РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ УТЯЖЕЛИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1 Волейбол как вид спорта в Казахстане 7
1.2 .Физическая подготовка волейболистов для развития прыгучести 9
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Цель и задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 30
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ УТЯЖЕЛИТЕЛЕЙ 32
3.1. Констатирующее исследование 32
3.2. Обоснование экспериментальной методики 37
3.3. Результаты основного педагогического эксперимента 44
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1 Волейбол как вид спорта в Казахстане 7
1.2 .Физическая подготовка волейболистов для развития прыгучести 9
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Цель и задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 30
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ УТЯЖЕЛИТЕЛЕЙ 32
3.1. Констатирующее исследование 32
3.2. Обоснование экспериментальной методики 37
3.3. Результаты основного педагогического эксперимента 44
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Физическая подготовка современного волейболиста имеет колоссальное значение. Если в самом начале зарождения волейбола как спортивной игры главное внимание в подготовке волейболистов уделялось знанию правил соревнований и хорошему владению техники основных игровых упражнений, то в настоящее время физическая подготовка имеет свое специальное значение наравне с другими видами подготовки (тактической, психологической и т.д.).
Разумеется, что тренеры по-разному строят физическую подготовку волейболистов, исходя из возраста спортсменов, уровня квалификации, этапа подготовки, пола, а также других факторов.
Многие годы среди тренеров по волейболу, ученых и других специалистов ведется дискуссия о том, что важнее всего в физической подготовке волейболистов. Одни считают, что важнее всего скоростно-силовые качества, другие считают ведущим качеством волейболистов ловкость, третьи думают, что ведущее качество в волейболе - это ловкостная выносливость, четвертые выдвигают на первое место силовые качества спортсменов и так далее [1, 5, 10, 12, 15, 16, 22, 24 и др.].
Отдельная группа специалистов склоняется к мнению о том, что важнее всего в волейболе, соответственно и в физической подготовке волейболистов - это развитие прыгучести [4, 5, 28, 32, 39, 43, 48, 49, 50 и др.].
Это физическое (скоростно-силовое) качество позволяет волейболисту, высоко поднимаясь над площадкой, видеть расстановку игроков команды соперника, наиболее незащищенные места на площадке соперников, успевать адекватно скоординировать свои атакующие действия и произвести нужный технический прием, прежде всего, прямой нападающий удар. Соответственно игрокам противоположной команды играть всегда тяжелее против нападающего, который обладает высоким прыжком и легко уходит от выставляемых блоков во время атаки, отлично видит поле и при необходимости успевает быстро перестроить свои действия в процессе игры во время прыжка над сеткой. Тем более прыгучесть становится в настоящее время еще более актуальным качеством в связи с тем, что длина тела волейболистов ведущих команд мира за последние годы значительно увеличивается [57 и др.].
Исходя из сказанного, проблема совершенствования содержания методики развития прыгучести в волейболе является очень актуальной.
Цель настоящего исследования - совершенствовать методику развития прыгучести у волейболистов в студенческой команде.
Объект исследования - содержание физической подготовки волейболистов в студенческой команде.
Предмет исследования - содержание методики развития прыгучести у волейболистов студенческой команды на основе применения утяжелителей.
Гипотеза исследования: предполагалось, что регулярное применение специальных утяжелителей в комплексе прыжковых упражнений позволит значительно повысить уровень проявления прыгучести у волейболистов студенческих команд.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности методики развития прыгучести у волейболистов в студенческих командах.
2. Разработать методику развития прыгучести у волейболистов студенческих команд на основе применения утяжелителей.
3. Экспериментально апробировать экспериментальную методику развития прыгучести у волейболистов студенческих команд Казахстана.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научной литературы, педагогическое наблюдение, беседа, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования: теория развития человека в социально-исторической действительности (Выготский Л.С.), идея всестороннего и гармоничного развития личности (Платон, Аристотель), теория развития способностей человека (Теплов Б.М., Платонов К.К.), теория и методика волейбола (Железняк Ю.Д.), теория и методика развития физических качеств волейболистов (Железняк Ю.Д., Фурманов А.Г.).
Научная новизна исследования: заключается в том, что разработана методика развития прыгучести у волейболистов с применением утяжелителей на примере студенческих команд Казахстана. Получены в результате тестирования данные о динамике проявления физических качеств волейболистов в годичном цикле подготовки спортсменов.
Теоретическая значимость - состоит в том, что полученные данные вносят новые положения в теорию спорта, физической подготовки волейболистов, в частности, в методику развития прыгучести. Они расширяют теорию развития физических качеств в волейболе, в теории спортивных игр, в теории физической подготовки волейбольных студенческих команд.
