Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОРТРЕТ КАК СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ДХШ 4 КЛАССА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА

Работа №178130

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы117
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Список сокращений 4
Введение 5
1 Портрет как способ отображения внутреннего мира личности 7
1.1 Портретный жанр в истории художественной культуры 8
1.2 Портрет как способ понимания индивидуальности 15
1.3 Художественные методы и средства выразительности в репрезентации
внутреннего мира личности 23
1.3.1 Ракурс и масштаб 26
1.3.2 Мимика и поза 26
1.3.3 Цвет и свет 27
2 Работа над практической частью выпускной квалификационной работы 30
2.1 Композиционное решение 30
2.2 Картон 32
2.3 Цветовое решение 34
2.4 Подготовка основания под масляную живопись 37
2.4.1 Холст 37
2.4.2 Подрамник 39
2.4.3 Проклейка и грунтовка холста 40
2.5 Работа в материале 42
3 Проектирование программы занятий по композиции на тему
«психологический портрет» для учащихся 4 класса дхш 48
3.1 Особенности работы с учащимися 4 класса ДХШ 49
3.2 Проектирование мини-курса «Портрет - это не лицо» 51
3.3 Содержательное наполнение занятий курса 52
3.3.1 Занятие № 1 «Как раскрыть характер через вазу?» 52
3.3.2 Занятие № 2 «Кто ты? Белый и пушистый или черный и с шипами?» ..54
3.3.3 Занятие № 3 «Цвет твоего настроения» 55
3.3.4 Занятие № 4 «Путь к эмоционально наполненному образу» 57
3.3.5 Занятие № 5 «Твой психологический портрет» 58
3.3.6 Занятие № 6 «Посвящение в художника психологического портрета».60
3.4 Апробация занятия разработанного курса 61
Заключение 65
Литература 66
Приложение А 69
Приложение Б 93
Приложение В 108

