ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЙ РЕЛИГИИ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИИ МОЛОДЁЖЬЮ 8
1.1. Теоретико-методологические основы изучения
восприятия религии молодёжью 8
1.2. Опыт российских исследований, затрагивающих
проблему восприятия религии молодёжью 15
1.3. Анализ статистических показателей восприятия
религии молодёжью 23
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИИ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» 33
2.1. Методологические основы исследования «Проблема
восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 33
2.2. Методические основы исследования «Проблема
восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 38
2.3. Апробация инструментария и менеджмент исследования 44
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИИ В СОЗАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» 46
3.1. Анализ линейного распределения по результатам исследования «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 46
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 67
3.3. Выводы и рекомендации по результатам
проведенного исследования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИИ МОЛОДЁЖЬЮ 8
1.1. Теоретико-методологические основы изучения
восприятия религии молодёжью 8
1.2. Опыт российских исследований, затрагивающих
проблему восприятия религии молодёжью 15
1.3. Анализ статистических показателей восприятия
религии молодёжью 23
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИИ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» 33
2.1. Методологические основы исследования «Проблема
восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 33
2.2. Методические основы исследования «Проблема
восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 38
2.3. Апробация инструментария и менеджмент исследования 44
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИССЛЕДОВАНИЯ «ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИИ В СОЗАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» 46
3.1. Анализ линейного распределения по результатам исследования «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 46
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» 67
3.3. Выводы и рекомендации по результатам
проведенного исследования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями развития общества, в рамках которого стало принято воспринимать определённые вещи и явления лишь в их критических точках. Так, например, проблема восприятия религии становится довольно важной в данный момент времени, тем более среди молодёжи. Молодёжь куда сильнее привыкла критически относиться к тем или иным явлениям и процессам, тем самым мы может говорить, что нормальное восприятие вещей для них немного нарушено. Большое внимание к данное теме обусловлено тем, что значительная часть молодёжи в данный момент является нерелигиозной, а также практически не занимается изучением религии и религиозной жизни, из-за чего в головах молодёжи довольно часто формируется негативное понимание и восприятие религии, а также религиозных людей.
Говоря о восприятии религии молодёжью, мы можем говорить о некоторых критических (экстремальных) точках восприятия. В таких точках мусульманская община может восприниматься группой террористов, а любая другая ветка христианства, не являющегося православием, восприниматься как секта. Стереотипность мышления также преподносит свой вклад в данный вопрос. Чем шире распространены стереотипы о религии и религиозных людях, тем чаще встречаются конфликтные ситуации, связанные с ними. В большинстве своём, стереотипы о религии, религиозных людях и религиозных организациях имеют негативную окраску, что и может служить поводом для конфликта.
Различными социологическими центрами и лабораториями периодически проводятся исследования восприятия религии молодёжью.
Также необходимо отметить тот момент, что помимо исследований восприятия религии молодёжью, также можно привести в пример исследования молодёжи, религиозности, религиозности молодёжи, исследования восприятия.
Потребность в перманентном изучении вопроса восприятия религии молодёжью обусловлена динамикой развития общества, которое под воздействием внешних и внутренних факторов не может адекватно преподнести молодёжи информацию, достаточную для адекватного восприятия религии и религиозных людей.
Степень научной разработанности темы исследования связана с такими темами, как молодёжь и восприятия, поэтому научная разработанность будет ссылаться на данные темы.
Вопросами изучения молодёжи занимались такие учёные М.К. Г оршков, Л.Д. Гудков, Ю.А. Зубок, О.И. Карпухин, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, К. Мангейм, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги.
Вопросами изучения восприятия занимались И.Ю. Александрова, К.А. Гаврилов.
Вопросами восприятия религии занимались такие учёные, как М.Н. Артюхов, Е.Г. Балагушкин, Т.П. Белова, Б.В. Дубин, С.Д. Лебедев, М.М. Мчедлова, Ю.Ю. Синелина, И.А. Юрасов .
Проблемы восприятия религии молодёжью были затронуты такими учёными, как А.В. Григорьев, Р.Х. Калимуллин, Н.Н. Миллер, И.А. Савченко, А.В. Ткаченко .