Практическая значимость исследования: содержание экспериментальной методики развития прыгучести волейболистов студенческих команд и практические рекомендации по ее применению дают возможность их внедрения в средних специальных и высших учебных заведениях в практику подготовки волейбольных студенческих команд. Кроме того, данные диссертационного исследования могут применяться в содержании профессионального физкультурного образования на уровне бакалавриата и магистратуры в ходе преподавания общих (в теории спорта) и профильных спортивно-педагогических дисциплин (например, в преподавании теории и методики волейбола), а также на курсах повышения квалификации физкультурно-педагогических работников.
База исследования: базой исследования был Уральский педагогический колледж имени Жаханша Досмухамедова в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, г. Уральск.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры физического воспитания в Уральском педагогическом колледже имени Жаханша Досмухамедова, на научно-практических конференциях в Республике Казахстан, на факультете физической культуры НИУ «БелГУ». Имеются материалы (статья), опубликованные в НИУ «БелГУ» (2018) и акт внедрения результатов исследования.
Структура и объем диссертации: диссертация написана на 62 страницах машинописного текста. Она имеет введение, три главы, а также выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения. Список литературы насчитывает 73 источника, в том числе 5 -на иностранном языке. В тексте имеется 7 таблиц, 1 приложение.
Разумеется, что тренеры по-разному строят физическую подготовку волейболистов, исходя из возраста спортсменов, уровня квалификации, этапа подготовки, пола, а также других факторов.
Многие годы среди тренеров по волейболу, ученых и других специалистов ведется дискуссия о том, что важнее всего в физической подготовке волейболистов. Одни считают, что важнее всего скоростно-силовые качества, другие считают ведущим качеством волейболистов ловкость, третьи думают, что ведущее качество в волейболе - это ловкостная выносливость, четвертые выдвигают на первое место силовые качества спортсменов и так далее [1, 5, 10, 12, 15, 16, 22, 24 и др.].
Отдельная группа специалистов склоняется к мнению о том, что важнее всего в волейболе, соответственно и в физической подготовке волейболистов - это развитие прыгучести [4, 5, 28, 32, 39, 43, 48, 49, 50 и др.].
Это физическое (скоростно-силовое) качество позволяет волейболисту, высоко поднимаясь над площадкой, видеть расстановку игроков команды соперника, наиболее незащищенные места на площадке соперников, успевать адекватно скоординировать свои атакующие действия и произвести нужный технический прием, прежде всего, прямой нападающий удар. Соответственно игрокам противоположной команды играть всегда тяжелее против нападающего, который обладает высоким прыжком и легко уходит от выставляемых блоков во время атаки, отлично видит поле и при необходимости успевает быстро перестроить свои действия в процессе игры во время прыжка над сеткой. Тем более прыгучесть становится в настоящее время еще более актуальным качеством в связи с тем, что длина тела волейболистов ведущих команд мира за последние годы значительно увеличивается [57 и др.].
Исходя из сказанного, проблема совершенствования содержания методики развития прыгучести в волейболе является очень актуальной.
Цель настоящего исследования - совершенствовать методику развития прыгучести у волейболистов в студенческой команде.
Объект исследования - содержание физической подготовки волейболистов в студенческой команде.
Предмет исследования - содержание методики развития прыгучести у волейболистов студенческой команды на основе применения утяжелителей.
Гипотеза исследования: предполагалось, что регулярное применение специальных утяжелителей в комплексе прыжковых упражнений позволит значительно повысить уровень проявления прыгучести у волейболистов студенческих команд.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности методики развития прыгучести у волейболистов в студенческих командах.
2. Разработать методику развития прыгучести у волейболистов студенческих команд на основе применения утяжелителей.
3. Экспериментально апробировать экспериментальную методику развития прыгучести у волейболистов студенческих команд Казахстана.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научной литературы, педагогическое наблюдение, беседа, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования: теория развития человека в социально-исторической действительности (Выготский Л.С.), идея всестороннего и гармоничного развития личности (Платон, Аристотель), теория развития способностей человека (Теплов Б.М., Платонов К.К.), теория и методика волейбола (Железняк Ю.Д.), теория и методика развития физических качеств волейболистов (Железняк Ю.Д., Фурманов А.Г.).
Научная новизна исследования: заключается в том, что разработана методика развития прыгучести у волейболистов с применением утяжелителей на примере студенческих команд Казахстана. Получены в результате тестирования данные о динамике проявления физических качеств волейболистов в годичном цикле подготовки спортсменов.
Теоретическая значимость - состоит в том, что полученные данные вносят новые положения в теорию спорта, физической подготовки волейболистов, в частности, в методику развития прыгучести. Они расширяют теорию развития физических качеств в волейболе, в теории спортивных игр, в теории физической подготовки волейбольных студенческих команд.
