Список сокращений и условных обозначений 3
Введение 4
1. Сдвиг ветра в приземном слое атмосферы 6
1.1 Обнаружение сдвига ветра на аэродроме 6
1.2 Условия, способствующие возникновению сильных сдвигов ветра 8 и турбулентности
1.3 Основные признаки для обнаружения сдвига ветра. Сообщение о 15 сдвиге ветра.
1.4 Безопасность полетов и пути ее повышения при заходе на посадку 17
1.5 Рекомендации экипажам ВС и органам УВД по обеспечению 18 безопасности полетов и посадок ВС в условиях сдвига ветра
2. Физико-географическое положение и климатические особенности 20 города Мурманск
3. Анализ характеристик сдвига ветра 22
3.1 Г одовой ход повторяемости сдвига ветра 22
3.2 Суточный ход повторяемости сдвига ветра 26
3.3 Распределение сдвига ветра по интенсивности и высоте 33
4. Синоптические условия возникновения сдвига ветра на аэродроме 47 урманск
5. Анализ случаев сдвига ветра в зависимости от курса взлёта/посадки 56 воздушных судов
6. Исследование влияния глубокой температурной инверсии на сдвиг 60 ветра на аэродроме Мурманск
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Сдвиг ветра - это внезапное и резкое изменение скорости и/или направления ветра в пространстве, в том числе нисходящие и восходящие потоки. Определяется разностью векторов скорости и направления ветра в двух точках, отнесенных к расстоянию между этими точками. В зависимости от того, как точки ориентированы в пространстве и направлении движения воздушного судна относительно взлётно-посадочной полосы, различают горизонтальный и вертикальный сдвиг ветра.
Если взлет и посадка ВС происходят при встречном ветре, то путевая скорость равна разности воздушной скорости ВС и скорости ветра. Если встречный ветер усилился, то посадка самолета будет сопровождаться увеличением воздушной скорости ВС при снижении. Самолет будет лететь выше глиссады снижения, и возможен перелет заданной точки приземления и выкатывание за пределы ВИН.
В данной работе проведено исследование сдвига ветра на территории аэродрома Мурманск за период: 2000 - 2023 года.
Целью данной работы является анализ условий образования сдвига ветра на территории аэродрома урманск.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Ио данным журнала АВ-6 и журнала бортовой погоды аэропорта Мурманск сформировать архив данных, по которым провести анализ случаев сдвига ветра за выбранный период.
2. Ио данным зондирования атмосферы с аэрологической станции урманск сформировать архив данных, по которым провести анализ
температурных инверсий за выбранный период.
3. Изучить синоптические ситуации и сопутствующие явления, способствующие образованию сдвига ветра.
4. Проанализировать наличие сдвига ветра относительно курса взлёта/посадки воздушных судов.
5. Изучить распределение сдвига ветра по интенсивности и высоте.
6. Изучить связь температурных инверсий со сдвигом ветра.
Исходными материалами в данной работе послужили: журнал бортовой погоды АВ-6, данные зондирования атмосферы с аэрологической станции города Мурманск, сводки о фактической погоде в коде METAR и синоптические карты. Данные были взяты за период 2020-2023 годов. В рассматриваемый период наблюдалось 83 случая со сдвигом ветра, которые в 48 случаях сопровождались наличием температурной инверсией.
7. По полученным данным были рассчитаны повторяемость сдвига ветра, которые сопровождались/не сопровождались наличием температурной инверсией, суточный, годовой ход и повторяемость случаев сдвига ветра по интенсивности и высоте, рассмотрены синоптические ситуации и сопутствующие явления по каждому случаю и проанализировано наличие сдвига ветра относительно курса взлёта/посадки воздушных судов.
Выпускная квалификационная магистерская работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников.
8. В первой главе рассматривается условия формирования сдвига ветра, классификации по интенсивности и высоте. Во второй главе представлено описание физико-географического положения и климатических особенностей города Мурманск. В третьей главе анализируется повторяемость сдвига ветра. Четвертая глава посвящена синоптическим условиям возникновения сдвига ветра на аэродроме Мурманск. Пятая глава посвящена анализу наличие сдвига ветра относительно курса взлёта/посадки воздушных судов. В шестой главе производится исследование влияния глубоких температурных инверсий на сдвиг ветра.