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между парадоксальным восприятием религии в современном обществе и недостаточной практической изученностью данной проблемы в данный момент.
Объектом выпускной квалификационной работы является молодёжь Белгородской области.
Предметом выпускной квалификационной работы выступает восприятие религии со стороны представителей молодёжи Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ восприятия религии со стороны молодёжи Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1) Изучить теоретические основы исследования восприятия религии в современном обществе;
2) Провести социологический анализ восприятия религии молодёжью Белгородской области;
3) Обосновать методические рекомендации по ведению образовательно - просветительской деятельности;
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды российских и зарубежных учёных, посвящённые трём основным блокам изучаемой проблемы: восприятию социальным субъектом информации, основываясь на трудах Г. Блумера (положение о ведущей роли символических значений), А. Шютца (концепция повседневного знания), О.А. Симоновой (связь эмоций с социальными структурами, конфликтами и социальным согласием).
Общеметодологическую и методическую основу выпускной квалификационной работы составляют структурно-функциональный анализ, анкетирование, фокус-группы и экспертное интервью.
Использование структурно-функционального анализа позволило исследовать религию как целостное явление, раскрыть её структуру, задачи и функции.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили:
1. Социологические исследования, проведённые по теме отношения молодёжи к религии .
2. Эмпирические данные, полученные в результате проведения авторского социологического исследования «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области», проведённого в Белгородской области.
3. Данные, размещенные на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (Белгородстат).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных, полученных в результате проведённого исследования, а также их применения на практике, используя рекомендации для улучшения восприятия религии молод1жью Белгородской области. Особенностью исследования является учёт регионального аспекта, который отображает восприятие религии молодёжью в Белгородской области.
Апробация исследования. Материалы выпускной квалификационной работы прошли апробацию и были опубликованы в журнале «Экономика и социум» в виде статьи.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Говоря о восприятии религии молодёжью, мы можем говорить о некоторых критических (экстремальных) точках восприятия. В таких точках мусульманская община может восприниматься группой террористов, а любая другая ветка христианства, не являющегося православием, восприниматься как секта. Стереотипность мышления также преподносит свой вклад в данный вопрос. Чем шире распространены стереотипы о религии и религиозных людях, тем чаще встречаются конфликтные ситуации, связанные с ними. В большинстве своём, стереотипы о религии, религиозных людях и религиозных организациях имеют негативную окраску, что и может служить поводом для конфликта.
Различными социологическими центрами и лабораториями периодически проводятся исследования восприятия религии молодёжью.
Также необходимо отметить тот момент, что помимо исследований восприятия религии молодёжью, также можно привести в пример исследования молодёжи, религиозности, религиозности молодёжи, исследования восприятия.
Потребность в перманентном изучении вопроса восприятия религии молодёжью обусловлена динамикой развития общества, которое под воздействием внешних и внутренних факторов не может адекватно преподнести молодёжи информацию, достаточную для адекватного восприятия религии и религиозных людей.
Степень научной разработанности темы исследования связана с такими темами, как молодёжь и восприятия, поэтому научная разработанность будет ссылаться на данные темы.
Вопросами изучения молодёжи занимались такие учёные М.К. Г оршков, Л.Д. Гудков, Ю.А. Зубок, О.И. Карпухин, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, К. Мангейм, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги.
Вопросами изучения восприятия занимались И.Ю. Александрова, К.А. Гаврилов.
Вопросами восприятия религии занимались такие учёные, как М.Н. Артюхов, Е.Г. Балагушкин, Т.П. Белова, Б.В. Дубин, С.Д. Лебедев, М.М. Мчедлова, Ю.Ю. Синелина, И.А. Юрасов .
Проблемы восприятия религии молодёжью были затронуты такими учёными, как А.В. Григорьев, Р.Х. Калимуллин, Н.Н. Миллер, И.А. Савченко, А.В. Ткаченко .
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между парадоксальным восприятием религии в современном обществе и недостаточной практической изученностью данной проблемы в данный момент.
Объектом выпускной квалификационной работы является молодёжь Белгородской области.
