ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 8
1.1 Понятие «Элективный курс»: задачи, классификации, функции
элективного курса 8
1.2 Элективные курсы по математике в условиях профильного обучения
школьников старшей ступени 14
1.3 Принципы отбора содержания и требования для разработки элективного
курса по геометрии 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 29
2.1 Анализ школьных учебников по геометрии 29
2.2 Организация изучения и повторения курса планиметрии на элективном
курсе 33
2.3 Разработка элективного курса «Избранные задачи планиметрии» в
условиях профильной подготовки обучающихся среднего (полного) образования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 8
1.1 Понятие «Элективный курс»: задачи, классификации, функции
элективного курса 8
1.2 Элективные курсы по математике в условиях профильного обучения
школьников старшей ступени 14
1.3 Принципы отбора содержания и требования для разработки элективного
курса по геометрии 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 29
2.1 Анализ школьных учебников по геометрии 29
2.2 Организация изучения и повторения курса планиметрии на элективном
курсе 33
2.3 Разработка элективного курса «Избранные задачи планиметрии» в
условиях профильной подготовки обучающихся среднего (полного) образования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Современное общество терпит множество стремительных изменений на протяжении последнего десятилетия, которые оказывают непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь: появляются новые политические партии, новые законы, изменяются моральные нормы и нормы взаимоотношения между людьми. Изменения не обошли и систему образования в Российской Федерации. Они тесно связаны с новизной требований частного и социального характера как к системе общего образования, так к образовательной системе в целом, так как образование остается одной из важнейших этапов в жизни каждого человека.
В обстановке жесткой профессиональной конкуренции личности необходимо постоянно развиваться. Из этих побуждений на территории Российской Федерации в школы вводится профильное обучение (в основном в старшее звено общеобразовательных школ).
Обучение в старших классах общеобразовательной школы организованно дифференцированно и осуществляется на основе сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из трех типов помогает в решении задач, а также достижению целей профильного обучения.
На данных уровнях обучения также преподаются и математические дисциплины: алгебра, геометрия, начала математического анализа. Однако в современной школе приоритет отдается алгебре и началам математического анализа. Хотя геометрия и изучается школьниками на всех представленных типов курсов, в том числе и элективных, но в результате данному предмету отводят меньше внимания, нежели другим математическим дисциплинам.
Именно поэтому разработка элективного курса по геометрии достаточно актуальна в настоящее время.
Раздел «Планиметрия» был выбран не случайно. Планиметрия изучается школьниками с седьмой по девятый классы. В течение данного периода рассматривается множество тем планиметрии. Однако, как показывает практика, к одиннадцатому классу уровень полученных знаний по данному разделу снижается ввиду различных факторов. Тем не менее, эти знания необходимы обучающимся при сдаче государственных экзаменов, а также для осознанного усвоения, более глубокого изучения геометрического материала, расширения кругозора.
Исходя из данных размышлений, элективный курс по планиметрии, разделу геометрии разрабатывается для выпускников, однако он может быть адаптирован для обучающихся девятых-десятых классов.
При непосредственной разработке элективного курса следует учитывать уже существующие программы элективных курсов, созданием которых занимаются не только учителя-практики, но и преподаватели ВУЗов, авторы учебников по математике для школьников: А.Ж. Жафяров [17], Л.С. Сагателова [35], И.М. Смирнова [37], Е.А. Ермак[14], И.М. Дмитриева [9] и др.
Таким образом, можно отметить, что элективные курсы по геометрии необходимы в условиях профильного обучения в старшем звене общеобразовательной школы. Они должны быть ориентированы на расширение кругозора обучающихся по геометрии, подготовку к государственным экзаменам, а также на дальнейшее обучение математике.
Проблема: разработка программы элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии», направленного на подготовку старшеклассников к государственным экзаменам, расширение кругозора обучающихся, помощь в дальнейшем изучении геометрии и математики в целом.
Объект исследования: элективные курсы в условиях профильного обучения математики.
Предмет исследования: элективный курс по геометрии, который предполагает изучения теоретических аспектов планиметрии и дальнейшее применения полученных знаний при решении геометрических задач.