Появление портретного жанра в изобразительном искусстве обусловлено естественной потребностью человека задокументировать свое существование. Так, основная функция портрета - передача сходства, которое может достигаться разными путями. Наибольшей достоверностью обладают портреты, создание которых обусловлено стремлением отобразить то, что скрывается под меняющимися от разных факторов формальными внешними чертами. Передача сущности человека, его характера, вместо фотографической схожести является сложнейшей задачей в изобразительном искусстве. Вместе с этим портретный жанр очень персонализирован, обращает взгляд зрителя внутрь и на самого себя, отсюда вытекает актуальность данного исследования.
Актуальность темы объясняется интересом как отдельного человека, так и общества в целом к интерпретации представлений о человеке, формы его бытия в обществе. Для художника портретный жанр представляет особый интерес, поскольку портрет является особой формой познания и репрезентации собственного «Я», где художник является и объектом, и субъектом познания одновременно.
Объектом исследования является портретный жанр.
Предметом исследования следует считать портрет как способ отображения внутреннего мира личности.
Целью исследования является разработка авторского курса по созданию эмоционально и концептуально наполненного образа в портретном жанре, опираясь на теоретическое исследование портретного жанра, а также на полученный практический опыт создания психологического портрета.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
1. изучить историю портретной живописи, проследив эволюцию портретного жанра как формы постижения человека;
2. рассмотреть творчество художников-мастеров психологического портрета и проанализировать их произведения с целью выяснения, с помощью каких средств достигается психологизм в портретном жанре;
3. изучить существующие методы и средства отображения внутреннего мира личности с целью грамотной интерпретации и применения в творческой деятельности;
4. получить практический опыт создания станкового произведения портретного жанра на основе теоретического исследования;
5. описать технологию создания живописного произведения;
6. опираясь на полученный теоретический и практический опыт, разработать авторский курс для учащихся 4 класса ДХШ, нацеленный на создание эмоционально и концептуально наполненного образа посредством выполнения портрета;
7. апробировать 1 из уроков разработанного курса для анализа его пригодности в существующих условиях.
Исследование проводилось с использованием следующих методов:
1. исследовательски-аналитический - с целью всестороннего анализа специфики портретного жанра, изучения его методов и средств для полного раскрытия идейной составляющей произведения; а также для разработки программы занятий по композиции портретного жанра для подростков 13-14 лет, обучающихся в ДХШ, а также для не имеющих опыта получения художественного предпрофессионального образования;
2. исторический — с целью изучения тенденций развития портретного жанра, рассмотрения опыта применения определенных приемов и способов достижения психологичности в произведениях портретного жанра;
3. практический — с целью применения теоретических знаний и результатов исследования для практического воплощения произведения станковой живописи портретного жанра, а также использования опыта создания портрета для разработки авторского курса по композиции.
Теоретическая значимость данной работы заключается в рассмотрении и выявлении значимых составляющих портретного жанра с точки зрения раскрытия психологических особенностей человека в частности и общества в целом.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке курса по композиции портретного жанра для подростков 13-14 лет с опорой на практический опыт создания станкового произведения и апробацией одного из уроков разработанного курса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа над выпускной квалификационной работой подразумевает всестороннее исследование темы: как теоретическое, так и практическое. Теоретическое исследование заключается в рассмотрении эволюции портретного жанра, которое помогло проследить, как меняются представления об объекте портрета - человеке, и о формах его бытия в обществе. Более того, были изучены художественные методы и входящие в них средства, помогающие отобразить изобразительным языком те важные изменения, которые происходят в восприятии человеком самого себя. Углубленное теоретическое исследование темы, включающее в себя анализ портретов, созданных художниками-мастерами психологических портретов, способствует грамотному и осознанному ведению работы над созданием собственного станкового произведения.
Обращаясь к предыдущему опыту работы в технике масляной живописи, а также изучая соответствующую литературу, становится возможным применить полученные знания о составлении психологического портрета на практике. Так, идейная составляющая произведения обосновывается историческими и искусствоведческими источниками, техническая часть этого произведения описывается с опорой на методические пособия по технологии живописи. Подобный подход способствует достижению поставленной цели в создании эмоционально и концептуально наполненного образа в станковом произведении.
Теоретическая обоснованность произведения дает возможность использовать его в качестве дидактического материала для разработанного авторского курса по композиции портретного жанра для учащихся ДХШ 4 класса. Изученная литература по психологии и педагогике, а также методические справочники позволили разработать соответствующую своей целевой аудитории программу занятий. Практический опыт проведения одного из занятий курса показал положительные результаты, а также указал пути усовершенствования разработки.
Таким образом, поставленная цель и сопутствующие ей задачи были достигнуты в полной мере в большей степени благодаря правильно подобранным источникам литературы и грамотном их применении. Результаты, полученные в данной работе, могут быть применены в области культурологи и искусствознания, а также теоретические положения могут быть использованы в педагогических целях.



1. Абишева С. И. Цветоведение: Учебное пособие / С. И. Абишева / Павлодар: 2009
2. Акчурин И. А. Топология и идентификация личности. / И. А. Акчурин / Тамбов: «Грамота», 1994.
3. Алексеев С.С. О колорите / М., «Изобразительное искусство», 1974.
4. Алексеев С.С. О цветах и красках / М.: «Искусство», 1964.
5. Бабажанов А. Х. Портрет - изображение человека / А. Х. Бабажанов. [Текст] // Молодой ученый, 2012.
6. Беда В.Г. Живопись: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». / В.Г. Беда. / М.: Просвещение, 1986
7. Безрукова B.C. Достоинства и недостатки современного урока // Директор школы. - 2004.
8. Браэм Г. Психология цвета / Г. Браэм; пер. с нем. Крапивкиной М. В. / М.: «АСТ», 2009.
9. Волков Н. Н. Мысли об искусстве / М.: «Искусство», 1973.
10. Волков Н.Н. Цвет в живописи / М.: «Искусство», 1965.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / М.: «АСТ», 2008.
12. Гегель. Сочинения в 14-ти томах. Т.14 / М.: «Искусство», 1958.
13. Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи / М.: «Изобразительное искусство», 1982.
14. Данкелл С. Позы спящего. Ночной язык тела / Н. Новгород, 1994.
15. Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись». Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03 «Композиция станковая» / Томск: «Детская художественная школа» города Томска, 2021...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