Актуальность исследования. Высокий темп социальных изменений в различных
областях общественной практики, нарастание количества ранее не возникавших
неопределенных социальных ситуаций - это новая социальная реальность, определяемая сегодня как социальная нестабильность, неминуемо предъявляет повышенные требования к ее субъекту в плане активности. Подобные общемировые тенденции находят отражение в гуманитарных и социальных науках: при описании современности всё чаще отмечаются такие ее свойства, как полифоничность, релятивистская природа, ускорение изменений, мобильность, текучесть, разнообразие, сложность, гетерогенность, нелинейность, многомерность и неопределенность. В связи с этим категория неопределенность привлекает к себе всё большее внимание в социальных и гуманитарных дисциплинах.
Неопределенность как отсутствие определенности, однозначности можно обнаружить во множестве ситуаций: повседневно, в межличностной коммуникации, при межгрупповом взаимодействии, при решении задач профессиональной и учебной деятельности, а также - принятии решений.
Труд современного руководителя связан с действиями в условиях неопределенности и вероятностных сценариев развития событий. Источником неопределенности может выступать состояние внешней среды организации при прогнозировании и планировании: состояние экономики, актуальные научно-технические достижения, социокультурные и политические факторы, международные события и др.
В ходе принятия решений именно условия неопределенности - это наиболее явный и характерный атрибут управленческой деятельности. Практически всегда решения принимаются в условиях разной степени неопределенности как текущего состояния системы, так и, в особенности, в отношении потенциальных вариантов развития событий. В связи с этим важнейшее профессиональное требование к руководителю - это его способность к принятию решений в условиях неопределенности.
Еще одна важная и характерная для управленческой деятельности причина неопределенности - та, что «информационными источниками» для руководителя обычно выступают люди. А им свойственна способность (иногда и потребность) искажать, осознанно или нет, объективные данные, фальсифицировать, скрывать ту или иную информацию.
Высокая степень неопределенности и слабая структурированность проблем, на решение которых направлена совместная управленческая деятельность, требуют от самого руководителя активного уяснения личностно-опосредованного содержания, условий, способов и критериев эффективности решения стоящих проблем. А это, в свою очередь, предполагает не только индивидуальный аспект рассмотрения проблем, но и социально-психологический, связанный с умением руководить людьми.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется отсутствием в психологии труда системного анализа влияния толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителей, обусловливающие особенности взаимодействия с другими, характеризующие специфику саморегуляции деятельности и способы поведения в стрессовой ситуации в системе отношений «человек-человек».
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет говорить, прежде всего, о том, что проблема влияния толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителей пока не получила целостного системного освещения в современном психологической науке, в частности - в психологии труда.
Вместе с тем рефлексия категории неопределенность осуществляется в философских трудах при рассмотрении онтологического и гносеологического аспектов неопределенности
(А.С. Борщов, В.С. Веселкова, П.И. Визир, К. Вульф, Р.К. Гайнутдинов, В.С. Готт, В.А. Гречанова, Ж. Делез, А.М. Дорожина, А.М. Жаров, В.С. Зверьков, А.Д. Курчиков, И.А. Кучина, Т.Г. Лешкевич, Н.В. Мануйлов, Э. Морена, И.Р. Пригожин, Б.Н. Пятницын,
A. А. Тягунов, Л.И. Урсул, В.О. Фабер, М. Хайдеггер, Р. Харре, В.Е. Хиценко, В.Г. Черник), а также при рефлексии современной социальной реальности (З. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс,
Н.Н. Талеб).
Категория неопределенность интегрируется в психологию как методологический принцип (предложенный Т.В. Корниловой) и для характеристики реальности, позволяющей конструировать новую проблематику и создавать новые объяснительные модели (А.Г. Асмолов, Т.П. Бутенко, И.И. Гуревич и И.М. Фейгенберг, Г.Е. Журавлев, Е.Ю. Завершнева,
B. П. Зинченко, Т.В. Корнилова). В психологии проблема неопределенности рассматривается при изучения мышления (А.Н. Поддьяков, Е.А Лустина, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) и процессов принятия решения (Ю. Козелецкий, Б.В. Бирюкова, О.К. Тихомиров, Т.В. Корнилова,
O. В. Степаносова, Г.Н. Солнцева, Ю.Н. Кузнецова, Ю.К. Стрелков, M. Osman); также в ее связи с жизнестойкостью личности (Д.А. Леонтьев, С.В. Кривцова); при научном анализе типов переживания неопределенности (Е.Т. Соколова); а также роли неопределенности в процессе межличностной коммуникации (S.R. Berger и R.J. Calabrese). рассматривается В контексте культуры неопределенность выступает как ее характеристика (Г. Хофстед); анализируется роль неопределенности в развитии культуры и механизмы культуры, порождающие неопределенность (Ю.М. Лотман, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский,
E. Д. Шехтер, А.М. Черноризов). Некоторые авторы (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова) подчеркивают необходимость обращения к проблеме неопределенности также в ходе анализа межкультурного взаимодействия.
