Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ

Работа №178180

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности студентов-иностранцев как проявления их дезадаптированности 9
1.1. Характеристика эмоциональной сферы личности студентов 9
1.2. Проблема адаптации студентов 18
1.3. Нарушения эмоциональной сферы личности студентов-иностранцев как
проявление их дезадаптированности 24
Глава 2. Эмпирическое исследование нарушений эмоциональной сферы личности у студентов-иностранцев как проявления их дезадаптированности 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования нарушений эмоциональной сферы личности студентов-иностранцев как проявления их дезадаптированности 34
2.3. Рекомендации по стабилизации эмоциональной сферы личности студентов- иностранцев как пути преодоления их дезадаптированности 63
Заключение 67
Список использованной литературы 73
Приложения 79

Обзор литературы с очевидностью показывает слабую изученность сущности эмоциональной сферы студентов в рамках обучения в ВУЗе. Более того, неоднозначность понимания понятия «эмоциональная сфера» в психологии усложняет выделение значимых качеств, для студента-иностранца, помогающих адаптации в другой социокультурной среде, характеризующих данный феномен, что является серьезным пробелом в психологии, сдерживающим разработку мер по повышению профессионального мастерства, психического здоровья, а также поддержанию работоспособности.
Таким образом, актуальность проблемы нарушений эмоциональной сферы личности у студентов-иностранцев как проявление их дезадаптированности обусловлена рядом противоречий: необходимостью осуществлять гуманизацию высшего образования, его реализацию;
недостаточностью и противоречивостью научных знаний об эмоциональной сфере человека; необходимостью развития эмоциональной сферы будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки.
Проблема: каковы нарушения эмоциональной сферы личности студентов- иностранцев как проявление их дезадаптации? Каковы пути повышения эффективности адаптации студентов-иностранцев? Каким образом повысить эффективность адаптации студентов-иностранцев с учетом нарушений их эмоциональной сферы?
Цель: изучить нарушения эмоциональной сферы личности студентов- иностранцев как проявление их дезадаптации.
В качестве объекта выступает процесс адаптации студентов-иностранцев.
Предметом исследования являются нарушения эмоциональной сферы личности студентов-иностранцев как проявление их дезадаптации.
В соответствии с целью, объектом и предметом была сформулирована следующая гипотеза исследования: чем сильнее у студентов-иностранцев нарушения эмоциональной сферы, тем выраженнее проявления их внутренней и внешней дезадаптированности, а именно, студентам с полной системной адаптацией не присущи нарушения эмоциональной сферы, а студентам с полной дезадаптацией свойственны такие нарушения эмоциональной сферы, как высокая личностная и ситуативная тревожность, повышенный уровень невротизации, депрессивности и враждебности.
Для доказательства выдвинутых гипотез были определены следующие задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Определить сущность понятия «эмоциональная сфера» личности.
2. Охарактеризовать нарушения эмоциональной сферы личности
3. Рассмотреть понятия адаптации и дезадаптации личности.
4. Охарактеризовать предпосылки дезадаптации студентов-иностранцев и нарушений их эмоциональной сферы личности.
Эмпирические задачи:
1. Изучить нарушения эмоциональной сферы личности у студентов- иностранцев, такие, как личностная и ситуативная тревожность, невротизация, депрессивность, враждебность и другие.
2. Выявить уровень внутренней и внешней адаптации студентов- иностранцев. Определить их тип адаптированности.
3. Изучить взаимосвязь типа адаптации и нарушений эмоциональной сферы личности.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленных на адаптацию студентов-иностранцев с учетом нарушений их эмоциональной сферы личности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный); организационные (сравнительный метод); эмпирические (наблюдение, измерение); методы обработки данных (методы описательной статистики, анализ достоверных различий t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ (Н-критерий Крускала-Уоллеса). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS и Excel.
Диагностика эмоциональной сферы личности студентов-иностранцев и их уровня адаптации осуществлялась с помощью комплекса методик:
1. Шкала оценки уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и
Ю.Л. Ханина.
2. Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.
3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.
Зунга (адаптация Т. И. Балашовой).
