ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ 8 ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО
ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1. Сущность и содержание применения 8
процедуры электронного декларирования
1.2. Нормативно-правовое обеспечение процедуры 20 электронного декларирования
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ 28
ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
2.1. Анализ организации процедуры электронного 28
декларирования (на примере Белгородского
таможенного поста Белгородской таможни)
2.2. Направления совершенствования организации 43
процедуры электронного декларирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Глобальной тенденцией развития мировой и научно-технической революций последних десятилетий является развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий.
Применение информационных технологий имеет глобальное значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Большинство мероприятий, направленных на развитие информационных технологий, реализуется или планируется к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ, это свидетельствует о том, что процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях.
Главными условиями функционирования таможенных органов Российской Федерации на сегодняшний день выступают внедрение и применение новейших таможенных технологий, а также их совершенствование. Электронное декларирование здесь не является исключением, так как оно само по себе упрощает и значительно ускоряет процесс обслуживания при проведении таможенных операций.
Вопросы, касающиеся электронного декларирования, являются особенно актуальными в условиях нахождения Российской Федерации в глобальном информационном пространстве.
Правовая база применения процедуры электронного декларирования установлена Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Одним из заложенных в него нововведений является переход на использование электронных технологий при совершении таможенных операций.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза устанавливает приоритет электронного декларирования товаров и допускает лишь отдельные случаи, когда декларирование товаров может осуществляться в письменной форме.
Особенно актуальным и крайне сложным на сегодняшний день вопросом, который требует максимум усилий, времени и практики, является внедрение информационных технологий.
При внедрении современных технологий значительно увеличивается качество выполняемых операций таможенными органами, сокращается время предоставления таможенных услуг, и обеспечивается необходимая информационная безопасность.
Основным средством достижения этой цели являются обмен информацией, который происходит между декларантом и уполномоченным должностным лицом таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, исключительно в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи.
Однако важно учитывать и то, что внедрение современных информационных технологий это путь к совершенствованию таможенного администрирования, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и в итоге - увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.
Таким образом, актуальность дипломной работы объясняется тем, что одной из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед таможенными органами, является ускорение таможенных операций, в том числе создание условий для сокращения сроков выпуска товаров.
Анализ степени изученности темы. Изучению вопросам совершенствования процедуры электронного декларирования в таможенных органах посвящено множество статей, публикаций и работ таких современных исследователей как: С. В. Гончаров, А. А. Исакова, М. Искосова, А. А. Курочка, А. П. Кед, А. П. Михайленко, А. Ю. Мосенкова, О.П. Матвеев, Ю. В. Малышенко, М. Г. Русерский, Е. А. Смирнова, Л. Г. Чернова, Д. Н. Шаталов1.
Проблема исследования состоит в сформировавшемся противоречии между необходимостью совершенствования процедуры электронного декларирования товаров и недостаточной разработанностью способов решения данной задачи на практике.
Объектом исследования является таможенное оформление товаров при процедуре электронного декларирования.
В качестве предмета исследования выступает процедура электронного декларирования товаров в деятельности Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций и направлений совершенствования электронного декларирования товаров.
Гончаров С. В. Перспективы развития и проблемы электронного декларирования и технологии удаленного выпуска товаров // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (84); Исакова А. А., Малыхина В. Е. Технологии электронного декларирования // Science Time. 2015. № 10; Искоскова М. Таможенное декларирование в Таможенном союзе - ставка на унификацию // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2016. № 3; Курочка А. А. Внедрение и развитие технологий электронного декларирования как одно из приоритетных направлений деятельности таможенных органов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3(24); Кед А. П., Личева Л. Л. Электронное таможенное декларирование (ЭД-2) // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 17; Михайлова А. П., Могило О. В., Полухин И. В. Проблемные вопросы внедрения электронного декларирования // Логистические системы в глобальной экономике. 2016. № 3-2; Матвеева О. П., Прушковская Е. Е. Повышение качества
предоставления государственных таможенных услуг на основе применения электронного декларирования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 3 (47); Малышенко Ю. В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования : монография. Владивосток, 2016; Русецкий М. Г. Технологии электронного декларирования и удаленного выпуска товаров как фактор совершенствования таможенного контроля // Вестник Академии. 2017. № 3; Смирнова Е. А. Технологии электронного декларирования товаров в таможенной сфере // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2016. № 2; Чернова Л. Г., Сорокина Е. А. Проблемы и перспективы развития технологий электронного декларирования товаров // Логистические системы в глобальной экономике. 2018. № 6; Шаталов Д. Н., Диброва М. С. Электронное декларирование товаров и транспортных средств : проблемы использования и пути их решения // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития : сб. международной научн.- практ.конф. Вологда, 2018.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить с теоретические основы таможенного декларирования товаров;
2. Ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением процедуры электронного декларирования.
