Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ ПОДРОСТКОВ С ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

Работа №17806

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы27
Год сдачи2014
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. В настоящее время во всем мире наблюдается увеличение числа людей, страдающих наследственными и врожденными заболеваниями, что связано с ухудшением экологии, качества и структуры питания, а также искусственным вмешательством в репродуктивную сферу человека (О.А. Генова, 2011; Е.В. Ермакова, 2005; М.И. Кесова, 2012; А.В. Клеменов, 2005; Г.И. Нечаева, 2004; М.С. Павленко, 2010).
Изучение психофизических особенностей таких людей способствует развитию науки и формированию гуманистического отношения в обществе к ним. Изучение психологических особенностей лиц с психосоматическими заболеваниями, а также особенностей их социально-психологической адаптации актуально не только для общей и социальной, но и для педагогической, клинической психологии, психологии труда. Это изучение помогает организовать процесс обучения, медицинской помощи, воспитания, трудовой деятельности, что находится в русле реализации государственной политики повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из таких заболеваний является дисплазия соединительной ткани (ДСТ), которая представляет собой аномалию структуры соединительной ткани, проявляющуюся в снижении содержания коллагена, что обусловливает дисфункции различных органов и систем (Ю.Е. Вельтищев, 1992; А.И. Мартынов, О.Б. Степура, 1997; Г.И. Сторожаков, 1989). У лиц с ДСТ существует многообразие психологических проблем, связанных с системными клиническими нарушениями. Решение этих проблем невозможно без надежной научной базы. Проблему социально-психологической адаптированности лиц с ДСТ нельзя рассматривать лишь как проблему отдельно взятой личности. Болезнь многих людей отражается на состоянии общества в целом, являясь причиной проблем как макро-, так и микросоциального характера и следствием определенного социального и социально-психологического дисфункционирования (А.Н. Грязнов, 2008).
ДСТ имеет внешние проявления, которые не соответствуют принятым эталонам внешности, что затрудняет процесс социально-психологической адаптации (С.Ф. Гнусаев и соавт., 2008; Г.И. Нечаева и соавт., 2006; К.Ю. Николаев и соавт., 2006; Ю.В. Марушко и соавт., 2007; И.Ю. Торшин, O.A. Громова, 2008; И.А. Утц, E.H. Городкова, 2008; В.М. Яковлев и соавт., 2002). У больных с ДСТ существует сложная задача адаптироваться в среде здоровых людей, преодолевая барьеры общения, связанные со стереотипами восприятия, и компенсируя психофизиологические ограничения, которые накладывает на них болезнь. При этом для достижения высокого уровня адаптированности необходимо избегать зависимого от среды, конформного поведения, что существенно усложняет эту задачу.
Данные исследователей о распространенности ДСТ в популяции
неоднозначны - от 13% (Б.В. Головской и соавт., 2002; Т.М. Домницкая и соавт., 2005) до 85% (Э.В. Земцовский, 2008), что объясняется нечеткостью учитываемых фенотипических признаков (I.F. Bravo, С. Wolff, 2006.), отсутствием комплексного подхода к осмыслению проблемы. Все это снижает не только эффективность медицинской помощи (В.Ф. Демин и соавт., 2005;
Э.В. Земцовский, 2006; A.C. Калмыкова, Н.П. Пацева, 2008; Г.И. Нечаева и соавт., 2006; К.Ю. Николаев и соавт., 2006; Н.П. Шабалов, 2007), но и нивелирует истинные данные по распространенности патологии. Практика показывает, что большое количество детей и подростков с ДСТ из-за отсутствия комплексного анализа состояния их здоровья остаются без диагноза и не получают необходимых рекомендаций по формированию образа жизни, лечению, профориентации (Г.И. Нечаева и соавт., 2006; К.Ю. Николаев и соавт., 2006). Крайне важен социальный аспект проблемы, т.к. ДСТ сопровождает человека с рождения. С увеличением возраста человека идет развитие болезни, ее признаки усиливаются, что ведет к ограничению социально-психологических и психологических возможностей, к сужению круга общения и диапазона профессионального выбора, непригодности к военной службе, снижению качества и уменьшению продолжительности жизни. Все изложенные факты свидетельствуют о несомненной перспективности в изучении ДСТ (Э.В. Земцовский, 2008). Учитывая высокий уровень распространенности болезни в популяции, изучение и распространение информации о дисплазии, своевременная коррекция отклонений могут иметь существенный экономический эффект на уровне государства (S. George, 2010).