Практическая значимость исследования: содержание экспериментальной методики развития прыгучести волейболистов студенческих команд и практические рекомендации по ее применению дают возможность их внедрения в средних специальных и высших учебных заведениях в практику подготовки волейбольных студенческих команд. Кроме того, данные диссертационного исследования могут применяться в содержании профессионального физкультурного образования на уровне бакалавриата и магистратуры в ходе преподавания общих (в теории спорта) и профильных спортивно-педагогических дисциплин (например, в преподавании теории и методики волейбола), а также на курсах повышения квалификации физкультурно-педагогических работников.
База исследования: базой исследования был Уральский педагогический колледж имени Жаханша Досмухамедова в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, г. Уральск.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры физического воспитания в Уральском педагогическом колледже имени Жаханша Досмухамедова, на научно-практических конференциях в Республике Казахстан, на факультете физической культуры НИУ «БелГУ». Имеются материалы (статья), опубликованные в НИУ «БелГУ» (2018) и акт внедрения результатов исследования.
Структура и объем диссертации: диссертация написана на 62 страницах машинописного текста. Она имеет введение, три главы, а также выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения. Список литературы насчитывает 73 источника, в том числе 5 -на иностранном языке. В тексте имеется 7 таблиц, 1 приложение.
1. В результате изучения специальной литературы и проведения опроса в виде беседы установлено, что в студенческих командах Казахстана на примере Западно-Казахстанской области существуют некоторые особенности в сложившейся методике развития прыгучести у студентов-волейболистов. Они заключаются в том, что в ней чаще всего используются комплексы общеразвивающих упражнений в сочетании с силовыми и скоростно-силовыми (большинство опрошенных - 45%); упражнения на развитие прыгучести у волейболистов применяются в течение всего тренировочного годичного цикла (56% респондентов); прыжковые упражнения являются главным средством развития прыгучести (63% опрошенных); в тренировках волейболистов применяются традиционные средства и методы, но фактически не применяются новационные (почти 100% опрошенных). При этом специалисты считают, что упражнения с утяжелителями для развития прыгучести уже устарели и интерес к ним пропал. Вместе с тем, в специальной литературе утяжелители становятся вновь популярными в применении для достижения спортивных и оздоровительных целей.
2. Полученные данные после исходного обследования уровня прыгучести у студентов-волейболистов показали, что средние значения результата прыжка в высоту с места равен примерно 43 см, а в прыжке в высоту с разбега примерно 54 см. В то же время существует информация о высших результатах в мировом волейболе, в которой констатируется факт - у волейболистов высокой спортивной квалификации результаты в прыжках вверх находятся на уровне 100см и выше. Следовательно, высота прыжка вверх у обследованных студентов-волейболистов находится на относительно низком уровне, что инициирует необходимость разработки новых эффективных методик развития прыгучести у волейболистов.
3. Разработана методика развития прыгучести у волейболистов студенческих команд, в основе которой лежат современные принципы, положения спортивной тренировки, развития физических качеств, а также поэтапное применение различных физических упражнений с включением специальных упражнений с утяжелителями.
4. Экспериментально апробирована методика развития прыгучести у волейболистов в студенческих командах. Ее эффективность доказана достоверным приростом результатов в прыжках в высоту с места и с разбега и выявленными достоверными различиями при Р<0,05 между контрольной и экспериментальной группами по полученным контрольным данным. Кроме того, имеются различия в пользу экспериментальной группы волейболистов по их более высоким результатам выполнения технико-тактических действий в процессе контрольных игр.
2. Полученные данные после исходного обследования уровня прыгучести у студентов-волейболистов показали, что средние значения результата прыжка в высоту с места равен примерно 43 см, а в прыжке в высоту с разбега примерно 54 см. В то же время существует информация о высших результатах в мировом волейболе, в которой констатируется факт - у волейболистов высокой спортивной квалификации результаты в прыжках вверх находятся на уровне 100см и выше. Следовательно, высота прыжка вверх у обследованных студентов-волейболистов находится на относительно низком уровне, что инициирует необходимость разработки новых эффективных методик развития прыгучести у волейболистов.
3. Разработана методика развития прыгучести у волейболистов студенческих команд, в основе которой лежат современные принципы, положения спортивной тренировки, развития физических качеств, а также поэтапное применение различных физических упражнений с включением специальных упражнений с утяжелителями.
4. Экспериментально апробирована методика развития прыгучести у волейболистов в студенческих командах. Ее эффективность доказана достоверным приростом результатов в прыжках в высоту с места и с разбега и выявленными достоверными различиями при Р<0,05 между контрольной и экспериментальной группами по полученным контрольным данным. Кроме того, имеются различия в пользу экспериментальной группы волейболистов по их более высоким результатам выполнения технико-тактических действий в процессе контрольных игр.



