Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Сущность домашнего ареста по действующему законодательству 11
1.1 Понятие и назначение домашнего ареста 11
1.2 Место домашнего ареста в системе мер процессуального
принуждения и мер пресечения 35
1.3 Основные принципы избрания домашнего ареста 40
2 Порядок избрания меры пресечения в виде домашнего ареста на стадии
предварительного расследования 50
2.1 Основания избрания домашнего ареста 50
2.2 Условия избрания домашнего ареста 60
2.3 Продление, изменение и отмена меры пресечения в виде домашнего
ареста 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов 93
Приложения 103
Актуальность темы исследования. Вопрос выбора меры пресечения является актуальным и сложным в современной правовой практике. Особенно остро стоит проблема избрания домашнего ареста как одной из возможных мер ограничения свободы подозреваемого или обвиняемого.
Произведённый анализ статистики об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в Заелыдовском районном суде г. Новосибирска за период с 2020 года по 2024 года показал, что всего за указанный период было рассмотрено 597 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и 29 ходатайств об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста. Необходимо, отметить, что за указанный период времени увеличивается избрание меры пресечения в виде домашнего ареста.
Однако, основываясь на этих статистических данных, мы видим, что доля домашнего ареста составляет всего лишь 5 процентов от общего количества ходатайств, заявленных перед судом. (Диаграмма 1.1, Таблица 1.1).
Представленные выше данные показывают нам цель законодателя, который стремится к гуманизации в отношении подозреваемых и обвиняемых, посредством изменений и дополнений действующего УПК РФ.
Еще существует ряд проблем, которые не позволяют увеличить процент избрания меры пресечения в виде домашнего ареста.
Одной из проблем является заинтересованность каждой из сторон в определенном результате. Сторона обвинения имеет интерес в упрощении расследования для должностного лица. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствует необходимость в вызове подсудимого и извещении сотрудников ФСИН - нужно лишь отправить требование сотрудникам СИЗО. Здесь, же выступает и психологический аспект, а именно нахождение человека во временных изоляторах, на стадии предварительного следствия или судебного разбирательства может подвергнуть его давлению, что увеличивает вероятность дачи признательных показаний.
Необходимо также и учитывать статистику применения мер пресечения, которая показывает, что суды чаще всего принимают сторону следствия и избирают заключение под стражу. Это влияет на качество рассмотрения ходатайств об избрании домашнего ареста, где следователи часто используют обобщенные аргументы в свою пользу. Например, они могут указывать на риск скрыться обвиняемого из-за страха перед большим сроком наказания, предусмотренного санкцией статьи, либо на возможность оказания давления на свидетелей.
В противовес позиции следователя выступает сторона защиты, которая явно поддерживает использование домашнего ареста как более мягкой меры пресечения.
После предоставления доводов со стороны обвинения и защиты, окончательное решение принимается судом. Здесь тоже возникают свои проблемы. Во-первых, из-за судебной практики рассмотрения и обжалования дел, согласно которой судам проще принять решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а не о домашнем аресте, чтобы избежать высокой вероятности обжалования прокуратуры в высшей инстанции.
Второй аспект — это моральная составляющая, в соответствии с ч. 1 ст. 17 УПК РФ, судьи, присяжные заседатели, прокуроры, следователи и дознаватели оценивают доказательства на основе своего внутреннего убеждения, которое основано на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, придерживаясь при этом закона и совести.
Решение вышеуказанных проблем и отражает уникальность темы исследования.
Предмет данной работы представлен нормами уголовно-процессуального права, судебной практики по данной мере пресечения и учебно-научной юридической литературой по рассматриваемой и смежным проблемам, (отечественная доктрина, в работе также имеются некоторые отсылки к зарубежной доктрине).
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при избрании судом первой инстанции меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении обвиняемого или подозреваемого на стадии предварительного расследования.