Цель исследования: изучение теоретического материала по разработке программы элективного курса и его дальнейшая реализация в условиях профильного обучения старшеклассников, а также непосредственная разработка элективного курса по геометрии.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить нормативную, педагогическую и методологическую основы выпускной квалификационной работы, для определения принципов разработки элективных курсов;
2. определить место, роль, функции элективного курса по геометрии в условиях профильного обучения старшеклассников;
3. разработать элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Теоретическую базу исследования профильного обучения составляют работы таких ученых как Дорофеева Г.В., Смирнова И.М., Атанасян С.Л., Орлов В.А. и др. Также были рассмотрены работы по геометрии, геометрические задачники таких авторов и ученых как Атанасян Л.С., Сагателова Л.С., Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф. и др.
Методы исследования в данной работе:
1. Анализ психолого-педагогической, научной и учебно¬методической литературы. Данные методы позволили определить роль, функции, задачи элективных курсов в условиях профильного обучения математике старшеклассников общеобразовательных школ, на основе имеющихся положениях на данную тему, а также разработанных элективных курсов по геометрии.
2. Сравнение и обобщение сведений в условиях постоянно развивающейся системы образования в современном обществе. Данный метод позволил определить актуальность работы, основные цели и направления исследования.
3. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования. С помощью данного метода происходила непосредственная разработка программы элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней четко отмечены роль, цели, функции элективных курсов по геометрии в условиях профильного обучения математике, отобраны и выделены критерии и принципы отбора содержания элективных курсов по геометрии, которые обеспечивают связь между базовым, профильным и элективным курсами профильного обучения. Также разработан элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии», для обучающихся старших классов общеобразовательной школы, с учетом представленных в выпускной квалификационной работе критериев по проектированию элективных курсов.
Практическая значимость результатов работы составляет содержание элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии», которое может, как использоваться учителями на практике при реализации профильного обучения старшеклассников, так и быть основой или дополняющей информацией для проектирования нового элективного курса по геометрии.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из:
- Введения, в котором отражены актуальность, предмет, объект, определены цель, задачи, методы исследования, а также отмечена значимость работы.
- Первой главы, которая включает в себя три параграфа, раскрывает основные теоретические аспекты элективных курсов в условиях профильного обучения, требования к программам элективных курсов по математике.
- Второй главы, включающей в себя два параграфа, которая показывает, как идет процесс обучения геометрии на элективных курсах, содержит программу элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
- Заключения, отражающего основные выводы по проблеме
выпускной квалификационной работы.
- Списка литературы.
- Приложение.
В обстановке жесткой профессиональной конкуренции личности необходимо постоянно развиваться. Из этих побуждений на территории Российской Федерации в школы вводится профильное обучение (в основном в старшее звено общеобразовательных школ).
Обучение в старших классах общеобразовательной школы организованно дифференцированно и осуществляется на основе сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из трех типов помогает в решении задач, а также достижению целей профильного обучения.
На данных уровнях обучения также преподаются и математические дисциплины: алгебра, геометрия, начала математического анализа. Однако в современной школе приоритет отдается алгебре и началам математического анализа. Хотя геометрия и изучается школьниками на всех представленных типов курсов, в том числе и элективных, но в результате данному предмету отводят меньше внимания, нежели другим математическим дисциплинам.
Именно поэтому разработка элективного курса по геометрии достаточно актуальна в настоящее время.
Раздел «Планиметрия» был выбран не случайно. Планиметрия изучается школьниками с седьмой по девятый классы. В течение данного периода рассматривается множество тем планиметрии. Однако, как показывает практика, к одиннадцатому классу уровень полученных знаний по данному разделу снижается ввиду различных факторов. Тем не менее, эти знания необходимы обучающимся при сдаче государственных экзаменов, а также для осознанного усвоения, более глубокого изучения геометрического материала, расширения кругозора.
Исходя из данных размышлений, элективный курс по планиметрии, разделу геометрии разрабатывается для выпускников, однако он может быть адаптирован для обучающихся девятых-десятых классов.
При непосредственной разработке элективного курса следует учитывать уже существующие программы элективных курсов, созданием которых занимаются не только учителя-практики, но и преподаватели ВУЗов, авторы учебников по математике для школьников: А.Ж. Жафяров [17], Л.С. Сагателова [35], И.М. Смирнова [37], Е.А. Ермак[14], И.М. Дмитриева [9] и др.
Таким образом, можно отметить, что элективные курсы по геометрии необходимы в условиях профильного обучения в старшем звене общеобразовательной школы. Они должны быть ориентированы на расширение кругозора обучающихся по геометрии, подготовку к государственным экзаменам, а также на дальнейшее обучение математике.