Предметом выпускной квалификационной работы выступает восприятие религии со стороны представителей молодёжи Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ восприятия религии со стороны молодёжи Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1) Изучить теоретические основы исследования восприятия религии в современном обществе;
2) Провести социологический анализ восприятия религии молодёжью Белгородской области;
3) Обосновать методические рекомендации по ведению образовательно - просветительской деятельности;
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды российских и зарубежных учёных, посвящённые трём основным блокам изучаемой проблемы: восприятию социальным субъектом информации, основываясь на трудах Г. Блумера (положение о ведущей роли символических значений), А. Шютца (концепция повседневного знания), О.А. Симоновой (связь эмоций с социальными структурами, конфликтами и социальным согласием).
Общеметодологическую и методическую основу выпускной квалификационной работы составляют структурно-функциональный анализ, анкетирование, фокус-группы и экспертное интервью.
Использование структурно-функционального анализа позволило исследовать религию как целостное явление, раскрыть её структуру, задачи и функции.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили:
1. Социологические исследования, проведённые по теме отношения молодёжи к религии .
2. Эмпирические данные, полученные в результате проведения авторского социологического исследования «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области», проведённого в Белгородской области.
3. Данные, размещенные на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (Белгородстат).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных, полученных в результате проведённого исследования, а также их применения на практике, используя рекомендации для улучшения восприятия религии молод1жью Белгородской области. Особенностью исследования является учёт регионального аспекта, который отображает восприятие религии молодёжью в Белгородской области.
Апробация исследования. Материалы выпускной квалификационной работы прошли апробацию и были опубликованы в журнале «Экономика и социум» в виде статьи.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Проблемы религии всегда были актуальны в обществе и остаются таковыми и по сегодняшний день. В современном постоянно развивающемся мире, вопрос религии встал особенно остро, так как появились научные (и не только) направления, подвергающие религию жесткой критике, начиная от критики устаревших религиозных норм до практически тотального отвержения религии, как проблемной сферы общества. В большинстве своём, в современном мире практически вся религиозная догматика и учения подвержены критике со стороны. Актуальность восприятия религии стоит особо остро в данный момент, так как, в большинстве своём, из-за критического мышления, многие люди (в частности юного возраста) воспринимают религию чуть ли не как психическое отклонение, а не как обыденный в обществе феномен.
Применительно к восприятию религии молодёжью встаёт много проблем с пониманием молодыми людьми религии и восприятием религиозных людей. Многие из нас привыкли воспринимать всё с довольно большой критикой, что приводит к тому, что многие вещи, кажущиеся нам нормальными, с другой стороны могут восприниматься как нечто крайне негативное. Та же шутка про религию в одной компании может быть не так понята в другой, вплоть до скандала. Проблема восприятия вещей строится на стереотипных представлениях об этих вещах. Обыденность мышления нивелирует и стереотипизирует проявления религии, из-за чего отдельные «провинившиеся» единицы становятся поводом для того, чтобы считать и других их единоверцев за точно таких же.
В современном российском обществе проблемы восприятия религии является частью большого класса проблем восприятия массовым сознанием «иного», непривычного и экзотического, которое вместе с тем является стабильной компонентой привычного жизненного мира. Одним из главных предназначений образования является «встраивание» человека в культуру, тем самым формируя его мировоззрение относительно определённых вещей. Речь идёт не только об образовании в школах или университетах, но и образовании внутри семьи - воспитании. При недостатке воспитания человека появляется целая череда цепочек и фактов, влияющих на его мировоззрение. Так, например, находясь в семье, где постоянно происходят скандалы, человек привыкает к ним, и для него это становится обыденностью и чем-то «нормальным». Поэтому, не смотря на то, религиозен человек или нет, он может ввязываться в конфликты на религиозной почве вовсе не по проблеме религии, а по внутренней установке на конфликт. С учётом сложных и неоднозначных отношений, сложившейся между религиозной и светской картинами мира и их носителями, возникают конфликтные ситуации, что приводит к упадку морали общества и человека.
