Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛИМАТ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Работа №177983

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
1 Тема «Климат» в школьном курсе географии 8
1.1 Начальный курс географии (6 класс) 9
1.1.1 Психолого-педагогические особенности школьников 6 класса 10
1.1.2 Формы работы с детьми 6,7 классов 12
1.1.2.1 Активные методы работы 12
1.1.2.2 Современный урок с внедрением ФГОС 13
1.1.2.3 Творческая мастерская 17
1.2 География материков и океанов (7 класс) 19
1.3 Физическая география России (8 класс) 20
1.3.1 Психолого-педагогические особенности школьников 7,8 классов 20
1.3.2 Формы работы с детьми 8 классов 22
1.3.2.1 Групповые формы работа 22
1.3.2.2 Игровые формы работы 24
1.3.2.3 Кейс-метод 25
1.3.2.4 «Мозговой штурм» 27
2 Дифференцированный подход при изучении темы «Климат» в школьном курсе 29 географии
2.1 Индивидуализация обучения 29
2.2 Исторические аспекты дифференцированного подхода в обучении 32
2.3 Дифференцированный подход на уроках географии 34
3. Применение дифференцированного подхода при изучении темы «Климат» в 40
школьном курсе географии
3.1 Разработка заданий с учетом дифференцированного подхода при изучении 40 темы "Климат"
3.2 Анализ использования дифференцированного подхода при изучении темы 54 "Климат" в школьном курсе «Начальный курс» (6 класс), «География материков и океанов» (7 класс), «Физическая география России» (8 класс)
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение А Тематическое планирование 6,7 и 8 класса 64
Приложение Б Дифференциация групп в 6-8 классах 75
Приложение В Фрагмент методической разработки «Водяной пар в атмосфере» 6 83 класс
Приложение Г Методическая разработка с применением модульной технологии
«Климат Африки» 7 класс
Приложение Д Фрагмент методической разработки «Климат Северной Америки» 7 87
класс
Приложение Ж Результаты выполненной работы 6-8 класс 90


География - наука, формирующая знания о природе планеты в целом, отдельных ее регионов и стран, тесно связана с биологией, историей, химией, математикой, экономикой и другими науками. В то же время география это комплексная наука, где взаимодействуют направления: метеорология, гидрология, геология, гляциология, краеведение и другие. Современный научно-технический прогресс способствует появлению разнообразной информации в широком доступе, в той числе и по географии, что одновременно облегчает и усложняет процесс обучения школьников [49]. При этом отмечается и сокращение количества часов в общеобразовательных учреждениях на курс школьной географии. Перед школьными учителями географии стоит достаточная сложная задача - при небольшом количестве часов школьного курса сформировать из обучающегося грамотного гражданина своей страны, знающего его природу и экономику, умеющему работать с разнообразной информацией. Этим и определяется актуальность темы исследования [55].
Актуальность темы исследования состоит в том, что требования современного Федерального Государственного Образовательного Стандарта заставляет искать и использовать новые способы работы с обучающимися для усвоения школьного курса географии в полном объеме. Различные возможности школьников ставят перед учителем задачу создать наиболее благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, развития индивидуальных способностей каждого ребенка в условиях обучения по одной программе. Одним из путей решения такой задачи является использование технологии дифференцированного обучения, обладающей высоким эффективностью в обеспечении выпускника общеобразовательной школы возможностью дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования [55].
Объект исследования - процесс обучения школьников на уроках географии.
Предмет исследования - процесс дифференциации в обучение учащихся при изучении темы «Климат» на уроках географии (6-8 классы)
Цель работы - определение возможности дифференцированного подхода в школьном курсе географии при изучении темы «Климат».
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники и интернет-ресурсы по теме исследования;
2. Определить место темы «Климат» в школьном курсе географии;
3. Изучить формы работы обучающимися в зависимости от психолого-педагогических особенностей в 6, 7 и 8 классах;
4. Изучить понятие «дифференциация», историю появления и особенности технологии;
5. Разработать задания в школьном курсе географии при изучении темы «Климат» с учетом дифференцированного подхода обучения;
6. Апробировать разработанные материалы и проанализировать использование дифференцированного подхода в обучении.
Научная новизна: впервые апробирован дифференцированный подход в обучении географии при изучении темы «Климат» в школьных курсах «Начальный курс географии» (6 класс), «Физическая география материков и океанов» (7 класс) и «Физическая география России» (8 класс). Подготовлены дидактические материалы заданий и проведена их апробация в МАОУ СОШ №51 г. Томска.
Практическая значимость: дифференцированный подход при изучении темы «Климат» позволят учащимся более глубоко и полно усвоить данный раздел географии. Разработанные материалы уроков и занятий могут быть использованы учителями географии, работающими с детьми имеющие ограниченные возможности здоровья и учащимися, которые находятся на домашнем обучении. Разработанные материалы легко вводятся в учебный процесс и подходят для подготовки к Основному Государственному Экзамену. Дифференцированное обучение в достаточной мере решает задачи учреждения образования в освоении и внедрении в практику преподавания современных образовательных технологий.
В работе использовались методы: теоретического исследования (изучение научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов); научного познания (анализ, синтез, индукция, дедукция); методы эмпирического исследования (наблюдение за учебным процесом, беседы с учителями, школьниками), наглядные, словесные, практические методы.
Защищаемые положения:
1. Дифференциация, как организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика;
2. Дифференцированный подход при изучении темы «Климат» позволит обучающимся более глубоко и полно усвоить раздел в школьном курсе географии.
Личный вклад автора:
1. С учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся разработан цикл заданий по теме «Климат» в школьных курсах: 6 класс - 3 разработки, 7 класс - 5 разработок, 8 класс - 1 разработка.
2. Апробированы и проанализированы задания по темам уроков:
6 класс: «Атмосфера: значение и строение», «Температура воздуха и атмосферное давление. Ветер», «Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки»;
7 класс: «Климат Африки», «Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические пояса», «Климатические пояса Земли - различные условия жизни людей», «Климат Африки», «Климат Северной Америки»;
8 класс: «Климат и человек. Климатические ресурсы».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дифференциация образования является залогом предоставления каждому ученику высокого шанса достичь высот знаний, залогом максимального развития детей с самыми разными способностями и интересами.
Технология дифференцированного подхода является высокоэффективной в обеспечении выпускника общеобразовательной школы возможностью дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.
Исследование подтвердило исходные положения:
1. Учет индивидуальаных особенностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей школьников, наблюдается повышение качества обучения.
2. Организация самостоятельной работы учащихся с научным материалом и обеспечить наилучшее восприятие материала, выходящего за рамки программы.
Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания необходимо составлять таим образом, чтобы даже для «слабых» учащиеся задания соответствовали минимуму, того что должны изучить по программе, а для «сильных» школьников - углубляли программные знания.
Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
Некоторые обобщения по работе опубликованы в материалах XIX международной экологической студенческой конференции «Экология России и сопредельных территорий» (Новосибирск, 2014), III Международной научно- практической конференции с элементами школы-семинара (Томск, 2014), III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Самара, 2014), II Международного дистанционного конкурса (Самара, 2015), XX Международной экологической студенческой конференции (Новосибирск, 2015), Международной научно - практической конференции «Новые информационные технологии в науке» (Уфа, 2016). XLII Студенческой международной научно-практической заочной конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, 2016).



