ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 8
1.1 Понятие «Элективный курс»: задачи, классификации, функции
элективного курса 8
1.2 Элективные курсы по математике в условиях профильного обучения
школьников старшей ступени 14
1.3 Принципы отбора содержания и требования для разработки элективного
курса по геометрии 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 29
2.1 Анализ школьных учебников по геометрии 29
2.2 Организация изучения и повторения курса планиметрии на элективном
курсе 33
2.3 Разработка элективного курса «Избранные задачи планиметрии» в
условиях профильной подготовки обучающихся среднего (полного) образования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Современное общество терпит множество стремительных изменений на протяжении последнего десятилетия, которые оказывают непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь: появляются новые политические партии, новые законы, изменяются моральные нормы и нормы взаимоотношения между людьми. Изменения не обошли и систему образования в Российской Федерации. Они тесно связаны с новизной требований частного и социального характера как к системе общего образования, так к образовательной системе в целом, так как образование остается одной из важнейших этапов в жизни каждого человека.
В обстановке жесткой профессиональной конкуренции личности необходимо постоянно развиваться. Из этих побуждений на территории Российской Федерации в школы вводится профильное обучение (в основном в старшее звено общеобразовательных школ).
Обучение в старших классах общеобразовательной школы организованно дифференцированно и осуществляется на основе сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из трех типов помогает в решении задач, а также достижению целей профильного обучения.
На данных уровнях обучения также преподаются и математические дисциплины: алгебра, геометрия, начала математического анализа. Однако в современной школе приоритет отдается алгебре и началам математического анализа. Хотя геометрия и изучается школьниками на всех представленных типов курсов, в том числе и элективных, но в результате данному предмету отводят меньше внимания, нежели другим математическим дисциплинам.
Именно поэтому разработка элективного курса по геометрии достаточно актуальна в настоящее время.
Раздел «Планиметрия» был выбран не случайно. Планиметрия изучается школьниками с седьмой по девятый классы. В течение данного периода рассматривается множество тем планиметрии. Однако, как показывает практика, к одиннадцатому классу уровень полученных знаний по данному разделу снижается ввиду различных факторов. Тем не менее, эти знания необходимы обучающимся при сдаче государственных экзаменов, а также для осознанного усвоения, более глубокого изучения геометрического материала, расширения кругозора.
Исходя из данных размышлений, элективный курс по планиметрии, разделу геометрии разрабатывается для выпускников, однако он может быть адаптирован для обучающихся девятых-десятых классов.
При непосредственной разработке элективного курса следует учитывать уже существующие программы элективных курсов, созданием которых занимаются не только учителя-практики, но и преподаватели ВУЗов, авторы учебников по математике для школьников: А.Ж. Жафяров [17], Л.С. Сагателова [35], И.М. Смирнова [37], Е.А. Ермак[14], И.М. Дмитриева [9] и др.
Таким образом, можно отметить, что элективные курсы по геометрии необходимы в условиях профильного обучения в старшем звене общеобразовательной школы. Они должны быть ориентированы на расширение кругозора обучающихся по геометрии, подготовку к государственным экзаменам, а также на дальнейшее обучение математике.
Проблема: разработка программы элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии», направленного на подготовку старшеклассников к государственным экзаменам, расширение кругозора обучающихся, помощь в дальнейшем изучении геометрии и математики в целом.
Объект исследования: элективные курсы в условиях профильного обучения математики.
Предмет исследования: элективный курс по геометрии, который предполагает изучения теоретических аспектов планиметрии и дальнейшее применения полученных знаний при решении геометрических задач.
Цель исследования: изучение теоретического материала по разработке программы элективного курса и его дальнейшая реализация в условиях профильного обучения старшеклассников, а также непосредственная разработка элективного курса по геометрии.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить нормативную, педагогическую и методологическую основы выпускной квалификационной работы, для определения принципов разработки элективных курсов;
2. определить место, роль, функции элективного курса по геометрии в условиях профильного обучения старшеклассников;
3. разработать элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Теоретическую базу исследования профильного обучения составляют работы таких ученых как Дорофеева Г.В., Смирнова И.М., Атанасян С.Л., Орлов В.А. и др. Также были рассмотрены работы по геометрии, геометрические задачники таких авторов и ученых как Атанасян Л.С., Сагателова Л.С., Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф. и др.
