Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ И ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В РОССИИ

Работа №177979

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы158
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Перечень условных обозначений, сокращений 4
Введение 6
1 Теоретические аспекты исследования формирования и развития
креативной экономики и творческих индустрий 9
1.1 Исторический обзор развития креативной экономики и подходы
к ее определению 9
1.2 Подходы к классификации творческих индустрий 24
1.3 Методы оценки креативных индустрий 30
2 Особенности и тенденции развития креативной экономики и творческих
индустрий в России 41
2.1 Современное состояние и направления развития креативных индустрий
в России 41
2.2 Вызовы и барьеры развития креативной экономики в России 66
2.3 Механизмы государственной поддержки творческих индустрий в России 73
3 Модель оценки развития креативных индустрий в регионах РФ 84
3.1 Факторы модели оценки развития креативных индустрий 84
3.2 Реализация модели на примере субъектов РФ 91
3.3 Рекомендации по развитию креативной экономики в РФ 102
Заключение 109
Список использованных источников и литературы 113
Приложение А Подходы Дж. Хокинса и Р. Кейвса к определению креативной экономики через креативные индустрии 129
Приложение Б Термины, которые употребляются в официальных документах иностранных государств и международных организаций, для описания творческой деятельности 132
Приложение В Теоретико-методологическая рамка для количественного измерения креативной экономики и творческих (креативных) индустрий 133
Приложение Г Статистические показатели динамики мирового экспорта креативных
товаров и услуг, сырой нефти и нефтепродуктов и природного газа за 2002-2022 гг 134
Приложение Д Профили групп регионов по итогам их ранжирования по значению
российского регионального индекса креативных индустрий (РРИКИ) 137
Приложение Е Мегатренды, которые задают основные векторы развития креативных
индустрий в России и мире 138
Приложение Ж Данные для модели оценки развития креативных индустрий в субъектах РФ 139
Приложение И Код для построения модели оценки развития креативных индустрий в регионах РФ в RStudio 144
Приложение К Предметный указатель компетенций 148


В последние годы внимание политиков, экспертов, ученых привлекает такой перспективный сегмент экономики, как творческие индустрии. По сравнению с другими отраслями креативный сектор демонстрирует более высокий рост. Развитие творческих индустрий несет многочисленные положительные эффекты для экономики и общества, среди которых диверсификация и увеличение объемов несырьевого экспорта, рост малого и среднего предпринимательства, повышение качества человеческого капитала путем привлечения талантов и формирования востребованных компетенций. Творческие индустрии - это источник устойчивого инклюзивного роста. Они не только предоставляют возможности для саморазвития, но и способствуют формированию комфортной среды для жизни.
Наблюдается также явная тенденция к концентрации креативного потенциала в крупнейших городах, агломерациях и столицах, что приводит к расширению инвестиционных возможностей, ревитализации городских территорий, повышению туристической привлекательности и предоставлению доступа к культурным благам для широких слоев населения. Вместе с тем данный тренд имеет и обратную сторону: происходит отток представителей творческих профессий и инновационных компаний из других населенных пунктов. На это необходимо обратить внимание, поскольку креативный класс является одним из драйверов развития технологий, инновационных продуктов и услуг, новых идей, создающих добавленную стоимость и способствующих социально¬экономическому развитию компаний, городов, регионов и стран.
Важно и то, что методология количественного измерения креативной экономики в мире все еще окончательно не сформирована. Некоторые страны опираются на рекомендации, подготовленные международными организациями, и развивают свои подходы к статистическому измерению креативной экономики, потому что им необходимо проводить экономический анализ данного сектора и оценивать эффективность мер политики, проводимой в отношении творческих индустрий. В России статистическая система в этой сфере только создается, и стратегия по развитию творческого сектора на федеральном уровне формируется довольно медленно, в то время как ведущие страны активно поддерживают развитие креативной экономики, разрабатывают и реализуют стратегии продвижения творческих индустрий. Таким образом, отсутствие непротиворечащей другим источникам информационной базы ограничивает возможности стратегического планирования и реализации доказательной политики для развития креативной экономики и творческих индустрий.
Объект исследования - совокупность общественных отношений и практик хозяйственной деятельности, в основе которой лежат взаимосвязи между экономикой, технологиями, культурой и творчеством и капитализация интеллектуальной собственности.
Предмет исследования - уровень развития креативной экономики и креативных индустрий в стране.