Цель исследования состоит в комплексном изучении и исследовании процессуального порядка избрания меры пресечения в виде домашнего ареста, выявлении и анализе комплекса проблем, возникающих в судебной деятельности, а также формулирование предложений, направленных на их решение.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
Во-первых, рассмотреть понятие и назначение домашнего ареста;
Во-вторых, определить место домашнего ареста в системе мер процессуального принуждения;
В-третьих, определить основные принципы избрания домашнего ареста;
В-четвертых, выявить основания избрания домашнего ареста;
В-пятых, выявить условия избрания домашнего ареста;
В-шестых, определить порядок продления, изменения и отмены меры пресечения в виде домашнего ареста;
В-седьмых, выявить и проанализировать проблемы правового регулирования избрания меры пресечения в виде домашнего ареста, а также выработать предложения, направленные на их решение.
Методологию исследования составили общие и частно-научные методы, специально юридические методы, среди которых формально- юридический метод, метод аналогии, статистический метод, сравнительно-правовой метод, метод системного анализа, метод толкования права, систематизация и обобщение теоретических исследований и эмпирического материала.
Теоретической основой данной работы стали труды О.В. Качалова, К.Б. Калиновского, Е.В. Марковичева, П.И. Люблинского, Н.В. Ткачевой, К.В. Муравьевой, В.Г. Григорян, И.В. Насоновой, Н.А. Моргуниной и др.
Правовой основой послужили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, иные действующие нормативно-правовые акты, а также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, было уделено внимание судебной практике в сфере избрания меры пресечения в виде домашнего ареста.
Эмпирическая основа исследования. Выводы исследования основаны на результатах анализа и систематизации данных, полученных по итогам изучения поступивших материалов по ходатайству следователей об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в Заельцовский районный суд г. Новосибирска, отобранных методом случайной выборки за период с 2020 по 2024 год. В работе также используются статистические данные о продлении, изменении и отмене меры пресечения в виде домашнего ареста за 2020-2024 год, публикуемые ежегодно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Структура работы определена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение проведенного исследования по теме «Избрание судом первой инстанции меры пресечения в виде домашнего ареста (на примере Заельцовского районного суда г. Новосибирска) позволяет сделать следующие ключевые и детализированные выводы, которые подчеркивают как теоретическую, так и практическую значимость полученных результатов.
Прежде всего, домашний арест представляет собой меру принудительного ограничения свободы, при которой человек должен оставаться на определенной территории (чаще всего в своем доме) под наблюдением и контролем государственных органов. Цель домашнего ареста состоит в том, чтобы гарантировать исполнение судебного решения, предотвратить совершение дальнейших преступлений, а также защитить общество от опасных для него людей.
Во-вторых, домашний арест занимает важное место в системе мер процессуального принуждения и мер пресечения, обеспечивая баланс между необходимостью обеспечением правопорядка и защитой основных прав и свобод человека.
В-третьих, для обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемого в период применения к нему мер пресечения требуется наличие разветвленной системы процессуальных гарантий, основанной на международных нормах и Конституции Российской Федерации. Реальное обеспечение прав обвиняемого возможно лишь при условии, что каждому его законному праву будет соответствовать соответствующая процессуальная гарантия, к чему современное законодательство должно стремиться.
В-четвертых, основанием для избрания домашнего ареста является ряд факторов, включая тяжесть совершенного преступления, личность подозреваемого либо обвиняемого, наличие сильных улик или свидетельств против него, а также возможность обеспечения соблюдения условий домашнего ареста. В каждом отдельном случае суд принимает решение о выборе меры пресечения, учитывая все обстоятельства дела.
В-пятых, обсуждая условия назначения домашнего ареста, можно прийти к следующему выводу. Решение о применении домашнего ареста в качестве меры пресечения зависит от ряда факторов, таких как характер и степень тяжести преступления, индивидуальные обстоятельства обвиняемого, наличие у него установленных залогов и так далее.
Для принятия решения об избрании данной меры пресечения могут учитываться такие критерии, как наличие постоянного места жительства, работы, семьи, отсутствие ранее совершенных преступлений и др. Решение о назначении домашнего ареста должно быть обоснованным и соответствовать всем требованиям закона.
Нами была проанализирована практика Заельцовского районного суда г. Новосибирска об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, где были собраны данные по различным критериям условий назначения домашнего ареста.
