ПРОБЛЕМЫ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА И РЕДАКТИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНИКОВ, ВОШЕДШИХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НА 2020-2021 гг.)
Аннотация 2
ЧАСТЬ I: ПРОБЛЕМЫ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА
И РЕДАКТИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНИКОВ, ВОШЕДШИХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НА 2020-2021 гг.) 9
Введение 10
Глава 1. Специфика современного российского учебника по отечественной
истории для среднего школьного возраста 16
Раздел 1.1. Типологические особенности учебника как вида издания. Система учебных изданий по истории и место учебника в ней 16
1.1.1. Типологии учебных изданий 16
1.1.2. Место учебника в системе учебных изданий 20
1.1.3. Типология учебника 24
Раздел 1.2. Основные концепции современного учебника по истории для среднего школьного возраста 26
1.2.1. Особенности концепции учебника как вида издания 26
1.2.2. Особенности учебников по истории 28
1.2.3. Особенности учебников для среднего школьного возраста 30
1.2.4. Сравнительный анализ учебников по истории России для среднего
школьного возраста, вошедших в Федеральный перечень 2020-2021 гг 31
Раздел 1.3. Школьный учебник по истории в условиях новых информационных технологий образования и книгоиздания 37
1.3.1. Репертуар образовательных ресурсов, предлагаемых издательствами и библиотеками 37
1.3.2. Образовательные электронные ресурсы по истории России для среднего
школьного возраста 41
1.3.3. Анализ социологического опроса 46
Глава 2. Специфика редакторского анализа и редактирования современного учебника по истории для среднего школьного возраста (8 класс) 53
Раздел 2.1. Основы системного подхода в редактировании учебника 53
Раздел 2.2 Информационно-методическая база для составления методики редакторского анализа и редактирования учебников по истории России для 8 класса ...56
Раздел 2.3. Методика редакторского анализа печатных учебников по истории
России для 8 класса 60
Глава 3. Методика и опыт редакторского анализа и редактирования художественно-технического оформления учебников по истории России для 8 класса
77
Раздел 3.1. Критерии и алгоритм реданализа элементов художественно¬технического оформления 77
Раздел 3.2. Реданализ художественно-технического оформления учебников по истории России за 8 класс 86
Раздел 3.3. Методика и опыт редактирования элементов художественно-технического оформления учебника по истории для 8 класса (на примере исторических схем): проектная часть 100
Заключение 112
Список использованных источников и литературы 114
Приложение А: Материалы социологических исследований 122
Приложение Б: Результаты социологических опросов 123
Приложение В: Материалы для редакторского анализа (учебник издательства «Просвещение») 130
Приложение Г: Материалы для редакторского анализа (учебник издательства «Русское слово») 135
Приложение Д: Материалы для редакторского анализа (учебник издательства «Дрофа») 140
Приложение Е: Материалы для редакторского анализа (учебник издательства «Вентана-граф») 147
Приложение Ж: Материалы проектной части 152
ЧАСТЬ II: РЕДАКТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕДАКТУРА ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ ФИЛИПА БОББИТА «ЩИТ АХИЛЛА» («СООБЩЕСТВО ГОСУДАРСТВ- НАЦИЙ») ИЗДАТЕЛЬСТВА «INDIVIDUUM» 159
ЧАСТЬ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДАНИЯ СЕРГЕЯ МОХОВА «ИСТОРИЯ СМЕРТИ. КАК МЫ БОРЕМСЯ И ПРИНИМАЕМ» ИЗДАТЕЛЬСТВА «INDIVIDUUM» 162
Вопросы в области школьного исторического образования всегда были объектом повышенного общественного и политического внимания, а также одной из популярных дискуссионных тем среди чиновников, ученых, учителей и родителей. Особенно острое внимание к теме издания учебников по истории возникло в 2013 г., когда президент В. В. Путин предложил создать единый учебник по данной дисциплине для средней школы, т. к. не был удовлетворен качеством существовавших на тот момент на отечественном рынке изданий. Он настаивал на том, что в новых учебниках не должно быть внутренних противоречий, двойных толкований, лишней исторической информации, а написаны они должны быть понятным школьнику языком.
