Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работа №17818

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2014
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность проблемы. Одной из фундаментальных проблем современной психологии труда является проблема профессионализации. В рамках данной области исследований достаточно важным для решения как теоретических, так и практических вопросов является изучение отрицательного
влияния профессии на личность работника. Процесс профессионализации
может идти по двум линиям развития - конструктивной, сопровождающейся ростом эффективности труда, и деструктивной, следствием которой является формирование различных новообразований личности, снижающих продуктивность и качество её деятельности.
Психическое выгорание является одним из основных феноменов, относящихся к профессиональным деструкциям. Научный интерес к синдрому вызван возможностью в процессе его изучения раскрыть механизмы взаимодействия субъекта деятельности и организационной среды, определить закономерности соотнесения прогрессивных и регрессивных этапов профессионального становления и выявить факторы, обусловливающие их взаимодействие.
Накопленные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у представителей различных профессиональных групп обнаруживается специфика в проявлении синдрома как в отношении выраженности его отдельных компонентов, так и их структурной организации (Н.Е. Водопьянова,
В.Н. Димова, 2010; Е.С. Картавая, 2009; В.Е. Орел, 2005; Е.С. Старченкова, 2005). Между тем, исследователи всё чаще заявляют о наличии особенностей формирования и развития синдрома у работников разных видов деятельности внутри одной профессиональной сферы (С.Б. Величковская, 2008;
А.Н. Густелева, Н.Е. Водопьянова, 2010; Л.В. Золотухина, И.В. Шадрина, 2007). Решение данной проблемы имеет не только теоретическое значение в плане подтверждения сущности выгорания как общепрофессионального феномена, но и может послужить основой для проведения его коррекции у работников с учетом их профессиональной специфики.
Педагогическая деятельность является примером такой сферы, в которой достаточно велико разнообразие видов профессий, существенным образом отличающихся по своему предметно-организационному содержанию. В частности, деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения по характеру встречаемых проблемных ситуаций, многообразию выполняемых функций, длительности и глубине выстраиваемых коммуникаций, стрессогенности и ответственности существенно отличается от деятельности учителей средних общеобразовательных учреждений. На сегодняшний день большинство исследований психического выгорания педагогов построено именно на примере выборок учителей (О.И. Бабич, 2007; М.В. Борисова, 2005; Е.Г. Ожогова, 2009; Т.И. Ронгинская, 2002; Т.В. Форманюк, 1994). В этой связи изучение интрапрофессиональных различий психического выгорания педагогов дошкольных и средних общеобразовательных учреждений востребовано психологической наукой и практикой, поскольку оно позволит определить особенности совокупного влияния профессиональной деятельности на личность работника, раскрыть механизмы взаимодействия субъекта деятельности и организационной среды, а также выявить специфические факторы, детерминирующие развитие синдрома.
Цель работы - исследование специфики психического выгорания и детерминирующих его факторов в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Конкретизируют поставленную цель следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический сравнительный анализ деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и педагогов средних общеобразовательных школ (СОШ).
2. Выделить на основе анкетирования педагогов факторы, способные оказать влияние на развитие психического выгорания в профессии воспитателя ДОУ.
3. Выявить различия в степени выраженности психического выгорания и факторов его развития у педагогов общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.
4. Изучить специфику взаимосвязей компонентов психического выгорания педагогов СОШ и воспитателей ДОУ с факторами субъективной репрезентации организационных параметров деятельности и личностными особенностями.
5. Определить специфику структурной организации рассматриваемых факторов (личностных и организационных) в зависимости от уровня выраженности психического выгорания воспитателей.
6. Выявить характер влияния личностных и организационных факторов на показатели психического выгорания воспитателей ДОУ в сопоставлении с учителями СОШ.
Объект исследования - синдром психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования - влияние организационных и личностных факторов на формирование психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении обобщена вся совокупность полученных результатов исследования, а также сформулированы выводы, основные из которых заключаются в следующем.
1. Получено подтверждение гипотезы о существовании различий в степени выраженности психического выгорания и факторов его развития в исследуемых выборках педагогов. Установлено, что уровень психического выгорания воспитателей, в частности деперсонализации и психоэмоционального истощения, имеет меньшую степень выраженности, чем у учителей школ. Выявлены различия в степени выраженности факторов развития психического выгорания как организационного, так и личностного плана.
2. Доказано предположение о наличии специфики во взаимосвязи уровня психического выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений с субъективной репрезентацией факторов профессиональной деятельности: «тяжелый график работы», «несоответствие между личным вкладом и получаемым или желаемым вознаграждением». Выгорание учителей связано с оценкой фактора «дефицит свободного от работы времени». «Стрессогенность деятельности» выступает единственным общим параметром организационной среды, субъективная репрезентация которого коррелирует с развитием синдрома в обеих выборках.
3. Помимо отдельных общих, выявлен ряд специфических взаимосвязей личностных факторов с психическим выгоранием рассматриваемых групп педагогов. Для выборки воспитателей характерными являются корреляции с чертами - «подозрительность» и «внутренняя напряженность». Только для учителей специфичны взаимосвязи структурных компонентов синдрома с личностными чертами («беспечность», «сензитивность», «склонность к чувству вины»), мотивационными особенностями («потребность в установлении тесных контактов», «потребность в выполнении общественно значимой работы»), а также стилевыми особенностями педагогического общения (альтруистический, авторитарный и конформный стили).