Цель исследования - разработать модель оценки развития креативных индустрий в субъектах РФ с учетом их вклада в ВРП, оценив текущее состояние и направления развития творческого сектора в стране.
Задачи исследования:
1. Систематизировать подходы к определению креативной экономики и классификации креативных индустрий, а также сравнить методы оценки вклада творческих индустрий в экономику страны и региона.
2. Оценить текущее состояние креативной экономики в России, учитывая ее особенности, и доказать наличие барьеров развития творческой деятельности.
3. Определить механизмы государственной поддержки креативных индустрий в России, проведя контент-анализ нормативно-правовой базы.
4. Разработать многофакторную модель оценки развития креативных индустрий в регионе и протестировать ее на примере субъектов РФ.
5. Разработать систему рекомендаций по развитию креативной экономики в России.
Гипотезы исследования:
1. Существование единого подхода к определению креативной экономики и классификации креативных индустрий невозможно.
2. Творческие индустрии являются одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики и международной торговли.
3. Растущая цифровизация является одной из причин разрыва между значениями общего объема экспорта креативных услуг развитых и развивающихся стран.
4. Приблизительная оценка вклада креативных индустрий в валовый региональный продукт прямо пропорциональна количеству компаний, имеющих отношение к креативным индустриям региона, их выручке и среднесписочной численности работников.
Элементы научного вклада:
1. Составлен подробный исторический обзор становления креативной экономики и творческих индустрий наряду с анализом работ авторов, внесших наибольший вклад в развитие теории исследуемых экономических явлений.
2. Проведен анализ объемов внешней торговли креативными товарами и услугами по странам.
Практическая значимость:
1. Разработана модель оценки развития креативных индустрий в регионе, коэффициенты которой отражают влияние каждой переменной на показатель приблизительного вклада творческого сектора в валовый региональный продукт.
2. Разработана система рекомендаций по развитию креативного сектора на региональном и государственном уровнях, учитывая также нововведения в образовательной сфере.
Ограничения исследования:
1. Статистические данные ЮНКТАД по креативным товарам доступны за период с 2002 г. по 2022 г., по креативным услугам - с 2010 г. по 2022 г.
2. Ввиду отсутствия методологической основы количественного измерения креативных индустрий и креативной экономики в мире результаты могут разниться.
Методы исследования: анализ, дедукция, индукция, классификация, сравнение, контент-анализ, моделирование, статистический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе представлен исторический обзор развития креативной экономики с подходами к ее определению, а также подходами к классификации творческих индустрий ввиду отсутствия существования единых определений, перечней и статистических методов оценки КИ, являющихся ядром КЭ. Наряду со страновым сравнением проанализировано современное состояние творческого сектора экономики в России, а также тенденции и барьеры развития с существующими мерами государственной поддержки в стране. Построена многофакторная модель оценки развития КИ в субъектах РФ с учетом их вклада в ВРП не только для анализа уровня развития регионов и выявления связей, но и для прогнозирования на основе полученных результатов. Предложены рекомендации по развитию КЭ в России.
Ниже перечислены выводы, основанные на проведенном исследовании.
1. Почти с середины прошлого века поддержка культуры и культурного наследия становится стратегическим приоритетом политики Великобритания и Нидерландов, после чего другие страны и международные организации обратили внимание на культурные индустрии. С развитием технологий произошла трансформация культурных индустрий, и отправной точкой развития уже КИ стал 1997 г., когда власти Великобритании создали Департамент культуры, медиа и спорта и Рабочую группу по креативным индустриям, предложив миру 13 видов экономической деятельности, перечень которых был положен в основу расчетов экономических параметров КЭ и заложил основу отраслевому подходу, до сих пор являющемуся наиболее распространенным. С начала XXI в. все больше ученых посвящали свои работы креативной экономике и творческим индустриям, основоположниками теории которых стали Чарльз Лэндри, Джон Хокинс и Ричард Флорида. С 2008 г. ЮНКТАД начала публиковать отчеты, посвященные креативной экономике, и постепенно стал международной организацией, оказывающей помощь развитым и развивающимся странам в вопросах развития творческого сектора и собирающей статистическую информацию для формирования профилей стран. Кульминацией развития креативной экономики стало объявление ООН 2021 г. «Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития».
