ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ
ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 12
1.1 Предпосылки формирования конституциональнопсихотипологического подхода к изучению иностранного языка - 12 -
1.2 Генезис проблемы способностей - 20 -
1.3 Современные представления об аномальной личностной изменчивости.
39
1.4 Психотипологические характеристики личности 44
1.4.1. Циклоидный тип акцентуации личности 46
1.4.2. Истероидный тип акцентуации личности - 49 -
1.4.3. Эпилептоидный тип акцентуации личности - 53
1.4.4. Шизоидный тип акцентуации личности - 59
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - 65
2.1 Состав групп обследованных - 65 -
2.2 Психологические методики экспериментальных исследований - 68
2.3 Методы математического непараметрического анализа результатов
психологического исследования - 77
2.4 Материалы психолого-педагогической дифференциальной диагностики
- 79
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ УСВАИВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ЛИЧНОСТИ - 81
3.1 Предпосылки формирования успешного обучения в зависимости от
психотипологической структуры личности - 81 -
3.2 Характеристика представителей циклоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку - 85
3.2.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с циклоидным психотипом личности - 85 -
3.2.2. Экспериментально-психологическая характеристика
результатов исследований студентов с циклоидной структурой личностного психотипа - 88
3.3 Характеристика представителей истероидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку 96
3.3.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с истероидным психотипом личности - 96 -
3.3.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с истероидной структурой личностного психотипа - 102
3.4 Характеристика представителей эпилептоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку - 111
3.4.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с эпилептоидным психотипом личности - 111
3.4.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с эпилептоидной структурой личностного психотипа - 118
3.5 Характеристика представителей шизоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку - 128
3.5.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с шизоидным психотипом личности - 128 -
3.5.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с шизоидной структурой личностного психотипа - 132
ВЫВОДЫ 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 150
Психодиагностика является эффективным инструментом оптимизации профессиональной деятельности как отдельного человека, так и целого общества (Лейтес Н.С., 1971; Леонтьев А.Н.,1975; Шадриков В.Д., 1996; Kelly G.A., 1955; Eysenck H.J., 1971; Witkin H.A., 1974). Изучение иностранного языка в ВУЗе является сложным многоступенчатым процессом, во многом зависящим от личностно-характерологических, социально-информационных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, которые направлены на формирование профессионального уровня знаний и отношений. Психотипологические характеристики личности и индивидуальные стереотипы поведения должны учитываться при формировании индивидуального стиля обучения студентов. Исследование личностно-характерологической структуры студентов помогает целенаправленно использовать сильные стороны характера и контролировать, укреплять слабые, что способствует гармонизации личности во время учёбы, повышая эффективность овладения иностранным языком, оптимизируя педагогический процесс в целом.
По мнению Б.В. Овчинникова (2003), «совокупность наиболее устойчивых психических качеств можно рассматривать с двух сторон - как психологический тип и как акцентуацию личности». Психологический тип отображает разновидность конституциональной нормы, а акцентуации характера и личности являются дополнительной характеристикой по отношению к типу, что помогает составить полный психологический портрет личности с выделением сильных и слабых сторон. С другой стороны, акцентуации характера, в формировании которых принимает участие генетический фактор, являются вспомогательным звеном в выборе индивидуального стиля поведения, реагирования на окружающую ситуацию, что предопределяет успешность обучения и овладения, в данном случае, иностранным языком (Лич- ко А.Е., 1973).
С точки зрения И.В. Боева (1999), если акцентуированные черты характера в юношеском возрасте преобладают над личностными - «хочу над надо», то они препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. В
случае преобладания личностных свойств над характерологическими наблюдается оптимизация социальной адаптации, что должно позитивно влиять на обучение иностранному языку. Взаимодействие психотипологической структуры личности с позитивными или деструктивными социально-информационными факторами в значительной мере определяет формирование индивидуального стиля поведения, обучения, адаптации и любой деятельности, совершаемой индивидом.
Представленные теоретические позиции указывают на необходимость рассмотрения зависимости успешности обучения и овладения иностранным языком от психотипологической структуры личности студента.
Цель исследования - изучить закономерности успешного или неуспешного овладения иностранным языком от индивидуальных психотипологических особенностей человека.
Объект исследования - человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях в процессе получения высшего образования.
Предмет исследования - закономерности индивидуального обучения иностранному языку в зависимости от конституционально-психотипологических характеристик личности.
Эмпирическая гипотеза исследования - все обучающиеся иностранному языку студенты находятся в одинаковых социально-педагогических условиях. В то же время каждый индивид обладает определенным психотипологическим набором свойств, которые, несомненно, влияют на формирование индивидуального эффективного или неэффективного стиля овладения иностранным языком.
