Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогические технологии в практике социальной работы

Работа №177966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 10
1.1 Социально-педагогические технологии: сущность, специфика, классификация 10
1.2 Роль социально-педагогических технологий в практике социальной работы 19
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ КЛИЕНТОВ (на примере МБУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ивнянского района) 19
2.1 Оценка удовлетворенности клиентов качеством оказания социально-педагогических услуг (по материалам исследования) 27
2.2 Модель реализации социально-педагогических технологий в практике социальной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Актуальность проблемы исследования. Социально-экономические и социокультурные изменения, начавшиеся в 90-е годы прошлого столетия, в связи с переходом к рыночной экономике, вместе с положительными переменами вызвали и массу социальных проблем. Это привело к появлению таких категорий граждан, которые нуждаются не только в социальной помощи, но и социально-педагогической помощи. При чем, это не только дети, семья, но и взрослые люди из социально уязвимых групп населения.
Основой общей модели социальной работы с населением является утверждение в ее структурах и механизмах защиты приоритета личности по отношению к обществу и государству. В этом случае имеется в виду целенаправленное социально-педагогическое воздействие на духовное и физическое развитие человека всех общественных и государственных образовательных, воспитательных, культурных, оздоровительно-спортивных, медико-психологических, экономических, правоохранительных,
благотворительных и других организаций, цель которых - обеспечить нормальное функционирование человека в обществе.
Многочисленные социально-педагогические технологии помогут в создании единой системы развития и разработки инновационных социально - педагогических проектов, в подготовке профессионально грамотных специалистов в области социальной работы с различными категориями граждан.
Социальная работа имеет свою специфику. Однако вне зависимости от категории клиентов их возрастных характеристик социальная работа решает проблемы личности и поэтому не может не иметь педагогической направленности. Усиление социально-педагогических аспектов социальной работы с различными категориями граждан является реальной возможностью повышения ее эффективности.
Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых социальных противоречий между:
- необходимостью и возможностью решения многих социальных проблем посредством социально-педагогических технологий и недостаточно эффективным использованием их возможностей в практике социальной работы;
- социально-педагогическим потенциалом социальной работы и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью технологий его использования в практике социальной работы.
Все это определяет актуальность данного дипломного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Педагогический подход к социальной работе освещен в трудах А.И. Акуловой, Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, С.И. Григорьева, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, М.В. Захаровой, Т.В. Лодкиной, А.В. Мудрика, М.М. Плоткина, В.Д. Семенова, Г.Н Филонова, В.А. Фокина, Т.Ф. Яркиной и других. Среди зарубежных специалистов, прежде всего, надо отметить Д. Барнза, Г. Бернлера, Б. Гера и других.
Эффективность социальных воздействий и социального воспитания, посредством внедрения социально-педагогических технологий, в работе с различными возрастными группами населения, исследуется
М.А. Алемаскиным, А.И. Антонов, А.Г. Асмоловым, В.Т. Ащепковым,
A. В. Басовым, А.В Беляевым, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.Г. Бочаровым, Б.П. Битинасом, Л.П. Буевой, Б.З. Вульфовым, Р.Г. Гуровой, И.С. Коном,
B. Н. Кудрявцевым, А.В. Мудриком, И.А. Невским, Л.И. Новиковой, Л.С. Семеновой, В.Д. Славиной, А.Г. Харчевым и другими.
Вопросам связи социальной педагогики и социальной работы, раскрываются в трудах В.Г. Бочаровой, В.И. Загвязинского, М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой, И.А. Липского, И.А Мавриной, С.А. Маврина, П.Д. Павленка, Т.Л. Павловой, Е.Г. Студеновой, П.А. Шептенко, Г.Н. Штиновой и др.
Однако большинство специалистов, раскрывая важнейшие аспекты применения социально-педагогических технологий, не исследовали их в системе социальной защиты населения, не определяли ее содержание и организацию в этом ведомстве. Следовательно, ощущается недостаток целостного осмысления социально-педагогических технологий в практике социальной работы. Сегодня накоплен определенный материал, социально-педагогических технологий в практике социальной работе с различными категориями клиентов.
Объект исследования - социально-педагогические технологии.
Предмет исследования - социально-педагогические технологии в социальной работе с различными категориями клиентов.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социально - педагогических технологий и предложить направления использования социально-педагогических технологий в практике социальной работы.
