Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА РАЗВИВАЮЩИХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №178165

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы150
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 7
Часть I. Редакторская подготовка развивающих изданий для детей младшего школьного возраста 5
Часть II. Редакторское заключение и редактура издания Г. Райхерт «Закусывать надо! или Поваренная книга для пьяниц» 142
Часть III. Расчёт себестоимости издания Г. Райхерт «Закусывать надо! или
Поваренная книга для пьяниц» 145
Часть I. Редакторская подготовка
развивающих изданий для детей
младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Типология развивающих изданий для детей младшего школьного возраста 16
1.1 Понятие, классификация и типологические характеристики развивающих изданий 16
1.2 Психовозрастная специфика детей младшего школьного возраста 24
1.3 Результаты социологических исследований 28
1.3.1 Социологический опрос 29
1.3.2 Экспертный опрос 40
1.3.3 Эксперимент 45
1.4 Критерии оценки и редакторского анализа развивающих изданий для детей младшего школьного возраста 49
Глава 2. Редакторский анализ серии развивающих изданий для детей младшего школьного возраста издательства «Clever» (методика Н. Винокуровой) 53
2.1 Основные принципы методики развития познавательных способностей
Н. Винокуровой 53
2.2 Анализ серии «Начальная школа. Развиваем таланты» издательства «Clever» 56
2.3 Анализ издания Н. Винокуровой «200 развивающий заданий на весь год. 3-4 классы)
серии «Начальная школа. Развиваем таланты» 58
Глава 3. Редакторский анализ серии развивающих изданий для детей младшего школьного возраста издательства «МИФ» (методика Т. Кумона) 64
3.1 Основные принципы методики развития «KUMON» 64
3.2 Анализ серии «KUMON» издательства «Манн, Иванов и Фербер» 66
3.3 Анализ издания Т. Кумона «Пространственное мышление» серии «KUMON» 69
3.4 Сопоставительный анализ серий, основанных на методике развития познавательных
способностей и методике «KUMON» 74
3.5 Принципы редакторской подготовки развивающих изданий для детей младшего
школьного возраста 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА (Н. ВИНОКУРОВА «ТЕТРАДКА НА ВЫХОДНЫЕ. 2 КЛАСС») 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА (Н. ВИНОКУРОВА «200 РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ НА ВЕСЬ ГОД. 3-4 КЛАСС») 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА (Н. ВИНОКУРОВА «200 РАЗВИВАЮЩИХ ИЗДАНИЙ НА ВЕСЬ ГОД») 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА (Т. КУМОН «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ») 136


На сегодняшний день издания для детей занимают важное место в российском книгоиздании. Детские издания, безусловно, востребованы среди определённой группы читателей. Подтверждением этого являются, например, результаты опроса, приведённого в отраслевом докладе 2016 г., согласно которому среди опрошенных младших школьников 89% детей уверенно ответили, что любят читать. Рассмотрим соотношение различных видов литературы в общем выпуске книжной продукции. В период с 2008 по 2015 гг. появились некоторые изменения. Так, по числу выпущенных названий возросли и показатели детской литературы (0,4 п.п.). Кроме того, отмечается и увеличение доли детской литературы (на 2,2 п.п.) по тиражным показателям .
Согласно результатам исследования, проведённого издательством «Clever», детская литература в России вошла в число приоритетов российских издателей и книготорговцев в 2008 г., и с этого периода времени рынок детской литературы растёт не только в денежном эквиваленте, но и количеству тиража .