4. В ходе структурного анализа доказано, что общая выраженность психического выгорания связана с субъективной оценкой организационных характеристик деятельности и личностными особенностями педагогов дошкольных образовательных учреждений. Сопоставление структур взаимосвязей организационных факторов в полярных по уровню выраженности психического выгорания группах воспитателей и аналогичных структур личностных факторов показало, что сравниваемые полярные системы отличаются по степени организованности, по своим базовым компонентам и являются качественно гетерогенными.
5. Ведущими элементами системы взаимосвязей организационных факторов в группе воспитателей с низким уровнем психического выгорания выступают оценки параметров деятельности, характеризующих особенности
психологической атмосферы в коллективе: «отсутствие профессиональной поддержки от коллег», «отсутствие профессиональной поддержки от руководства», «частые конфликты в коллективе». В полярной структуре существенную весовую нагрузку имеют «высокая эмоциональная
напряженность труда», «низкая заработная плата».
6. В системе взаимосвязей личностных особенностей воспитателей с низким уровнем психического выгорания роль базовых элементов выполняют «потребность в творчестве», «потребность в самосовершенствовании», «потребность в признании», т.е. ключевые мотивационные основания деятельности. Полярная структура основывается на элементах «альтруистический стиль педагогического общения» и «потребность в самосовершенствовании».
7. Установлено, что психическое выгорание воспитателей и учителей обусловлено влиянием специфических факторов организационного плана. Характер зависимости уровня выгорания воспитателей от оценки фактора «несоответствие между личным вкладом и получаемым или желаемым вознаграждением» является прямо пропорциональным. Для учителей в качестве детерминирующих переменных выступает субъективная репрезентация параметров труда «частые конфликты в коллективе», «частые конфликты с родителями воспитанников», влияние которых может быть отражено зависимостью типа оптимум.
8. Выявлен ряд специфических личностных детерминант психического выгорания рассматриваемых групп педагогов. Для выборки воспитателей ДОУ предиктором выступают личностная черта «подозрительность», влияние которой имеет прямо пропорциональный характер, а также ряд мотивационных особенностей. В частности, потребности в творчестве и в самомотивации обратно пропорционально связаны с уровнем психического выгорания. Детерминация со стороны мотива к получению признания в деятельности имеет криволинейный вид. Специфическими личностными факторами, обуславливающими выгорание выборки учителей, являются отдельные черты. Так, влияние сензитивности педагогов на изучаемый синдром носит обратно пропорциональный характер, внутренняя напряженность и эмоциональная стабильность связаны с ним криволинейной зависимостью. Среди общих личностных детерминант («открытость», «беспечность», «потребность в выполнении общественно-значимой работы») идентичный характер воздействия на психическое выгорание сравниваемых групп педагогов оказывает лишь «открытость», а именно, препятствует его развитию.



Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях:
1. Сюртукова, Е.Ю. Психическое выгорание педагогов: перспективы исследования / Е.Ю. Сюртукова, Ю.В. Филиппова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки.
- 2012. - № 1. - С. 89-91.
2. Сюртукова, Е.Ю. Индивидуально-личностные и организационные детерминанты развития психического выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений / Е.Ю. Сюртукова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки.
- 2013. - № 1. - С. 117-120.
3. Сюртукова, Е.Ю. Особенности детерминации психического выгорания в педагогических профессиях / Е.Ю. Сюртукова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - № 4 - С. 56-59.
Другие научные публикации:
4. Сюртукова, Е.Ю. Факторы психического выгорания в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Ю. Сюртукова, В.Е. Орел // Научный поиск: сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей. Вып. 11. - Ярославль, 20І0. - С. 222-226.
5. Сюртукова, Е.Ю. Психологическое исследование факторов,
способствующих развитию профессионального выгорания воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Ю. Сюртукова // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 3. -
Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. - С. 378-381.
6. Сюртукова, Е.Ю. О перспективах исследования феномена психического выгорания в профессиональной деятельности педагогов / Е.Ю. Сюртукова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2011 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - С. 135-137.
7. Сюртукова, Е.Ю. Индивидуально-личностные и организационные детерминанты развития психического выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений / Е.Ю. Сюртукова // Сборник научных работ молодых ученых «Много голосов - один мир». - Ярославль: ЯРО РПО, 2012. - Т. II. - С. 137-139.
8. Сюртукова, Е.Ю. Детерминанты формирования структуры психического выгорания в деятельности воспитателей ДОУ / Е.Ю. Сюртукова // Профессионализация и выгорание [Текст]: материалы Всероссийской научно¬практической конференции; Курск, 2-3 ноября 2012 г. / редкол.: В.В. Лукьянов (отв. редактор), И.Е. Сороколетова (отв. секр.). - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2013. - С. 117-118.
9. Сюртукова, Е.Ю. Организационные и индивидуальные детерминанты психического выгорания воспитателей ДОУ/ Е.Ю. Сюртукова // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции; 29 ноября 2013 г. - в 7 ч. - Ч. 7. - М.: «АР-Консалт», 2013. - С. 157-158.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