Проблема: разработка программы элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии», направленного на подготовку старшеклассников к государственным экзаменам, расширение кругозора обучающихся, помощь в дальнейшем изучении геометрии и математики в целом.
Объект исследования: элективные курсы в условиях профильного обучения математики.
Предмет исследования: элективный курс по геометрии, который предполагает изучения теоретических аспектов планиметрии и дальнейшее применения полученных знаний при решении геометрических задач.
Цель исследования: изучение теоретического материала по разработке программы элективного курса и его дальнейшая реализация в условиях профильного обучения старшеклассников, а также непосредственная разработка элективного курса по геометрии.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить нормативную, педагогическую и методологическую основы выпускной квалификационной работы, для определения принципов разработки элективных курсов;
2. определить место, роль, функции элективного курса по геометрии в условиях профильного обучения старшеклассников;
3. разработать элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Теоретическую базу исследования профильного обучения составляют работы таких ученых как Дорофеева Г.В., Смирнова И.М., Атанасян С.Л., Орлов В.А. и др. Также были рассмотрены работы по геометрии, геометрические задачники таких авторов и ученых как Атанасян Л.С., Сагателова Л.С., Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф. и др.
Методы исследования в данной работе:
1. Анализ психолого-педагогической, научной и учебно¬методической литературы. Данные методы позволили определить роль, функции, задачи элективных курсов в условиях профильного обучения математике старшеклассников общеобразовательных школ, на основе имеющихся положениях на данную тему, а также разработанных элективных курсов по геометрии.
2. Сравнение и обобщение сведений в условиях постоянно развивающейся системы образования в современном обществе. Данный метод позволил определить актуальность работы, основные цели и направления исследования.
3. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования. С помощью данного метода происходила непосредственная разработка программы элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней четко отмечены роль, цели, функции элективных курсов по геометрии в условиях профильного обучения математике, отобраны и выделены критерии и принципы отбора содержания элективных курсов по геометрии, которые обеспечивают связь между базовым, профильным и элективным курсами профильного обучения. Также разработан элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии», для обучающихся старших классов общеобразовательной школы, с учетом представленных в выпускной квалификационной работе критериев по проектированию элективных курсов.
Практическая значимость результатов работы составляет содержание элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии», которое может, как использоваться учителями на практике при реализации профильного обучения старшеклассников, так и быть основой или дополняющей информацией для проектирования нового элективного курса по геометрии.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из:
- Введения, в котором отражены актуальность, предмет, объект, определены цель, задачи, методы исследования, а также отмечена значимость работы.
- Первой главы, которая включает в себя три параграфа, раскрывает основные теоретические аспекты элективных курсов в условиях профильного обучения, требования к программам элективных курсов по математике.
- Второй главы, включающей в себя два параграфа, которая показывает, как идет процесс обучения геометрии на элективных курсах, содержит программу элективного курса по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
- Заключения, отражающего основные выводы по проблеме
выпускной квалификационной работы.
- Списка литературы.
- Приложение.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сказать, что в условиях реализации профильного обучения старших школьников обучающиеся получают возможность самостоятельно определить не только уровень подготовки, но и выбрать направление в различных математических областях. Это достигается с помощью внедрения в образовательные программы элективных курсов, то есть это обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля на старшей ступени школы.
Существуют различные классификации элективных курсов по различным основаниям: предпрофильной и профильной подготовками; предметные, межпредметные, не входящие в базисный план; пробные, ориентационные, общекультурные, углубляющие. Элективные курсы выполняют следующие функции: «надстройки» обучения, развития содержания одного из базисных курсов, удовлетворения познавательных интересов.
Содержание элективных курсов по математике отбирают, ориентируясь на том, для какого профиля разрабатывается курс: в зависимости от общеобразовательного профиля математика изучается либо на базовом, либо на профильном уровне. Это позволяет сделать элективные курсы по математике наиболее эффективными в достижении поставленных учебных целей.
Говоря непосредственно об элективном курсе по геометрии, его содержание должно отвечать следующим принципам: научности, преемственности, углубленной направленности изучения геометрии, обучения эвристическим приемам, дифференциации, прикладной направленности.
Данные принципы отбора содержания элективного курса по геометрии позволяют грамотно выстроить программу элективного курса, подобрать важную, необходимую информацию для обучающихся, что поможет им лучше усвоить изученный материал.
