Аннотация 2
Введение 3
1 Общая характеристика сборника «В сумерках» 10
2 Бытовая жизнь представителей русской православной церкви в рассказе
«Ведьма» 20
3 Ортодокс и его путь к познанию сути православной веры в рассказе
«Панихида» 31
4 Социальная проблематика жизни православного священника в рассказе
«Кошмар» 47
5 Пасхальная проблематика рассказа «Святою ночью» 59
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
Актуальность проблемы христианской проблематики творчества А. П. Чехова обусловлена общим глубоким вниманием современного российского литературоведения к религиозным аспектам художественной литературы. Интерес исследователей вызван, во-первых, недостаточной изученностью вопроса: только к концу ХХ в. была издана определенная часть отечественной словесности прошлого столетия и литературы русской эмиграции, опубликованы сочинения таких русских философов, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Розанов и др., что позволило ввести в научный оборот большой корпус текстов русской литературы, посвященных религиозной проблематике. В настоящее время важнейшей задачей литературоведения является не только продолжение традиций философии, литературоведения, эстетики XIX - ХХ вв. в выявлении христианских смыслов произведения на уровне его содержания, но и их изучение в аспекте эстетики и поэтики [1]. Также актуальность данного исследования определяется тем, что христианская тема творчества Чехова, вопросы личной веры писателя, смысла и значения религиозных мотивов и образов в его произведениях до сих пор являются одной из самых сложных и спорных проблем современного чеховедения.
При жизни писателя вопрос религиозно-философской проблематики творчества Чехова у литературных критиков не ставился. В его произведениях 1880 - 1890-х гг. часто видели отсутствие идеи, а самого автора определяли бытописателем. Но сразу же после смерти Чехова оценка его творчества с позиции религиозной философии приобрела неожиданную остроту. В 1905 г. С.Н. Булгаков написал статью «Чехов как мыслитель», в которой изложил мнение о близости писателя к идеям христианства: «В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть» [2]. В 1910 г. А. Измайлов прочел реферат «Между верой и неверием (Религия Чехова)», в котором указывал: «Поэтически нежно он мог умилиться страницей Евангелия, но холодный рассудок медика говорил ему, что чудес не бывает, и в этом вечном противоборстве ума и чувства он был плотью от плоти своего поколения» [3]. Священник Н. Стойков в статье 1915 г. «Трагедия интеллигентской души» говорил о душевной коллизии Чехова, о его нахождении между «бациллой религиозного нигилизма» [4] и «интеллигентски мыслящим умом и порывами христиански воспитанного сердца» [Там же]. Интересно отметить, что в переписке Чехова встречаются случаи, когда к нему обращались как к духовнику. Ф.И. Баш, например, сообщала писателю о своих видениях, в которых перед ней представали девушки, говорившие о Божьей Матери. «Как будто тяжесть сбросила с плеч, отправив девиц под Ваше крыло. Думаю, теперь мучить меня не будут» [5, с. 12], - заявляла она. Так уже современники Чехова связывали его творчество с религиозно-философской традицией русской литературы.
Однако после революции 1917 г. вопросы религиозной проблематики в творчестве Чехова были табуированы. В советских исследованиях авторы пишут, что Чехов - атеист, просто хорошо знающий церковную жизнь. Продолжение тенденции рассмотрения наследия Чехова в области религиозной культуры сформировалось в эмиграции: это работы Б. К. Зайцева, В.Н. Ильина, Е. Спекторского, М. Курдюмова, П. Бицилли и других [цит. по 5, с. 15]. Но в целом в этот период не было создано системных исследований о Чехове в христианском аспекте.
