Введение 3
1 Теоретические основы изучения проектно-исследовательской
деятельности школьников 8
1.1 Сущность проектно-исследовательской деятельности обучающихся 8
1.2 Методы организации проектно-исследовательской работы
школьников 18
1.3 Организация и методика выполнения проектов 20
2 Проектно-исследовательская деятельность школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности (на примере изучения темы
«Влияние вредных факторов на состояние здоровья человека») 24
2.1 Эмпирические исследования школьников по изучению влияния
вредных факторов на состояние здоровья человека 24
2.2 Ученический исследовательский проект «Влияние вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги» 28
2.3 Рекомендации для молодых специалистов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью обучающихся 43
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения
В современных условиях общество предъявляет высокие требования к уровню знаний учащихся. В качестве средства активизации и оптимизации процесса обучения может выступать исследовательская деятельность школьников.
В настоящее время проектная деятельность внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему. Это требование самой жизни, продиктованное развитием новейших методик образования, технологий в педагогике, имеющей дело, в первую очередь, с индивидуальным развитием личности, формированием у наших детей главной способности - мыслить самостоятельно, а также получать и применять на практике знания и опыт, стратегически обдумывать принимаемые решения и чётко определять порядок своих действий. Всё это вызвало широкое внедрение альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработку понятийного аппарата и методики применения.
Актуальность темы заключается в том, что современное направление на личностно-ориентированное обучение осуществляется недостаточно быстро, и самостоятельная научно-исследовательская деятельность учащихся 9 классов способствует совершенствованию указанного процесса через самореализацию и самовоспитание учащегося в глазах других сверстников и педагогов.
Как известно, конечным результатом любого учебного процесса является, прежде всего, получение школьником качественного образования, повышению которого необходимо постоянно уделять внимание [1]. Основным способом совершенствования качества образования является целенаправленное формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Проектно-исследовательская работа способствует получению дополнительных знаний, поскольку она ставит целью самостоятельное изучение выбранного материала, а также позволяет анализировать и систематизировать полученные данные и выводы.
Поэтому организация научной работы школьников 9 классов на примере темы «Изучение морфометрических показаний работников Юго-Восточной железной дороги» является важным шагом к глубокому изучению такой важной дисциплины как «биология».
Теоретико-методологическая основа исследования.
В психолого-педагогической литературе выделяются основные направления во взглядах на сущность проектно-исследовательской работы школьников:
- общие вопросы педагогики (Н.В. Бордовская, С.А. Козлова, М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина Р.С. Немов, В.А. Сластенин и др.);
- особенности развития интеллектуальных и творческих способностей школьников (С.Г. Дебердеева, Л.В. Егорова, В.Б. Лебединцев, А.М.Новиков и др.);
- методики образования школьников (В.А. Романенко, Э.В. Семенов, Е.Е. Тен, Н.И.Федюкович и др.)
Объект исследования - организация проектно-исследовательской работы школьников на примере изучения темы влияния вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги.
Предмет исследования - организация проектно-исследовательской работы школьников на примере изучения темы влияния факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги.
Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение особенностей организации проектно-исследовательской работы школьников на примере темы влияния вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги.
Цель выпускной квалификационной работы предопределило постановку и решение следующих задач:
1. Разработать алгоритм организации проектно-исследовательской работы школьников на примере темы влияния вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги.
2. Изучить особенности соматометрических характеристик работников Юго-Восточной железной дороги.
3. Исследовать показатели, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы работников Юго-Восточной железной дороги и оценить изменение чувствительности у работников Юго-Восточной железной дороги под влиянием производственных факторов.
4. Разработать научные рекомендации для специалистов, преподавателей, занимающихся научной деятельностью со школьниками.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что проектно-исследовательская деятельность школьников по биологии будет успешной при соблюдении ряда условий:
1. Будут созданы оптимальные условия для развития и реализации способностей детей.
2. Эффективное внедрение проектов, методических рекомендаций в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- изучены особенности проектно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии;
- определен порядок организации проектно-исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности;
- рассмотрен ученический исследовательский проект «Влияние вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги»;
- сформулированы рекомендации для молодых специалистов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в разработке исследовательского проекта «Влияние вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги». Указанный проект может использоваться в качестве методического обеспечения для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе по предмету на материале раздела «Влияние вредных факторов на состояние здоровья человека», выделены и обоснованы рекомендации для молодых специалистов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью обучающихся по биологии.
