Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения системы персонажей приключенческой литературы в начальной школе 10
1.1. Сущность понятий «персонаж», «система персонажей»,
«приключенческая литература» 10
1.2. Особенности внеурочной деятельности по литературному
образованию в начальной школе 18
1.3. Характеристика приключенческих жанров 31
Глава 2. Методические основы по изучению системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе 40
2.1. Проблема изучения системы персонажей приключенческой
литературы во внеурочной деятельности в начальной школе (обзор методической литературы) 40
2.2. Содержание экспериментально-методической работы по изучению системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе 45
Заключение 89
Библиографический список 93
Приложения
Актуальность исследования. В современных условиях одной из важнейших задач в образовании является развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в самостоятельных, инициативных, творческих и интеллектуально развитых личностях, которые смогут быстро адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, т.к. все психические процессы, которые будут сформированы в этом возрасте, являются основными для развития ребенка, оказывают существенное влияние на его дальнейшее развитие, в том числе и на интеллектуальное, которое в значительной степени определяет успешность обучения. Поэтому современная школа ставит перед собой задачу не только дать знания обучающимся по определенным предметам, но и способствовать их интеллектуальному развитию.
В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой, В.П. Чудиновой говорить о «недетских проблемах детского чтения», о смене модели чтения. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература.
Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня (Арзамасцева, 2011).
Читательская грамотность учеников российских школ, которая трактуется как способность понимать тексты, связывать их с жизненным контекстом, вычленять из текста необходимую информацию, имеет крайне невысокие показатели: согласно международным исследованиям PISA-2009 российские школьники продемонстрировали результаты, соответствующие второму уровню из пяти возможных, то есть проявили умение ориентироваться лишь в элементарных житейских ситуациях, требующих опоры на текст (Гриценко, 2011).
Но с введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно (ФГОС НОО, 2010). Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью понимания системы персонажей.
Так, феномен «системы персонажей» приключенческой литературы в начальной школе в науке начал изучаться в последние годы. Он рассматривается в разных аспектах: общекультурном (Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др.; Э.А. Орлова; PISA, PIRLS), психологическом (Е.Л. Гончарова), педагогическом (Примерные программы по литературному чтению, М.Ю. Алексеева и Е.И. Матвеева). Чтобы определить ценностно-смысловой контекст для рассмотрения явления «системы персонажей приключенческой литературы», «чтение приключенческой литературы», необходимо исследовать научные категории «компетентность» и «компетенция» (Т.Г. Галактионова, Н.Л. Гончарова, М.И. Оморокова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская, Д.Б. Эльконин), «читательская деятельность» (Н.Л. Гончарова, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская).
Однако вопросы, связанные с построением и изучением системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе по литературному чтению, не ставились. Не исследовалась проблема эффективности применения различных форм внеурочной деятельности в процессе изучения системы персонажей приключенческой литературы в начальной школе как нового критериального результата современного образования. Вопросы, связанные с эффективностью использования внеурочной деятельности по литературному чтению в рамках изучения системы персонажей приключенческой литературы не в полной мере исследованы, нет единого мнения в выделении ее показателей, не разработана методика диагностики.
Проблема изучения системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе определяется наличием факторов:
- между необходимостью учитывать в учебном процессе особенности современного младшего школьника-читателя и нехваткой у учителя таких рабочих инструментов, как организация видов внеурочной деятельности по литературному чтению;
- между значимостью разработки современной методики формирования системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе и недостаточной определенностью как содержания понятия «система персонажей приключенческих произведений», так и критериев оценки уровня ее сформированности.
Таким образом, существующие противоречия в практике педагогической работы в начальной школе обусловили обращение к теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы методические условия изучения системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс изучения системы персонажей приключенческой литературы в начальной школе.
