ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ 7
1.1 Организация окружающей рабочей среды в медицинских
учреждениях с точки зрения эргономики 7
1.2. Правила безопасного перемещения пациентов 15
ГЛАВА 2. РОЛЬ ЭРГОНОМИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ 21
2.1. Социологическое исследование определения степени информированности медицинских сестер в вопросах эргономики и факторов риска условий труда 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
В числе важных задач каждой профессиональной сестринской организации, помимо повышения профессии престижа медицинской сестры, внедрения инноваций, развития профессионализма сестринского дела, большое место занимает защита интересов медицинских сестер, улучшение их условий труда и сохранение здоровья.
Общеизвестно, что для эффективной профессиональной деятельности необходима безопасная рабочая среда. Под этим понимают правильно сформированную среду, не причиняющую вреда всем участникам лечебного процесса. Труд медицинских работников относится ко 2 категории напряженности. Он характеризуется с физической утомляемостью, связанной с ночными дежурствами, воздействием высоких концентраций лекарственных и токсических веществ, вероятностью заражения инфекционными заболеваниями, нервно-эмоциональным перенапряжением.
Что касается физических перегрузок, которые испытывают медицинские сестры лечебно-профилактических учреждений, то им до последнего времени не придавалось должного значения. Особенно велики эти нагрузки у персонала, работающего с пациентами, лишенными возможности осуществлять самоуход. Так, во время работы медицинской сестре нередко приходится поднимать, перемещать пациента, находиться в вынужденной позе в течение длительного времени, а значит подвергаться большим нагрузкам опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что проблема здоровья медицинских работников приобретает все большую значимость, оказывая большое влияние не только на качество ее жизни, но и на качество предоставляемых ею услуг населению.
По данным зарубежной статистики, «боль в спине - эпидемия здравоохранения». Установлено, что только за месяц медицинская сестра поднимает более 600 кг. Отсюда - высокие темпы роста заболеваемости медицинских работников. Травматизм в медицине выше, чем в остальных отраслях труда, и каждая вторая травма - это травма спины.
Пути сохранения здоровья медицинских сестер и обеспечения эффективности их работы изучает эргономика - наука о научном подходе к организации труда.
Доказано, что повысить производительность труда можно на 40% без увеличения нагрузок на персонал, если работа выполняется в эргономичном положении. В медицине оптимизация труда способствует повышению эффективности лечебного процесса, играет важную роль в сокращении продолжительности пребывания пациента в стационаре, улучшает условия труда медицинского персонала.
Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским. В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания, и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.
«Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая производственную деятельность человека и ставящая целью ее оптимизацию» - так звучит классическое определение этой дисциплины. Она появилась в 1949 году, а пятидесятые годы прошлого столетия стали периодом ее становления.
Медицинская эргономика возникла несколько позже как прикладная дисциплина - один из разделов профессиональной эргономики, изучающий особенности трудовых процессов в медицине. Ее цели - организация таких условий труда на рабочем месте, при которых повышается безопасность и эффективность деятельности в здравоохранении. Медицинская эргономика появилась на стыке таких дисциплин и систем, как анатомия, физиология, гигиена, физика, психология, биомеханика, антропометрия. Это конкретная область приложения научных знаний о человеке к системе «медицинские работники - медицинское учреждение, медицинское оборудование - пациент».
Одним из разделов медицинской эргономики является биомеханика. Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения наиболее физиологического положения тела в покое и при движении.
Профессия медицинской сестры связана с выполнением статической и динамической работы. Чтобы сохранить свое здоровье и профессиональное долголетие, необходимо соблюдать правила биомеханики.
Недостаточные знания, умения и возможности медицинских сестер в области применения инновационных эргономических методов работы - проблема, которая и изучалась в процессе данного исследования.
Объект исследования - условия труда медицинских сестер в лечебно - профилактических учреждениях.
Предмет исследования - влияние условий труда на улучшение профессиональной деятельности и сохранении здоровья медицинских сестер
Цель исследования: изучить влияние условий труда на здоровье медицинских сестер и выработать рекомендации по улучшению профессиональной деятельности и профилактике заболеваний.