Основные этапы исследования:
На начальном этапе работы в 2017 году нами проводилась систематизация и анализ научной литературы по теме исследования, была сформулирована цель исследования; определены предмет, а также гипотеза исследования; четко обозначены задачи проводимого исследования.
На втором этапе (2017-2018 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе; рассмотрен ученический исследовательский проект «Влияние вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги»; произведена корректировка педагогической модели организационно-педагогических условий и программно-методического обеспечения.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первом разделе проведен обзор литературы по теме работы. Во втором разделе охарактеризованы использованные при выполнении работы методы и материалы. В третьем разделе представлены данные, полученные в ходе исследования работников Юго-Восточной железной дороги, предложен вариант организации научной работы школьников на примере темы влияния вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по тематике исследования;
2. Эмпирические методы (опрос, анкетирование).
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов. В качестве базы исследования выступает МБОУ СОШ №35 Города Белгорода и НУЗ «Отделенческой больницы на станции Белгород ОАО «РЖД».
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе МБОУ СОШ №35.
Таким образом, в ходе нашего исследования, направленного на изучение особенностей организации проектно-исследовательской деятельности школьников на примере темы влияния вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги, мы получили следующие выводы:
1. Предложен алгоритм выполнения проектно-исследовательской работы школьниками на примере темы влияния вредных факторов на состояние здоровья работников Юго-Восточной железной дороги.
2. Было определено, что на работников Юго-Восточной железной дороги оказывают влияние на здоровье определенные условия производства, внешняя среда. Установлено, что у большинства работников локомотивной бригады трудоспособного возраста наблюдается избыточная масса тела.
3. Работники локомотивной бригады ОАО «РЖД» дирекции тяги Юго-Восточная, эксплуатационного локомотивного депо Белгород-Курский относятся к ведущим профессиям железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие безопасность движения поездов, и представлены лицами мужского пола. Работа лиц данной профессиональной группы характеризуется воздействием на них комплекса производственных факторов, которые включают в себя: значительное продолжительное психоэмоциональное напряжение, связанное с режимом постоянного слежения, ответственностью за жизнь пассажиров; однообразие, монотонность производственной обстановки; малый объем рабочего помещения (кабины), малоподвижность (работают сидя или стоя); неритмичный график работы с нарушением суточного биоритма. Ведущими факторами являются психоэмоциональное напряжение, гиподинамия и несбалансированная, проатерогенная диета, что непосредственно способствует возникновению у них ожирения, артериальной гипертензии, сахарного диабета и другой патологии.
4. У 100% обследуемых работников локомотивной бригады выявлена гипестезия и гипалгезия верхних конечностей по полиневритическому типу.
5. Обнаружено, что показатели, характеризующие сердечно-сосудистую систему (систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений), у работников железной дороги превышают норму.
6. Организация индивидуальных ученических исследований с учащимися классов дала вполне конкретные результаты, а именно: повысился уровень знаний учащихся, что проявилось в более глубоком понимании ими закономерностей изучаемых явлений; изменилось личностное отношение детей к обучению: они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию, а не как то, что требует запомнить учитель; стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; школьники стали активно участвовать в творческой проектной деятельности, результатом которой стали их рисунки, проекты, презентации в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира; учащиеся осознали свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор и, следовательно, перешли на принципиально иной уровень учебной мотивации.
7. Рекомендациями молодым специалистам, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью обучающихся могут являться следующие:
- совершенствовать учебно-методический комплекс для организации проектной деятельности учащихся (разработка методических рекомендаций для педагогов, пособий для учащихся в электронном виде, упражнений для формирования навыков проектирования у учащихся и т.п.);
- применять в ходе проектирования эффективных методов и приёмов активизации деятельности учащихся (поисковые, исследовательские дискуссионные методы обучения и т.п.);
- активное применение возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе организации проектной деятельности учащихся;
- оценка сформированности универсальных учебных действий учащихся в ходе проектирования.