Предмет исследования: методические условия изучения системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что изучение персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе будет проходить наиболее эффективно при наличии следующих условий:
1) в рамках изучения персонажей приключенческой литературы организовать кружковую работу;
2) включить в образовательный процесс систему творческих заданий и различных форм учебного сотрудничества;
3) отбираются приемы для работы с текстом в соответствии с жанром изучаемого произведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «персонаж», «система персонажей», «приключенческая литература».
2. Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по литературному образованию в начальной школе.
3. Описать работу с персонажем приключенческой литературы в начальной школе.
4. Провести анализ научной литературы по теме исследования и выявить проблему изучения системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе.
5. Представить содержание экспериментально-методической работы по изучению системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: теоретический анализ педагогической, методической, лингвистической, психолингвистической литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение за учебным процессом; беседы с учащимися и учителями начальных классов; количественный и качественный анализ письменных работ учащихся начальных классов; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на изучение системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе.
Методологической основой исследования стали научные труды ученых в области педагогики: Л. А. Ефросининой, В. Н. Захарова, Е. И. Матвеева, И. Г. Минераловой, Т. В. Рыжковой, О. В. Сосновской и др.
База исследования: МБОУ «Мелиховская СОШ» Корочанского района, Белгородской области, с. Мелихово, 4 «А» класс.
Апробация результатов исследования:
Исследование проводилось в течение двух лет (2016 - 2018 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап - изучение литературы по теме исследования, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, проведение обучающего эксперимента, реализация разработанной системы упражнений и заданий.
Третий этап - анализ и обобщение результатов исследования, оформление магистерской диссертации.
Структура диссертации определялась задачами и логикой исследования. Магистерская диссертация включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе «Теоретические основы изучения системы персонажей приключенческой литературы в начальной школе» раскрыта сущность понятий «персонаж», «система персонажей», «приключенческая литература»; представлены особенности внеурочной деятельности по литературному образованию в начальной школе; описана характеристика жанров приключенческой литературы в начальной школе.
Во второй главе «Методические основы по изучению системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе» представлен обзор методической литературы по проблеме изучения системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе (обзор методической литературы). Описано содержание экспериментально-методической работы по изучению системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
Список литературы содержит 80 наименований источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы, а также разработки кружковых занятий по теме исследования
С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно (ФГОС НОО). Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем. Впервые Примерная программа по литературному чтению провозглашает формирование системы персонажей приключенческой литературы целью начального литературного образования.
Проблема изучения системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе определяется наличием противоречий:
- между необходимостью учитывать в учебном процессе особенности современного младшего школьника-читателя и нехваткой у учителя таких рабочих инструментов, как организация видов внеурочной деятельности по литературному чтению;
- между значимостью разработки современной методики формирования системы персонажей приключенческой литературы во внеурочной деятельности в начальной школе и недостаточной определенностью как содержания понятия «система персонажей приключенческих произведений», так и критериев оценки уровня ее сформированности.
Анализ специальной литературы показал, что такая композиция системы персонажей вызвана необходимостью поставить и решить сложные нравственно-философские вопросы, рассмотреть теорию главного героя и ее воплощение на практике в самых различных применениях и аспектах. Композиция здесь, таким образом, работает на раскрытие проблематики.
Приключенческая литература развивается в русле общечеловеческих этических представлений и доносит их до своего читателя.
На основе анализа методической литературы мы узнали, что под понятием «персонаж» понимается действующее лицо сюжетного художественного произведения. При этом система персонажей - это взаимосвязи и отношения между персами, то есть понятие, относящееся к композиции произведения.
Приключенческая литература - литература крупных форм, дающих простор авторскому и читательскому воображению. Кроме того, чтобы заинтересовать читателя, приключенческая проза стремится к эффекту достоверности. Так в произведение входят реальные географические названия, даты, имена исторических личностей и другие характерные приметы описываемого места и времени: одежда персонажей, особенности их речи, их социальный статус. Вся стилистика приключенческой литературы направлена на то, чтобы создать целостный художественный мир, живущий по своим законам и не уступающий в достоверности реальному миру.
