Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. История возникновения явления аниме 5
и его яркие представители 5
1.1 Значение аниме для современного общества. История, основные
представители этой культуры, культовые произведения 5
1.2. Миядзаки: биография, основные произведения. Особенности творческой
манеры 19
1.3. Характеристика медиаресурсов, освещающих творчество Миядзаки 28
Глава 2. Творческое наследие Хаяо Миядзаки в современных российских медиа 30
2.1 Анализ материалов на платформе Arzamas 30
2.2 Анализ материалов на платформе Афиша Daily 34
2.3 Анализ материалов на платформе Газета.ру 38
2.4 Анализ материалов на платформе Film.ru 47
Заключение 59
Список литературы и источники 60
Термин «аниме» означает «японская анимация», это популярное явление во всем мире, в том числе и России. Аниме меняет отношение к мультипликации: ранее она воспринималась как произведение для детей, аниме же предназначено для разной аудитории и даже для разных половозрастных категорий зрителей. Так, кодома — это метажанр в аниме для детей до 12 лет, сёнэн — для мальчиков-подростков, сёдзе — для девочек-подростков, сэйнэн — для юношей и мужчин, дзёсэй — для молодых девушек и женщин, и т.д.
Актуальность настоящей работы обусловлена популярностью аниме. Об этом свидетельствует, например, количество хештегов #anime в Instagram и Tik-tok: 160 и 100 миллионов соответственно. Доход индустрии аниме в 2020 году составил 24 млрд долларов. В 2019 эта цифра была на 3 млрд ниже: 21 млрд долларов, а в 2009 — всего 12 млрд долларов.
Новизна работы заключается в том, чтов ней представлены итоги осмысления культуры аниме в современной российской медиасфере, тогда как предыдущие работы акцентированы либо на влияние аниме на зрителя, либо на какие-либо составляющие явления внутри самой культуры аниме.
Объектом исследования является осмысление культуры аниме в российской медиасфере.
Предметом исследования являются особенности авторского аниме на примере творчества Хаяо Миядзаки.
Целью работы является анализ освещения творческого наследия Хаяо Миядзаки в современных российских медиа.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
• подробно изучить историю возникновения аниме;
• ознакомиться с важными представителями и произведениями культуры аниме;
• акцентировать внимание на биографии и творчестве Хаяо Миядзаки;
охарактеризовать медиаресурсы, освещающие творчество Хаяо
Миядзаки;
• проанализировать материалы, посвященных творчеству Хаяо Миядзаки.
Методы исследования: анализ визуального, сравнительный анализ, содержательный анализ текста.
Материал исследования. В работе анализируются:
• 5 материалов просветительского ресурса «Arzamas»;
• 6 материалов интернет-издания, освещающее сферу развлечения - «Афиша Daily»;
• 9 материалов общественно-политического интернет-издания «Г азета.ру»;
• 10 материалов крупного ресурса о кино «Film.ru».
Всего проанализировано 30 материалов разных жанров, объединенных по тематическому признаку - они посвящены творчеству Хаяо Миядзаки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и источников. Во введении сформулированы цель и задача, объект и предмет исследования, описаны методы исследования, охарактеризован материал исследования.
В первой главе «История возникновения явления аниме и его яркие представители», которая носит теоретический характер, описана история возникновения аниме, выделены основные представители и яркие произведения культуры аниме. Также акцентировано внимание на биографии Хаяо Миядзаки и особенностях его творческой манеры. В третьем разделе дана краткая характеристика ресурсов «Arzamas», «Афиша Daily» «Газета.ру» и «Film.ru»
Вторая глава «Творческое наследие Хаяо Миядзаки в современных российских медиа» представляет результаты анализа 30 материалов.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
В ходе исследовательской работы проанализировано освещение творческого наследия Хаяо Миядзаки в современных российских медиа.
В первой главе была изучена история возникновения аниме, а также рассмотрены важнейшие представители и произведения культуры аниме. Обращение к биографии японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки выявило, что на его творчестве отразились пережитая война, чувство вины за поступки родителей, чувство разлуки с матерью из-за болезни.
Анализ материалов, представленных во второй главе, позволяет сделать вывод о том, что автор Борис Иванов на платформе «Film.ru» все рецензии пишет строго по собственному плану.
Также было замечено, что грандрецензии характерны в основном только для платформы «Film.ru». Также на данном ресурсе Борис Иванов, рецензент, оценивал все составляющие мультфильмов: анимацию, графику, дизайн, музыку, сюжет, персонажей и даже актеров озвучки. Для интернет- издания, освещающем только всю сферу развлечения - «Афиша Daily», - характерны только минирецензии.
При этом было замечено, что только специализирующиеся на развлечениях платформы предоставляют поставить конечную оценку произведению по десятибалльной шкале.
Абсолютно все рецензенты восхваляют Хаяо Миядзаки и его творчество. Качество его работы легко подтверждается рейтингами на платформах КиноПоиск и IMDb.
Не все рецензенты предоставляют фактологические данные о рецензируемом мультфильме.