ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ 6
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый стиль поведения» 6
1.2. Актуальность проблемы формирования стиля здорового поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи в формировании стиля здорового поведения старших дошкольников 7
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Анализ уровня сформированности стиля здорового поведения детей
старшего дошкольного возраста 26
2.2. Оценка педагогических условий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании стиля здорового поведения детей старшего дошкольного возраста 32
2.3. Методические рекомендации по созданию педагогических условий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании стиля здорового поведения старших дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной, поскольку результаты современных научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике.
Дошкольное детство - важнейший возрастной период в формировании стиля здорового поведения и развития физических качеств. Именно в это время закладываются основы здоровья, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры. Поэтому главной задачей родителей и образовательных учреждений является формирование стиля здорового поведения детей в этот период.
Проблемой формирования стиля здорового поведения занимались ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии:
В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н.Чумаков, психологи: О.С. Осадчук, экологии: З.И.Тюмасева, А.Ф.Аменд и педагогики: В.Г. Альмовская, Г.К.Зайцев, О.В. Морозова, О.Ю.Толстова. М. Я. Виленский и Я. Ю. Томащук отводили большую часть в своих работах вопросам формированию стиля здорового поведения старших дошкольников. Они рассматривают стиль здорового поведения в двух аспектах: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности, выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Однако, по мнению отечественных ученых (Л. Н. Волошина, Н.Д. Лащенко, Я.Ю. Томащук), несмотря на первостепенную значимость указанной проблемы, усиление личностной ориентированности образования, состояние научного знания и реальная педагогическая практика при формировании стиля здорового поведения нивелируют в этом процессе индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности, что не способствует ее адекватному решению.
Таким образом, в современной педагогической теории и практике проблема формирования стиля здорового поведения дошкольников занимает одно из приоритетных мест. Однако, не смотря на масштабность, многоуровневость и относительную молодость этого направления обуславливает и широкий спектр проблем, еще не изученных. До настоящего времени не раскрыта содержательная сторона понятия "стиль здорового поведения", несмотря на его широкое использование разными авторами, практически отсутствуют исследования по изучению особенностей, технологий его формирования в период дошкольного детства.
Проблема исследования: выявить педагогические условия формирования стиля здорового поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: научно обосновать педагогические условия формирования стиля здорового поведения детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи.
Объект исследования: процесс формирования стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Предмет исследования: педагогические условия формирования стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза: процесс формирования стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- Обеспечено активное включение во взаимодействие всех субъектов педагогического общения в решение проблем воспитания здорового дошкольника;
- Взаимодействие ДОО с родителями осуществляется на основе деятельностного подхода, с учетом проблем выявленных на диагностическом этапе и согласно предложенному алгоритму.
Задачи:
1. Дать определение понятию «стиль здорового поведения».
2.Обосновать педагогические условия формирования стиля здорового поведения старших дошкольников.
3. Выявить критерии и показатели оценки стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Оценить уровень сформированности стиля здорового поведения старших дошкольников и педагогические условия его формирования.
4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий формирования стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы нормативно - правовой базы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа; методы математической статистики: метод средних величин, ранжирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 г. Белгорода, старшая группа - 25 детей.
Структура и содержание работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, излагается проблема исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи. Первая глава посвящена обзору литературы по проблеме исследования. Во второй главе определена последовательность и направленность этапов работы, подобраны методы научного познания и методики исследования, представлены результаты исследования. Дипломная работа состоит из 53 страниц печатного текста, 41 источника использованной литературы, два приложения.
Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, проблема сохранения и укрепления здоровья весьма актуальна, поскольку уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше.
Нами были рассмотрены теоретические основы формирования стиля здорового поведения детей старшего дошкольного возраста. На основании анализа исследований М. Я. Виленского, мы рассмотрели понятие «стиль здорового поведения» с двух позиций: как формирование здоровой личности и как развитие индивидуальности, выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Реализация работы по формированию стиля здорового поведения в условиях ДОО осуществляется на основе системного, личностно-ориентированного и деятельностного под-хода.
Нами были выделены основные критерии и уровни сформированности стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста. На основании этих критериев нами была проведена экспериментальная работа по изучению уровня сформированности стиля здорового поведения у старших дошкольников. Работа проводилась на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №15 г. Белгорода. Для участия в эксперименте было отобрано 25 детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования нами была проведена диагностика исходного уровня сформированности стиля здорового поведения детей, ее содержание определялось с помощь результатов анкетирования, проведенного с родителями. Также нами было выявлено 3 уровня сформированности стиля здорового поведения у детей старшего дошкольного возраста: с оптимальным уровнем - 6 детей (24%), с допустимым уровнем - 12 детей (48%), с недопустимым уровнем - 7 детей (28%).
