Введение 3
Глава I. Исторические аспекты развития жанра портрета в классической и цифровой живописи 9
1.1. Особенности развития реалистической портретной
живописи художников-мастеров 17-21 века 9
1.2. Графические редакторы как инструмент современной
живописи портрета 30
Глава II. Педагогические основы процесса формирования представлений о портретной живописи на занятиях изобразительным искусством 39
2.1. Современное состояние обучения портретной живописи в
общеобразовательных школах 39
2.2. Экспериментальная работа по освоению закономерностей
композиции портрета у учащихся на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе 47
Глава III. Процесс работы над творческой композицией портрета в графическом редакторе 62
3.1. Замысел творческой композиции портрета и выполнение
поисковых эскизов в графическом редакторе 62
3.2. Процесс выполнения итоговой живописной композиции
портрета в масляной живописи 49
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложения 68
В наши дни перед образовательной системой стоят сложные и важные задачи. Учителя должны помочь обучающимся качественно освоить образовательную программу, а также пробудить и развить в них познавательный интерес к миру и творчеству. Качественное обучение требует индивидуального подхода к ученикам, однако зачастую педагог не успевает охватить весь класс и уделить каждому ребёнку достаточно внимания.
Учитель может оптимизировать процесс обучения, облегчить и ускорить освоение программы учениками и решать задачи, поставленные государственным стандартом, более полноценно, компьютеризировав свои занятия. В настоящее время потенциал таких технологий используется в школах, но не в полной мере. В контексте занятий изобразительным искусством компьютеризация позволила бы решить несколько проблем, с которыми сталкиваются учитель и учащиеся, а именно проблему умения использования материалов и проблему отсутствия у детей интереса к занятиям. Часть проблем, которые ребёнок испытывает при работе непосредственно с изобразительным материалом, снимется в связи с переходом на компьютерные технологии изображения. Освоив работу в графических редакторах, учащийся сможет сконцентрироваться
непосредственно на процессе познания основных закономерностей, необходимых для любого вида изобразительного искусства, а именно на освоении навыков работы с тоном, колористике, законах композиции и перспективы. Ознакомившись с этими принципами он уже осознанно сможет использовать их и при работе с традиционными материалами. Кроме того, современным школьникам интересно изучить новые способы использования близкой им компьютерной среды.
Будучи на педпрактике, мы провели опрос и обнаружили, что обучающиеся заинтересованы в изучении подобных новых технологий и хотели бы проявить себя на таких занятиях. У многих детей есть смартфоны, 3
планшеты и компьютеры, но, в большинстве случаев, техника используется детьми непродуктивно: своё взаимодействие с ней обучающиеся сводят к развлечениям - играм и сетевому общению. Однако в процессе игры дети не занимаются творческой деятельностью, не развиваются качественно, а в основном лишь потребляют уже готовый контент. Проводя уроки с использованием современных компьютерных средств, мы сможем перенаправить познавательный интерес ребёнка в более продуктивное русло.
Цифровая живопись - это вид деятельности, тесно связанный как с изобразительным искусством, так и с близким подрастающему поколению миром видеоигр и фильмов. Возможности современных технологий могут помочь и учителю, и учащемуся в достижении учебных целей. Однако методики формирования представлений о художественных возможностях графических редакторов и методики обучения их использованию не адаптированы для нужд образовательной системы.
Таким образом, появляется противоречие между требованиями современных условий жизни и недостаточной разработанностью подходов к образованию школьников с помощью современных технологий.
Актуальность проблемы исследования основывается на наличии противоречия между существующей традиционной методикой обучения изобразительному искусству и современными условиями школьного образования.
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования представления о портретной живописи в графических редакторах в средних классах общеобразовательной школы?
Цель исследования: разработка методики формирования
представления о портретной живописи в графических редакторах в средних классах общеобразовательной школы.
Объект исследования: художественное развитие подростков с использованием современных средств создания цифрового изображения.
