Реферат 4
Список сокращений 3
Введение 4
1. Акварельная живопись 7
1.1. Возникновение и развитие акварельной живописи 8
1.2. Материалы для работы с акварелью 15
1.3. Техники и приемы работы акварелью 19
2. Технология создания серии натюрмортов в смешанной технике 30
2.1. Тематический натюрморт 30
2.2. Особенности морской тематики в натюрморте 33
2.3. Определение концепции, композиции, подбор предметов постановки 35
2.4. Технология выполнения морского натюрморта акварелью 36
3. Разработка серии заданий для высших учебных заведений 39
3.1. Анализ программ высшего образования 39
3.2. Возрастные особенности обучающихся в высших учебных заведениях 43
3.3. Характеристика разработанной серии заданий 47
3.4. Содержательное наполнение заданий 50
3.5. Апробация задания из серии 56
Заключение 59
Литература 60
приложение А 65
приложение Б 85
приложение В 94
Изучение акварельной живописи в системе художественного образования имеет важное значение как с практической, так и с методологической точки зрения. Акварель - одна из базовых и при этом наиболее сложных техник в изобразительном искусстве. Она требует от обучающихся не только знаний и навыков, но и высокого уровня наблюдательности, тонкого колористического мышления и умения работать с материалом быстро и точно. Всё это способствует формированию ключевых художественных навыков.
Акварель позволяет развивать у студентов чувство формы, цвета, а также способствует выработке индивидуального художественного стиля. Кроме того, работа с акварелью учит планировать изображение заранее, принимать быстрые решения в процессе работы и работать с ошибками без возможности полной коррекции, что формирует дисциплину и ответственность.
В условиях современного художественного образования, направленного на развитие как академических, так и креативных навыков, акварель остаётся актуальным и востребованным средством обучения.
Одной из характерных особенностей письма акварелью является ее положение между графикой и живописью. В зависимости от выбранной технике и художественного замысла, акварельное произведение может обладать как живописной глубиной и цветовым разнообразием, так и графической точностью и лаконичностью формы. Это делает акварель универсальным средством художественной выразительности.
Акварельная техника включает широкий спектр приемов, каждый из которых раскрывает определенные художественные качества материала. К числу наиболее распространенных техник можно отнести живопись сырому и по сухому листу, лессировка, alla prima, а также множество приемов, например градиентные заливки, использование соли, плёнки, воска и других материалов. Эти техники позволяют добиваться различных художественных эффектов - от мягких размывов и прозрачных переходов до чётких контуров и декоративной фактуры.
Акварель широко применяется в работе на пленэре, благодаря скорости исполнения и возможности передать мимолётные состояния природы. Кроме того, акварель удобно переносить, и она может занимать совсем мало места. Техника по сырому листу позволяет создавать атмосферные пейзажи с мягкими границами и эффектами рассеянного света, что актуально при изображении неба, воды, растительности. Работа по сухой бумаге, напротив, обеспечивает большую точность в передаче формы и деталей, что особенно важно при изображении предметной среды и архитектурных мотивов. Лессировка, основанная на многослойном нанесении прозрачных красок, позволяет достигать глубины цвета и сложных колористических решений.
В современной практике художники активно комбинируют различные приёмы, расширяя границы традиционного акварельного письма. Эксперименты с материалами, фактурой бумаги и дополнительными средствами позволяют создавать оригинальные, авторские художественные образы и придают акварели новые варианты исполнения в контексте современного искусства.
Актуальность темы обусловлена важной ролью акварели в системе художественного образования и её значением, как средства формирования навыков у бедующих художников педагогов. Исследование направленно на изучение и систематизирование знаний о различных техниках акварельного письма, их влияние на итоговый результат, а также на результат их комбинирования.
Объектом исследования выступает тематический акварельный натюрморт предметом исследования - техники и приемы акварельной живописи
Цель исследования - разработка серии заданий для обучающихся высших учебных заведений.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Изучить теорию появления и развития акварельных техник
Определить отличительные свойства акварельной живописи, а также ее место, занимаемое среди живописных техник
Изучить методы, средства и приемы работе с акварелью
Применить на практике полученные знания о техниках акварельной живописи посредством создания серии акварельных работ
Описать технологию создания живописного произведения
Исходя из полученного теоретического и практического опыта, разработать серию заданий для учеников высших учебных заведений.
Провести апробацию на основе одного из заданий
Для реализации исследования были использованы методы:
Исторический метод использовался для изучения и анализа формирования различных техник акварельной живописи
Метод анализа заключался в выявлении составляющих акварельной живописи, ее свойств, особенностей при работе с акварельными красками, в изучении образовательных программ высших учебных заведений и в формировании выводов по итогам проведённого исследования.