Методы исследования в данной работе:
1. Анализ психолого-педагогической, научной и учебно¬методической литературы. Данные методы позволили определить роль, функции, задачи элективных курсов в условиях профильного обучения математике старшеклассников общеобразовательных школ, на основе имеющихся положениях на данную тему, а также разработанных элективных курсов по геометрии.
2. Сравнение и обобщение сведений в условиях постоянно развивающейся системы образования в современном обществе. Данный метод позволил определить актуальность работы, основные цели и направления исследования.
3. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования. С помощью данного метода происходила непосредственная разработка программы элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней четко отмечены роль, цели, функции элективных курсов по геометрии в условиях профильного обучения математике, отобраны и выделены критерии и принципы отбора содержания элективных курсов по геометрии, которые обеспечивают связь между базовым, профильным и элективным курсами профильного обучения. Также разработан элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии», для обучающихся старших классов общеобразовательной школы, с учетом представленных в выпускной квалификационной работе критериев по проектированию элективных курсов.
Практическая значимость результатов работы составляет содержание элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии», которое может, как использоваться учителями на практике при реализации профильного обучения старшеклассников, так и быть основой или дополняющей информацией для проектирования нового элективного курса по геометрии.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из:
- Введения, в котором отражены актуальность, предмет, объект, определены цель, задачи, методы исследования, а также отмечена значимость работы.
- Первой главы, которая включает в себя три параграфа, раскрывает основные теоретические аспекты элективных курсов в условиях профильного обучения, требования к программам элективных курсов по математике.
- Второй главы, включающей в себя два параграфа, которая показывает, как идет процесс обучения геометрии на элективных курсах, содержит программу элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
- Заключения, отражающего основные выводы по проблеме
выпускной квалификационной работы.
- Списка литературы.
- Приложение.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сказать, что в условиях реализации профильного обучения старших школьников обучающиеся получают возможность самостоятельно определить не только уровень подготовки, но и выбрать направление в различных математических областях. Это достигается с помощью внедрения в образовательные программы элективных курсов, то есть это обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля на старшей ступени школы.
Существуют различные классификации элективных курсов по различным основаниям: предпрофильной и профильной подготовками; предметные, межпредметные, не входящие в базисный план; пробные, ориентационные, общекультурные, углубляющие. Элективные курсы выполняют следующие функции: «надстройки» обучения, развития содержания одного из базисных курсов, удовлетворения познавательных интересов.
Содержание элективных курсов по математике отбирают, ориентируясь на том, для какого профиля разрабатывается курс: в зависимости от общеобразовательного профиля математика изучается либо на базовом, либо на профильном уровне. Это позволяет сделать элективные курсы по математике наиболее эффективными в достижении поставленных учебных целей.
Говоря непосредственно об элективном курсе по геометрии, его содержание должно отвечать следующим принципам: научности, преемственности, углубленной направленности изучения геометрии, обучения эвристическим приемам, дифференциации, прикладной направленности.
Данные принципы отбора содержания элективного курса по геометрии позволяют грамотно выстроить программу элективного курса, подобрать важную, необходимую информацию для обучающихся, что поможет им лучше усвоить изученный материал.
Сама программа элективного курса должна включать в себя:
- Титульный лист;
- Пояснительную записку;
- Учебно-тематический план;
- Содержание элективного курса;
- Методические рекомендации по изучению курса;
- Рекомендуемую литературу.
Дальше в работе был проведен анализ школьных учебников по геометрии за 7-9 классы, а также разработана модель систематизации школьного курса планиметрии для проектирования элективного курса «Избранные задачи планиметрии».
Логическим продолжением выпускной квалификационной работы стала разработанный элективный курс «Избранные задачи планиметрии» для обучающихся 10-11 классов, которая полностью отвечает вышеуказанным принципам отбора содержания курса, а также требованиям оформления программы элективного курса.
Также была разработана итоговая аттестация обучающихся в рамках этого элективного курса и критерии итоговой оценки знаний.