Корреспонденты журнала «Книжная индустрия» провели опрос среди ведущих книжных магазинов и сетей, в результате которого было выяснено, что приоритетными разделами в предложении книг покупателю во всех каналах сбыта на книжном рынке остаются художественная литература (25,9%) и литература для детей и юношества (25%) . Важно отметить, что количественные показатели выпуска детской литературы в 2015 г. возросли на 2,1% (10 825 книг и брошюр) по сравнению с 2014 г. Кроме того, тираж детской литературы в 2015 г. возрос на 2%, в отличие от показателей 2014 г. Рассматривая период с 2008 г. по 2015 г., следует сделать вывод, что число выпущенных названий книг в данном сегменте сократилось на 4,2%, а совокупный тираж — на 32,8% . Таким образом, наблюдаются положительные тенденции в области детского книгоиздания, которое всё больше укрепляет свои позиции. Также необходимо подчеркнуть, что весомую долю в книжной продукции занимают развивающие издания. Это выражается в появлении разнообразных форм подобных изданий, что свидетельствует об их востребованности среди определённой группы читателей.
Исследователь Е. Л. Мжельская в одной из своих работ утверждает, что развивающие издания, адресованные детям младшего школьного возраста, появились сравнительно недавно (примерно в 90-е гг. XX в.), и это связано с фундаментальными изменениями в системе российского образования . Одним из издательств, которое позиционирует свою продукцию как развивающую, является издательство «Clever»: «наши книги — современные, развивающие» . Поэтому если говорить об объёмах развивающих изданий на книжном рынке, мы можем ориентироваться на данные представленного издательства. Так, статистика, приведённая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, демонстрирует достаточно высокие показатели издательства «Clever». Оно занимает шестое место в десятке ведущих издательств, выпускающих детскую литературу. Количество названий составляет 356 наименований, а тираж — 2,056 тыс. экз. (на 2016 г.) . Представленные данные говорят о том, что развивающие издания не только существуют на книжном рынке, но и занимают лидирующие позиции.
Необходимость изучения развивающих изданий определяется исследователями в области типологии детской книги. Так, например, Д. М. Попова в своей диссертации заявляет о том, что в условиях динамично изменяющейся современной культуры роль детской книги в воспитании подрастающего поколения значительно возрастает, что связано с заложенными в подобных книгах методах активизации познавательных процессов, развития креативности и формировании эстетического вкуса, хотя, безусловно, развивающие издания имеют и свои эволюционные периоды .
Стоит отметить, что условия современной действительности требуют всесторонних компетенций личности. Об этом заявляет исследователь Р. А. Канатов в своей диссертации. По его мнению, XXI в. в Российском образовании характеризуется приоритетом ценностей всестороннего развития личности . Изменения коснулись, прежде всего, школьного образования и их основных установок. Так, например, исследователь Л. Н. Протасова уже 2003 г. заявляла о коренных изменениях в области образования. Это связано с тем, что основной его задачей становится «формирование высокоразвитой личности» . Именно поэтому «обучение становится не дидактическим, основной целью которого является формирование знаний, умений и навыков в условиях социально-нормативного контроля, усвоение и воспроизведение образцов, а дидактико-психологическим, направленным на общее психическое развитие каждого ученика» .
Следовательно, актуализируется идея развития, что приводит к популяризации разнообразных методов обучения и развития ребёнка. Подтверждением тому является появление большого количества развивающих центров (например, в г. Томске насчитывается более 40 подобных организаций), проведение различных телевизионных программ, участниками которых являются именно дети (например, шоу «Лучше всех!» на Первом канале, детское Евровидение, шоу «МастерШеф» на канале СТС и др.). Аналитики заявляют о том, что рынок детских развивающих центров перерос фазу своего становления и находится на фазе зрелости. О том, что рынок дополнительного образования сегодня активно развивается, свидетельствуют статистические данные. На сегодняшний день, доля детей, занимающихся в развивающих центрах, составляет 49%. А Федеральная программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г.» предусматривает рост этого показателя до отметки 70-75% . В соответствии с этими перспективными целями происходит развитие рынка дополнительного образования.
Представленная ситуация свидетельствует, прежде всего, о том, что родители больше уделяют внимания всестороннему развитию личности своего ребёнка. Кроме того, на данный момент популярна идея раннего развития. Так, например, Ольга Дворнякова — директор по продвижению и PR издательства детской литературы «Настя и Никита», часто сталкивается с тем, что родители предпочитают, чтобы их дети усвоили как можно больше полезной информации ещё в раннем возрасте, поэтому зачастую книги, которые маркированы как 6+, родители приобретают для детей более раннего возраста .