Для достижения постановленной цели решались задачи исследования:
1. проанализировать научно-медицинскую литературу по теме;
2. провести анкетирование по определению степени
информированности медицинских сестер в вопросах эргономики и факторов риска условий труда
3. проанализировать диспансерные карты медсестер, прошедших диспансеризацию с 2016 по 2018 год;
4. провести оценку дизайна неврологического отделения;
5. провести мастер-класс для медицинских сестер об основных правилах биомеханики и эргономики;
6. определить наиболее эффективные эргономические методы и приемы в профессиональной деятельности медицинской сестры.
Методы исследования:
- научно-теоретический анализ медицинской литературы и периодических изданий по теме исследования;
- организационный (сравнительный, комплексный) метод;
- социологические: анкетирование, интервьюирование.
Гипотеза. Наличие на рабочих местах современного технического оборудования и достаточный уровень владения инновационными эргономическими методами работы улучшат условия труда медицинского персонала и решит проблему перегрузки и травматизма медицинских работников.
Теоретическая значимость: обоснованы теоретические аспекты медицинской эргономики, определена организация окружающей среды в медицинских учреждениях с точки зрения эргономики и теоретически обоснованы разработанные предложения по данной деятельности.
Практическая значимость: полученные в результате исследования данные позволят оценить важность применения эргономических методов работы, что влияет на и качество работы медицинской сестры.
Объём и структура выпускной квалификационной работы. Структура дипломной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Основной закон эргономики звучит следующим образом: «Вам должно быть удобно всегда!». В настоящее время принципы данной дисциплины распространяются и на условия существования человека вне профессии, т.е. прочно входят в быт.
Медицинская эргономика - прикладная дисциплина, один из разделов профессиональной эргономики, изучающий особенности трудовых процессов в медицине. Она занимается разработкой наиболее оптимальных алгоритмов движения в ходе выполнения медицинских манипуляций; орудий труда, облегчающих труд медицинских работников; оптимальных условий труда на рабочем месте.
Целью медицинской эргономики как науки является повышение эффективности труда медицинских работников и сохранение их здоровья. Она сформировалась на базе таких дисциплин, как анатомия, физиология, психология.
Здоровья медицинских работников приобретает все большую значимость, оказывая большое влияние не только на качество ее жизни, но и на качество предоставляемых ею услуг населению.
Любая среда, в которой живёт человек, имеет те или иные факторы, отрицательно влияющие на него. Есть факторы риска и в условиях больничной среды. Если на больного человека факторы риска действуют только определённое время, то медицинский персонал подвержен их влиянию длительно, годами. И когда медработник не знает, как защитить себя от их воздействия, неизбежен вред его собственному здоровью.
Изучение условий труда медицинских работников и их здоровья позволило установить, что работа в лечебных учреждениях предъявляет значительные требования к организму работающего, его физическому состоянию и выносливости, объему оперативной и долговременной памяти, способность противостоять основным вредным профессиональным факторам: биологическим, психоэмоциональным и эргономическим. У средних медицинских работников заболеваемость выше чем у врачей и работников других отраслей народного хозяйства. Между тем, проблему перегрузки и травматизма медицинских работников можно решить с помощью внедрения в их практику здоровьесберегающей технологии - медицинской эргономике. С одной стороны имеются достаточно эффективные здоровьесберегающие технологии, облегчающих труд медицинских сестер, а с другой - широкая распространенность заболеваний опорно-двигательной системы медицинских сестер. Освоение современных технологий помогает медицинским работникам снизить риск травматизма, получать удовольствие от работы, продлить активное профессиональное долголетие.
Для разработки мер по сохранению и укреплению здоровья среднего медицинского персонала важно знать не только показатели его заболеваемости, но и формирующие его факторы, а также иметь объективные данные о состоянии здоровья этой группы населения.
Изучив организацию окружающей среды в медицинских учреждениях, мы пришли к выводу, что организация рабочего пространства в медицинских учреждениях, с точки зрения экономики высокорентабельная, поскольку повышается как производительность, так и качество работы, снижает количество ошибок. Эргономический подход способствует улучшению условий труда и, соответственно, удовлетворенности персонала своей работой. Оптимизация рабочей среды значительно снижает риск развития болей в спине, поэтому является эффективным методом первичной профилактики.
Проведенный нами анализ научно-медицинской и методической литературы по применению эргономических методов в работе медицинской сестры, позволил определить: тему исследовательской работы, предмет, объект, цели, задачи.