В психологии представлены работы, изучающие содержание и структуру конструкта «толерантность к неопределенности» (E. Frenkel-Brunswik, K. Durheim и D. Foster, S. Budner, S. Bochner). Толерантность к неопределенности рассматривается как стабильная черта личности (R.J. Hallman, A.P. MacDonald, R.W. Norton, J. Sidanius, N.G. Rotter и A.N. O'Connell,
J. J. Ray, C.M. Ely, S.M. Anderson и A.H. Schwartz, D.L. McLain, C.C. Chen и R. Hooijberg,
L. M. Sallot и L.J. Lyon, S. Bakalis и T. Joiner, F. Hartmann, P.G. Clampitt и M.L. Williams,
F. Zenasni, B.D. Naemi, J. Litman, M. Trottier, B.T. Hazen, D. Zhu); как ситуационно¬специфическая установка (Е.Г. Луковицкая); как интегральная способность (А.В. Карпов); как динамическая характеристика (V. DeRoma, E.V. Vapenstad, L.T. Kajs и D.L. McCollum,
K. Merenluoto и E. Lehtinen, M.S. Lane и K. Klenke).
В контексте функционирования организации изучаются источники ее неопределенности (М. Мексонн, М. Альберт и Ф. Хедоури, P. Schoemaker, H. Courtney, R.D. Stacey, D.E. Brasher,
P. G. Clampitt и M.L. Williams, M.J. Hatch, B. Spiker и T. Danels, J. Wanous, S. Budner,
M. W. Kramer, J.D. Thompson); стратегии преодоления неопределенности (N.J. Adler, R. Lipshitz и O. Strauss, K.E. Weick, C.R. Berger и R.J. Calabrese, P. Foxman); стратегии развития в условиях неопределенности (H. Courtney, J. Kirkland и P. Viguerie); проблемы управления с учетом факторов неопределенности (A. De Meyer, C.H. Loch и M.T. Pich).
Исследователи анализируют деятельность руководителя (М. Мак-Колл, Г. Юкл и Д. Ван Флит, R.M. Kanter, M. McCall и R. Kaplan, Д. Коттер, Р. Стернберг, Р.Л. Кричевский, Д. Борманн, Л. Воротина и Р. Федерманн, А.В. Карпов, А. Файоль; М. Мексонн, М. Альберт и Ф. Хедоури; М. Вудкок и Д. Фрэнсис, А.Ю. Пасанюк, С.Ю. Флоровский) и выявляют факторы, порождающие в его деятельности неопределенность (А.В. Карпов, С. Ю. Флоровский). Выявляются психологические переменные как профессионально важные качества и обосновывается правомочность рассмотрения толерантности к неопределенности как профессионально важного качества руководителя (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов,
Ю.П. Поваренков). Предлагаются модели управления в зависимости от отношения к неопределенности (D.J. Wilkinson).
В своей совокупности работы названных выше авторов теоретически и практически высоко значимы. Тем не менее, целостный анализ актуального состояния работ, посвященных изучению роли толерантности к неопределенности в деятельности руководителя, позволяет выявить п р о т и в о р е ч и е между
высокой оценкой толерантности к неопределенности как профессионально значимой характеристики руководителя, с одной стороны;
и - малым количеством работ, посвященных закономерностям влияния толерантности к неопределенности на деятельность руководителя, с другой.
Разрешение такого противоречия предполагает теоретическое и эмпирическое исследование влияния толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя, что и позволило определить проблему и тему настоящего исследования:
«Влияние толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя».
Цель исследования - выявление и объяснение специфики влияния толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя.
Объект исследования - толерантность к неопределенности руководителя.
Предмет исследования - влияние толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя.
В заключении обобщена совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы, основные из которых состоят в следующем.
межличностное и социальное поведение, а также на поведение в сложных ситуациях; и, во- вторых, выступает как характеристика «перцептивного аппарата» личности.
Толерантность к неопределенности проявляется в качестве профессионально важного качества руководителя и определяет специфику реализации его деятельности при планировании и принятии решений, что отражено в существующих теоретических концепциях и эмпирических исследованиях.
2. Толерантность к неопределенности связана с профессионально важными качествами руководителя, которыми обусловлены специфика межличностных отношений, тип осознанной саморегуляции деятельности (самостоятельность или зависимость от других), локализация локуса контроля, готовность к риску и стратегии преодоления стрессовых ситуаций.
3. Влияние толерантности к неопределенности на стратегии совладающего поведения носит не прямой характер, а реализуется при помощи третьих переменных, актуализируемых толерантностью к неопределенности. Построенные модели демонстрируют пути влияния толерантности к неопределенности на стратегии совладающего поведения «ассертивные действия» и «избегание».