В результате выполнения работы были решены все поставленные задачи, в том числе:
1. По данным журнала бортовой погоды АВ-6 был сформирован архив данных и проведен анализ зафиксированных сдвигов ветра на аэродроме Мурманск за период 2020 по 2023 гг.;
2. Была сформирован архив данных температурных инверсий (зафиксированных в дни со сдвигом ветра) и проведен их анализ;
3. Была изучена повторяемость сдвигов ветра за период 2020 по 2023 г. на исследуемой территорией;
4. Была изучена повторяемость сдвигов ветра, которые сопровождались температурной инверсией за период 2020 по 2023 гг. на исследуемой территорией;
5. Были изучены синоптические ситуации, способствующие образованию сдвига ветра на аэродроме Мурманск.
В результате проведенного анализа случаев сдвигов ветра в течение рассматриваемого периода 2020-2023 гг., можно сделать выводы:
1. аксимальное количество сдвигов ветра было зафиксировано в 2022 году - 36 %.
2. Случаев сдвигов ветра, который сопровождался инверсией - 58%.
3. аксимальное количество случаев сдвига ветра зафиксировано в феврале - 16 случаев, сдвигов ветра, которые сопровождались инверсией также зафиксировано максимально в феврале - 10 случаев.
4. ы видим, что основное распределение во время полярного дня приходится на дневное время.
5. Во время полярной ночи, сдвиг ветра наблюдается преимущественно в утренние часы.
1. Инверсия температуры не оказывает сильного влияния на время образования сдвига ветра.
2. Умеренная и слабая интенсивность сдвига ветра имеет максимальные значения в феврале (10 и 6 случаев соответственно), а также преобладает в зимне-весенний период (46 и 9 случаев соответственно).
3. От земной поверхности до 600 метров из 73 случаев слабые сдвиги ветра наблюдались 17 раз, умеренные 55 раз. 9 случаев было в промежутке от 600 до 1500 метров. Выше 1500 метров сдвига ветра и вовсе не наблюдалось.
4. При сдвиге ветра, который не сопровождается температурной инверсией, рабочий курс был R13 (33 случая).
5. При сдвиге ветра и температурной инверсии одновременно, чаще рабочим был курс R31 (21 случай).
6. Наиболее повторяющейся синоптической ситуацией при сдвиге ветра является ложбина (43%).
7. При сдвиге ветра, сопровождаемого температурной инверсией, гребень наблюдался в 78 % случаев. При седловине в 100% случаев сдвиг ветра наблюдается без инверсии.
8. Сдвиг ветра, сопровождаемый мощной температурной инверсией, чаще всего также наблюдается в феврале. Гребень является преобладающей синоптической ситуацией. В 74% случаев сдвиг ветра умеренный. Чаще всего во время мощной инверсии со сдвигом ветра рабочий курс был R13.
1. Сафонова Т.В. Авиационная метеорология: учеб. Пособие/ Т.В. Сафонова. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2005 - 215с.
2. Конспект лекций по авиационной метеорологии для летного состава гражданской авиации/ Электронный ресурс//: [https://studfile.net/preview/9437557/page:20/].
3. Предупреждение о сдвиге ветра/ Электронный ресурс //: [https: //www.lennuilm.ee/kasulik-teada/teenuste-kirj eldus/tuulenihke- hoiatus/?lang=ru]
4. Безопасность полетов пути ее повышения при заходе на посадку в условиях сдвига ветра / А. Е. Тяпка — : Научный вестник МГТУ ГА , 2010
5. Понятие о влажности воздуха и методах ее измерения/ Электронный ресурс//: [https://poznayka.org/s51096t1.html].
6. Хргиан А.Х. Физика атмосферы - Гидрометеорологическое издательство, 1969 г., 646 стр.
7. Хромов С.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974 г., 568 стр.
8. Журнал бортовой погоды/ Электронный ресурс//:
[https: //aviametserver.ru/wx/]
9. Сводки METAR/ Электронный ресурс//:
[https: //www.ogimet.com/metars. phtml .en]
10. Данные зондирования атмосферы/ Электронный ресурс//: [https: //weather.uwyo .edu/upperair/sounding.html]
11. Синоптические карты/ Электронный ресурс//:
[https://meteoinfo.ru/mapsynop]
12. Фисенко А. О., Волобуева О. В. Исследование условий образования сдвига ветра в международном аэропорту города Мурманска. Материалы I Белорусского географического конгресса: к 90-летию факультета географии и геоинформатики Белорусского государственного университета и 70-летию Белорусского географического общества, Минск, 8-13 апр. 2024 г. Минск: Изд-во БГУ. 2024. С. 404-408 [Электронный ресурс]: https: //geo .bsu. by/index.php/glavnye- novosti.html?view=article&id=2007:mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya- konferentsiya-i-belorusskij-geograficheskij-kongress-itogi-2&catid=124