Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Работа №177987

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты проектного бюджетирования как технологии бюджетного
планирования 6
1.1 Экономическое содержание и значение проектного бюджетирования как технологии бюджетного планирования
1.2 Методы проектного бюджетирования в системе бюджетного планирования 15
1.3 Критерии выбора проектов и система показателей оценки их эффективности
в составе бюджетов 28
2 Анализ проектного бюджетирования в бюджетном процессе в России 36
2.1 Становление проектного бюджетирования в бюджетном процессе в России
2.2 Анализ рассмотрения, утверждения и реализации национальных проектов в России 43
2.3 Анализ использования методов проектного бюджетирования в системе бюджетного
планирования 47
3 Анализ использования бюджетных средств для финансирования национальных
проектов в России 53
3.1 Анализ расходов Федерального бюджета РФ в рамках реализации национальных проектов
3.2 Анализ динамики выделения межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета
РФ на реализацию национальных проектов 63
3.3 Анализ результатов государственного финансового контроля и аудита
эффективности национальных проектов 71
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 84
Приложение А 95


Актуальность темы магистерской диссертации заключается в том, что проектное бюджетирование абсолютно новый элемент в бюджетном процессе в России. Процесс его становления начинается с вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В данном Указе определено 12 ключевых направлений, на основании которых были разработаны следующие национальные проекты: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт». Немногим позднее на основании данного Указа был разработан Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Все национальные проекты направлены на достижение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Также данным Указом закреплен приоритетный порядок финансирования, в соответствие с которым ежегодно при формировании проекта Федерального бюджета РФ в первую очередь предусматриваются бюджетные ассигнования именно на реализацию национальных проектов.
Таким образом, в системе бюджетного планирования РФ появилась абсолютно новая технология бюджетирования - проектное бюджетирование. При этом не разработана нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление данной технологии. Также отсутствует единая методология осуществления проектного бюджетирования, что негативно отразилось уже на первых этапах реализации национальных проектов по оценкам результатов государственного финансового контроля и аудита Счетной палаты РФ.
Различные виды и методы бюджетирования в публично-правовом образованиях, были рассмотрены в трудах таких ученых, как Дьякова Е.Б., Струкова Т.В., Замятина Н.А., Зайцев В.Е., Золотарева Г.И., Истомина Н.А. и многих других. Организационно-методические аспекты разработки и реализации национальных проектов в России были рассмотрены Бондаревой Н.Н., Комковым Н.И., Бухвальдом Е.М., Куделичем М.И., Огневым В.В., Щукиной Т.В. Зарубежный опыт в сфере управления проектами представлен в трудах таких ученых, как Мироненко Н.В., Леонова О.В., Crawford Р., Bryce Р. и многих других.
Имеющиеся исследования не исчерпывают исследовательский потенциал обозначенной проблематики в связи с новизной исследуемой темы, отсутствием комплексных прикладных и теоретических исследований в области проектного бюджетирования как технологии бюджетного планирования в РФ. Все это подтверждает актуальность исследования, определяет его цель, задачи, объект и предмет исследования.
Объектом исследования является процесс проектного бюджетирования в системе бюджетного планирования.
Предметом исследования является совокупность методов проектного бюджетирования, направленных на обеспечение его результативности.
Цель магистерской диссертации - исследование теоретических и методических аспектов проектного бюджетирования, как технологии бюджетного планирования, и выявление на основе анализа национальных проектов России практических рекомендаций по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическое содержание и значение проектного бюджетирования с целью выработки понятийного аппарата и выявления его роли и места в бюджетном планировании;
2) исследовать методические аспекты проектного бюджетирования для выявления и уточнения методов, технологии, алгоритма от принятия решения до контроля над исполнением;
3) провести анализ современного состояния проектного бюджетирования в бюджетном процессе России для выработки мер дальнейшего развития;
4) проанализировать использование бюджетных средств для реализации национальных проектов с целью выявления результативности проектного бюджетирования;
5) разработать рекомендации по направлениям развития проектного бюджетирования.