В основном 48 % случаев составляют тяжкие преступления, когда применяется домашний арест, меньше всего составляют преступления небольшой тяжести 4 %.
В основном 83 % случаев связаны с оконченными преступлениями, когда применяется домашний арест, в то время как 17 % составляют неоконченные преступления при назначении домашнего ареста.
В основном 71 % обвиняемых при избрании домашнего ареста ранее не судимы, 29 % обвиняемых при избрании домашнего ареста ранее судимы.
В основном 80 % обвиняемых — это лица, достигшие совершеннолетия, в то время как 20 % составляют несовершеннолетние обвиняемые.
В основном 79 % обвиняемых являются холостыми или не состоящими в браке, тогда как 21 % из них состоят в браке.
В основном у 89 % обвиняемых отсутствуют иждивенцы, у 11 % имеются иждивенцы.
Наибольшее количество случаев применения домашнего ареста связано со статьей 161 УК РФ (грабеж), что составляет 18%, а также со статьей 290 УК РФ (получение взятки), на которую приходится 14%. Наименьшее количество случаев (3 и 4%) относится к статьям 193.1 УК РФ (осуществление валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов), 171.2 УК РФ (незаконная организация и проведение азартных игр), 162 УК РФ (разбой) и 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу).
Минимальный процент ходатайств следователя или дознавателя о применении меры пресечения в виде домашнего ареста составил 7 %, что наблюдается в 2023 году. Максимальный процент таких ходатайств достиг 34 %, что характерно для 2024 года.
В-шестых, из 29 материалов об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в Заельцовский районный суд г. Новосибирска за период с 2020 года по 2024 год обжалованию в Новосибирский областной суд подлежали 4 материала, что составляет довольно низкий процент (Диаграмма №15). Из этих обжалуемых 4-х материалов, Новосибирский областной суд ни один не отменил, только лишь указал на внесение необходимых изменений.
В связи с этим предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации, а именно разработать нормативно-правовые акты, которые бы содержали больше оснований для применения домашнего ареста в качестве меры пресечения. Это поможет решить актуальную проблему низкого процента применения домашнего ареста, вызванного опасениями судей, обусловленными существующей судебной практикой, ориентированной на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №
31. Ст. 4398;
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 13 июня. 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08 августа. 2024 г.) // Консул ьтантПл юс: Доступ из справ. правовой системы
„КонсультантПлюс“.(дата обращения: 07.10.2024).;
4. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. №420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Российская газета.2011.9 декабря. №278 (5654);
5. ст.5, 26 ФЗ от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Российская газета. 2011. 23 ноября. №263;
6. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ (ред. от 3 декабря 2011 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации//С3 РФ;
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. №22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста (с изм. и доп., внесенными постановлениями Пленума от 10 июня 2010 г. №15 и 23 декабря 2010 №31 )//Российская газета. 2009. 11 ноября. №211 (5035);
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2018 г. № 12- П/2018 «По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Костромина» // СПС Гарант. URL: https://www.garant.ru. (дата обращения: 09.10.2024);
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В. Н. Синцова, В. Н. Бугрова и А. К. Никитина» // Собрание законодательства РФ. 08.04.1996. № 15. Ст. 1768;
10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года № 998-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Агаркова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ra (дата обращения: 12.10.2024);
И. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 24.05.2016) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога"//"Российская газета", N 294, 27.12.2013;
12. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. №136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», а также п. 1.5. Указания зам. Генпрокурора и первого зам. Генпрокурора Председателя СК при прокуратуре от 16 декабря 2008 г. №272/49/5/206;
13. постановление Пленума Верховного Суда РФ №22, п. 11, п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. №17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве»;
14. Определение от 27 января 2011 г. №9-0-0, принятое по жалобе гражданина А.И. Аноприева на нарушение его конституционных прав статьей 107 УПК Российской Федерации/Официально опубликовано не было/ http:www.ksrf.ru/DECISION/Pages/default.aspx;
15. Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений»//Российская газета. 2011.21 января. №11 (5387);..95