Также мы выяснили, что внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся в школе (кроме учебной деятельности на уроке), которые направлены на решение задач воспитания. Все направления внеурочной деятельности являются частью содержания, которое необходимо использовать при разработке соответствующих образовательных программ, а реализацию конкретных форм внеурочной деятельности основывать на видах деятельности. Существуют разнообразные виды внеурочной деятельности. В рамках литературного образования выделяются следующие направления внеурочной деятельности: внеурочные занятия (беседа, коллективное чтение, литературная игра, посещение школьной библиотеки); посещение учреждений культуры (библиотеки, театры); работа с родителями; литературный кружок. Реализация литературного кружка будет способствовать: развитию высокого уровня мотивации к чтению; расширению круга чтения младших школьников; использованию в учебно¬воспитательном процессе разных форм внеурочной деятельности.
Любой жанр произведения приключенческой литературы раскрывает свои мотивы, причины и последствия деятельности героя, юный читатель приходит к осмыслению сути произведения, его основной мысли, морали, которую заложил автор произведения. Например, приключенческие романы и повести зачастую насыщены историческими, географическими и другими подробностями, так что, переживая вместе с героями необычайные приключения, подросток одновременно получает большой объём новой информации, которая нередко запоминается лучше, чем те же сведения из школьных учебников.
В целом приключенческая литература в немалой степени способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка. Необходимо отметить также, что жанр приключенческой литературы - понятие довольно широкое, оно может вбирать в себя такие явления, как детективные и научно-фантастические произведения. Иногда довольно сложно отнести конкретное произведение к какому-то из этих жанров, поэтому, говоря «приключенческая литература», мы будем иметь в виду все вышеназванные понятия.
В рамках анализа педагогического опыта, внеурочную работу по литературному образованию учителя разделяют на три взаимосвязанных этапа: вызов, реализация (осмысление), рефлексия. Любой стадии
внеурочной работы соответствует обусловленный методический прием: прием создания кластера (рисуночная форма слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), которые с ним связаны); прием создания синквейна (способ краткого описания внеурочной работы с помощью основных слов, осуществляемого по обусловленным правилам, позволяющий педагогу сразу решить несколько задач); прием создания проблемной ситуации; прием составление «партитуры»; беседа; приемы (выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героев; расшифровка мимики, жестов с целью воссоздания образа персонажа; подбор отрывков рассказа для подтверждения той или иной мысли, работа с пословицами); словесное описание и др.
Проанализировав педагогический опыт формирования умения работы с персонажем младших школьников в процессе работы с приключенческой литературы, мы реализовали опытно-практическую работу.
Представленная нами работа будет способствовать повышению уровня сформированности умения работы с персонажами приключенческих произведений. Внеурочная деятельность должна предполагать на каждом этапе анализа текста различные педагогические методики и приемы, способствующие эффективному овладению умения работы с персонажем приключенческих произведений младшими школьниками. Проведенная работа считается незаконченной, в связи с этим следует продолжать намеченную нами систему работы.
Так, в рамках данной работы гипотеза нашла свое отражение. Поставленные задачи были достигнуты.
1. Агафонова Е.В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе/Е.В. Агафонова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2012/09/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v/.
2. Алексеева М.Ю. Измерители качества обучения по литературному чтению. 4 кл./ Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И.. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 269 с.
3. Арзамасцева И. Н. Детская литература : учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Педагогика и методика начального образования» и направ. подготовки «Педагогика» / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 576 с.
4. Божович Л.И. Личность и её развитие в детском возрасте/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 211 с.
5. Бордовская Н. Педагогика. Учебное пособие/Н. Бордовская, А. Реан.- СПб.: Питер, 2011.- 304 с.
6. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 2009. - 211 с.
7. Веселовский А.Н. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / А. Н. Веселовский; Науч. ред., предисл., пер. А. Е. Махова ; Худож. Л. Е. Каирский. - М.: Просвещение, 2012. - 448 с.
8. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников/М.П. Воюшина// Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная Литература, 2008. - 211 с.
9. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография/М.П. Воюшина. - СПб.: Сударыня, 2007. - 211 с.
10. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы / Б. М. Гаспаров. - М. : Академия, 2014. - 412 с.
11. Григорьев Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
12. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец.: «Русский язык и литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и методика начального образования» / З. А. Гриценко. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 314 с.
13. Дирксен Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Дирксен Джули ; пер. с англ. О. Долговой. - 2-е изд. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 276 с.
14. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие / Л.А. Ефросина - 2е изд., дораб. - М. : ВентанаГраф, 2016. - 224 с.
15.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности/А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 2010. - 211 с.
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология : Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и спец. / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2010. - 384 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология/И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 480 С.
18. История педагогики и образования : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З. И. Васильева. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 432 с.
19. Климанова Л. Ф. Внеурочная работа по литературному образованию:
Методическое пособие к учебнику ;«Литературное чтение»: 1-4
класс/Л.Ф. Климова. - М.: Просвещение, 2012. - 311 с.
20. Климанова Л.Ф. Литературное чтение 1-4 класс/Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2012. - 322с.
21. Климанова Л.Ф. Внеурочная работа по литературному образованию: метод. пособие к учеб. «Родная речь»: 2кл./ Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для студентов вузов,
обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.02 «Педагогика») / Г. М. Коджаспирова. - М. : КноРус, 2010. - 744 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
24. Корепанова М. В. Основы педагогического мастерства : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» / М.В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. - М. : Академия, 2011. - 240 с.
25. Кубасова О.В. Литературное чтение: учебник для 4 класса
общеобразовательных организаций : в 4 ч. ч. 1 / О.В. Кубасова. - 11-е изд. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014. - 192 с.
26. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у
школьников/Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Просвещение, 2008. - 321 с.
27. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на внеурочной работы х литературного чтения в начальной школе / В.А. Лазарева. - 3-е изд., дополн. - М. : Институт инновации в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2013. - 96 с.
28. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций : в 2 ч. ч. 1 / авт.-сост.: Л.А.
Ефросинина, М. И. Оморокова. - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.
29. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. Кожевникова, П. Николаева. - М.:Художественная литература, 2007. - С. 164.
30. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику:
Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. - М. : Ось-89, 2011. - 234 с.
31. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном
процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / В. Н. Максимова. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
32. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.:
Гардарики, 2011. - 270 с.
33. Матвеева Е.И. Литературное чтение : учебник для 3 класса начальной школы (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): в 2 кн. кн. 1: Мир, созданный автором / Е. И. Матвеева. - 13-е изд. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 144 с.
34. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 4 класса начальной школы (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): в 2 кн. кн. 1: Детства чудная страна / Е. И. Матвеева. - 12-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 176 с.
35. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогика» / под ред. М.П. Воющиной. - М. : Академия, 2012. - 285 с.
36. Минералова И.Г. Детская литература : Учебное пособие для студентов пед. вузов / И.Г. Минералова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 175 с.
37. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов.
- Волгоград: Учитель, 2013. - 175 с.
38. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология : учебное пособие для системы высшего, послевузовского и доп. проф. образования при реализации программы «Преподаватель высшей школы», а также студентам вузов, обуч. по пед. направлениям и спец. / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект,
2010. - 559 с.
39. Нестандартные уроки: пособие для учителей, студентов педагогических специальностей и других педагогических работников / авт.-сост.: А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик, В.А. Макаренко. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 176 с.
40. Ниталимова Л.В. Развитие читательского интереса младших
школьников/Л.В. Ниталимова, С.Н. Семенова. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
41. Об утверждении и введении в действие федерального государственного
стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010;
Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
42. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе /
Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2012. - 238 с.
43. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика» / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 192 с.
44. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов
педагогических специальностей / авт.-сост.: М.В. Буланова-Топоркова и др. ; под общ. ред. В.С. Кукушкина. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ, 2012. - 336 с.
45. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для студентов вузов / Е. Б. Плотникова. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
46. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 366 с.
47. Попов В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина; ред.: Э.В. Онищенко. М.М. Плоткин. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
48. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. ч. 1. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 317 с.
49. Программы четырехлетней начальной школы / авт.-сост. Р. Г. Чуракова ; Проект «Перспективная начальная школа». - 4-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 197 с.
50. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов, бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого; Б. З. Вульфов и др. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2015. - 715 с.
51. Ромм Т.А. История социальной педагогики: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. 31300 «Социальная педагогика» /Т.А. Ромм. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 352 с.
52. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального
литературного образования / Т.В. Рыжкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416.
53. Рыжова Т.В. Литературное развитие младших школьников/Т.В. Рыжова. - Спб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. - 437с.
54. Самыгин С.И. Педагогика : для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.Т. Латышева, А. Сущенко. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 156 с.
55. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» / ред.: Л.О. Савчук, О.П. Москвина. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана- Граф, 2011. - 165 с.
56. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2011. - 528 с.
57. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя/Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика,2010. -178с.
58. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. В. Шиянов. - 11е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 608 с.
59. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов
педагогических вузов, обучающихся по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2010. - 299 с.
60. Современная начальная школа: теория и практика: материалы
Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Хасавюрт, 16-17 мая 2012 года / Дагестанский гос. пед. ун-т ; под ред.: М.С. Сулейманова и др. - Хасавюрт : Б.И., 2012. - 317 с.
61. Современные тенденции развития начального образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80- летию журнала «Начальная школа» и 90-летию В.Г. Горецкого / Министерство образования и науки РФ, Ярославский государственный педагогический ун-т им. К.Д. Ушинского; отв. ред. Н. Н. Иванов. - Ярославль: ЯГПУ, 2013. - 211 с.
62. Современный педагог: издание адресовано педагогам-предметникам, а также аспирантам, магистрантам и студентам педагогических вузов / авт.- сост.: Е. П. Семёнова, В. Н. Пунчик. - Минск : Красико-Принт, 2012. - 173 с.
63. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской
деятельности / О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 145 с.
64. Специфика литературы: теория и практика: монография для
преподавателей, научных работников, практиков. кн. 16 / под общ. ред. О.И. Кирикова; И. В. Абрамова и др. - М. : Наука ; Воронеж: ВГПУ, 2013.- 162 с.
65. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 542 с.
66. Сухаревская, Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Пособие для учителей / Е. Ю. Сухаревскаяю - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 350 с.
67. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 334 с.
68. Тюпа В.И. Словарь мотивов как научная проблема /В.И. Тюпа, Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Арта, 2009. - 192 с.
69. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение /Н.Б.Шумакова, Е.В.Климанова, Н.И.Авдеева, Н.Б.Соловьёва; под ред. Н.Б.Шумаковой. - М.: Просвещение, 2014. - 168 с.
70. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. - М. : Педагогика, 2012. - 176 с.
71. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (Т.Г. Галактионова, Е.И.Казакова и др.). - М: Просвещение, 2011. - 88 с. - (Работаем по новым стандартам).
72. Ушакова О.Д. Великие писатели: Справочник школьника/О.Д. Ушакова. - СПб.: Литера, 2011. - 211 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
75. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).
76. Хаблиева С.Р. Формирование у учителей общеобразовательных школ навыков использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности /С.Р. Хаблиева// Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 161-163.
77.Чудинова В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии/В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова.- М.,2004. -87с.
78. Щепилова Л.В. Введение в литературоведение/Л.В. Щепилова. - М. :Высшая школа, 2012. - 211 с.
79. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2010. - 322 с.
80. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1-4
класс/И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2011. - 322 с.