1. Абаева А.А. Организация научных исследований в школе // Вестник образования в России. - 2016. - № 3. - С. 10-12.
2. Абдуева Ф.М., Афанасьев М.В., Дановская Е.В., Михайлов В.В., Яблучанский Н.И. Железнодорожная медицина. - Харьков: Наука, 2006. - 67 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Москва: Академический Проект, 2013. - 540с.
4. Аксёнов В.А. Обеспечение комфортных условий труда машинистов тягового подвижного состава и операторов строительных и дорожных машин // Наука и техника транспорта. - 2015. - № 1. - С. 24-26.
5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и здоровье, 2011. - 70с.
6. Атьков О.Ю. Медицинское обеспечение безопасности поездов - современное состояние вопроса // Актуальные вопросы железнодорожной медицины: материалы I Междунар. Конф. - М., 2004. - С. 15-20.
7. Бабак О.Я. Артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца - эндотелиальная дисфункция: современное состояние вопроса // Украинский терапевтический журнал. - 2014. - № 1. - С.14-21.
8. Беганова Т.В. Преображенский В.Н., Беленчекова Х.А. Ожирение как фактор риска развития артериальной гипертензии и немедикаментозные методы профилактики // Вестник МСИ. - 2009. - №1. - С.35-38.
9. Бичкаев Я.И., Горохова Л.М., Мартынова Н.А. Влияние производственных факторов на развитие основных заболеваний у различных профессиональных групп железнодорожников // Экология человека. - 2015. - №1. - С.44-51.
10. Бондарев С.А., Василенко В.С. Кардиальная патология у машинистов // Сибирский медицинский журнал. - 2015. - Т.26. - №2. - С.116-121.
11. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / под ред. Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2010. - 300 с.
12. Вайнер Э.Н. Общая валеология / под ред. Э.Н. Вайнер. - Липецк: ЛГПИ, 1998. - 133 с.
13. Вайс Х. Функции крови / под ред. Х. Вайс. - М.: Мир, 1996. - С. 414-453.
14. Габерман О.Е. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертонией //Медицинский альманах. - 2014. - №2(15) - С.185-188.
15. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены / под ред. С.И. Гальперина. - М.: Высшая школа, 1974. - 468 с.
16. Гутникова О.В. Влияние диуретиков на профессионально значимые качества машинистов локомотивов // Медицина труда и промышленная экология. - 2015. - №1 - С.35-39.
17. Дебердеева С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников на уроках биологии // Информатика и образование - 2015. - №10. - С. 80-87.
18. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для ВУЗов / под ред. В.И.Дубровский. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004. - 623 с.
19. Егорова Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Вестник образования. - № 3. - 2015. - С. 40-41.
20. Иванов С.В. Депрессия и сердечно-сосудистая патология // Кардиология. - 2015. - №7. - С.115-120.
21. Иванова Е.А. Научно-исследовательская деятельность школьников: особенности организации // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - №4. - С.29-33.
22. Измеров Н.Ф. Условия труда как фактор риска развития заболеваний и смертности от сердечно-сосудистой патологии // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2015. - №2(40) - С.14-20.
23. Капцов В.А. Основные факторы профессионального риска у работников железнодорожного транспорта // Гигиена и санитария. - 2011. - №1. - С.38-43.
24. Карпинский А.Ю. Организация разновозрастного обучения в неклассно-урочной школе // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 108¬112.
25. Кассирский И.А. Клиническая гематология / под ред. И.А. Кассирский, Г.А. Алексеев. - М., 1970. - 800 с.
26. Каськов Ю.Н. Современные аспекты состояния и профилактики профессиональных заболеваний на объектах железнодорожного транспорта // Железнодорожная медицина. - 2015. - № 13-14. - С. 17-21.
27. Кобалава Ж.Д. Кардиоренальный синдром // РМЖ. - 2003. - № 12 (1). - С.699-702.
28. Козлова С.А. Развитие логического и алгоритмического мышления у школьников // Начальная школа. - 2015. - № 9. - С.23-28.
29. Коробков А.В. Практикум по нормальной физиологии. Учебное пособие для мед. вузов. / под ред. А.В. Коробков, А.А. Башкиров, Н.А. Агаджанян и др. - М.: Высшая школа, 1983. - 328 с.