В 1970-х гг. в Сан-Франциско была прочитана лекция протопресвитером Александром Шмеманом «Русское духовенство у Чехова», в которой Чехов выступил в неожиданном для того времени свете: «Господи, сколько глупостей об этом писателе было написано! Нытик, сумеречный, а если взять советскую критику, то какой-то провозвестник светлого будущего и прочее» [6]. А. Шмеман отмечает удивительную особенность творчества Чехова: это исключительная точность в литургическом описании, правильная интонация
православного богослужения, что отличает его от других писателей, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. При этом в творчестве Чехова никогда не прослеживалась идеализация церковной среды или ее карикатура, но то, что о них сказано - реализм: «Есть у него и знания об этом всем, и любование, но есть и нечто другое, неизмеримо более важное <...> есть у него, единственного, пожалуй, из всех русских писателей, совершенно особенный, единственный образ русского духовенства. Я бы сказал так: русская литература, даже при всех своих взлетах, христианских, мистических, пророческих, проглядела русского священника, а Чехов не проглядел» [Там же].
Для российского литературоведения проблема религиозной тематики наследия Чехова стала актуальной только в 1990-е гг. Постепенно она превратилась в одну из ведущих в науке о писателе, - сложная, многоаспектная, остро нуждающаяся в продолжении и углублении ее дальнейшего исследования [7]. Появляются различные работы: А.С. Собенникова [8], Н.В. Капустина [9], М.М. Дунаева [10], Е.А. Абрашовой [11], О.И. Родионовой [12] и др.
Несмотря на нивелирование христианского аспекта, чеховедение ХХ в. внесло существенный вклад в общее научное изучение творчества писателя. Так, уже в 1944 г. было принято постановление об издании Полного собрания сочинений А. П. Чехова [13], последний том которого вышел в свет в 1951 г. В период с 1974 по 1983 гг. сотрудники Института мировой литературы им. А. М. Горького выпускают следующее Полное собрание сочинений и писем писателя, уже в 30 томах [14]. Значительным явлением науки о писателе стала научная публикация в 1986 г. издательством «Наука» в серии «Литературные памятники» чеховского сборника рассказов «В сумерках» 1887 г. [15].
Сборник «В сумерках» занимает совершенно особое место в жизни и творчестве писателя. Именно за него в 1888 г. Чехов получил премию имени А.С. Пушкина Академии Наук - ведущую литературную премию того 5
времени. Членами академической комиссии были А.Н. Веселовский, Н.Н. Страхов, К.Н. Бестужев, А.Д. Галахов, граф А.А. Голенищев -Кутузов, Д.В. Григорович и др., и по результатам баллотировки писателю была присуждена половинная премия в размере пятисот рублей. Это стало настоящим «прорывом» для Чехова - молодого писателя, который до этого представлялся преимущественно автором юмористических рассказов. Как сам сборник, так и полученная за него Пушкинская премия послужили мощным стимулом становления «зрелого» Чехова. При этом присуждение сборнику «В сумерках» такой престижной премии было совершенно неслучайным, в него вошли наиболее значительные, зрелые в идейно-художественном отношении рассказы писателя середины-второй половины 1880-х гг.
Важно отметить, что вторая половина 80-х гг. XIX в. была отмечена значительным вниманием критики к творчеству А.П. Чехова. Особенно бурное обсуждение «зарождающегося таланта» началось как раз после выхода в свет сборника «В сумерках». В конце 80-х и начале 90-х гг. в дискуссию о Чехове вступили такие видные деятели, как В.П. Буренин, А.С. Суворин, публицисты К. Арсеньев, В. Гольцев, также деятели либерально-народнической критики, как Н.К. Михайловский, А.М. Скабичевский, М.А. Протопопов [цит. по: 7, с. 18].
Уже 1 сентября 1887 г. в «Русских ведомостях» В.А. Гольцев опубликовал заметку, в которой отметил положительные стороны сборника, 5 сентября рецензия появилась в «Московских ведомостях», 10 сентября - в «Петербургской газете», 12 сентября - в «Правительственном вестнике». Д.В. Григорович после выхода сборника искренне восхищается талантом Чехова.