1. Ахметова Н.М. Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения // Открытый урок: рекомендации и примеры. -2013. - № 6. - С. 2-11
2. Байбородова Л.В. Дифференцированное обучение / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова. А.П. Чурнявская // Управление современной школой. Завуч- 2013. - №6 - С. 100-111
3. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова - М.: Вентана-Граф, 2014. - 224 с
4. Бибекова О.А. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков / О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова, Н.В. Приходько - Волгоград: Учитель, 2015. - 127 с
5. Бибик А.Е.Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) Под. ред. А.Е. Бибик и др. М.: Просвещение, 1969.- 391 с.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 - Т. 1: Россия. - 528 с
7. Болотникова Н.В. Рабочие программы по географии. 6-7 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Графт») / авт.-сост. Н.В. Болотникова-4-е изд. - М.: Планета, 2011. -174 с
8. Болотникова Н.В. Рабочие программы по географии. 8-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Графт») / авт.-сост. Н.В. Болотникова-4-е изд. - М.: Планета, 2011. - 214 с
9. Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: учеб. Пособие / И. Д. Бутузов. - Новгород, НГПИ, 1972 - 72 с
10. Герасимова Т.П. Дифференцированный подход к содержанию учебного материала на урок по начальному курсу физической географии // География в школе. - 1989.-№ 5.-С. 29-32
11. Головина Л. Е. Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности [Электронный ресурс] / Л. Е. Головина. - БОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа». - Оренбург, 2011. - Режим доступа: http://www.alekseevkashkola.ru/article369 (дата посещения 18.11.2014)
12. Данилов М.А. Некоторые проблемы современной дидактики / М.А. Данилов, М.Н. Скаткин - М.: Просвещение, 1975. - 304 с
13. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / А.М. Долгоруков. СПб., 1998. - Режим доступа: http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 26.03.2015).
14. Дорофеев А.С. Индивидуализация процесса обучения с использованием обучающей системы [Электронный ресурс] / А.С.Дорофеев. - М.: Информационные технологии в образовании, 2015. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0- 34.html (дата обращения 21.03.2016)
15. Дорофеев Г.В Дифференциация в обучении математике/ Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, В.В. Фирсов// Математика в школе. - 1990. - №2. - С. 15-21..57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