Проведенное исследование позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОО, в связи с этим нами были разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию стиля здорового поведения у детей дошкольного возраста. Данные рекомендации позволяют преодолеть существующие трудности в воспитании стиля здорового поведения.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами работы, а соответственно цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. 3-е изд., доп., перераб,- М.: Физкультура и спорт, 2005. - 64 с
2. Амосов Н.М. Энциклопедия алгоритм здоровья / Н.М. Амосов // Москва: Сталкер, 2004. - 502с.
3. Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие / Л.В. Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 128 с.
4. Барбашов С.В.Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст. : дис. . д-ра пед. наук / C.B. Барбашов. Омск, 2009. - 389 с.
5. Билич Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич - СПб.: Изд-во Водолей, 1998. - 560 с - СПб.: Изд-во Водолей, 1998. - 560 с.
6. Брег П. С. Системы оздоровления / П.С. Брег - М.: ТЦ Сфера, 2009 - 64с.
7. Виленский М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / Виленский М. Я. Педагогически и психологические науки. -2014. - №6. - с. 18-24
8. Волошина Л.Н., Лащенко Н.Д., Томащук Я.Ю. Идеи Е.И. Рерих о необходимости воспитания добромыслия и современные концепции здорового стиля поведения / Л.Н. Волошина, Н.Д. Лащенко, Я.Ю. То-мащук Психолого-педагогический поиск. - 2015.- № 35. - с. 80-85.
9. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие / В.А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.
10. Локк Дж. Мысли о воспитании / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Дж. Локк - М., 1981.-195 с.
11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании до-школьника / Е.С. Евдокимова.- Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 986 с.
12. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
13. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова.- М.: Март, 2005. - 448 с.
14. Кудрявцев В. Г., Егоров Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В. Г. Кудрявцев, Г. Б. Егоров. - М.: Линка- Пресс, 2008. - 296 с.
15. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н.Кузнецова.
- М.: АРКТИ, 2009. - 64 с.
16. Лисициын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисициын
- М: Просвещение, 2014.-123с.
17. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практичес-ких работников детских дошкольных учреждений / М.Д.Маханева - М.: АРКТИ, 2012.-88с
18. Медведев А. С. Методологические основы системы оздоровления детей / А.С. Медведев. - Минск: Белорусская наука, 2010. - 158 с.
19. Молоднякова А.В. Личностно-ориентированный подход в практике дополнительного образования дошкольников / А.В. Молоднякова // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 12. - С. 75-76.
20. Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения: моногр. / М.М. Мусанова, Л.Н. Волошина. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 234 с.
21. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова - М.: Мозаика-Синтез, 2014 - 96с.
22. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
23. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография / Т.С. Овчинникова- СПб.: КАРО, 2010. -176 с.
24. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: автореф. дис. канд. пед. наук / О.Е. Подгорная. - Ростов- на Дону, 2008. - 24 с.
25. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей / Г.А. Прохорова. - М.: Айрис Пресс, 2010. - 168 с
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошколь-ного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
27. Сорокина И.В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый / И. В. Сорокина - 2016. - №6. - С. 823- 825.
28. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2015. - 111 с.
29. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2011. - 560 с
30. Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
31. Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Терпугова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 254 с.
32. Тюлякова А.С. Психологический практикум / А.С.Тюлякова. Спб.,2015 . - 950 с.
33. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: автореф. дис.канд.пед.наук / Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2007. - 23с.
34. Чумаков Б.Н. Валеология / Б.Н. Чумаков - М.: Просвещение, 2012. - 248с.
35. Шишкина В. А. В детский сад - за здоровьем / В. А. Шишкина. - Минск: Зорны верасень, 2006. - 165 с.
36. Шоригина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие / Т.А. Шоригина. - М.: ТЦ Сфера, 2014- 126 с.
37. Шукшина С.Е. Возможности формирования потребности в сохранении и укреплении здоровья у детей старшего дошкольного возраста / С.Е. Шукшина Детство, 2012.-14с.
38. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. / Н.О. Яковлева. М.: Информационное издательство Центр AT и СО, 2007. - 239с.
39. Яшкова Н.В. Охрана здоровья детей / Н.В. Яшкова // Дошкольное воспитание. 2016.-№4.С.14-17с.
40. Health Behavior in School-Aged Children: A WHO Cross-National Survey. Research protocol for the Study. - Copenhagen, Denmark, 2012.
41. The Health of Youth. A Cross-National Survey. - WHO Regional Publica-tion, European Series No.69, Printed in Canada, 2008.