Но не все отзывы оказались положительными. Н. К. Михайловский в своей рецензии в «Северном вестнике» критиковал Чехова: «До сих пор достаточно выяснилась только одна сторона этого своеобразного и симпатичного таланта, сторона, для которой сам автор подсказывает характеристику заглавием своего нового сборника - сумеречное творчество. Именно сумеречное и, значит, пожалуй, полу-творчество» [15, с. 268]. Продолжили данный подход и другие рецензенты. В академических рецензиях Пушкинской премии, прочитанных на публичном заседании 19-го октября, Чехова осудили за обращение к «незначительным» предметам жизни, что потом с жаром оспаривалось в статье «Академическая критика и молодые таланты», где в данной особенности творчества видели именно силу Чехова [цит. по 16, с. 609].
В общем счете большинство отзывов не отличалось глубиной анализа, рецензенты не понимали талант писателя и неточно истолковывали идейный замысел рассказов сборника. Особенно часто обыгрывали название «В сумерках», делая акцент на сумеречном взгляде на жизнь Чехова, сумеречном характере его творчества, что потом выльется в обвинения в пессимизме и в разрушении человеческих надежд. При этом все как в один утверждали, что талант писателя уникальный, автору давно пора заняться серьезным творчеством.
Чехов шуточно и грустно реагировал отзывы: «Читаю и никак не могу понять, хвалят меня или же плачут о моей погибшей душе? “Талант! талант! Но тем не менее упокой господи его душу” - таков смысл рецензий» [17, т. 2, с. 119]. Сам же писатель мотивировал название сборника спецификой реальности того времени, что нашло отражение в рассказах, составивших книгу. Основанием для именования русской жизни сумеречной послужил период 1880-х гг. Чехов со скорбью отзывается о «мертвой» картине происходящего, для него это нездоровое время: современное общество «обуяла лень, скука жизни и неверие» [15, с. 392], «даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни» [Там же]. «В сумерках» Чехов на примере бытовых происшествий, будничной жизни обращается к глубоким проблемам социальной действительности и современной системы ценностей.
Общей проблематикой работы обусловлена ее методология - герменевтический подход к произведениям Чехова. Базовыми исследованиями являются труды А.С. Собенникова [5], А.П. Чудакова [18], В.Б. Катаева [19], В.И. Тюпы [20].
Объект исследования - христианская проблематика художественной литературы.
Предмет исследования - сборник рассказов Чехова «В сумерках».
Материал исследования - рассказы «Ведьма», «Панихида», «Кошмар», «Святою ночью».
Цель: исследовать и описать изображение русской Православной Церкви в творчестве Чехова на материале сборника «В сумерках» (рассказы «Ведьма», «Панихида», «Кошмар», «Святою ночью»).
Задачи:
1) Описать историю создания и художественную структуру сборника Чехова «В сумерках».
2) Выявить и проанализировать описание бытовой жизни представителей русской православной церкви в рассказе «Ведьма».
3) Выявить и описать ортодоксальный тип православного верующего в рассказе «Панихида».
4) Выявить и проанализировать описание социальной жизни православного священника в рассказе «Кошмар».
5) Комплексно исследовать и описать пасхальную проблематику рассказа «Святою ночью».
Научная новизна работы обусловлена как общей постановкой вопроса о месте и значении христианских мотивов и образов в сборнике Чехова «В сумерках», так и специальным системным анализом рассказов «Ведьма», «Панихида», «Кошмар», «Святою ночью» в указанном аспекте.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении указываются основные квалификационные параметры: актуальность,
материал и методология исследования, объект и предмет, цель и задачи, новизна.
В первой главе рассматривается история создания сборника А.П. Чехова «В сумерках», его структура, содержательные пласты. В главах 2-5 исследуются христианские мотивы и образы, выявляются их место и значимость в рассказах «Ведьма», «Панихида», «Кошмар», «Святою ночью».
Чехов, отбирая рассказы для сборника «В сумерках», посвященного панорамному изображению российской действительности конца Х1Х в., включает в него тексты религиозной проблематики, в которых он описывает культуру русской Православной Церкви как неотъемлемой части российского менталитета.
Четыре рассказа религиозной проблематики были включены Чеховым в сборник «В сумерках» во имя отражения разных граней жизни культуры русской Православной Церкви. Православная Церковь оказала влияние на систему ценностей русского человека, на понимание добра и зла и на его мышление. Поэтому вопросы веры, следования истинам, установленным Богом, законам и нормам этики, принятыми Церковью, становятся ключевыми не только в рассказах «Ведьма», «Панихида», «Кошмар», «Святою ночью», но и для произведений «На пути», «Беспокойный гость» и др.