4. Опросник САН, разработанный В.А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой,
В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым.
5. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А.
Дарки
6. Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) Н.Н. Мельникова.)
7. Анкета «Социальное благополучие» (СБ) Н.Н. Мельникова.
Организация и этапы исследования:
1. Организационный. Определение целей, задач исследования, его объекта и
предмета; формулировка гипотез; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблемам нарушений эмоциональной сферы и адаптации личности. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап констатирующего эксперимента, включающий выявление нарушений эмоциональной сферы личности студентов-иностранцев, диагностику их уровня внутренней и внешней адаптации.
3. Обобщающий этап. В ходе которого были сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования, разработаны рекомендации.
Структура и объём работы. Дипломное исследование включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Текст диплома содержит 12 рисунков, 7 таблиц, 8 приложений. Список использованной литературы включает 58 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа проблемы нарушений эмоциональной сферы личности иностранных студентов как проявления их дезадаптированности было охарактеризовано понятие адаптации. А.А. Реан рассматривал адаптацию личности человека по двум основным критериям - внутреннему и внешнему. Внешний критерий А.А. Реан связывал с приспособленностью, приспособлением. В этом случае адаптация понимается как желаемое поведение в социальной среде. Проявляется такая адаптация как эффективность, компетентность, успех и внешнее благополучие. Внутренний критерий он связывал с общим психологическим состоянием, а именно, ощущением удовлетворенности, комфорта, положительным социальным самочувствием. Человек с внутренней адаптацией имеет возможность удовлетворять индивидуальные потребности, самовыражаться, сохранять внутренние энергетические ресурсы, у него отсутствует напряжение и тревога.
Полная системная адаптация это согласование обоих критериев и внешнего и внутреннего. При полной системной адаптации иностранных студентов мы можем наблюдать согласованность индивидуальных потребностей с требованиями среды, с его высокой социальной успешностью, учебной успеваемостью, активным участием в научно-исследовательской деятельности, в общественной жизни университета, в неформальном общении. Они чувствуют удовлетворённость, комфорт и положительное социальное самочувствие, это свидетельствует об общем положительном психическом состоянии.
Полную дезадаптацию можно наблюдать у людей, переживающих неудовлетворенность в личной и профессиональной жизни, в общении с социумом. Такие студенты показывают высокую степень психоэмоционального напряжения. Студенты-иностранцы с полной дезадаптацией не могут достичь даже среднего уровня стандартов успешности и благополучия, принятого в их обществе. В нашем исследовании мы опираемся на точку зрения А.А. Реана.
Обучение в ВУЗе является основой формирования иностранных студентов как будущих высококвалифицированных специалистов своих стран. Система обучения для иностранных граждан не отличается от системы обучения других студентов. Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на продуктивность обучения иностранных граждан, является фактор адаптации к условиям жизни и деятельности в новой стране. Иностранцам, прибывающим на учебу в вузы, с первых дней нахождения в новой стране приходится адаптироваться к множеству самых различных факторов. Начало профессионального обучения в вузе другой страны предъявляет повышенные психологические и социальные требования к студенту.
Общий эмоциональный фон студентов-иностранцев вследствие процессов адаптации может претерпевать негативные изменения. Известно, что психоэмоциональное напряжение, связанное с языковым барьером, часто является основной причиной возникновения целого ряда стрессовых факторов. Затрудненная языковая коммуникация обостряет конфликтные ситуации. Это своего рода эмоциональные переживания, которые являются компонентом адаптивного поведения, например, к таким эмоциональным реакциям относится тревожность, агрессия, депрессивные состояния, невротизация. Данные эмоциональные переживания, как правило, возникают в критический момент разбалансированности взаимодействия студента-иностранца с окружающей средой.
Психологический феномен тревожности содержит две составляющие: тревожность как состояние (ситуативная тревожность) - характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и отличается различной интенсивностью; тревожность как личностную особенность (личностная тревожность) - это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Невротизация - это состояние эмоциональной нестабильности, которое может привести к неврозу и невротической тенденции в поведении личности. Невротизация формируется на основе следующих личностных факторов- предпосылок: ^эмоционального - личность склонна к тревожности и легкой возбудимости; • мотивационного - личность имеет эгоцентрическую направленность;* адаптационного - личность отличается плохой приспосабливаемостью.