Для решения поставленных целей и задач была разработана концепция исследования, которая включает в себя четыре этапа:
- на первом этапе - была проанализирована и осмыслена научно-медицинская литература по теме;
- на втором этапе разработаны анкеты-интервью (Приложение 2,3), опросники, тесты, состоящие из вопросов, дающих представление о степени информированности медицинских сестер по вопросам эргономики и факторам риска условий труда, влияющих на развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата; проведен анализ их диспансерных карт, оценки дизайна неврологического отделения и мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям
- на третьем этапе проводились, обрабатывались, обобщались результаты исследования;
- на четвертом этапе сформулированы выводы по проведенной работе и даны предложения, необходимые для медицинских сестёр, принимающих участие в лечении, уходе и реабилитации пациентов.
Для того чтобы профессиональная деятельность медицинских сестер была более эффективной, нами предложены следующие рекомендации:
1. Для работников ЛПУ необходимо организовать регулярный инструктаж по правилам перемещения пациентов, периодически проводить семинары по изучению приемов и средств перемещения;
2. Создавать рабочие места для медицинских сестер с учетом эргономического дизайна и особенностей биомеханики тела;
3. Необходимо обеспечить медицинский персонал средствами малой механизации для облегчения их труда;
4. Организовать комнаты отдыха для медицинских сестер для восстановления работоспособности;
5. При прохождении курсов повышения квалификации включать здоровьесберегающие технологии во все циклы.
1. Бортникова, С.М. Нервные и психические болезни [Текст]: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся в медицинских училищах и коллледжах / С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина, С.Г. Беседовский; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. - изд.13-е, стереотип. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015
2. Вебер, В.Р., Чуваков, Г.И., Лапотников, В. А [и др.] Основы сестринского дела [Текст]: Учебное пособие - М.: Медицина, 2015. - 216с.
3. Давлицарова, К.Е Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь [Текст]: учебное пособие - М.: Медицина, 2016. - 286с.
4. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела [Текст]: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под общ. ред. к.м.н. В.В. Морозова. - изд. 7-е. - Ростов на Дону : Феникс, 2016. - 733 с.
5. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела [Текст]: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под общ. ред. к.м.н. В.В. Морозова. - изд. 7-е. - Ростов на Дону : Феникс, 2016. - 733 с.
6. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела [Текст]: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под общ. ред. к.м.н. В.В. Морозова. - изд. 7-е. - Ростов- на -Дону : Феникс, 2016. - 733 с.
7. Левчук, И.П. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / И. П. Левчук, А. А. Бурлаков. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 144 с.- URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429693.html
8. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник для студентов СПО / В.А. Медик , В.К. Юрьев. - 3-е изд., перераб и доп. _М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 608 с. : ил.
9. Обуховец Т.П., Основы сестринского дела [Электронный ресурс] / Т. П.
Обуховец, О. В. Чернова ; под ред. Б. В. Кабарухина. - Изд. 22-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 766 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-24485-2 - Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222244852.html
10. Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела. [Текст]: учеб. пособие для студентов мед.училищ и колледжей./Т.П.Обуховец, О.В.Чернова.; под.общ.ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина . - Ростов - на - Дону : Феникс, 2016. - 766 с. : ил.
11. Организация сестринской деятельности : учебник / под ред. С. И. Двойникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 528 с. - Режим доступа: http: //www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970428955.
12. Островская И.В., Основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 320 с.
- ISBN 978-5-9704-3940-1 - Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970439401 .html
13. Полянцева, О.И. Психология для средних медицинских учреждений [Текст] : учебник для студентов образовательных организаций сред. проф. образования - 7-е изд, перераб. и доп. - Ростов -на -Дону : Феникс, 2015. - 431 с.
14. Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Текст]: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений СПО / Э.В. Смолева; под общ. ред. к.м.н Б.В. Кабарухина. - изд. 19-е. - Ростов — на - Дону : Феникс, 2016. - 473 с.
15. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии [Текст]: учебник для студентов мед. училищ и колледжей / А.А. Швырев ; под общ. ред. профессора Р.Ф. Морозовой. - изд. 8-е, стереотип. - Ростов — на - Дону : Феникс, 2015. - 411 с. : ил.
16. Щербакова, Т.С. Справочник: сестринское дело / Т.С.Щербакова. - Изд. 10-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 601,[1]с. - (Среднее медицинское
образование) Режим
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222227404.htm