Разные социальные группы, сформированные влиянием Церкви, православное духовенство, служители церкви, особые социальные типы людей в круге приверженности христианской вере - ортодоксальный верующий, человек, интересующийся православием, неверующий - были органичной частью России, поэтому их изображение становится у Чехова репрезентацией всей России.
Религиозная проблематика, внутренняя жизнь русской Православной Церкви дана в сборнике многогранно и представлена в сложной динамике от изображения падшего состояния дьячка и его жены в рассказе «Ведьма» и описания внутренней жизни церкви, выполняющей сложную задачу истинного приобщения к вере, в рассказе «Панихида», через рассмотрение предельно тяжелой жизни сельского священника в рассказе «Кошмар» - к торжеству православия, явленном в великом празднике Пасхи в рассказе «Святою ночью». Этот рассказ завершает сборник, что позволяет также говорить и о принципиальной динамике его основных смыслов от проблематики «сумеречного» состояния российской действительности к специальным вопросам культуры русской Православной Церкви.
1. Новикова Е. Г. Евангельский текст в русской литературе последней трети XIX в. : учеб. пособие / Е. Г. Новикова. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. - 96 с.
2. Чехов как мыслитель (Булгаков) // Викитека - свободная библиотека. - [Б. м.], 2023. - URL: https://goo.su/FW6E (дата обращения: 27.05.2024).
3. Измайлов А. А.: Вера или неверие? // Антон Павлович Чехов. - [Б. м.], 2024. - URL: https://goo.su/DT0vQE4 (дата обращения: 27.05.2024).
4. Чехов и религия // Журнал «Литература». - М., 2019. - URL: https://goo.su/5lm2k (дата обращения: 28.05.2024).
5. Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”...» / А. С. Собенников. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1997. - 224 с.
6. Протопресвитер Александр Шмеман: Только Чехов не проглядел русского священника // Правмир. - [Б. м.], 2019. - URL: https://goo.su/mLUZfyJ (дата обращения: 28.05.2024).
7. Александров Б. И. А. П. Чехов. Семинарий: пособие для студентов / Б. И. Александров. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.; Л.: Просвещение, 1964. - 215 с.
8. Собенников А. С. Творчество А. П. Чехова и религиозно-философские традиции в русской литературе XIX в. : дис. ... д-ра филол. наук / А. С. Собенников. - Иркутск, 1997. - 230 с.
9. Капустин Н. В. О библейских цитатах и реминисценциях в прозе Чехова конца 1880-х-1890-х годов // Чеховиана. Чехов в культуре XX века. М. : Наука. - 1993. - Вып. 3. - С. 17-26.
10. Дунаев М. М. Православие и русская литература: Учебное пособие для духовных семинарий / М. М. Дунаев. - М. : Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2009. - 512 с.
11. Абрашова Е. А. Христианские мотивы в прозе А. П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Абрашова. - М., 2004. - 181 с.
12. Родионова О. И. А. П. Чехов как мыслитель. Религиозные и философские идеи: дис. ... канд. филол. наук / О. И. Родионова. - М., 2013. - 196 с.
13. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. / Под общ. ред. члена-корреспондента Акад. наук СССР. С. Д. Балухатого, акад. В. П. Потемкина, Н. С. Тихонова. - М. : Гос. изд-во художеств. лит., 1944-1951.
14. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Редкол.: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.), Д. Д. Благой, Г. А. Бялый, А. С. Мясников, Л. Д. Опульская (зам. гл. ред.), А. И. Ревякин, М. Б. Храпченко. - М. : Наука, 1974¬1982.
15. Чехов А. П. В сумерках. Очерки и рассказы / АН СССР; Изд. подгот. Г. П. Бердников, А. Л. Гришунин; Отв. ред. Г. П. Бердников. - М. : Наука, 1986. - 573 с...46