Проблеме ДСТ в России посвящено большое число научных работ - около 1300 (Л.Н. Аббакумова, 2006; В.Г. Арсентьев и соавт., 2009; Г.Н. Верещагина, О.В. Лисиченко, 2008; И.А. Викторова и соавт., 2006; A.B. Глотов и соавт., 2008; Б.В. Головской и соавт., 2002; E.H. Городкова, И.А. Утц, 2008; Т.И. Кадурина, 2000 и др.). Основная часть этих работ носит медицинский характер и включает исследования клинических проявлений ДСТ, примерно в 190 из них рассматривается физиологическая адаптация организма к ДСТ. Крайне малочисленны работы, затрагивающие тему нарушений работы нервной системы, психологических особенностей людей с ДСТ, не проанализирована динамика нервно-психических нарушений в зависимости от возраста, пола и степени выраженности синдрома ДСТ. Мы не встречали работ, раскрывающих тему социально-психологической адаптации и адаптированности таких больных (по материалам сайта http://www.dissercat.com).
В настоящее время, несмотря на возрастающий интерес к ДСТ со стороны специалистов, существуют определенные сложности в постановке диагноза ДСТ, поэтому зачастую о заболевании, как таковом, начинают говорить, когда ребенок достигает подросткового возраста. В этот период симптомы ДСТ манифестируют, что заметно снижает качество жизни. Кроме того, усложнение социальной ситуации развития современных подростков (экономический кризис, политический дисбаланс, информационные перегрузки, технократизм современного мира, ориентация на потребление, трансформация института семьи, разрыв связи поколений, реформа образования) повышает требования к их физическому и психическому здоровью. При том, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования многих личностных качеств, способствующих либо препятствующих социально-психологической адаптированности, успешность социально-психологической адаптации для подростков с ДСТ в таких условиях становится крайне сложной задачей (О.А. Генова, 2011; О.А. Громова и соавт., 2008; Г.И. Демина и соавт., 2002, G. Nolmbeck and F. B. Bryant, 2006).
Таким образом, основываясь на вышесказанном, мы можем сформулировать цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования - выявить социально-психологические условия адаптированности подростков с дисплазией соединительной ткани, обеспечивающие компенсацию психологических ограничений, связанных с диагнозом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении обобщены результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, сформулированы основные выводы, даны практические рекомендации, намечены перспективы дальнейших исследо-ваний. Проведенное диссертационное исследование позволило решить научную задачу, заключающуюся в выявлении и изучении показателей адаптированности и стратегий адаптации подростков с ДСТ.
Результаты диссертационного исследования позволили сформулировать следующие основные выводы, отраженные в заключении:
1. Подростки с генетически детерминированным заболеванием дисплазия соединительной ткани имеют особенности в процессе социально-психологической адаптации, связанные с их психологическим и физиологическим состоянием. Подростки с диагнозом ДСТ отличаются более низким показателем адаптационного потенциала, обусловленным их низкой нервно-психической устойчивостью, недостаточной сформированностью коммуникативных навыков, низкой психологической сопротивляемостью болезням.
2. Подростки с диагнозом ДСТ могут иметь как высокий, так и низкий уровень адаптированности. Как и высокоадаптированные здоровые подростки, высокоадаптированные подростки с ДСТ отличаются такими характеристиками, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях, уровень контроля, а также копинг-стратегия «бегство-избегание». Кроме того, у них, по сравнению со здоровыми подростками, наблюдается более высокий уровень выраженности таких психологических характеристик, как открытость, способность к установлению контактов, степени радикализма, внутренней независимости личности от влияния общественных норм, а также копинг-стратегии «принятие ответственности», что позволяет им компенсировать ограничения, связанные с болезнью.