Предмет исследования: методические аспекты ознакомления
учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы с технологиями создания портрета в графических редакторах.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что формирование
представлений о создании портрета в графических редакторах будет эффективным, если:
• Будет разработана методика обучения, по созданию портретного изображения с помощью графических редакторов;
• Содержание профессионально-художественных знаний будет адаптировано к возрастному уровню восприятия школьников;
• Система ознакомления с портретной живописью будет содержать различные технологические подходы к выполнению компьютерного изображения;
• Класс, школа будут оборудованы соответствующим оснащением, включающим в себя интерактивный экран, планшет, персональные компьютеры с программным обеспечением.
Задачи исследования:
1. Выяснить технические и художественные отличия традиционной живописи от живописи, выполненной в графических редакторах.
2. Выявить целесообразность использования графических редакторов на уроках изобразительного искусства в школе на современном этапе и в долгосрочной перспективе.
3. Определить содержание уроков изобразительного искусства, нацеленных на формирование представлений о портретной живописи в графических редакторах.
4. Разработать систему уроков и интегрировать ее в существующую систему занятий изобразительным искусством.
Методологической основой исследования послужили труды следующих авторов:
- по методике преподавания изобразительного искусства - Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, С.П. Ломов;
- по педагогике - Г.В. Беда, И.П. Волков, Е.В. Шорохов;
- по психологии - Л.С. Выготский, А.Р. Лурия;
- психолого-педагогические исследования, направленные к проблеме языка изобразительного искусства и художественного образа (Р. Арнхейм, А.Д. Алёхин).
- о роли компьютерных технологий в обучении - Н.А. Забродина, Г.В. Игнатьев, Г.В. Рязанцева, Е.А. Маликова.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической, научно-методической,
искусствоведческой и исторической литературы по проблеме исследования;
• анализ программ, методических разработок к урокам, наглядно¬иллюстративного материала, творческих работ учащихся;
• наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся;
• анализ продуктов художественной деятельности учащися;
• неформальные беседы с учащимися и педагогами дополнительного образования, с целью определения уровня развития изобразительных навыков и уровня заинтересованности;
• экспериментальная проверка теоретических выводов.
Теоретическая значимость исследования:
• выявлена и теоретически обоснована целесообразность использования графических редакторов на уроках изобразительного искусства в школе на современном этапе и в долгосрочной перспективе,
• определено содержание уроков изобразительного искусства, нацеленных на формирование представлений о портретной живописи в графических редакторах,
• разработана методическая последовательность формирования представлений о портретной живописи в графических редакторах,
• определена возможность освоения данных материалов подростками, обучающимися в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования:
Разработаны и экспериментально проверены задания, направленные на формирование представлений о портретной живописи в графических редакторах. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителей общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством для ознакомления обучающихся с портретным жанром.
Этапы исследования:
- на первом этапе исследования была определена тема и сформулирована проблема исследования. Также осуществлялся анализ искусствоведческой, научно-методической, педагогической литературы по теме исследования, был проведен констатирующий эксперимент, выявивший знания, умения и навыки обучающихся шестых классов общеобразовательной школы;
- на втором этапе были определены основные составляющие формирующего этапа эксперимента, разработаны и проведены занятия по формирующему эксперименту, в котором обучающиеся знакомились с особенностями создания портрета в графических редакторах;
- на третьем этапе был проведен формирующий эксперимент, подведены итоги экспериментальной работы, проанализированы и обработаны полученные результаты.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 20 г. Белгорода. Экспериментальная работа проводилась в одном из 6 классов данной школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из теоретической части, состоящий из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 7
приложений, а также творческой части, которая представлена в виде творческих поисков, цифровых эскизов и итоговых композиций стилизованного портрета 60 х 80 см. и реалистичного портрета 50 х 70 см. холст, масло.
В выпускной квалификационной работе мы попытались осветить способы формирования представлений о портретной живописи в графическом редакторе. Проблема актуальна для системы образования Общеобразовательных школ, где учитель должен дать качественные знания достаточно большому количеству обучающихся за сравнительно небольшой отрезок времени.