Депрессия является распространённым психическим заболевание, которое возникает после негативных событий в жизни человека, это психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроения и снижение или утрата способности получать удовольствие. У студентов-иностранцев депрессия может развиваться на фоне длительной разлуки с близкими, в условиях культурной и языковой изоляции, постоянных трудностей в установлении контактов с преподавателями и другими студентами, а также вследствие длительных и постоянных затруднений в решении вопросов жизненного обустройства.
При плохом самочувствии возникают агрессивность и враждебность. С точки зрения А. Басса, такое эмоциональное переживание как агрессия - является любым поведением, содержащим угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессия - является целенаправленным деструктивным поведением, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, причиняет физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряженности. К понятию «агрессивность» близко подходит состояние враждебности. Согласно Басс, враждебность - является более узким по направленности состоянием, которое всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко студенты-иностранцы находятся во враждебных или даже антагонистических отношениях, однако, никакой агрессивности не проявляют потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
В ходе проведенного нами эмпирического исследования нарушений эмоциональной сферы личности иностранных студентов как проявления их дезадаптированности было выявлено, что в целом у иностранных студентов несколько повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности, умеренная степень невротизации, отсутствие депрессивных состояний, оптимальный уровень самочувствия и настроения, средний уровень активности, несколько повышенный уровень враждебности, средний уровень агрессии. Это свидетельствует в целом о благоприятном состоянии их эмоциональной сферы.
Для иностранных студентов 1 -го и 5-го курсов характерны различия в показателях эмоциональной сферы. Студентам первого года обучения присущи: повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности, склонность к невротизации, легкой депрессии, враждебности и агрессивности. Им свойственен удовлетворительный уровень самочувствия, активности и настроения. Для студентов пятого курса в большей степени характерны оптимальные показатели самочувствия, активности, настроения, умеренная личностная и ситуативная тревожность. У большинства из них не выявлено таких нарушений эмоциональной сферы, характерных для первокурсников, как повышенный уровень невротизации, склонность к депрессии, агрессивности. В определенной степени им присущи проявления враждебности. Следовательно, иностранным студентам присуща положительная динамика в стабилизации их эмоциональной сферы в процессе обучения.
Большинству иностранных студентов свойственен средний уровень внутренней (психологической) адаптации, выражающийся в удовлетворении индивидуальных потребностей, отсутствии выраженного психоэмоционального напряжения. Однако первокурсникам присущи более низкие показатели психологической адаптации, т.е. выявлена положительная динамика внутренней адаптации от 1 -го к 5-му курсу, выражающаяся в повышении общего положительного психоэмоционального состояния, повышения уровня удовлетворения индивидуальных потребностей.
Большинству иностранных студентов свойственен средний уровень внешней (социально-психологической) адаптации, выражающийся в достижении умеренного уровня социального благополучия, успешности и престижа. При этом первокурсникам присущи более низкие показатели уровня социального благополучия, т.е. выявлена положительная динамика внешней адатации от 1-го к 5-му курсу, выражающаяся в повышении качества жизни, уровня успешности и благополучия.
Иностранным студентам присущи различные типы адаптации. Значительная часть из них относится к полностью дезадаптированному типу. Выявлена взаимосвязь показателей эмоциональной сферы личности иностранных студентов и их типа адаптации. Студентам с полной системной адаптацией присущи умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности, низкий уровень невротизации, отсутствие депрессивных состояний, умеренный уровень агрессивности и враждебности, оптимальный уровень самочувствия, активности и настроения. Студентам с полной дезадаптацией присущи высокая личностная и ситуативная тревожность, высокий уровень невротизации, наличие легкой депрессии, повышенная враждебность и агрессивность, нормальное самочувствие, пониженная активность и настроение.
Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что, чем сильнее у студентов- иностранцев нарушения эмоциональной сферы, тем выраженнее проявления их внутренней и внешней дезадаптированности, а именно, студентам с полной системной адаптацией присущ оптимальный уровень самочувствия, активности и настроения и не свойственны нарушения эмоциональной сферы, а для студентов с полной дезадаптацией характерны такие нарушения эмоциональной сферы, как высокая личностная и ситуативная тревожность, повышенный уровень невротизации, легкая депрессия, высокий уровень враждебности и агрессивности.
По результатам исследования был разработан комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию эмоциональной сферы личности иностранных студентов как пути преодоления их дезадаптированности.



1. Абрамов, М.Г. Освоение информационных технологий как фактор развития самоотношения старшеклассников /М.Г. Абрамов: дис... канд.психол. наук. - М., 2008. - 189 с.
2. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов / Н.А. Агаджанян. -М.:
Россия, 1997. -200 с.
3. Айзенберг, Ю.И. Невротические состояния у студентов, вызванные экзаменационной ситуацией/ Ю.И. Айзенберг // Сборник научных трудов кафедры психиатрии КГМИ. -1977. -Т.20.-Вып. 1.25-26.- С.24-30.
4. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их
компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства) /Ю.А.
Александровский. -М.: Наука, 1976. -272 с.
5. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева. - СПб.: Речь, 2008. - 283 с.
6. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2001. - 277 с.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.
8. Андреева, Д.А. Проблемы активности студентов/ Д.А. Андреева. - Ростов н/Д.: Эдема, 2005.- 159 с.
9. Анохин, П.К. Эмоции // Психология эмоций / П.К.Анохин. - М.: Просвещение, 1993. - С. 181-187.
10. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности /А.А. Архипова // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
11. Бараш, Б.А. Психопрофилактическая помощь студентам вузов: психогигиена и психопрофилактика/ Б.А. Бараш. -Л.: Медицина, 1983.-С. 39¬46.
12. Васильев, Ю.С. Проблемы адаптации / Ю.С. Васильев. - СПб.: СПб ГТУ, 1999. - 230 с.
13. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К.
Вилюнас.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.
14. Вилюнас, В.К. Мотивация демонстративного поведения / В.К. Вилюнас, А.С. Кравченко// Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002.- С. 122-151.
15. Волков, Б.С. Психология юности и молодости. Учебное пособие / Б.С. Волков. -М.: Академический проспект: Трикста, 2006. -256 с.
16. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие / П.Я. Гальперин. -М.: ACT: КДУ, 2007. -400 с.
17. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика.2-е изд., перераб. и доп./ С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 2003. - 548 с.
18. Додонов, Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б.И. Додонов // Вопросыпсихологии. - 1975. -№ 6. -С. 21-33.
19. Додонов, Б.И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека/ Б.И. Додонов //Вопросыпсихологии.- 1977. -№ 2.-С. 145-155.
20. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. -
М.:Политиздат, 1977. - 272 с.
21. Дрокина, С.В. Влияние культуры общения преподавателей на успешность психологической адаптации студентов/ С.В. Дрокина //Материалы Всероссийского семинара. - Томск: Издательство ТПУ.- 2008.-Том 2.- С.51-54.
22. Дубовицкая, Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая, А.Я. Крылова //Психологическая наука и образование. - 2010. - №3. -С.23-29. -Режим доступа:http://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru.
23. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб: Прайм-Еврознак,2008. - 668 с.
24. Жигадло, А.П. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов как фактор успешной адаптации к вузу / А.П. Жигадло, О.В. Якубенко // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. - Омск: СибАДИ. - № 6 (28). - 2012. - С. 165-167.
25. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. - Москва-Воронеж: Институт практической психологии: НПО МОДЭК, 1998. - 352 с.
26. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - Спб.: Питер, 1999.-224 с.
27. Ильин, Е.П.Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752с.
28. Кельмишкейт, Э.Г. Психиатрическая помощь в высших учебных заведениях (по материалам литературы капиталистических стран) В кн.: Вопросы социальной психиатрии / Э.Г. Кельмишкейт. -М.: Просвещение, 1970. -С. 93-134.
29. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин.- М.: Высш.шк., 2005. -673 с.
30. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. -М.: ТЦ Сфера, 2008. -237 с.