Изучение религии в современной России довольно часто становится предметом для исследования, но обычно она изучается в автономных контекстах, которые, в свою очередь, имеют сходные моменты. Для таких исследований принято использовать индикаторы, которые отражают лишь уровень и степень религиозности («воцерковлённости») различных категорий населения, уровень суеверного сознания и поведения, связь с анализ механизмов трансляции и воспроизводства религиозных установок и религиозной идентичности через институт семьи и т.д. Однако такие исследования довольно часто не достаточны для того, чтобы дать адекватную оценку уровню восприятия религии со стороны. Обычно это статистические сводки о том, кто «верующий», а кто нет, и сколько людей вовлечено в религию. Проблема рефлексии, восприятия религии человеком отходит в таких исследованиях на задний план.
В основу статистических показателей по вопросам восприятия религии могут быть отчасти использованы шкалы и формулировки вопросов - ответов, применяемые исследовательскими группами ИСПИ РАН, ФОМ, ВЦИОМ, ФНИСЦ РАН и других социологических центров. Это позволяет сделать работу более проработанной с научной точки зрения, а также сделать куда меньше ошибок.
В ходе проведённого исследования на тему «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» тремя методами: экспертное интервью, фокус-группы и массовый опрос было выявлено, что в сфере восприятия религии молодёжью имеются некоторые проблемы, которые связаны с неправильным пониманием религиозности, религии и религиозных организаций, а также восприятием верующих и неверующих людей по крайним точкам.
Корреляционный анализ данных массового анкетного опроса показал, что те молодые люди, которые имеют больше негатива в отношении людей с другим мышлением и отношением к религии, гораздо чаще попадают в конфликтные ситуации, связанные с религиозными вопросами.
По итогам авторского исследования «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» мы считаем возможным и необходимым дать следующие рекомендации для решения проблем, связанных с восприятием религии молодёжью:
1) Нужно вводить просветительскую деятельность в учебных заведениях, где будет рассказываться о религиях и религиозных людях, делая акцент не на внедрении религиозности для молодёжи, а для просвещения их в деятельность религиозных людей и их жизни.
2) Предложить Департаменту образования ввести программу общей профилактики в школах, основанной на чувстве собственного достоинства. Уверенный в себе человек не станет создавать конфликты на ровном месте и будет признавать факт существования других и уважать их.
3) Обсудить с юристами возможность смягчения Закона о защите прав верующих. Наличие такого закона, защищающего интересы одной стороны, при отсутствии аналогичного закона, защищающего другую сторону (неверующих) приводит к появлению некоторых проблем и конфликтов.
4) Усилить позитивную рефлексию вопросов религии в региональных СМИ, путём подготовки специалистов в области изучения и освещения вопросов религии в СМИ (Институту общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ»). Это должно стать действенным противовесом негативно-скандальным публикациям соответствующей тематики.
5) Провести агитационную программу, основным лозунгом которой будет: «Один - не значит все». Основой агитационной программы будет попытка донести до населения мысль о том, что действия одного или пары человек из какой-либо структуры не является поводом для того, чтобы распространять мысль о том, что все люди в данной структуре такие же. Это нужно для нормального восприятия общности людей, где ошибка одного обычно переносится на всех, что в плане религии, что в плане общественной морали.
Применительно к восприятию религии молодёжью встаёт много проблем с пониманием молодыми людьми религии и восприятием религиозных людей. Многие из нас привыкли воспринимать всё с довольно большой критикой, что приводит к тому, что многие вещи, кажущиеся нам нормальными, с другой стороны могут восприниматься как нечто крайне негативное. Та же шутка про религию в одной компании может быть не так понята в другой, вплоть до скандала. Проблема восприятия вещей строится на стереотипных представлениях об этих вещах. Обыденность мышления нивелирует и стереотипизирует проявления религии, из-за чего отдельные «провинившиеся» единицы становятся поводом для того, чтобы считать и других их единоверцев за точно таких же.