Теоретическую и методическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области теории и методологии бюджетного и программно-целевого планирования. Теоретическое обоснование процесса проектного бюджетирования основывалось на экономической теории, теории планирования и прогнозирования в рыночной экономике, стратегического планирования на макроуровне, государственных и муниципальных финансах, экономике регионов, и прикладных экономических дисциплинах: управление проектами, финансовый анализ, экономическая статистика. В процессе исследования автор руководствовался методологией системного подхода. Были использованы такие методы научного познания, как индукции и дедукции, наблюдения, анализа и синтеза, исторического и логического сопоставления. Также использовались методы и процедуры эмпирического исследования: экономико-статистические, экономико¬математические и сравнительные методы. С целью осуществления расчетов были использованы стандартные средства MsOffice.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, регламентирующие вопросы осуществления бюджетного процесса и проектной деятельности, статистические и отчетные данные Росстата, Минфина России, и финансовых органов субъектов РФ, материалы научно-практических конференций и семинаров, научные статьи и монографии по проблеме исследования, ресурсы Интернета.
Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью постановки проблемы, и состоит в обобщении и дополнении научных знаний в области теории и методики проектного бюджетирования в России для обеспечения его результативности. Практическая значимость исследования состоит в выработке рекомендаций по повышению результативности проектного бюджетирования в бюджетном процессе России.
Научная новизна заключается в приращении научного знания в теории и методической базе проектного бюджетирования, которое использовано для выработки практических мер, направленных на совершенствование практики его применения в России.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично автором:
1. Впервые был выработан полный понятийный аппарат проектного бюджетирования, как технологии бюджетного планирования (предложены авторские определения терминов «проектное бюджетирование», «проектный метод бюджетирования»);
2. Впервые предложены:
- принципы проектного бюджетирования;
- подходы к этапам осуществления проектного бюджетирования;
- определено место проектного бюджетирования в бюджетном процессе.
Магистерская диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 103 источника, а также 1 приложение. Работа изложена на 98 страницах, включает в себя 20 таблиц, 6 рисунков и 3 формулы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реализация бюджетирования в рамках проектного подхода - абсолютно новый этап в бюджетном процессе России, имеющий ряд неразрешенных вопросов, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы. Проведенное в рамках магистерской диссертации исследование позволило получить ряд результатов.
Научным результатом исследования является разработка и дополнение теоретических, методических и практических основ проектного бюджетирования на основе системного подхода для дальнейшего его развития и совершенствования. Были даны авторские определения «проектного бюджетирования», «метода проектного бюджетирования». Впервые были выработаны принципы проектного бюджетирования, подходы к этапам осуществления проектного бюджетирования, определено место проектного бюджетирования в бюджетном процессе.
Были изучены имеющиеся нормативно-правовые акты и методические аспекты осуществления проектного бюджетирования в России. На основании проанализированной информации было выявлен ряд проблем, связанных с результативным осуществлением проектного бюджетирования. В частности, по многим показателям отсутствуют методики расчета данных показателей, либо они разработаны с нарушением. Также отсутствует методика оценки эффективности показателей национальных проектов, в связи с этим отсутствует возможность обеспечить систему мониторинга реализации национальных проектов. Важной задачей при реализации нацпроектов является нахождение четкого соотношения между объемами финансирования и планируемым результатом, то есть значениями показателей. К сожалению, система показателей пока еще остается весьма сырой, недостаточно проработана. Многие показатели не имеют утвержденных методик расчета и не включены в федеральный план статистических работ. В ряде случаев их целевые значения предварительны и будут уточняться после утверждения соответствующих методик до конца 2019 года. Автором данной работы были разработаны собственные показатели оценки эффективности национальных проектов.
По результатам анализа современного состояния проектного бюджетирования в бюджетном процессе России был сделан вывод об отсутствии интеграции национальных проектов и других стратегических документов. На основе сопоставления паспорта национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и пилотной государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» была выявлена недостаточная согласованность целей, целевых показателей данного национального проекта и пилотной государственной программы, структурным элементом которой являются федеральные проекты, входящие в национальный проект. Таким образом, на данный момент отсутствует связь между инструментами бюджетирования в России. Также считаем что, требуется дополнительная корректировка программных документов субъектов РФ в целях их интеграции с федеральными проектами. Понадобится также уточнение уже применяемых механизмов, и в ряде случаев разработка новых решений для формирования отчетности и комплексного мониторинга ключевых показателей федеральных и региональных проектов. Решение задачи интеграции национального проекта в госпрограмму предполагает отражение в госпрограммах целей, задач, показателей и параметров финансового обеспечения национальных проектов. Считаем, что государственные программы РФ должны быть переформатированы на новый подход. В пользу такой точки зрения был приведен пример из региональной практики.