Поднятый президентом вопрос вызвал бурные обсуждения, но в итоге так и не был решен, а единый учебник так и не был создан. Однако дискуссия вновь привлекала внимание к школьному историческому образованию, и в итоге все же был проведен ряд реформ. Уже в 2014 г. были разработаны новый Историко-культурный стандарт и Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и выпущены первые три линейки учебников, которые опирались на данные документы. Эти учебники подготовили такие учебные издательства, как «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», все они вошли в Федеральный перечень учебников. В 2020 г. было принято решение добавить еще одну линейку учебников по истории России от издательства «Вентана-граф».
Федеральный перечень фиксирует те учебники, которые рекомендовано использовать в образовательном процессе, однако и в него ежегодно вносятся коррективы, меняются критерии отбора и само наполнение учебников, хотя данный документ должен предполагать постоянство учебного материала. Помимо того, что изменения касаются Федерального перечня, с каждым годом растет и количество исторических тем, которые требуют переосмысления и, соответственно, нового изложения, что тоже сказывается на качестве подготовки учебников, в том числе и редакционно-издательской, которая интересует нас в первую очередь.
Сейчас перед школьным образованием, в частности, историческим, стоят важные задачи, связанные с формированием ценностных ориентиров, гражданской идентичности молодежи, укреплением исторической памяти. Записанная во ФГОС цель образования предполагает всестороннее развитие человека, а не только получение научных знаний. Представляемый в учебниках материал является лишь частью исторического образования, в которое также входит система преподавания, система проверки знаний посредством ОГЭ 10
и ЕГЭ, система четко сформулированных идеалов и ценностей. Но именно учебники служат той фундаментальной базой, на которой строится школьное образование. Поэтому они должны отвечать всем поставленным задачам, однако на данный момент, несмотря на разработанные стандарт и Концепцию, они все еще далеки от совершенства, а качество их подготовки, включая редакционно-издательскую, регулярно становится предметом недовольства со стороны учителей и родителей. Мы считаем, что основная проблема заключается в том, что научные эксперты, издатели и методисты при составлении и проверке учебников не учитывают все характеристики данного вида книги, возрастные особенности и не соотносят издание с методикой преподавания истории, в результате чего допускаются серьезные ошибки, которые могут негативно сказаться на изучении и преподавании истории.
Интерес к исследованию учебников как самостоятельного научного объекта возник еще в конце XX века. В 1970-90-е гг. сформировалось такое направление в науке, как теория учебника. В нем рассматривались вопросы типологии учебных изданий, положения учебника в общем ряду учебных книг, оформления данного вида литературы, принципов его проектирования и пр. Изучением этих проблем занимались Д. Д. Зуев, В. Г. Бейлинсон, В. П. Беспалько, А. А. Гречихин, В. В. Краевский и др.
В 1990-е и 2000-е гг. научные интересы сместились в область типологии учебных изданий и эволюции содержания учебных материалов в зависимости от смены исторического периода. Среди исследователей выделим Н. Н. Кушнаренко («Документоведение»1), С. Г. Антонову, В. И. Васильева, И. А. Жаркова («Редакторская подготовка изданий» ). Отдельно отметим работу А. В. Хуторского («Место учебника в дидактической системе» ), который оспаривал основные положения теории учебника, разработанной в 1960-1970-е гг.
С начала 2000-х гг. начало развиваться практическое направление исследований, посвященное редакторской подготовке изданий, в том числе и учебной литературы. Изучением этого аспекта занимались уже упомянутые выше С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарковов, также — Н. М. Сикорский («Редактирование отдельных видов литературы» ) и А. А. Вахрушева (в соавторстве с С. Г. Антоновой, например: «Современная учебная книга: подготовка и издание» ). Однако специальных исследований, в которых бы изучалось проектирование учебника по конкретной предметной области или для конкретной возрастной группы, до сих пор проведено не было.
В настоящее время данная тема остается неисследованной, хотя появляются работы, посвященные отдельным направлениям редакторской подготовки учебников. Например, назовем выпускную квалификационную работу П. Б. Скидан «Инфографика в учебной литературе: виды, возможности и способы использования» , в которой автор разработала методологию анализа инфографики для учебников, в том числе и для учебников по истории.