30. Крюков Н.Н., Романчук П.И. Артериальная гипертония и медицинское обеспечение на железнодорожном транспорте / под ред. Н.Н.Крюков, П.И. Романчук - Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2015. - С. 703.
31. Куршаков А.А. Распространенность факторов риска развития метаболического синдрома среди работников локомотивных бригад по результатам скринингового исследования // Практическая медицина. - 2011. - №3. - С.27-30.
32. Лебединцев В.Б. Разновозрастная организация взаимообучения плюс погружение // Школьные технологии. - 2015. - № 3. - С. 72-77.
33. Литвинова И.А. Проектные тенологии: особенности организации // Образование и наука в России и за рубежом- 2018. - №10 - С.32-38.
34. Литвяков А.М. Роль некоторых факторов в формировании артериальной гипертензии //Вестник ВГМУ. - 2005. - №1 - С.32-38.
35. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования / под ред. М.И.Лукъянова, Н.В.Калинина. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.
36. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / под ред. А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер. - 2007. - 583 с.
37. Марютина Т.М. Психофизиология: учеб. пособие./под ред. Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев - М.: Изд-во УРАО, 2008 - 240 с.
38. Мартынова Е.А. Особенности проектной деятельности младших школьников // Образование и наука в России и за рубежом - 2018. - №5. - С.36-39.
39. Немов Р.С. Психология: Учебник /под ред. Немов Р.С. - М.:
Высшее образование, 2011. - 639 с.
40. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека / под ред. Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов. - М., Изд-во МГУ, 1983. - 320 с.
41. Новиков А.М. Методология образования / под ред. А.М. Новиков. - М.: «Эгвес». - 2006. - 488 с.
42. Оганов Р.Г. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний /под ред. Р.Г. Оганов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 211 с.
43. Панкрушина А.Н. Значимость профилактической медицины для предотвращения развития профессиональных заболеваний // Биология. Экология. Естествознание. Науки о земле. - 2012. -№2. - С.58-66.
44. Понамаренко А.Н. Факторы формирования хронических заболеваний у железнодорожников // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2015. - №2(20) - С.10-15.
45. Понамарева Е.А. Заболеваемость работников транспортной сферы //Медицина труда и промышленная экология. - 2018. - №3 - С.35-39.
46. Попов А.И. Распространенность артериальной гипертонии и факторов сердечно-сосудистого риска среди населения Крайнего Севера // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2005. -Т.8. - № 1. - С.40-43.
47. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей / под ред. В.А. Романенко. - Донецк, ДонНУ. 2005. - 291 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / под ред. С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2012. - 720с.
49. Семенов Э.В. Физиология и анатомия человека / под ред. Э.В. Семенов. - М., 2002. - 480 с.
50. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
51. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний / под ред. Е.Е.Тен : Учебник
- 5 изд., - М.: Академия, 2009 - 256 с.
52. Трунова О.А. Профилактика профессиональны заболеваний работников транспорта //Медицина труда и промышленная экология. - 2018. - №7 - С.35-39.
53. Ушакова Н.Н. Активные формы обучения / под ред. Н.Н. Ушакова - Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2015. - 40с.
54. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека / под ред. Н.И.Федюкович. - М.: Феникс, 2004. - 416 с.
55. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. Учеб. пособие / под ред. Н.И.Федюкович. Издательство - Феникс. 2013. - 320 с.
56. Фомин Н.А. Физиология человека / под ред. Н.А. Фомин. 3-е изд. -
М.: «Просвещение», ВЛАДОС, 1995. - 416 с.
57. Халиуллина А.Ш. Влияние гипотензивной терапии на показатели центральной гемодинамики и функционального состояния почек у работников локомотивных бригад, больных артериальной гипертензией): дисс.мед. наук. - Т., 2014.
58. Хомутов А.Б. Антропология / под ред. А.Б.Хомутов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2014. - 384 с.
59. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология / под ред. А.Г. Хрипкова. Учеб. пособие для студентов небиологических специальностей педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1978. -287 с.
60. Kannel W.B. The coronary profile: 12-year follow-up in the Framingham Study. / W.B. Kannel, W.P.Castelli, M.P. McNamara //J Occup Med. - 1967. - №9. - Р.611-619.