Говоря о подходах к определению креативной экономики, можно выделить две группы: подходы измерения границ КЭ, которые совпадают с подходами классификации КИ, и подходы, основанные на теоретическом описании экономического феномена с точки зрения авторов теорий.
В научном сообществе встречаются такие термины, как «культурные индустрии», «творческие индустрии», «креативные индустрии», причем они либо отождествляются и используются как один общий термин «творческие (культурные) индустрии», либо рассматриваются отдельно друг от друга. В работе два последних термина являются синонимами, и относительно первого внесена ясность. Культурные индустрии связаны с культурным наследием и традиционными видами творчества, а креативные индустрии - с прикладными творческими практиками, инновациями и генерацией прибыли и рабочих мест за счет создания ИС. В основе деятельности хозяйствующих субъектов КИ лежат взаимосвязи между экономикой, технологиями, культурой и творчеством, что является их главной особенностью.
Подходы к классификации креативных индустрий так же разнообразны, как подходы к определению креативной экономики. Дэвид Тросби, австралийский эксперт в области экономики культуры и искусства, в стране которого используется термин «культурные индустрии», выделил шесть моделей культурных индустрий, основанных на практиках наиболее развитых в креативной экономике странах и на практиках международных организаций, регулирующих культурную деятельность и отрасли, прямо или косвенно участвующие в создании, производстве, распространении произведений, защищенных авторским правом.
Измерение КЭ и КИ - одна из актуальных и наиболее дискуссионных задач. Попытки оценить масштабы КИ, их влияние на национальную экономику предпринимаются во многих странах. Поскольку эти оценки зависят то официально закрепленного перечня творческих отраслей экономики, данные по странам сильно разнятся. Говоря о России, первыми оценкой КИ заинтересовались эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, и они придумали три подхода: отраслевой подход, основанный на составлении перечня видов экономической деятельности, которые относятся к креативным; поход, основанный на оценке занятости в КЭ на основе перечня творческих профессий; подход, основанный на анализе объемов внешней торговли креативными товарами и услугами с использованием соответствующих статистических группировок. Существуют также различные индексы, оценивающие креативный потенциал региона, креативный капитал, креативный класс и пр.
2. Доля КИ в ВВП России низкая, по импорту и экспорту креативных товаров и услуг страна также отстает от развитых и некоторых развивающихся стран. Индустрия ПО является наиболее популярной, что повторяет ситуацию в мире. На протяжении последних лет численность креативного класса и его доля в общей численности занятых показывали положительную динамику. Среди зарождающихся трендов креативной экономики России симбиоз малого бизнеса и цифровых платформ, усиление интереса к национальным и локальным продуктам, замедление роста спроса на продукцию КИ внутри страны, рост популярности нецифровых креативных продуктов при росте цифровизации, замещение части функций в креативной экономике ИИ, снижение барьеров входа на рынок труда в КИ и увеличение рисков снижения квалификации специалистов. Основу большей части сложностей, с которыми сталкиваются представители российского творческого сообщества, составляют барьеры двух видов: институциональные и социокультурные. Кроме того, креативные индустрии России в период структурных шоков последних лет столкнулись с санкционными ограничениями, уходом иностранных игроков и отъездом части специалистов.
3. Регионы неоднородны с точки зрения вклада КИ в социально-экономическое развитие. До сих пор основным документом, регулирующим творческий сектор, является распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», которая была принята в 2021 г. Основными видами поддержки КИ являются инфраструктурная; финансовая; образовательная; информационная, а также продвижение проектов, товаров и услуг в сфере КИ, поддержка экспорта; консультационная наряду с услугами по охране прав; исследовательская и аналитическая.
4. Модель оценки развития креативных индустрий в регионах РФ - модель множественной линейной регрессии. Изначально при проверке связи между приближенной оценкой вклада КИ в ВРП и несколькими независимыми переменными было девять факторов с 84 наблюдениями, однако после удаления 18 выбросов, устранения мультиколлинераности, которая была выявлена четырьмя способами, пошаговой регрессией количество факторов сократилось до четырех. Заключения о качестве модели были основаны на коэффициенте детерминации и анализе остатков, дополнительные действия были излишни. Выводы сделаны относительно таких факторов, как количество креативных бизнесов, ССЧ работников таких организаций, их ROA и кредиторской задолженности.
