В.Е. Мониторинг учебных достижений школьников /
B. Е. Мусина // Вестник РГПУ имени А.И. Герцена. - 2008. - № 30/2. С. 414-418.
52. Мусина В.Е. Мониторинг учебных достижений школьников в профессиональной деятельности учителя / В.Е. Мусина // Ярославский педагогический вестник. - 2009. № 2. С. 71-73.
53. Новикова Т. И. Использование Портфолио в практике российской школы/Т.И. Новикова: // Педагогическая техника.- 2006.- № 3, с. 109-128
54. Носакова Т.В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося: // Научное образование. - 2004. - № 2.
55. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: // Высш. шк., 2004.- 224 с.
56. Поташник М. М. Управление современной школой: в вопросах и ответах [Текст] : пособие для рук. образоват. учреждений и оргаов образования/ М. М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. - 350 с.
57. Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности: // Научное образование. - 2005. - № 8.
58. Симонов В. П. Шкалы оценки степени обученности по предмету: Учебно- справочное пособие [Текст].- М., 2002. -112 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования standart.edu.ru.
60. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. М.: Министерство образования РФ, 2004. - 266 с.
61. Филатов Е. Н. О системе оценивания знаний в школе для
одарённых детей [Текст] // Школьные технологии.- 2008, № 2.- с. 149-152.
62. Филимонов А. А., Гам В. И. Организация проектной
деятельности: Учебно-методическое пособие. - Омск.: // Изд-во ОмГПУ, 2005. - 256 с.
63. Чепелев Т.Н. Образовательный мониторинг: формируются
понятия: // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 5.
64. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие- Под ред. М.М. Поташника. - М.: // Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
65. Хлебников В. А. О создании системы оценки учебных достижений учащихся: // Школьные технологии.- 2006.- № 3, с. 153-158.
66. Хохлова С.В. Мониторинг качества школьного образования. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2003.
67. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. - М.: // Сфера, 2005.- 74 с.
68. Чепелев Т.Н. Образовательный мониторинг: формируются
понятия: // Стандарты и мониторинг в образовании - 2000 - №5 - с.47 - 51.
69. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: // Академия, 2002. - 384 с.
70. Шибаева Л.В., Кузнецова Н.М., Гранкина Т.Г. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности: // Стандарты и мониторинг в образовании. -
2000. - № 1.
71. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания личности школьника: // Классный руководитель. - 2000. - № 6.
72. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 189 с.
73. Шкеринат Л.В. Мониторинг качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: Учебно-методическое пособие / Л.В. Шкеринат- Красноярск: РИО КГПУ, 2004.-87 с.
74. Щетинская А.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга: Автореферат дисс. ... докт. пед. наук. - Казань, 1998.
75. Ямилева С.Т. Карта интеллектуального творческого потенциала личности: // Научное образование. - 2004. - № 6.