Отсутствие научных работ, посвященных редакторской подготовке учебников, можно объяснить тем, что с 1990-х гг. в нашей стране начала формироваться система государственных стандартов, которая во многом повлияла на особенности проектирования учебников по разным дисциплинам и для разных классов. В 1990 г. вышел стандарт «Издания. Основные виды. Термины и определения» , который был изменен в 2003 году (ГОСТ 7.60-2003) и продолжает действовать в настоящее время. В нем описывается принятая классификация видов учебной литературы. Для области художественно-технического анализа разработаны свои ГОСТы, ОСТы и СанПиНы: ГОСТ Р 7.0.16-2014 «СИБИД. Книжные издания. Издательско-полиграфическое оформление текстового блока» ; ОСТ 29.127-2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия» ; СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» . В 2012 г. появился Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. был разработан и принят, как уже было сказано выше, Историко-культурный стандарт, а весной 2014 г. на расширенном заседании Совета российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории11. Оба этих документа легли в основу проектирования учебников, вошедших в Федеральный перечень. Однако они определили, по большей части, содержательные аспекты подготовки изданий.
Проблема редакторской подготовки учебников по истории актуальна сейчас и среди учителей-практиков и ученых, которые часто обращаются к таким направлениям, как реализация госстандартов в современных учебниках (О. Н. Шапарина ), использование электронных средств обучения на предметах истории, в том числе и электронных учебников (И. В. Крутова ).
Дискуссионные проблемы подготовки учебников рассматриваются и обсуждаются в таких профессиональных журналах, как «Книжная индустрия», «Университетская книга», «Преподавание истории».
Актуальность предлагаемого исследования обуславливается, прежде всего, возросшим в последние годы интересом к теме изучения учебников по истории. Несмотря на то, что история является базовым предметом в учебной программе для средней школы, сама дисциплина не имеет четкого изложения, в отличие от точных и естественнонаучных предметов, она всегда находится под влиянием исторического периода, в который пишется учебник. Вокруг данной дисциплины ежегодно возникает полемика. Обсуждаются вопросы фактического материала, способов подачи исторических сведений, качества подготовки учебников и пр. Актуальность темы усиливается еще и тем, что на историю как одну из гуманитарных наук возлагается важная функция в формировании личности ребенка — мировоззренческая. С переходом в новую эру цифровых технологий актуальность теме придает и то, что учебные издательства активно создают новые учебно-методические комплексы, внедряют новые образовательные технологии в электронные учебники, что, несомненно, влияет и на особенности проектирования печатного издания, которое на данный момент остается основной формой получения знаний.
Объектом нашего исследования являются современные российские учебники (главным образом, печатные как наиболее востребованные в современной школе)
по отечественной истории для среднего школьного возраста, которые включены в Федеральный перечень учебников на 2020-2021 гг.
Предмет исследования — специфика редакторского анализа и редакторской подготовки учебников по истории России для среднего школьного возраста.
Цель нашей работы — выявить основные проблемы редакторской подготовки и особенности редакторского анализа учебников по отечественной истории для среднего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить своеобразие современных учебников по истории России для среднего школьного возраста, вошедших в Федеральный перечень 2020-2021 гг.;
2. разработать методологию реданализа учебников по отечественной истории для 8 класса, в частности, методологию анализа художественно-технического оформления;
3. проанализировать на основе разработанной методики художественно-техническое оформление учебников по истории России за 8 класс и предложить рекомендации по его улучшению.
Материалом послужили учебники по истории России для 6-9 классов четырех издательств, которые вошли в Федеральный перечень 2020-2021 гг.: «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», «Вентана-граф» (оба последних — подразделения корпорации «Российский учебник»).
Гипотеза исследования: учебники по истории России для среднего школьного возраста как источники получения фундаментальных исторических знаний требуют особой системы редакторской подготовки, в которой бы учитывались особенности вида издания, возрастные особенности, предметная область и влияние информационных образовательных технологий.