Задачи исследования:
- раскрыть научно-теоретические основы исследования социально-педагогических технологий в практике социальной работы;
- проанализировать опыт и возможности использования социально-педагогических технологий в практике социальной работы с различными категориями клиентов (на примере учреждений социальной защиты населения Ивнянского района);
- разработать модель реализации комплексных социально-педагогических проектов в практике социальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- технологический подход в социальной работе (В.Г. Афанасьев, Н.С. Данакин, И.Г. Зайнышев, М.В. Шепель, Е.И. Холостова и др.);
- концепция целостности социально-педагогического процесса и своеобразия его проявления в различных регионах (Б.М. Бим-Бад, А.Н.
Джуринский, З.А. Малькова и др.);
- теория социальных систем (Т. Парсонс);
- положения о сущности социального воспитания личности в рамках социальной педагогики и социальной работы (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, и др.);
- философские, социологические и психолого-педагогические идеи, раскрывающие закономерность общественного развития и поддержки личности, ориентации ее на собственные возможности в социальной адаптации (Л.И.Анцыферова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.С. Кон, Л.А. Петровский, Л.С. Славина и дт.);
- положение о социальных институтах государства и общества, их роли в социальном развитии личности (А.И. Антонов, Н.А. Баранова, Л.Н. Буйлова, Н.И. Бутенко и др.).
Методы исследования:
- научно-теоретический анализ социологической,
психологической, социально-педагогической литературы по проблеме исследования;
- метод моделирования;
- опросные методы: анкетирование, экспертный опрос (интервью);
- анализ массового и передового опыта социально-педагогической работы в учреждениях социальной защиты населения России и региона;
- праксиметрический метод (изучение документов о результатах социально-педагогической работы в учреждениях социальной защиты населения);
- синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования;
- методы математической обработки данных социологического исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационная база исследования состоит из государственных законодательных актов
Российской федерации, региональных социально-ориентированных
программ, нормативных документов в сфере социального образования и воспитания, социального обслуживания населения, специальной литературы по проблемам социальной педагогики и социальной работы. Важное значение для нашего исследования имел анализ опыта использования социально-педагогических технологий в социальной работе с различными категориями населения. А также результаты исследования, проведенного автором в ходе профессиональной деятельности и преддипломной практики в марте-мае 2019 года на базе УСЗН администрации Ивнянского района «Удовлетворенность социально-педагогическими услугами клиентов МБУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ивнянского района». Опрошено 60 клиента разного возраста и разных категорий из них: пожилых клиентов - 15 человек, родителей с детьми- инвалидами - 12 человек: опекунских и приемных семей - 16 человек; выпускников интернатных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 6 человек; многодетных семей - 5 человек и неполных семей с проблемными подростками - 6 человек; 15 экспертов - специалисты КЦСОН - 5 человек; социальные педагоги СОШ - 2 человека; специалисты УСЗН администрации Ивнянского района - 4 человека;
работники администрации Ивнянского района - 4 человека.
Теоретико-практическая значимость исследования. Определены теоретические подходы к проблеме исследования социально-педагогических технологий в практике социальной работы. Уточнена сущность понятия «социально-педагогические технологии в практике социальной работы», дано авторское определение данного понятия. Предложена и апробирована модель реализации комплексных социально-педагогических проектов в практике социальной работы, характеризующаяся интегрированным подходом к решению социально-педагогических проблем клиентов учреждений социального обслуживания населения в Ивнянском районе. Эффективность реализации модели обеспечивается за счет повышения уровня социально-педагогической компетентности специалистов по социальной работе и социальных педагогов учреждений социального обслуживания населения и учреждений образования.
Апробация и внедрение результатов исследования проходило на базе УСЗН администрации Ивнянского района Белгородской области в ходе профессиональной деятельности и преддипломной практики.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-культурные изменения, которые произошли в нашей стране в конце прошлого века, привели к появлению таких категорий граждан, которые нуждаются не только в социальной помощи, но и социально¬педагогической. И, это не только дети, семья, но и взрослые люди из социально уязвимых групп населения.
О профессиональной деятельности специалиста по социальной работе следует говорить, как нам кажется в социально-педагогическом аспекте.
Все те изменения, которые произошли с населением за последние десятилетия, обусловили потребность того, что специалисты в социальной сфере должны знать и уметь применять на практике социально-педагогические технологии.
В своей работе автор рассмотрел сущность, специфику, классификацию социально-педагогических технологий. Выявил роль социально¬педагогических технологий в практике социальной работы
Автор говорит о том, что социально-педагогические технологии освобождает социального работника от произвольности.
Сегодня можно говорить о том, что социально-педагогические услуги как направление деятельности комплексных центров социального обслуживания населения, является острым требованием времени и функциям деятельности отделения социальной помощи семье и детям. Социально¬педагогическая деятельность имеет неограниченные возможности применения, она весьма мобильна и восприимчива к инновациям.