3. Проанализировать практику применения электронного декларирования товаров на примере Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
4. Предложить направления совершенствования процедуры электронного декларирования товаров.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют научные труды современных исследователей Е. С. Ивлевой, Ю. В. Малышенко, Д. Н. Шаталова1, работы которых посвящены различным аспектам развития процедуры электронного декларирования. При написании дипломной работы использовались основные положения системного и содержательных подходов, позволившие рассмотреть процедуру электронного декларирования, как часть системы перехода к информационным таможенным технологиям. Для того, чтобы максимально раскрыть тему дипломной работы были применены различные подходы и инструменты, в том числе общенаучные и частные методы исследования, а также методы факторного и сравнительного анализа.
Обработка данных производилась посредством статистического
анализа, а также системного анализа информации. При работе так же были
Ивлева Е.С., Филиппова С. А. Совершенствование таможенного администрирования на основе электронного декларирования товаров и транспортных средств // сб. международной науч.- прак. конф «Наука сегодня : глобальные вызовы и механизмы развития». Вологда, 2017; Малышенко Ю. В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования: монография. Владивосток, 2016; Русецкий М. Г. Технологии электронного декларирования и удаленного выпуска товаров как фактор совершенствования таможенного контроля // Вестник Академии. 2016. № 3; Шаталов Д. Н., Диброва М. С. Электронное декларирование товаров и транспортных средств: проблемы использования и пути их решения // сб. международной научн.- практ. конф. «Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития». Вологда, 2017.
задействованы:
- логический метод, использованный при формировании выводов и проблем;
- сравнительно - правовой, применяемый при анализе нормативно - правовых актов в области таможенного дела;
- метод моделирования, использованный при разработке рекомендаций совершенствования таможенного декларирования в электронной форме.
Эмпирической базой исследования послужили: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, федеральные законы,
регламентирующие порядок применения информационных технологий в области таможенного дела, а так же «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»1, статистические данные, касающиеся деятельности таможенных органов при электронном декларировании.
Научно - практическая значимость исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в данной дипломной работе содержится подробный анализ процедуры электронного декларирования. Выявление основных проблем, возникающих при использовании системы электронного декларирования и обоснование возможных перспективных направлений развития, которые могут поспособствовать продвижению современной системе регулирования процедуры электронного декларирования товаров.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, принятому 01.01.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. Разд. «Международное право»; О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ // Справочно - правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»; Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»; Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года / Официальный сайт Федеральной таможенной службы (ФТС России) URL: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content (дата обращения: 10.01.2019).
Одним из главных условий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза является декларирование товаров и транспортных средств.
Одной из основных задач таможенного декларирования на современном этапе развития внешнеэкономических связей России является ускорение и упрощение таможенных операций.
Для достижения этой задачи было внедрено декларирование в электронной форме, развитие которого прошло в ряд этапов от затратной и неэффективной системы ЭД - 1, до современной ЭД - 2.
Основная цель данной системы заключается в том, что данная форма декларирования осуществляется на основе электронного документооборота, путем подачи декларации, а так же сопроводительных и отгрузочных документов в таможенный орган посредством сети «Интернет». Передача таможенных документов производится через специализированные ПО, такие как «Альта - Софт», «Сигма - Софт», «ИнфоДек», предназначенные для участников ВЭД.