Сама программа элективного курса должна включать в себя:
- Титульный лист;
- Пояснительную записку;
- Учебно-тематический план;
- Содержание элективного курса;
- Методические рекомендации по изучению курса;
- Рекомендуемую литературу.
Дальше в работе был проведен анализ школьных учебников по геометрии за 7-9 классы, а также разработана модель систематизации школьного курса планиметрии для проектирования элективного курса «Избранные задачи планиметрии».
Логическим продолжением выпускной квалификационной работы стала разработанный элективный курс «Избранные задачи планиметрии» для обучающихся 10-11 классов, которая полностью отвечает вышеуказанным принципам отбора содержания курса, а также требованиям оформления программы элективного курса.
Также была разработана итоговая аттестация обучающихся в рамках этого элективного курса и критерии итоговой оценки знаний.
Подводя общий итог, можно отметить, что поставленные перед началом работы задачи были успешно решены, а именно:
1. изучена нормативная, педагогическая и методологическая основы выпускной квалификационной работы, для определения принципов разработки элективных курсов;
2. определены место, роль, функции элективного курса по геометрии в условиях профильного обучения старшеклассников;
3. разработан элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Решение выделенных задач работы позволило достигнуть поставленной цели выпускной квалификационной работы: изучен теоретический материал по разработке программы элективного курса, а также разработан элективный курс по геометрии.
Можно предполагать, что полноценное введение данного элективного курса будет повышать уровень знаний по геометрии у обучающихся, их мотивацию к обучению, и возможно, поможет определиться с будущей профессиональной деятельностью.
Существуют различные классификации элективных курсов по различным основаниям: предпрофильной и профильной подготовками; предметные, межпредметные, не входящие в базисный план; пробные, ориентационные, общекультурные, углубляющие. Элективные курсы выполняют следующие функции: «надстройки» обучения, развития содержания одного из базисных курсов, удовлетворения познавательных интересов.
Содержание элективных курсов по математике отбирают, ориентируясь на том, для какого профиля разрабатывается курс: в зависимости от общеобразовательного профиля математика изучается либо на базовом, либо на профильном уровне. Это позволяет сделать элективные курсы по математике наиболее эффективными в достижении поставленных учебных целей.
Говоря непосредственно об элективном курсе по геометрии, его содержание должно отвечать следующим принципам: научности, преемственности, углубленной направленности изучения геометрии, обучения эвристическим приемам, дифференциации, прикладной направленности.
Данные принципы отбора содержания элективного курса по геометрии позволяют грамотно выстроить программу элективного курса, подобрать важную, необходимую информацию для обучающихся, что поможет им лучше усвоить изученный материал.
Сама программа элективного курса должна включать в себя:
- Титульный лист;
- Пояснительную записку;
- Учебно-тематический план;
- Содержание элективного курса;
- Методические рекомендации по изучению курса;
- Рекомендуемую литературу.
Дальше в работе был проведен анализ школьных учебников по геометрии за 7-9 классы, а также разработана модель систематизации школьного курса планиметрии для проектирования элективного курса «Избранные задачи планиметрии».
Логическим продолжением выпускной квалификационной работы стала разработанный элективный курс «Избранные задачи планиметрии» для обучающихся 10-11 классов, которая полностью отвечает вышеуказанным принципам отбора содержания курса, а также требованиям оформления программы элективного курса.
Также была разработана итоговая аттестация обучающихся в рамках этого элективного курса и критерии итоговой оценки знаний.
Подводя общий итог, можно отметить, что поставленные перед началом работы задачи были успешно решены, а именно:
1. изучена нормативная, педагогическая и методологическая основы выпускной квалификационной работы, для определения принципов разработки элективных курсов;
2. определены место, роль, функции элективного курса по геометрии в условиях профильного обучения старшеклассников;
3. разработан элективный курс по геометрии «Избранные задачи планиметрии».
Решение выделенных задач работы позволило достигнуть поставленной цели выпускной квалификационной работы: изучен теоретический материал по разработке программы элективного курса, а также разработан элективный курс по геометрии.
Можно предполагать, что полноценное введение данного элективного курса будет повышать уровень знаний по геометрии у обучающихся, их мотивацию к обучению, и возможно, поможет определиться с будущей профессиональной деятельностью.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИМЕТРИИ НА
ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИМЕТРИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Замечательные линии и точки в треугольнике (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 10-11 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧИСЛАМ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Методика обобщающего повторения школьного курса планиметрии в 9 классе с использованием компьютерной среды Живая математика
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