В современном российском обществе проблемы восприятия религии является частью большого класса проблем восприятия массовым сознанием «иного», непривычного и экзотического, которое вместе с тем является стабильной компонентой привычного жизненного мира. Одним из главных предназначений образования является «встраивание» человека в культуру, тем самым формируя его мировоззрение относительно определённых вещей. Речь идёт не только об образовании в школах или университетах, но и образовании внутри семьи - воспитании. При недостатке воспитания человека появляется целая череда цепочек и фактов, влияющих на его мировоззрение. Так, например, находясь в семье, где постоянно происходят скандалы, человек привыкает к ним, и для него это становится обыденностью и чем-то «нормальным». Поэтому, не смотря на то, религиозен человек или нет, он может ввязываться в конфликты на религиозной почве вовсе не по проблеме религии, а по внутренней установке на конфликт. С учётом сложных и неоднозначных отношений, сложившейся между религиозной и светской картинами мира и их носителями, возникают конфликтные ситуации, что приводит к упадку морали общества и человека.
Изучение религии в современной России довольно часто становится предметом для исследования, но обычно она изучается в автономных контекстах, которые, в свою очередь, имеют сходные моменты. Для таких исследований принято использовать индикаторы, которые отражают лишь уровень и степень религиозности («воцерковлённости») различных категорий населения, уровень суеверного сознания и поведения, связь с анализ механизмов трансляции и воспроизводства религиозных установок и религиозной идентичности через институт семьи и т.д. Однако такие исследования довольно часто не достаточны для того, чтобы дать адекватную оценку уровню восприятия религии со стороны. Обычно это статистические сводки о том, кто «верующий», а кто нет, и сколько людей вовлечено в религию. Проблема рефлексии, восприятия религии человеком отходит в таких исследованиях на задний план.
В основу статистических показателей по вопросам восприятия религии могут быть отчасти использованы шкалы и формулировки вопросов - ответов, применяемые исследовательскими группами ИСПИ РАН, ФОМ, ВЦИОМ, ФНИСЦ РАН и других социологических центров. Это позволяет сделать работу более проработанной с научной точки зрения, а также сделать куда меньше ошибок.
В ходе проведённого исследования на тему «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» тремя методами: экспертное интервью, фокус-группы и массовый опрос было выявлено, что в сфере восприятия религии молодёжью имеются некоторые проблемы, которые связаны с неправильным пониманием религиозности, религии и религиозных организаций, а также восприятием верующих и неверующих людей по крайним точкам.
Корреляционный анализ данных массового анкетного опроса показал, что те молодые люди, которые имеют больше негатива в отношении людей с другим мышлением и отношением к религии, гораздо чаще попадают в конфликтные ситуации, связанные с религиозными вопросами.
По итогам авторского исследования «Проблема восприятия религии в сознании современной молодёжи Белгородской области» мы считаем возможным и необходимым дать следующие рекомендации для решения проблем, связанных с восприятием религии молодёжью:
1) Нужно вводить просветительскую деятельность в учебных заведениях, где будет рассказываться о религиях и религиозных людях, делая акцент не на внедрении религиозности для молодёжи, а для просвещения их в деятельность религиозных людей и их жизни.
2) Предложить Департаменту образования ввести программу общей профилактики в школах, основанной на чувстве собственного достоинства. Уверенный в себе человек не станет создавать конфликты на ровном месте и будет признавать факт существования других и уважать их.
3) Обсудить с юристами возможность смягчения Закона о защите прав верующих. Наличие такого закона, защищающего интересы одной стороны, при отсутствии аналогичного закона, защищающего другую сторону (неверующих) приводит к появлению некоторых проблем и конфликтов.
4) Усилить позитивную рефлексию вопросов религии в региональных СМИ, путём подготовки специалистов в области изучения и освещения вопросов религии в СМИ (Институту общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ»). Это должно стать действенным противовесом негативно-скандальным публикациям соответствующей тематики.
5) Провести агитационную программу, основным лозунгом которой будет: «Один - не значит все». Основой агитационной программы будет попытка донести до населения мысль о том, что действия одного или пары человек из какой-либо структуры не является поводом для того, чтобы распространять мысль о том, что все люди в данной структуре такие же. Это нужно для нормального восприятия общности людей, где ошибка одного обычно переносится на всех, что в плане религии, что в плане общественной морали.
Подобные работы
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ДЕСКРИПЦИЯ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI в.
Магистерская диссертация, религия и мифология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - МЕНТАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛАТИНСКИХ ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ IV-VI ВВ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