3. Существуют различия в механизмах, обеспечивающих высокий уровень адаптированности подросткам с ДСТ по сравнению с подростками без соматических заболеваний. Подростки с ДСТ достигают высокого уровня адаптированности благодаря развитию коммуникативных способностей, внутренней независимости от влияния общественных норм, более высокого уровня принятия ответственности.
4. Специфика структурной организации личностных черт высокоадаптированных подростков с ДСТ заключается в том, что базовыми качествами для них являются рациональный взгляд на окружающую действительность, дружественность, дипломатичность, тогда как для подростков без соматического заболевания такими качествами являются готовность к общению, эмоциональный контроль, волевая регуляция социального поведения.
5. Социально-психологические факторы, обеспечивающие подросткам с ДСТ высокий уровень адаптированности, действуют в симптомокомплексе, обладающем высокими компенсаторными возможностями. При наличии генетического соматического заболевания высокоорганизованная система социально-психологических переменных является большим ресурсом для достижения адаптированности, чем уровень выраженности той или иной отдельной социально-психологической переменной.
6. Подростки с ДСТ, с бронхиальной астмой и здоровые подростки имеют различные стратегии адаптации. У высокоадаптированных подростков с ДСТ доминирует стратегия активного преобразования среды, у низкоадаптированных - стратегии ухода от контакта со средой и погружения во внутренний мир, а также пассивное подчинение условиям среды. Высокоадаптированные здоровые подростки предпочитают активное преобразование себя и изменение своего социального окружения, а высокоадаптированные подростки с бронхиальной астмой - пассивную репрезентацию себя и пассивное выжидание внешних изменений.



1. Федотова, С.А. Психологические особенности больных с дисплазией соединительной ткани / С.А. Федотова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки.
- 2012. - № 2 (20) - C. 160-162.
2. Федотова, С.А. Особенности социально-психологической адаптированности подростков с дисплазией соединительной ткани / С.А. Федотова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (26) - C. 141-143.
3. Федотова, С.А. Структурные особенности психики подростков с ДСТ с различными уровнями социально-психологической адаптированности / С.А. Федотова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (29). - С. 98-102.
Работы, опубликованные в других изданиях:
4. Федотова, С.А. Дисплазия соединительной ткани как феномен континуума между нормальным и аномальным развитием человека / С.А. Федотова // Психика и тело: научно-практические аспекты взаимодействия психического, физического, физиологического у человека в норме, при донозологических состояниях и патологии: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию Тюменского государственного университета; Тюмень, 16-17 апреля 2010 г. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - С. 50-56.
5. Федотова, С.А. Психологические особенности больных с дисплазией соединительной ткани / С.А. Федотова // Психология ХХІ века: материалы VI международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт- Петербург, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2-3 декабря 2010 г. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. - С. 272-277.
6. Федотова, С.А. Дисплазия соединительной ткани у подростков. Клиническая значимость, психологические особенности и способы коррекции / С.А. Федотова // Актуальные проблемы педиатрической науки и практики: материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10-летию создания педиатрического факультета; Курск, 20-21 декабря 2010 г. - Курск: Изд-во Курского медицинского университета, 2010. - С. 324-328.
7. Федотова, С.А. Влияние дисплазии соединительной ткани на психическое здоровье больных / С.А. Федотова // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы третьей международной конференции Тамбовского государственного университета им. Державина; Тамбов, 8 июня 2011 г. - Тамбов: Изд-во ТамГУ, 2011. - С. 214-218.
8. Федотова, С.А. Особенности социально-психологической адаптированности подростков с дисплазией соединительной ткани / С.А. Федотова // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы третьей международной конференции Тамбовского государственного университета им. Державина; Тамбов, 5 июня 2013 г. - Тамбов: Изд-во ТамГУ, 2013. - С. 103-107.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