На сегодняшний день существует большое количество методик раннего развития ребёнка. Это важно для издателей, т. к. подготовка материалов для развивающих изданий, по мнению исследователя Е. Л. Мжельской основывается на использовании той или иной методики развития .
Издания развивающей литературы на книжном рынке представлены в большом количестве, однако на данный момент отсутствует теоретическое обоснование самого понятия «развивающее издание», его типологических черт и классификации. Так, например, исследователь Н. А. Толкки утверждает, что данное определение используют только некоторые издатели, но оно не является общепринятым, вследствие чего заменяется, например, на «популярно-развивающие издания» . Кроме того, С. А. Карайченцева включает данные издания в состав научно-популярных изданий . Таким образом, типология развивающих изданий остаётся малоизученной и спорной.
В рамках исследования рассматриваются издания для определённой читательской аудитории, а именно — для младшего школьного возраста (7-10 лет), который является важнейшим этапом в формировании личности ребёнка. Именно в этот период ведущей деятельностью переходит от игры к обучению. Восприятие ребёнка становится осмысленным и целенаправленным, происходит формирование познавательной мотивации. Исходя из этого, отметим, развивающие издания являются важной составляющей дальнейшего формирования и развития личности ребёнка. Именно поэтому в рамках исследования была выбрана данная возрастная группа.
Проводя обзор критической литературы, выделим следующие группы работ, результаты которых не только подтверждают наличие проблемы развивающих изданий в детском сегменте книгоиздания, но и оказались важны для проведения данного исследования.
В изучении представленной проблемы были рассмотрены классификации детской книги разных исследователей. Изучая, например, типологию, приведённую исследователем С. А. Карайченцевой, можем отметить, что она не выделяет развивающие издания как отдельный вид и рассматривает их в рамках научно-популярных изданий. Однако особую ценность представляет то, что автор обозначает существование подобных изданий в своём учебнике, выпущенном сравнительно давно, а именно — в 2004 г. В то время как, например, исследователь Е. Л. Мжельская, в своём учебном пособии, выпущенном в 2011 г., не рассматривает отдельно вид развивающих изданий. Важно, что исследователь Д. М. Туйсина в своей работе также выделяет научно-познавательную литературу в рамках научно-популярных изданий для детей. Кроме того, в ГОСТе 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины определения» издания для детей не рассматриваются ни в одном типологическом ряду .
Особое значение в ходе исследования имели работы Н. А. Толкки. Данный исследователь — один из немногих, кто ставит проблему отсутствия закреплённого термина «развивающее издание» и выделения его основных типологических черт. Опираясь на научные статьи данного автора, можно утверждать о том, что указанная проблема действительно существует и требует решения.
Для исследования представлялось необходимым изучить работы психологов, характеризующих особенности детского восприятия в младшем школьном возрасте. В данном случае для нас важны фундаментальные работы таких ученых, как Л. С. Выготский, М. А. Полищук, Т. В. Волкова, Н. Ю. Бочарова. С помощью данных исследований удалось определить основную деятельность ребёнка в возрасте 7-10 лет, структуру его речевой деятельности, понимание сущности чтения, а также влияние этих параметров на разработку концепции издания. Особенно значимой представляется работа психолога Н. С. Немова, в результате изучения которой удалось выделить основные виды когнитивной деятельности для построения на их основе классификации развивающих изданий для детей младшего школьного возраста .
В процессе определения критериев оценки развивающих изданий, представленных на книжном рынке, в исследовании использовалось учебное пособие А. М. Лобина. Безусловно, параметры оценивания, предложенные данным исследователем, носят общий характер, однако они были взяты за основу и конкретизированы с учётом специфики детских развивающих изданий.