...
Результаты психолого-педагогического и экспериментально-психологического обследования студентов, обучающихся иностранному языку, позволяет сделать вывод об обучении студентов в ВУЗе, располагающихся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства: психологической нормы-акцентуации и пограничной аномальной личности, относящихся по психотипологической структуре к различным личностным психотипам. Многообразие личностных психотипов было сведено к четырем - циклоидам, истероидам, эпилептоидам и шизоидам. У обследованных студентов были обнаружены психологические личностно-характерологические особенности, личностные и поведенческие декомпенсации и дезадаптации с редкими проявлениями аномальных реакций и формированием невротических нарушений.
Все студенты, относящиеся к диапазону психологической нормы-акцентуации, демонстрировали хорошие и надежные конституциональные механизмы психологической защиты в виде компенсации и адаптации к напряженным и стрессовым ситуациям как в учебной обстановке, так и вне стен учебного заведения. Они отличались прочным психолого-биологическим резервом, что позволяло выполнять длительные умственные нагрузки с высокой степенью ответственности и хорошей продуктивностью. Подтверждением вышесказанному служит тот факт, что не удалось выявить декомпенса- торные и невротические реакции. В то же время многие отличались фрагментарными, транзиторными компенсаторными реакциями, что указывало на максимальное напряжение функционирования конституциональных механизмов психологической защиты. У отдельных представителей диапазона нормы-акцентуации можно было зарегистрировать эпизодически возникающее ситуационно обусловленное аномальное личностное и поведенческое реагирование. Истероидам с отличной и хорошей успеваемостью относительно представителей других психотипов легко давалось обучение иностранному языку. Эмоциональная сфера отличалась неустойчивостью, лабильностью и наличием личностных переживаний, заметных для окружающих. Студенты истероидного психотипа диапазона психологической нормы-акцентуации в большинстве своем характеризовались успешным и стабильным овладением иностранным языком. Однако в условиях ежедневного социально-информационного стрессирования и несмотря на значительные успехи в изучении языка, им требовалось некоторое напряжение компенсаторных и адаптационных психологических механизмов защиты, чтобы сохранить свой социальный статус, социальный успех в среде сверстников. Хорошая способность к качественному восприятию нового материала, быстрому его воспроизведению, интенсивный темп работы с низкой утомляемостью и работоспособностью характеризуют истероидов как потенциально высокоэффективных лингвистов в различных направлениях перевода. Однако излишняя эмоциональность и подвижность нервных процессов не позволяет работать истерои- дам в неблагоприятных условиях информационно-стрессового воздействия длительное время, требуя перерывов и дополнительного отдыха, чтобы сохранить психолого-биологический резерв. Напряженные условия учебного процесса вызывали у них временное нарушение компенсаторных механизмов адаптации в виде проявления тревожности, суетливости, беспокойства, незначительных вегетативных реакций и кратковременных тенденций к гетероагрессии.
Подобная характеристика указывает на конституциональную личностную предиспозицию части истероидов, которые в условиях социального стрессирования обнаруживают тенденцию к негативному личностному дрейфу в сторону диапазона пограничной аномальной личности.
Если же социальные условия обитания, система межличностных отношений микро- и макросоциума по отношению к истероидам отличались терпимостью, психологическим пониманием их проблем, доброжелательностью, то истероиды-отличники характеризовались повышением толерантности к различного рода стрессорам, отсутствием аномальных личностных переживаний и признаков патологического стереотипа поведения.
...
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психологии.- 1995. - №1. - С. 111-131.
2. Алхазишвили А. А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. - Тбилиси: Ганатлеба, 1974. - 160 с.
3. Алыбина А.Т. Особенности мнемической деятельности студентов языкового ВУЗа и обучаемость иностранным языком: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - М., 1977. - 23 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 346 с.
7. Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностнохарактерологического континуума подростков. Монография.- М., 1998. - 154с.
8. Ахвердова О.А., Боев И.В. Сравнительные результаты психологических исследований подростков с различными психотипологическими особенностями социально-стабильного и социально-нестабильного периодов общества // Вестник СГУ: Ставрополь, 1999. - №16. - С. 28-31.
9. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков // Учебно-методическое пособие для практических психологов, психиатров, наркологов, социологов, юристов. - Ставрополь, 1997. - 50 с.
10. Белашева И.В. Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка: авто- реф. дис. ... к-та психол. наук. - Москва, МПГУ, 1999. - 18 с.
11. Белоус В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента. - Вопр. психол., 1978. - №2. - С.60-69.
12. Белоус В.В. Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1968. - 117 с.
13. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965.
14. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 1988.
15. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика.- Киев: Здоровье, 1986.
... всего 166 источников