Проанализировав порядок совершения должностными лицами таможенных органов операций, при декларировании товаров на Белгородском таможенном посту и выполнив сравнительный анализ процесса декларирования, согласно ТК ТС и ТК ЕАЭС, изложенный во втором разделе дипломной работы, можно сделать вывод, что декларирование товаров в электронной форме является более оперативным, чем декларирование на бумажном носителе.
Это одно из наиболее перспективных направлений
совершенствования деятельности таможенных органов, которое позволяет ускорить совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров и транспортных средств, сократить общее время таможенных формальностей.
Электронное декларирование имеет следующие плюсы.
- это безбумажная технология. Электронное декларирование предполагает передачу декларации и сопутствующих документов в таможенные органы в электронном виде.
- заметный плюс при таможенном контроле товаров, который осуществляется по долговременным контрактам, если данные по поставкам изменятся, то процесс подготовки и проведения электронных таможенных деклараций займет минимум времени.
- электронное декларирование обеспечивает полную прозрачность процесса таможенного контроля, что, в свою очередь, исключает коррупционную составляющую.
- электронное декларирование дает возможность провести таможенный контроль в автоматическом режиме. Можно заметить, что использование электронной формы декларирования на Белгородском таможенном посту напрямую влияет на сокращение сроков регистрации и выпуска деклараций.
В настоящее время таможенными органами Белгородского таможенного поста ежедневно оформляется почти 100% электронных деклараций с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Технология электронного декларирования ЭД-2 и удаленного выпуска товаров имеют устойчивую положительную динамику объемов таможенного оформления. Применение и развитие данной технологии способствует совершенствованию и оптимизации работы таможенных органов и участников ВЭД.
В исследовании выявлен ряд проблем при электронном
декларировании товаров на Белгородском таможенном посту, а именно:
- отсутствие в электронной базе единой для государств-членов Евразийского экономического союза разрешительных документов, регулирующих ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
- нарушение перевозчиками сроков подачи предварительной информации; представление предварительной информации в не полном или неактуальном виде;
- отсутствие альтернативного способа передачи перевозчиком данных должностному лицу таможенного органа, что влечет за собой увеличение времени таможенного декларирования товаров; несоответствие содержания концептуальных документов и таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также программных продуктов, используемых в процессе таможенного декларирования, и банковских документов, представляемых декларантами должностным лицам таможенных органов.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес Белгородского таможенного поста:
- обеспечить внедрение в деятельность механизма «единого окна» в
системе регулирования внешнеэкономической деятельности на
основании постановления Правительства РФ от 12 мая 2017 года № 561 «О реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности»;
- реализация принципа «однократности представления документов и сведений в электронном виде» (принцип «однократности») и возможности согласования подходов к реализации данного принципа между государствами-членами ЕАЭС;
- обеспечить в автоматическом режиме сверку разрешительных и преференциальных документов, указанных в декларации на товары с базами данных этих документов в автоматическом режиме (например, сертификат декларации соответствия);
- автоматизировать заполнение отчета по рискам при принятии решения по мерам минимизации рисков при указании суммы дополнительно начисленных пошлин, налогов по результатам корректировки таможенной стоимости и таможенного досмотра;
- предусмотреть при предварительном информировании возможность сверки информации, предоставляемой декларантом при прибытии товара на таможенную территорию, содержащейся у владельцев складов временного хранения при принятии товара на временное хранение, с информацией в электронных документах при декларировании товаров.
Таким образом, прогрессивные направления совершенствования механизма таможенного декларирования ввозимых товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, создают огромные преимущества как для осуществления своих полномочий таможенными органами Белгородского таможенного поста, так и для осуществления деятельности участниками ВЭД.
Результаты, полученные в процессе исследования процедуры электронного декларирования, позволяют выделить ряд проблемных аспектов для участников ВЭД таких как:
- проблемы технического характера, такие как сбои в работе ПО, ошибки при отправке ДТ, сбой соединения сети «Интернет»;
- не достигнута полноценная международная унификация электронных документов при таможенном оформлении товара;
- неудобство со стороны декларанта при заполнении ДТ, для формализации документов иногда приходится прибегать к применению программ распознающих текст (FineReader).