В рамках представленной работы также важно рассмотрение и изучение литературы по редакционно-издательской подготовке изданий. Так, например, были рассмотрены работы И. А. Жаркова, который даёт подробное описание работы редакторы с точки зрения направления его деятельности и работы с текстом. А также изучено учебное пособие Н. З. Рябининой, в котором она уделяет особое внимание работе редактора над текстом. Кроме того, был рассмотрен учебник С. Г. Антоновой, в котором выделяются основные принципы редакторской подготовки издания для детей.
Таким образом, следует отметить, что понятие «развивающие издания для детей» имеет право на существование в типологии детской книги, так как оно частично определяется в работах некоторых исследователей. Кроме того, важно подчеркнуть, что ассортимент подобных изданий широк, а, следовательно, подобные книги востребованы среди определённой группы читателей.
Проблема данного исследования связана со спецификой редакторской подготовки развивающих изданий для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) в аспекте их типологических особенностей, психовозрастных характеристик читателя, педагогической методики развития ребенка.
Объектом исследования являются развивающие издания для детей младшего школьного возраста, выпущенные в 2017 г.
Предметом исследования является редакторская подготовка развивающих изданий для детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы — определение типологических особенностей, разработка классификации изданий развивающей литературы и определение принципов редакторской подготовки развивающих изданий для детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования.
1. Обосновать понятие «развивающее издание» и охарактеризовать типологические особенности данного вида изданий для детей.
2. Рассмотреть особенности восприятия и развития детей младшего школьного возраста.
3. На основе психовозрастной специфики читательского адреса выработать классификацию развивающих изданий для детей данной возрастной категории.
4. Провести социологическое исследование среди родителей с целью выявления их отношения к развивающим изданиям для детей младшего школьного возраста.
5. Изучить принципы педагогических методик развития в российской
и зарубежной практике.
6. Проанализировать и сопоставить современные развивающие издания для детей младшего школьного возраста в аспекте их соответствия типологическим характеристикам данного вида, специфике читательского адреса и эффективным принципам реализации в них педагогической методики развития.
7. Охарактеризовать специфику редакторской подготовки развивающих изданий для детей младшего школьного возраста.
Для исследования были выбраны издания, выпущенные в 2017 г., что обусловлено актуальностью развивающих изданий для детей младшего школьного возраста в последние годы и отсутствием закрепления основных тенденций в теории детской книги.
Рабочая гипотеза определяется выделением классификации развивающих изданий для детей младшего школьного возраста на основе мыслительных процессов и зависимости эффективности издания от реализации в нём определённой педагогической методики.
Научная новизна исследования определяется теоретическим обоснованием развивающих изданий как отдельного, самостоятельного вида, описанием их типологических особенностей и выработкой собственной классификации данных изданий для детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что выработанные в процессе исследования принципы редакторской подготовки могут использоваться при разработке развивающих изданий для детей в книгоиздательской практике.
В работе используются такие ключевые понятия, как «вид издания» и «читательский адрес». Вид издания — группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков . Читательский адрес — предназначенность издания определенной категории читателей, характеризующихся соответствующим уровнем общей и профессиональной подготовки, квалификации, возраста, психологическими особенностями восприятия и т. д.
С целью реализации поставленных задач были использованы следующие книговедческие методы: структурно-типологический, функционально-типологический, редакторский анализ. Также были задействованы общенаучные методы, а именно: сопоставительный анализ, синтез, дескриптивный метод. Для изучения интересов пользователей были привлечены социологические методы: анкетирование, экспертный опрос и эксперимент.
Структура данной работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из неё задачами. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении определяется актуальность исследования, включен анализ сегмента рынка развивающей литературы. Также обозначена цель, вытекающие из неё задачи и проблемное поле, охваченное в работе в процессе исследования.
В первой главе рассматриваются развивающие издания в типологическом аспекте и определяется их место в типологии детской книги, а также изучается психовозрастная специфика и значение развивающих изданий для детей младшего школьного возраста.
В третьем разделе главы проводится анализ результатов, полученных в ходе социологических исследований. На основе полученных данных выделяются определённые критерии оценки развивающих изданий для детей младшего школьного возраста.