На педагогической практике мы столкнулись с необходимостью адаптации методики обучения использованию графических редакторов и методики формирования представлений об их художественных возможностях к уровню обучающихся. Мы попытались провести эту адаптацию; по результатам этой работы были написаны два раздела первой главы текста. В разделе 1.1. мы рассмотрели особенности развития реалистической портретной живописи художников-мастеров 17-21 века. Этот материал позволил выявить средства художественной выразительности, с помощью которых передавался художественный образ портретируемого. В разделе 1.2. мы рассмотрели способы использования этих живописных средств при создании портрета с использованием цифровых технологий и графических редакторов. Здесь подробно описываются и иллюстрируются способы создания портретов как с натуры, так и на базе ЭЭ-моделей, сходства и различия приёмов, использемых в традиционной и в цифровой живописи. Таким образом, в первой главе мы решили первую задачу исследования.
Во второй главе мы описали педагогическую часть исследования и решили вторую, третью и четвертую задачи исследования. В разделе 2.1. приведен анализ общеобразовательных программ по изобразительному искусству Ломова С.П., Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. по ознакомлению с созданием портрета, выявлены достоинства и недостатки данных разработок. В разделе 2.2. данной главы мы описали экспериментальную часть исследования. На педагогической практике в 69
общеобразовательной школе № 20 г. Белгорода мы провели опытную работу по формированию у подростков представлений о живописи в графических редакторах. Дети экспериментального класса осваивали темы, представленные в программе Неменского Б.М., используя для работы бесплатный цифровой редактор Krita, бесплатные SD-модели, а также пользуясь наблюдениями с натуры. Эксперимент показал, что обучающиеся экспериментального класса сумели выполнить большее количество работ, в результате получив больший опыт практической деятельности по созданию портретов. В результате они научились более эффективно применять свои знания в практической работе. В целом экспериментальная работа показала эффективность использования компьютерных технологий в процессе занятий живописью . Во второй главе мы описали последовательность доказательства гипотезы исследования.
В третьей главе выпускной квалификационной работы мы проиллюстрировали способы работы над творческой композицией в графическом редакторе. В разделе 3.1. мы описали процесс создания цифрового эскиза композиции стилизованного двойного портрета. В разделе
3.2. третьей главы приведен ход работы над эскизом композиции реалистичного жанрового портрета. В результате этой работы удалось показать сходства и различия традиционной и цифровой живописи, их достоинства и недостатки, а также способы имитации технических приёмов, свойственных традиционной живописи, в графическом редакторе.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема формирования представления о портретной живописи в графических редакторах у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе . Опираясь на результаты экспериментальной работы, мы можем сказать, что компьютерные технологии - это перспективное средство обучения. Можно предположить, что современные технические средства можно не менее эффективно использовать применительно не только при ознакомлении подростков с темой портрета, но и с другими жанрами искусства.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. - М.: Знание, 1973. - 48 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Наука, 1974. - 256 с.
4. Бабанский Ю.К, Сластёнин В.А., Сорокин Н.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
5. Баммес Г. Изображение фигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся. - М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1999. - 336 с.
6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
7. Бидструп Х. Херлуф Бидструп - сборник рисунков в 4-х томах. - М.: Искусство, 1969-1970. - 546 с.
8. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах - Краснодар: Центр педагогической инноватики, 1992. - 214 с.
9. Быкова Е.В. Цифровой коллаж в искусстве: художественные плакаты с неограниченными возможностями // Научная электронная библиотека КиберЛенинка [Офиц.сайт]. -
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tsifrovoy-kollazh-v-iskusstve- hudozhestvennye-plakaty-s-neogranichennymi-vozmozhnostyami (дата
обращения: 20.04.2019).
10. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М: Искусство, 1977. - 267 с.
11. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 300 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 357 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
14. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.1. - М.: Искусство, 1990. - 403 с.
15. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.2. - М.: Искусство, 1990. - 410 с... 62