Подводя общий итог, можно отметить, что поставленные перед началом работы задачи были успешно решены, а именно:
1. изучена нормативная, педагогическая и методологическая основы выпускной квалификационной работы, для определения принципов разработки элективных курсов;
2. определены место, роль, функции элективного курса по геометрии в условиях профильного обучения старшеклассников;
3. разработан элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Решение выделенных задач работы позволило достигнуть поставленной цели выпускной квалификационной работы: изучен теоретический материал по разработке программы элективного курса, а также разработан элективный курс по геометрии.
Можно предполагать, что полноценное введение данного элективного курса будет повышать уровень знаний по геометрии у обучающихся, их мотивацию к обучению, и возможно, поможет определиться с будущей профессиональной деятельностью.
1. Артёмова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения [Текст]/ Л.К. Артемова. - Школьные технологии, 2003. - №4. - с. 22-32.
2. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе [Текст]/ И.С. Артюхова. - Педагогика, 2004. - №2. - с.28-33.
3. Атанасян, Л. С. Геометрия 7-9 классы [Текст] / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2013. - 384 с.
4. Атанасян, С. Л. Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся [Текст]/ Л.С. Атанасян, Н.Н. Кузуб// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №4. - с. 150-156.
5. Болотов, В.А. Перспективы перехода школы на профильное обучение [Текст]/ В.А. Болотов. - Воспитание школьников, 2004. - № 1. - с. 2-8.
6. Васькова, И.Д. Организация элективных курсов [Электронный
ресурс]/ И.Д. Васькова. - Режим доступа:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10247 (дата обращения
16.03.2019)
7. Воронина, Г.А. Элективные курсы: общие подходы к
конструированию [Текст]/ Г.А. Воронина. - Биология: Прил. к газ. «ПС», 2006. - №16. - С.2-5.
8. Гузеев, В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе [Текст]/ В. Гузеев. - Народное образование, 2002. - №9. - с.113-122.
9. Дмитриева, А.В. Элективный курс по геометрии «Инверсия и ее приложение к решению задач»: учеб.-дидакт. комплекс [Текст]/ А.В. Дмитриева; Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2005 (Педуниверситет).
10. Доровеев, Г.В. Дифференциация в обучении математике
[Текст]/ Г.В. Доровеев, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, В.В. Фирсов. -
Математика в школе, 1990. - с. 15-21.
11. Еглевская, А.Н. Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по математике» [Электронный ресурс]/ А.Н. Еглевская. - Режим доступа:https://infourok.ru/programma-elektivnogo-kursa-reshenie-nestandartnih-zadach-po-matematike-klass-fizikomatematicheskiy-profil-1387869.html(дата обращения 15.03.2019)
12. Егорова, А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] / А.М. Егорова. - СПб.: Реноме, 2012. - с. 173-179.
13. Егорова, Л.Л. Структура программы элективного курса [Текст]/ Л.Л. Егорова. - Биология: Прил. к газ. «ПС»,2006. - №16. - С. 5-6.
14. Ермак, Е.А. Геометрическое моделирование окружающего мира. 10-11 классы: учеб. Пособие [Текст]/ Е.А. Ермак, В. В. Орлов, П. С. Подходова, И. А. Иванов. - М.: Дрофа, 2009.
15. Ермаков, Д. С. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов [Текст]/ Д.С. Ермаков. - Народное образование, 2007. -№1. - с. 155¬162.
16. Ермолаев, Е.А. Содержательные аспекты элективных курсов по геометрии для учащихся профильной школы [Текст]/ Е.А. Ермолаев// Математическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов III Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 85-летию со дня рождения профессора В.И. Крупича): в 4-х ч. - Часть 3. - Тольятти: ТГУ, 2007. - с. 308-309.
17. Жафяров, А.Ж. Элективные курсы по геометрии для профильной
школы: учебно-дидактический комплекс [Текст]/ А.Ж. Жафяров. -
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. - c. 212-250.
18. Колягин, Ю.М. Профильная дифференциация обучения математике [Текст]/ Ю.М. Колягин. - Математика в школе, 1990. - №4. - с. 21-27.
19. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]// Нормативные документы в образовании. - 2003. - с. 2-21.
20. Крутихина, М.В. Элективные курсы по математике: учеб.-метод. Рекомендации [Текст]/ М.В. Крутихина, З.В. Шилова. - Киров, 2006. - с. 40.
21. Кузнецов, А.А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени общего образования [Текст] А.А. Кузнецов, Л.О. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 3. - с. 54-59.
22. Кузнецов, А.А. Структура и принципы формирования
содержания профильного обучения на старшей ступени. [Текст]/ А.А. Кузнецов, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков, Л.О. Филатова. - М.:
Минобразования РФ, РАО, 2006. - с. 112-134.
23. Мицкая, О.А. Программа элективного курса по выбору в 10-м классе «Экономическая математика» [Электронный ресурс]/ О.А. Мицкая. - Режим доступа:https://multiurok.ru/files/programma-eliektivnogo-kursa-po-vyboru-v- 10-m-klas.html(дата обращения 15.03.2019)
24. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://sdamgia.ru(дата обращения 12.04.2019)
25. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения [Текст]/ В.А. Орлов // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. - М.: ИОСО РАО, 2003. - с. 93-96.
26. Орлов, В.А. Типология элективных курсов и их роль в
организации профильного обучения [Электронный ресурс]/ В.А. Орлов. - Интернет-журнал «Эйдос», 2008-2012. - Режим доступа:
http://www.eidos.ru/iournal/2003/0416.htm(дата обращения 05.03.2019)
27. Орлов, В.А. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения [Текст]/ В.А. Орлов // Физика в школе. - 2003. - № 7. - с.17-20.
28. Петунин, О.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки [Текст] / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова. - Школьные технологии, 2006. - с. 88-90.
29. Письмо Министерства образования Российской Федерации (Минобразование России) «Элективные курсы в профильном обучении»/ Департамент общего и дошкольного образования №14-51-277/13 от 13.11.2003г.
30. Погорелов, А.В. Геометрия 7-9 классы [Текст] / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2014. — 240 с.
31. Прасолов, В.В. Задачи по планиметрии: 4-е изд. [Текст]/ В.В. Прасолов. - М.: МЦНМО, 2003. - с. 102-357.
32. Приказ Министерства Образования РФ №2783 от 18.07.2002г. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
33. Приказ Министерства Просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
34. Ретюнских, И.В. Применение информационно
коммуникационных технологий на уроках математики в профильных экономических классах: тезисы докладов VIII региональной научно-практической конференции [Текст]/ И.В Ретюнских, Л.А. Пономарева. - Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - с. 192.
35. Сагателова, Л.С. Геометрия Решаем задачи по планиметрии. Практикум [Текст]/ Л.С. Сагателова. - Волгоград: Учитель, 2009г.
36. Сачкова, Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования [Текст]/ Л.А. Сачкова. - Нижний Новгород, 2011. - с. 315.
37. Смирнова, И.М. Четырехмерная геометрия. 10-11 классы [Текст]/ И.М. Смирнова. - МЦНМО, 2010.
38. Третьякова, Н.П. Рабочая программа элективного курса «Математика в экономике» [Электронный ресурс]/ Н.П. Третьякова. - Режим доступа:
http://mbougimnaziya.ru/documentu/raboch pro gramm/Elekriv kyrs/matematikav ehkonomike.pdf(дата обращения 15.03.2019)
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г.).
40. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ №413 от 17.05. 2012г.).
41. Цыбикова, В.К. Преподавание математики в различных профильных направлениях [Текст]/ В.К. Цыбикова. - Вестник Бурятского государственного университета, 2010. - №15.
42. Чистяков, В.Д. Три знаменитые задачи древности [Текст]/ В.Д. Чистяков. - М.: УчПедГиз, 1963.
43. Шарыгин, И.Ф. Геометрия 7-9 классы [Текст] / И.Ф. Шарыгин. - М.: Дрофа, 2012. - 464 с.
44. Шарыгин, И.Ф. Задачи по геометрии [Текст]/ И.Ф. Шарыгин. - М.: Наука, 1982. - с. 56-124.