Эмпирический метод осуществлялся в реализации исследованной теоретической информации на практике, формировании знаний посредством полученного практического опыта, а также в наблюдении за учениками в процессе апробации и анализе доступности предоставляемого материала.
Метод сравнения применялся для оценки результата различных техник акварельной живописи.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе исторического развития акварельной живописи, выявлении и изучении технологического процесса и материалов, необходимых для работы над акварельной живописью, исследовании возможности сочетания различных техник, а также в проектировании серии заданий для НИ ТГУ в рамках дисциплины «живопись».
Практическая значимость работы заключается в эмпирическом исследовании теоретической информации о смешанной технике акварельной живописи посредством выполнения серии живописных произведений и реализации части спроектированных заданий с целью проверки их результативности и необходимости дальнейшего усовершенствования.
Выполнение выпускной квалификационной работы включает в себя комплексный анализ темы, охватывающий как теоретические, так и практические аспекты. Теоретическое исследование заключалось в изучении история появления и развития акварельной живописи, этапов развития, появления новых жанров. Важной частью первой главы является анализ техник акварельной живописи, среди которых техника гризайль, многослойная живопись, техника alla prima, исполненная по сухой и по мокрой бумаге, смешанные техники живописи ( фрагментарная, послойная, комбинирование акварели с другими материалами), применение вспомогательных материалов (маскирующая жидкость, соль, спирт), а также изучение приемов в акварели: живопись мазками, отмывки, растяжки цвета, вплавление цвета, вытягивание цвета и так далее. В первой главе также описаны материалы для работы с акварелью, их влияние на итоговый результат, особенности тематической постановки и более подробно особенности морской тематики.
Исследование позволило углубить имеющиеся знания в области акварельной живописи, а также легло в основу реализации практической части, которая заключалась в создании живописной серии акварелью в смешанной технике, в жанре морского натюрморта. Подбор предметов постановки, композиционный поиск, этапы работы представлены во второй главе дипломной работы
Основной целью ВКР было проектирование серии заданий по техникам и приемам акварельной живописи. Для проектирования был произведен анализ рабочей программы дисциплины «живопись» НИ ТГУ по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование, профиль «изобразительное искусство», а также анализ возрастных особенностей учащихся. В третей главе дана характеристика разработанной серии заданий по техникам и приемам акварельной живописи, их содержание, а приложение, в том числе, включает в себя планы конспекты разработанных заданий. Апробация итогового задания по смешанной технике акварельной живописи из разработанной серии показала, что структурированное изучение принципов акварельной живописи и понимание особенностей техник способствуют успешной реализации целей и задачей дисциплины, поскольку дополняют учебный материал и способствуют углубленному изучению общих принципов живописи.
1. Андрияка С. Н. Школа акварели Сергея Андрияки : учеб. пособие / С. Н. Андрияка. - М. : МГСША Сергея Андрияки, 2011. - 198 с., ил.
2. Антипина Д. О. Академическая живопись. Натюрморт : учебное пособие / Д. О. Антипина. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. - 63 с.
3. Бакиева О. А. Методика преподавания изобразительного искусства : учеб. пособие / О. А. Бакиева. - Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2012. - 200 с.
4. Барышников В. Л. Живопись. Теоретические основы и практические рекомендации к заданиям базового курса дисциплины «Живопись» : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Л. Барышников. -М. : ВЛАДОС, 2013. - 71 с.
5. Барышников В. Л. Живопись. Теоретические основы и практические рекомендации к заданиям базового курса дисциплины «Живопись». - М., 2010.
6. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 304 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2009.
8. Буровкина Л. А. О подходах к решению вопросов методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству / Л. А. Буровкина // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна : сб. статей / отв. ред. М. С. Соколова, М. В. Соколов. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2017.-№ 1.-С. 66-71.
9. Вибер Ж. Живопись и ее средства : практическое пособие / Ж. Вибер ; пер. Д. И. Киплик, Н. Пирогов. - М. : Юрайт, 2023. - 171 с.
10. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. - М. : Искусство, 1977. - 410 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005
12. Газалиев А. М. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности / А. М. Газалиев, В. В. Егоров, Е. Г. Огольцова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 8. - С. 19-23.
13. Дарвиш О. Б. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. - М. : Владос-Пресс, 2004. - 264 с.
14. Денисова Т. А. Рисунок и живопись : учебное пособие : в 2 частях. Ч. 1: От натюрморта к интерьеру / Т. А. Денисова. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2024. - 64 с.
15. Дирк М. Секреты акварельных мастеров : пер. с англ. / М. Дирк. - М. : Арт- Родник, 2010. - 192 с. : ил...75