В ходе исследования был проведен анализ расходов Федерального бюджета РФ на реализацию национальных проектов в 2019-2022 годах, на основании, которого выявлено, что все расходы на национальные проекты являются социально-ориентированными и направленными на развитие и рост экономики. Однако анализ показал, что существенный объем финансовых ресурсов концентрируется только в рамках определенных федеральных проектов. В связи, с чем встает вопрос о целесообразности реализации такого масштабного количества федеральных проектов в составе национальных проектов. Было проведено сопоставление данных паспортов национальных проектов и запланированных в Федеральном бюджете РФ расходов на их реализацию. На основании, которого было предложено объединить федеральные проекты «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», входящие в национальный проект «Международная кооперация и экспорт».
На основании анализа межбюджетных трансфертов, предоставляемых из Федерального бюджета РФ регионам, была определена структура целевой финансовой помощи, преимущественную долю которой предоставляют субсидии. При этом отмечено, что в проекте закона о Федеральном бюджете РФ на 2020-2022 годы, доля распределенных межбюджетных трансфертов субъектам РФ достаточно низкая. Считаем, что данный факт снижает качество бюджетного планирования на региональном уровне, и увеличивает риски несвоевременного достижения целей, целевых показателей национальных проектов. В пользу такой позиции были представлены примеры из региональной практики и аспекты из проведенного аудита законопроекта федерального бюджета РФ. Предложено распределять межбюджетные трансферты на национальные проекты в полном объеме в целях максимального достижения показателей национальных проектов на субфедеральном уровне.
В ходе исследования был проведен анализ результатов предварительного аудита национальных проектов, на основании которого были выявлены и структурированы проблемы реализации проектного бюджетирования в России. Было представлено обоснование необходимости внесения изменений в закон о стратегическом планировании.
Таким образом, все поставленные в магистерской диссертации задачи выполнены в полном объеме.
Подводя итог диссертационному исследованию, можно сделать вывод о недостаточной функциональности проектного бюджетирования в России. Национальные проекты должны были стать, с одной стороны вектором стратегического развития РФ, а с другой - вывести систему бюджетирования на более высокий уровень посредством интеграции с государственными программами. Ввиду обозначенных выше проблем качественно функционировать проектное бюджетирование на современном этапе не может.
Но, несмотря на ряд имеющихся на сегодняшний день недостатков, проектное бюджетирование — наиболее перспективный вид бюджетирования из всех имеющихся инструментов. Причиной такого мнения служит ряд факторов:
- сквозная бюджетная классификация, применяющаяся при реализации расходов на национальные проекты, позволяет напрямую увязать расходы на одну конкретную цель в масштабе всей страны, чего не было при применении других инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
имеющаяся структура целеполагания, применяющаяся при проектном бюджетировании, позволит эффективнее решать стратегические цели на всех уровнях управления.
метод декомпозиции, применяющийся при формировании национальных, федеральных и региональных проектов, будет способствовать социально-экономическому выравниваю регионов.
Но при всем этом стоит еще раз подчеркнуть, что на современном этапе становления проектного бюджетирования в России, прежде всего, нужно решить ряд нормативных и методологических проблем, которые оказывают негативное влияние на результативность проектного бюджетирования как технологии бюджетного планирования.



1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) И Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ // И Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
3. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29.11.2018 № 459-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2018 № 204 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
5. Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 19.01.2006 № 38-р// Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: http://base.garant.ru/189094 (дата обращения: 25.10.2019).
6. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 02.06.2010 № 588 // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электрон. дан. - М.,2019. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481 (дата обращения: 01.10.2019).
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной
системы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 20.06.2017 № 1596 // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электрон, дан. - М.,2019.-URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_28633 l/42255d75a
d7c2b8a626131809912al48408038e9 (дата обращения: 01.10.2019).
8. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 12.10.2017 № 1242// Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: http://base.garant.ru/71792342 (дата обращения: 21.10.2019)
9. О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 12.10.2017 № 1243 // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: http://base.garant.ru/71792302 (дата обращения: 21.10.2019)
10. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 И КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Электрон, дан. - М.,2019. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151 (дата обращения: 01.10.2019).
11. Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 31.01.2019 № 117-р// Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72064730 (дата обращения: 25.10.2019)
12. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (в ред. от 20.08.2019) // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: http://base.garant.ru/12181732 (дата обращения: 20.10.2019).
13. О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 28.12.2016 № 243н И Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: http://base.garant.ru/71671076 (дата обращения: 20.10.2019).
14. О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 08.06. 2018 № 132н // Гарант : информационно-правовой портал. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: https://base.garant.ru/71971578 (дата обращения:
25.10.2019) .
15. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за I полугодие 2019 года [Электронный ресурс]: Счетная палата Российской Федерации. - Электрон, дан. - М., 2019. - URL: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html (дата обращения: 16.10.2019)...103


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