Во второй главе рассматривается российская методика развития Н. Винокуровой, которая взята за основу в серии издательства «Clever» — «Начальная школа. Развиваем таланты», а также проводится редакторский анализ изданий серии с точки зрения их соответствия типологическим характеристикам данного вида, специфике читательского адреса и принципам реализации в них методики развития.
В третьей главе рассматривается зарубежная, а именно — японская методика развития Т. Кумона, на основе которой выпущена серия развивающих тетрадей издательства «Манн, Иванов и Фербер» — «KUMON», а также проводится анализ изданий серии в аспекте выделенных критериев редакторского анализа. На основе полученных результатов исследования выделяются основные принципы редакторской подготовки развивающих изданий для детей младшего школьного возраста. В заключении обобщаются полученные научные данные, делаются выводы. Список литературы включает 61 наименование. В приложении даётся необходимый иллюстративный материал.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Активно выпускающиеся сегодня популярные развивающие издания являются важнейшим фактором формирования ребёнка в возрасте от 7 до 10 лет. Это связано с тем, что данный возрастной период является переходным: в этот период игровую деятельность сменяет учебная, что обуславливает специфику и одновременно одну из задач развивающего издания. В процессе взаимодействия детей с подобными книгами осуществляется тесная взаимосвязь игровой и развивающей составляющих, которые вовлекают читателей в процесс обучения. Развивающее издание призвано сформировать интерес ребенка к результатам собственной деятельности, способствовать пониманию необходимости обучения и его значимости, научить самостоятельной работе и контролю за ней. Взаимодействие с книгой формирует и навыки работы с информацией. Психологические особенности данного возраста определяют необходимость развития когнитивной области, то есть разного рода мыслительных процессов, на развитие которых и направлено то или иное издание.
Таким образом, развивающее издание призвано влиять на мыслительные процессы, а также на формирование основных установок по отношению к обучению, вовлечению ребёнка в процесс работы и чтения, что представляется важным с точки зрения психологии. В связи с этим актуализируется необходимость разработки определённого подхода к редакторской подготовке подобных изданий.
В современном книговедении отсутствует понятие «развивающее издание». Проведенное исследование позволило установить, что такое издание направлено в первую очередь на формирование когнитивной области развития личности и развитие всех мыслительных процессов ребенка. Решение научной проблемы определялось проведённым исследованием в области восприятия детей младшего школьного возраста и редакторского анализа изданий, представленных на книжном рынке. Именно это дало возможность вывести классификацию развивающих изданий, необходимую для выделения их типологических характеристик в книгоиздательской практике.
Рост изданий развивающего характера, определяющийся общей тенденцией «раннего развития», появлением и разработкой различных педагогических методик, обусловил необходимость исследования зависимости принципов и взаимодействия компонентов рабочей тетради от использованной в ней методики развития.
Исследование серий Н. Винокуровой «Начальная школа. Развиваем таланты» и Т. Кумона «KUMON» позволило сделать вывод о том, что эффективность развивающего издания зависит от степени взаимосвязанности основных элементов издания. Кроме того, редакторский анализ серий и отдельных книг позволил выделить основные принципы 80
редакторской подготовки подобных изданий. Во-первых, при проектировании и дальнейшей подготовке важно учитывать, что развивающее издание, в основе которого лежит методика, должно нести практическую значимость, быть максимально полезным для читателя. А эффективность той или иной методики зависит от её воплощения в издании (в данном случае — серии), совокупности его основных элементов и их согласованности: системности серии, распределения заданий по изданиям согласно определённым принципам и внутри издания, материально-технического оформления (переплет, формат, шрифт, кегль), художественного оформления издания и др.
Сравнительный анализ изданий отечественных и переводных изданий показал, что основные элементы рабочих тетрадей серии Н. Винокуровой разрознены, в то время как переводное издание Т. Кумона характеризуется согласованностью всех его элементов, взаимодополняющих друг друга и делающих методику максимально эффективной.