4. Отношение к неопределенности в организации может быть зафиксировано в представлениях об организации и объективировано через четыре самостоятельных шкалы: планирование, интерес к сложным проблемам, избегание неопределенности и неприятие сомнений.
5. Параметры представлений руководителей об отношении к неопределенности в организации оказывают влияние на удовлетворенность деятельностью в организации. Чем сильнее в организации выражено применение планирования, чем ярче интерес к сложным проблемам в организации, и чем меньше в ней принято избегать неопределенность, тем выше удовлетворенность руководителя деятельностью в организации. При этом параметр «планирование» по сравнению с анализируемыми предикторами наиболее влияет на параметр «удовлетворенность деятельностью в организации».
Выявлена специфика влияния параметров отношения к неопределенности в организации и толерантности к неопределенности на удовлетворенность руководителя деятельностью в организации в зависимости от формы собственности. Для руководителей бюджетных организаций характерна следующая закономерность: чем сильнее в организации выражено применение планирования и чем меньше в ней принято избегать неопределенность, тем выше удовлетворенность руководителя деятельностью в организации. Для руководителей коммерческих организаций характерна иная закономерность: чем сильнее в организации выражен интерес к сложным проблемам, чаще применяется планирование, и чем меньше в ней выражено неприятие сомнений и чем выше толерантность к неопределенности у руководителя, тем выше удовлетворенность руководителя деятельностью в организации.
Толерантность к неопределенности выступает в качестве предиктора удовлетворенности деятельностью в организации только у руководителей коммерческих организаций.
1. Леонов, И. Н. Ситуация перехода как когнитивный конструкт / И. Н. Леонов. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова ; серия: «Акмеология образования» - 2011. - Т.17, №1. -- С. 90-93
2. Леонов, Н. И. Виртуальная образовательная среда как площадка реализации инновационных проектов в конфликтологии / Н. И. Леонов, Д. А. Боровиков, И. Н. Леонов. // Педагогическое образование в России. - 2013. - №4. - С. 40-42.
3. Леонов, И. Н. Социально-психологические особенности менеджеров с разным уровнем толерантности к неопределенности / И. Н. Леонов. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова; серия: Психологические науки. Теоретическая и прикладная акмеология. - 2013 - Т.19. - С. 44 - 49.
4. Базиков, М. В. Образование в условиях конфликтности и рисков инноваций (часть первая) / М. В. Базиков, И. Е. Задорожнюк, И. Н. Леонов. // Социология образования. - 2014. - №7. - С. 71-107.
5. Базиков, М. В. Образование в условиях конфликтности и рисков инноваций (часть вторая) / М. В. Базиков, И. Е. Задорожнюк, И. Н. Леонов. // Социология образования. - 2014. - №8. - С. 23-62.
6. Леонов, И. Н. Создание и апробация опросника «Шкала избегания неопределенности в организации» / И.Н. Леонов. // Вестник Южно-уральского государственного университета. - 2014. - Т.7, №1. - С. 113-117.
7. Леонов, И. Н. Психологические предикторы доминирования в межличностных отношениях у руководителей. / И. Н. Леонов. // Казанская наука. - 2015. - №1. - С. 196-198.
Другие научные публикации:
8. Леонов, И. Н. Толерантность к неопределенности в ситуации конфликта / И. Н. Леонов. // Материалы V съезда Общественной организации «Российское психологическое общество». / Под редакцией О.В. Решетникова. - М.: Российское психологическое общество, 2012 - Т.2, C. 269-270.
9. Леонов, И. Н. Взаимосвязь толерантности к неопределенности и локуса контроля у менеджеров : тезисы доклада [Электронный ресурс] / И. Н. Леонов. // Бизнес. Общество. Человек. - М., 2013. Режим доступа: http://bsh.hse.ru/abstract_book (дата обращения: 31.10.2013).
10. Леонов, И. Н. Особенности представлений менеджеров об организациях с разным уровнем избегания неопределенности / И. Н. Леонов. // Социальный мир человека. Вып. 5: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций» / Под ред. Н.И. Леонова. - Ижевск: ERGO, 2014. - С. 126-129.
11. Леонов, И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта / И. Н. Леонов. // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Психология. Педагогика» - 2014. - №4. - С. 43¬52.
12. Леонов, И. Н. Влияние толерантности к неопределенности на стратегии совладающего поведения у менеджеров. / И.Н. Леонов. // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т.4., №3(15). - С. 259 - 262.
13. Карпов, А. В. Влияние уровня толерантности к неопределенности на социально-психологические особенности руководителей / А. В. Карпов, И. Н. Леонов. // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / Под ред. проф. А.В. Карпова. - ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 2015. - С. 64 - 71.
14. Leonov, I. N. Relationship between Tolerance for Ambiguity and Socio-psychological Characteristics of Managers / I. N. Leonov. // Scientific Annual «Education - Technology - Computer Science. Main Problems of Technology and Professional Education» - №4. - Rzesow, 2013. - P. 133