5. Рекомендации большинства российских ученых по развитию КЭ направлены на преодоление административных барьеров. Для творческого предпринимательства более приемлемой считается кластерная модель, построенная на ассоциативной основе и тесной кооперации разных по масштабу и профилю деятельности бизнесов, а не отраслевая. Креативные кластеры могут стать ключевыми институциональными субъектами, которые обеспечат полноценное развитие КИ. Кроме того, человеческий капитал может стать основой принципиально новой модели развития экономики России, потому что реализация такой модели не требует значительных инвестиций со стороны государства. Также издержки распространения перспективного креативного продукта снижаются из-за увеличения количества цифровых платформ и социальных сетей, что позволяет фактору человеческого капитала превалировать над финансовым. Поэтому у креативного сектора экономики больше возможностей развиваться в условиях относительно низких запасов финансового капитала, чем у других отраслей. Учитывая опыт успешных практик развития КИ, России целесообразно развивать инфраструктуру и нормативно-правовые основы для их дальнейшей поддержки. Требуется дополнительная разработка профильных государственных программ, в которых будет прозрачно отражены и расширены как текущие механизмы и меры поддержки КИ, так и новые.
Выражаем надежду, что в ближайшем будущем появится федеральный закон, регулирующий креативную экономику и творческие индустрии. Также особое внимание должно быть уделено образованию в этой области, так как университеты служат основой инфраструктуры КЭ и немаловажным источником конкурентных преимуществ из-за тесной связи с развитием интеллектуального капитала, инновациями и новыми талантами. Исследования показывают, что в стране урбанизированные регионы с высокой концентрацией студентов демонстрируют рекордную активность в регистрации ИС, а большую долю в творческом секторе занимают самозанятые и МСП, поэтому в первую очередь необходимо развивать человеческий капитал, ведь знания и творчество - новая «нефть» XXI в.



1. О создании Общероссийской общественно-государственной организации
«Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» : указ Президента Рос. Федерации от 28 июня 2021 г. № 378 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Б. м.], 2005-2024. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106280002?index=1 (дата обращения: 04.05.2024).
2. О создании Президентского фонда культурных инициатив : указ Президента Рос.
Федерации от 17 мая 2021 г. № 287 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Б. м.], 2005-2024. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105170062 (дата обращения: 04.05.2024).
3. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента
Рос. Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 : (ред. от 25 янв. 2023) // // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 172706/ (дата обращения: 13.01.2024).
4. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 : постановление Правительства Рос. Федерации от 31 марта 2020 г. № 392 : (ред. от 01 нояб. 2021 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 350139/ (дата обращения: 13.01.2024).
5. О государственной поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей в целях возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях», «Положением о выполнении акционерным обществом “Российский экспортный центр” функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях») : постановление Правительства Рос. Федерации от 28 дек. 2020 г. № 2316 : (ред. от 04 июля 2022 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 373025/ (дата обращения: 04.05.2024).
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 317 : (ред. от 26 дек. 2023 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162185/ (дата обращения: 13.01.2024).
7. Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 20 сент. 2021 г. № 2613-р // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 396332/ (дата обращения: 16.12.2023).
8. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года») : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW
447895/ (дата обращения: 04.05.2024).
9. Об утверждении плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 дек. 2019 г. № 3227-р : (ред. от 09 нояб. 2023 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 342452/ (дата обращения: 13.01.2024).
10. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 фев. 2016 г. № 326-р : (ред. от 30 марта 2018 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 194820/ (дата обращения: 13.01.2024).
11. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13 фев. 2019 г. № 207-р : (ред. от 30 сент. 2022 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 318094/ (дата обращения: 13.01.2024).
12. Об утверждении Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года и комплексного плана основных мероприятий по ее реализации (вместе с «Комплексным планом основных мероприятий по реализации до 2024 года Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года») : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 11 июня 2021 г. № 1582-р // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 387357/ (дата обращения: 13.01.2024).
13. Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года») : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 авг. 2019 г. № 1797-р : (ред. от 14 марта 2023 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 331686/ (дата обращения: 13.01.2024).
14. Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года : приказ Минпромторга России от 20 июля 2015 г. № 2011 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 252153/ (дата обращения: 13.01.2024).
15. Об утверждении Официальной статистической методологии расчета показателей «Валовая добавленная стоимость креативной экономики» и «Доля валовой добавленной стоимости креативной экономики в валовом внутреннем продукте Российской Федерации» : приказ Росстата от 21 дек. 2023 г. № 674 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 466869/ (дата обращения: 20.04.2024)...134


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