Научная новизна работы определяется теоретическим обоснованием типо-видовых особенностей учебников по истории России для среднего школьного возраста, напрямую определяющих специфику их подготовки, а также разработкой обобщенной методики редакторского анализа учебника по истории России для 8 класса с углубленным рассмотрением редакторской подготовки визуального исторического материала и составлением алгоритма для проектирования исторических схем.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что специфика современных учебников по истории России для среднего школьного возраста впервые была изучена в комплексе всех параметров. Практическая значимость — в том, что выработанные в процессе исследования принципы редакторской подготовки могут использоваться при проектировании учебных изданий по истории для среднего школьного возраста 14
в книгоиздательской практике, в частности, те принципы, которые посвящены отбору и подготовке визуального материала.
Методология исследования обусловлена поставленными задачами и основывается на применении общенаучных методов: комплексного сравнительного анализа, синтеза, обобщения, дескрипции, системного метода; и книговедческих: структурно-типологического и редакторского анализа. В исследовании также были использованы социологические методы — анкетирование, метод экспертной и пользовательской оценки.
Одно из направлений исследования, посвященное состоянию учебника по истории для среднего школьного возраста в условиях новых информационных технологий образования и книгоиздания, было апробировано на конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения-2020».
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, семи приложений. Во введении сформулирована научная проблема и обоснованы актуальность, цели и задачи исследования, обозначены методы, методологическая основа, научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы. В первой главе рассматривается специфика учебника по отечественной истории для среднего школьного возраста с учетом особенностей типа издания, предметной области, возрастной группы и цифровых технологий. Во второй главе предлагается методика редакторского анализа учебников по истории России для 8 класса, которая строится на базовых принципах системного подхода и учитывает все нормативные требования. В третьей главе проводится редакторский анализ художественно-технического оформления учебников по истории России за 8 класс и выявляются особенности редакторского анализа отдельных иллюстративных элементов и инфографик. Также разработанная методика редакторского анализа и критерии оценки художественно-технического оформления апробируются на практике. В рамках исследования отредактированы две исторические схемы, которые отражают системы государственного устройства, и составлен алгоритм проектирования данного художественно-технического элемента. Все результаты работы представлены в разделе «Приложения». В заключении подводится итог исследования, оцениваются его результаты и намечаются перспективы дальнейшей работы.
В ходе работы были рассмотрены основные проблемы редакторской подготовки и особенности редакторского анализа учебников по отечественной истории для среднего школьного возраста. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, на основе проведенного опроса среди родителей и учителей убедились в том, что многие из них недовольны качеством предлагаемых учебников от четырех издательств, которые входят в Федеральный перечень. Опираясь на экспертную оценку и открытые дискуссии в сети, мы видим, что главной проблемой является именно содержательная сторона учебников. Данная проблема связана со многими факторами: со спецификой истории как науки, с политической и идеологической актуализацией знаний в наше время, с отсутствием четкого представления у создателей контента о его читателе и пр. Однако при всех этих недостатках основные положения, на которые должно опираться содержание в учебниках, все же регламентированы в Концепции.
Нами была отмечена существенная проблема в области художественно-технической подготовки изданий, которой не уделяется должного внимания. ГОСТы, ОСТы, СанПиНы определяют только базовые параметры кегля, интерлиньяжа, длины строки и цвета, но не выдвигают никаких требований к подготовке визуального материала, при том, что сейчас активно развивается визуальная культура, что для учеников средних классов наглядные материалы являются одним из основных способов познания мира. Однако требования, алгоритмы подготовки и проектирования данного вида образовательного контента отсутствуют, отсюда возникают проблемы в редакционно-издательской подготовке учебников.
К основным проблемам художественно-технической подготовки всех проанализированных нами учебников из Федерального перечня мы отнесли: подбор некачественных иллюстраций, установку неверных параметров цветокоррекции, проблему нелогично заданных размеров изображений, без учета их информационной значимости и объекта изображения; размещение нефункциональных визуальных элементов, отсутствие унификации в подписях и их неполнота (известные авторы некоторых картин выдаются как неизвестные и др.), допущение фактических и композиционных ошибок в построении исторических схем, нарушения ряда требований СанПиНа. Таким образом, мы видим, что современные учебники по отечественной истории имеют серьезные недочеты и ошибки как в области содержания, так и в области художественно-технического оформления, что, несомненно, сказывается на качестве восприятия материала учащимися.