Во-вторых, при разработке развивающих книги необходимо ориентироваться на двойственность читательской аудитории: взрослых (родителей или педагогов) и детей. Эффективность методики во много зависит от того, насколько правильно проводится занятие, установленное заданными правилами, поэтому необходимы доступные методические рекомендации взрослому человеку, позволяющие правильно распределять нагрузку и контролировать работу ребёнка с изданием.
В-третьих, важно максимально точно определить читательскую аудиторию издания. Среди представленных изданий, в данном случае, наиболее показательным является отечественное издание, в котором содержатся издания, не соответствующие психовозрастным особенностям юных читателей. Требуется максимально тщательный отбор заданий во избежание возникновения ситуаций недопонимания, которые могут огорчить или оттолкнуть ребёнка от работы.
Особое внимание редактору необходимо обратить на материально-техническое оформление, которое также оказывает значительное влияние на эффективность издания. Так, например, большой формат определяет работу ребёнка исключительно за столом, что позволяет сосредоточиться на серьёзной работе, важен выбор шрифта и кегля, так как избыточность шрифтовых выделений рассеивает внимание. Кроме этого, работу ребёнка определяет и качество бумаги, используемой в книге.
Важным условием успешной работы ребенка с развивающим изданием является выбор определённых способов иллюстрирования и художественного оформления, которое позволило бы юному читателю сосредоточиться на работе, чрезмерно не перегружая его восприятие.
Таким образом, выработанные в рамках исследования принципы редакторского анализа и рекомендации, могут представлять практическую ценность для специалистов, которые занимаются подготовкой подобных изданий, и для родителей, выбирающих подобные издания для своих детей.
Перспективами дальнейшего изучения темы может стать проблема использования новых цифровых технологий в области книгоиздания применительно к развивающим изданиям для детей от 7 до 10 лет, а также углубленная разработка книговедческой модели развивающего издания для читателей младшего школьного возраста.


Издания для редакторского анализа
1. Винокурова Н. К. 200 развивающих заданий на весь год. — М.: Клевер Медиа Групп, 2017. — 128 с. — (Начальная школа. Развиваем таланты).
2. Кумон Т. Пространственное мышление. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 80 с. — (KUMON).
Нормативные документы
3. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. — Минск: 2003. — 41 с.
4. ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей [Электронный ресурс]. — URL: ййр://ресйа1ает.ги/к11еп1ат/до81у1/о81-29.127-96.-17Йашуа-Шуа-йе1е]-йо8Йкк1подо-1- shko1nogo-vozrasta.html (дата обращения: 02.03.2017).
Справочная литература
5. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — URL: http://vocabulary.ru/kontakty.html (дата обращения: 09.01.2017).
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка // С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 1992. — 736 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. — Т.1. — М.: 1993. — 608 с.
Обзорные аналитические статьи
8. Kumon’s Origins [Электронный ресурс] // KUMON. —
URL: http://www.kumongroup.com/eng/about-kumon/toru/ (дата обращения: 24.10.2017).
9. Бизнес-план студии рисования песком [Электронный ресурс]. — 2017. —
URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/biznes-plan-studii-risovanii-peskom/ (дата
обращения: 12.04.2018).
10. Бочарова Н. В. Особенности восприятия детьми литературных произведений [Электронный ресурс]. — 7 с. — URL: http://studopedia.org/1-139819.html (дата обращения: 10.01.2017).
11. Когнитивное развитие // Википедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Когнитивное_развитие (дата обращения: 09.01.2017).
12. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. — М.: Росмэн, 2003. —
64 с.
13. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. — М., 2003.
14. Детское книгоиздание: «ландшафт диковатый, но уже не пустыня»
[Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Переплёт». — 2016. —
URL: http://vpereplete.org/ 2016/09/universbook/ (дата обращения: 08.05.2017).
15. Детское чтение в России [Электронный ресурс] / Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — 2015. — URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2015/bookmarket.html
...61

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