Практика применения технологии декларирования товаров в
электронной форме, а так же в основном положительная реакция участников ВЭД и таможенных органов позволила сделать вывод о необходимости разработки направлений дальнейшего его совершенствования:
- расширения электронного взаимодействия с таможенными органами и перевозчиками товаров;
- создание единой базы разрешительных документов других контролирующих органов;
- повышение стабильности работы программного обеспечения, а так же каналов связи;
- расширения электронного документооборота посредством стандартизации и приведения к единым международным форматам всех сопроводительных и отгрузочных документов;
- проведение информационной работы среди участников ВЭД по части пользования ПО и дополнительными сервисами, позволяющими повысить уровень удовлетворенности пользования электронным декларированием;
- заимствования и адаптации зарубежного передового опыта в области электронного декларирования.
С целью оптимизации и улучшения процесса электронного декларирования автором предполагается внедрение следующих практических мероприятий:
1. Создание специализированных серверов на базе внутренней
компьютерной сети, расширения технических возможностей
маршрутизатора, а так же внедрения современных информационно - коммуникационных соединений и технологий.
2. Проведение международной унификации форматов электронных отгрузочных документов.
3. Необходимо добиться полной автоматизации взаимодействия органов исполнительной власти в области разрешительных документов, упростив обмен информацией между ними посредством создания общей базы разрешительных документов и архива. При совершенствовании таможенного администрирования должно происходить использование полнофункциональной модели системы управления рисками.
В целом от применения данных мероприятий ожидается положительный результат, заключающийся в 100% использовании электронного декларирования, увеличение скорости обработки документов, формирование благоприятных условий для участников ВЭД.
Однако следует учесть затратность внедрения информационно - коммуникационных систем и создания дополнительного сервера, данный метод требует привлечения кадров, заметны сложности в установке и применении данной технологии.
Сегодняшнее развитие процедуры электронного декларирования позволило приступить к внедрению таких технологий как технология автоматической регистрации и выпуска деклараций на товары, без участия должностного лица таможенного органа, а так же расширяется практика применения обязательного предварительного информирования, технология моментальной оплаты таможенных платежей. Электронное декларирование - процедура успешного и прогрессирующего будущего, поэтому внедрение и реализация основных направлений совершенствования развития электронного декларирования является приоритетной.
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф».
5. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (вместе с "Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары") [Электронный ресурс] : Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (ред. от 15.11.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций [Электронный ресурс] : Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378 (ред. от 21.12.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк.
внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 31.01.2017) Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс». Разд. «Международное право». Информ. банк. «Версия Проф».
8. О внедрении информационной технологии представления
таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" [Электронный ресурс] : Приказ ФТС РФ от 24 января 2008 г. № 52 // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим
доступа: http: //www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/683830/
9. Об утверждении Порядка использования Единой
автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля [Электронный ресурс] : Приказ ФТС РФ от 17 сентября 2013 года № 1761 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф».
10. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Федеральная таможенная служба (ФТС России). - Режим доступа: http: //www.customs .ru
11. Абакумов, Л. Л. Таможенное администрирование и электронное декларирование [Текст] / Л. Л. Абакумов // Проблемы и достижения современной науки : сб. материалов международной науч. - практ. конф., Уфа, 7420-21 мая 2016 г. / под ред. Т С. Искужин [и др.]. - Новосибирск : НГАВТ, 2016. - С. 63 - 67.
12. Аванесов, С. Б. Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях [Текст] / С. Б. Аванесов // Наука и современность . -
2016. - № 15 - 3. - С. 125 - 129.
13. Белозеров, И. И. Таможенные органы в процессах активизации внешнеэкономической деятельности региона [Текст] / И. И. Белозеров, М.В. Мальгина // KANT. - 2016. - № 2 (5). - С. 4 - 6.
14. Баранов, В. Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретикометодологический подход) [Текст] : дис. ... докт. эконом. наук : 08.00.05 / В.Д. Баранов. - М., 2016. - 425 с.
15. Боброва, В. В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли [Текст] / В. В. Боброва // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2017. - № 1 - 3 (49). - С. 409 - 416....54