Автором на базе МБУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ивнянского района» было проведено социологическое исследование «Удовлетворенность социально¬
педагогическими услугами клиентов данного центра». В ходе исследования автор использовал опросные методы: анкетирование, экспертный опрос (интервью); фокус-группа; методы математической обработки данных социологического исследования.
В целом результаты проведенного исследования показали, что получатели услуг довольны качеством социально-педагогических услуг, условиями их предоставления и компетентностью персонала при предоставлении данных услуг. Клиенты предпочитают групповые формы при оказании социально-педагогических услуг. Многие клиенты повторно обращаются в Комплексный центр социального обслуживания населения за получением услуг, так как довольны их качеством, а также они хорошо информированы о деятельности Центра и посоветуют своим знакомым и родственникам обратиться в комплексный центр.
Таким образом, специалистам Центра необходимо вести дальнейшую работу по улучшению качества оказания социально-педагогических услуг, развивать мероприятия группового характера, по возможности внедрять инновационные социально-педагогические технологии и программы обучения родителей по реабилитации детей с особыми нуждами в домашних условиях, обратить внимание на высказанные клиентами предложения по улучшению качества предоставляемых социально-педагогических услуг.
Учитывая все выше сказанное, для успешной реализации социально-педагогических технологий в практике социальной работы автором была разработана модель комплексных социально-педагогических проектов, включающая два модуля.
Таким образом, можно говорить о том, что внедрение социально-педагогических технологий в практику социальной работы, использование социально-педагогического проектирования в учреждениях социальной защиты населения является перспективным направлением деятельности комплексных центров социальной защиты населения.
В заключении хотелось бы сказать о том, что вне зависимости от категории клиентов их возрастных характеристик социальная работа решает проблемы личности и поэтому не может не иметь педагогической направленности. Усиление социально-педагогических аспектов социальной работы с различными категориями граждан является реальной возможностью повышения ее эффективности. Различные социально-педагогические технологии помогут в создании единой системы развития и разработки инновационных социально-педагогических проектов, в подготовке профессионально грамотных специалистов в области социальной работы с различными категориями граждан.



1. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: НОРМА-ИНФА-М. 2002.
2. Конституция Российской Федерации [Текст] [офиц. Текст от 12.12.1993] / Законодательство Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2001. - 39с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] [федер. закон принят гос. думой 26 ноября 2001г.: с изм. и дополнениями на 28 марта 2017г., № 146 - ФЗ] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ, 2005.
4. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] [федер. закон: принят гос. думой 8 дек. 1995г.: с изм. и дополнениями на 29 декабря 2017г., № 223 - ФЗ] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ,
2005.
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации /Электронный ресурс] [федер. закон принят гос. думой 24 июля 1998 г.: с изм. и дополнениями на 28 декабря 2016 г., № 124 - ФЗ] / Режим доступа: /http://propaganda-bdd.ru/index.phpact=pagesid= 15
6. Об образовании в Российской Федерации [электронный ресурс]: [федер. закон принят гос. думой 29 декабря 2012 г., № 273 - ФЗ] / Режим доступа:/ http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних [электронный ресурс] [федер. закон: принят гос. думой 21 мая 1999г.: с изм. и дополнениями на 07 июня 2017г., №120 - ФЗ]/Режим доступа:/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW .
8. О государственной социальной помощи [электронный ресурс] [федер. закон принят гос. думой 17 июля 1999 г.: с изм. и дополнениями на
28 декабря 2017 г. №178 - ФЗ] / Режим доступа:/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW.
9. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс] [федер. закон принят гос. думой 29 декабря 2006, с изм. и дополнениями на 28 декабря 2017 г. № 256 - ФЗ]/Режим доступа:/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW.
10. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] [федер. закон принят гос. думой 28 декабря 2013г.: с изм. и дополнениями на 05 декабря 2017 г. № 442 - ФЗ]/Режим доступа:/йй:р: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW.
11. Алексеева, Л.С. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи [Текст]: научно-методическое пособие
/Л.С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков - М.: НИИ семьи,2010. - 112 с.
12. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] /Ю. Е. Алешина. - Изд. 2-е. - М.: Класс, 2000. -208 с.
13. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] /А.И. Антонов,
В.М. Медков. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и
управления, 2006 - 304 с.
14. Анцыфирова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях [Текст] / Л. И. Анцыфирова // Психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 16-19.
15. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Академия, 2006... 80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