Во-вторых, любой учебник, в том числе и учебник по истории России для среднего школьного возраста, необходимо рассматривать как систему и учитывать все связи между структурными уровнями. Так как в своем исследовании мы сфокусировались на работе с художественно-техническим уровнем учебника, отметим, что для него, в первую очередь, важна связь с содержательным и композиционным уровнями. Особенно зависимым от этих уровней оказался такой элемент визуального материала, как исторические схемы, при проектировании которых необходимо опираться на основной текст параграфа, проверять факты и структурные связи между объектами.
В-третьих, проведенный редакторский анализ учебников помог сформулировать критерии оценки визуального материала и особенности проектирования таких элементов, как исторические карты, исторические схемы, иллюстрации и ленты времени. Составленную методику рекомендуется применять для оценки визуального материала в учебниках по истории по другим возрастным группам.
К общим результатам работы можно отнести выявленные характеристики учебников по истории России для среднего школьного возраста, учитывающие особенности предметной области, возрастной группы, типа издания и развития электронных средств обучения. На них издателям (редакторам, техническим редакторам, верстальщикам, дизайнерам) стоит обращать внимание при проектировании данного вида учебной книги. Составленная методология редакторского анализа также может быть им полезна. В особенности рекомендуем обратиться к разработанной методологии по оценке визуального материала и алгоритму построения исторических схем, так как они отражают все необходимые художественно-технические требования.
Перспективы исследования заключаются в доработке созданной нами методологии редакторского анализа учебников по истории России для среднего школьного возраста, например, в области содержания; разработке подобных методологий редакторского анализа для учебников по истории, ориентированных на другие возрастные группы, а также учебников по иным предметам, которые входят в школьную образовательную программу и имеют схожую с учебниками по истории природу материала. Перспективным направлением будет оставаться и изучение особенностей всего иллюстративного материала в учебниках для средней школы, особенно анализ возможностей его представления и количественного соотношения в печатных и электронных формах учебников.
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. // Гарант : информ.-правовое обеспечение. — М.,
2017. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об утверждении порядка формирования Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования // Гарант : информ.-правовое обеспечение. — М., 2016. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та .
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М. : Национальная ассоциация развития образования и науки, 2016-2018. — URL : https://fgos.ru (дата обращения: 20.12.2019).
4. О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (ред. от 22.11.2019) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. — М., 2019. — 278 с. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Минобрнауки РФ. — М., 2014. — 83 с. — URL : https://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
6. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности / Минобрнауки РФ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. — М., 2010. — 31 с. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. История России. 6-10 классы : рабочая программа / И. Л. Андреев, И. Н. Данилевский, Л. М. Ляшенко [и др.] — М. : Дрофа, 2017. — 169 с.
8. История России. 6-10 классы : рабочая программа / О. Н. Журавлева, С. В. Александрова. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 199 с.
9. История России. 6-10 классы : рабочая программа и тематическое планирование курса / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017. — 135 с.
Источники
10. История России. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. : в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева ; под ред.
А. В. Торкунова. — М. : Просвещение.
Ч. 1. — 2016. — 128 с. : ил., карт.
11. История России. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. : в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Куркин, А. Я. Токарева ; под ред.
А. В. Торкунова. — М. : Просвещение.
Ч. 1. — 2016. — 112 с. : ил., карт.
12. История России. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. : в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Куркин, А. Я. Токарева ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение.
Ч. 1. — 2016. — 128 с. : ил., карт.
Ч. 2. — 2016. — 128 с. : ил., карт.
13. История России. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. : в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева ; под ред.
A. В. Торкунова. — М. : Просвещение.
Ч. 2. — 2016. — 143 с. : ил., карт.
14. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин ; под ред. Ю. А. Петрова — М. : ООО «Русское слово», 2017. — 240 с. : ил., карт. — (Инновационная школа).
15. История России. XVI-XVII вв. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин ; под ред. Ю. А. Петрова — М. : ООО «Русское слово», 2017. — 224 с. : ил., карт. — (Инновационная школа)...85