31. Куликов, Л.В. Эмоционально-чувственные характеристики взаимоотношений свекрови и невестки / Л.В. Куликов // Социальная и экономическая психология. -2018. - №1. -Т.3.- С.167-190.
32. Куликов, Л.В. Эмоционально-чувственные характеристики женской дружбы // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования [Электронный ресурс] / Л.В. Куликов, О.В. Грива. 2017. № 6. - Режим доступа:http://www.publishing-vak.ru/file.
33. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я Ляудис. - М.: Изд-во УРАО, 2003.-128 с.
34. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для вузов / А.Г.Маклаков. -СПб.: Питер, 2006. - 583с.
35. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник
практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. -896 с.
36. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие / Н.Н. Мельникова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 57 с.
37. Моисеева, Н.А. Компетентностный подход в основе обучения студентов ВУЗа здоровому образу жизни // Н.А. Моисеева, О.В. Якубенко // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы III всероссийской студенческой научной конференции с международным участием /отв. ред. С.Г. Шантаренко.
- Омск:Изд-во Омского государственного университета путей сообщения, 2016.
- С. 55-58.
38. Мурзина, Н.П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко / под общей редакцией Н.П. Мурзиной. - Омск:Изд-во ОмГПУ, 2015. - 484 с.
39. Нелунова, Е.Д. Природа диалога человека в искусственной среде общения / Е.Д. Нелунов // Компьютерные учебные программы и инновации. -
2006. - № 11. - С. 71-79.
40. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. -М.: Издат. Центр, 2000. - 184 с.
41. Попова, Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза / Т.И. Попова // Вестник Санкт-Петербургского университета. -
2007. - № 2. - С. 53.
42. Прихожан, А.М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности / А.М. Прихожан // Мир психологии. -
2010. -№ 4. -С. 135-148.
43. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и образование / А.М. Прихожан. - СПб.:Издательский дом «Ленинград», 2008. - 531с.
44. Пятибрат, А.О. Патогенетические особенности дезадаптационных нарушений у курсантов в процессе обучения в вузе МО РФ:автореф. дисс. ... канд. мед.наук: 14.00.16, 14.00.33 / А.О. Пятибрат. - СПб., 2003. - 25 с.
45. Ремшидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшидт. -М.: Мир, 1994. -319 с.
46. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. -384 с.
47. Соловьев, A. Абитуриент-студент: проблемы адаптации / А. Соловьев, Е. Макаренко // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54¬56.
48. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ под общ.ред. С.Т. Посоховой. -М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
49. Степанов, И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И.С. Степанов. - Новосибирск, 2010. - 24с.
50. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Учебное пособие для студентов высших ученых заведений. 2-е изд., стер / О.В. Хухлаева. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.- С. 43-64.
51. Шеерман, А.Ф. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни студентов / А.Ф. Шеерман, П.И. Фролова // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы III всероссийской студенческой научной конференции с международным участием / отв. ред. С.Г. Шантаренко. - Омск: Изд-во Омского государственного университета путей сообщения, 2016. - С. 42-46.
52. Ширяева, И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе / И.В. Ширяева. - Л.: Медицина, 1980. - 93 с.
53. Шихи, Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи. - СПб.: Издательство «Ювента», 1999. -436 с.
54. Шифнер, Н.А. Расстройства адаптации у студентов(их клиника и динамика): автореф. дисс. ... канд. мед.наук:14.00.18 / Н.А. Шифнер. - М.,
2011. - 24с.
55. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. -М.: Прогресс, 1996. -344с.
56. Якубенко, О.В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации студентов-первокурсников / О.В. Якубенко // Кубанский научный медицинский вестник.- №3. -2009.- С. 103-107.
57. Якубенко, О.В. Влияние морфофункциональных особенностей юношей на адаптацию к условиям обучения в вузе / О.В. Якубенко, И.Н. Путалова // Сибирский научный медицинский журнал. -2011. -Т.31. -№ 2. -С. 115-120.
58. Якубенко, О.В. Профилактика психодезадаптационных расстройств учащихся /О.В. Якубенко //Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного общения: материалы международного форума. - Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2015. - С. 108-113.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