ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики склонности к компьютерной зависимости у подростков 7
1.1. Понятие склонности к компьютерной зависимости в психологии 7
1.2. Особенности склонности к компьютерной зависимости в
подростковом возрасте 16
1.3. Специфика профилактики склонности к компьютерной
зависимости у подростков 22
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение возможностей социально-психологического тренинга в профилактике компьютерной зависимости у подростков 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты и их обсуждение 34
2.3. Программа социально-психологического тренинга по
профилактике компьютерной зависимости у подростков 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 62 Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 70
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 73
Приложение 4. Программа социально-психологического тренинга 75 «Профилактика склонности к компьютерной зависимости у подростков»
Актуальность. Исследование проблем склонности к компьютерной зависимости у подростков в настоящее время имеет очень высокую значимость по причине невероятно быстрого развития компьютерных технологий в мире. За последние годы различные гаджеты проникли в дома практически каждой семьи, технологии начали затрагивать не только взрослых, но и детей. Компьютерные технологии очень быстро влились в жизнь людей и заняли в ней не последнее место.
В настоящее время неумолимо сокращается количество областей в жизнедеятельности человека, в которой так или иначе не принимают участие компьютеры. Они помогают человеку в его работе, коммуникации и т.д.
Также современная компьютеризация оставляет большой след на развитие и воспитание детей и подростков. В настоящие время пространство, в котором находится подросток сильно меняется, появляются все больше различных технологий, гаджетов, телефонов, компьютеров и все они оказывают большое влияние на познавательные процессы подростка.
Привлекательность этих гаджетов в том, что одновременно они могут сочетать в себе различные функции: просмотр видео, чтение книг, прослушивание музыки, игры и т.д. Все эти функции и заставляют все чаще использовать компьютер в своей досуговой деятельности.
В настоящее время умение работать с компьютерными программами и играть в компьютерные игры для подростков является нормой. Компьютер помогает им в совершение различных задач, в обучении, в изучении различной информации. Компьютер несомненно может оказывать положительное влияние на подростка, но вместе с этим он может оставить и негативные последствия на психологическом здоровье детей.
Одной из самых главных проблем, которую может принести компьютер - это компьютерная зависимость.
Наибольшее влияние компьютеризация оказала на развитие подростков. По данным статистики, около 11-16% подростков увлечены компьютером очень серьезно и тратят на него много свободного времени, принося тем самым вред своему развития. Эти данные были подтверждены в результате опроса в городских общеобразовательных школах: 78% учащихся 7-9 классов тратят на компьютер больше полвины своего свободного времени, а дети в возрасте 11-15 лет имеют «игровой опыт» от 4 до 5 лет. Феномен компьютерной зависимости наиболее широко изучался такими отечественными авторами, как: И.В. Бурлаков, А.Е. Войскунский, М.С. Иванова, С.А. Шапкина, А.Г. Шмелева и др. Также среди зарубежных авторов можно отметить К. Андерсона, Б. Бушмана, К. Янг, которые внесли большой вклад в изучение данного феномена.
При однозначной актуальности проблемы, профилактике компьютерной зависимости у подростков в настоящее время уделяется очень мало внимания. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками. В этой связи и была сформулирована тема исследования «Социально-психологический тренинг как средство профилактики склонности к компьютерной зависимости у подростков».
Проблема исследования: каковы возможности социально-психологического тренинга в профилактике склонности к компьютерной зависимости у подростков?
Цель исследования: разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга по профилактике склонности к компьютерной зависимости у подростков.
Объект исследования: склонность к компьютерной зависимости у подростков.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство профилактики склонности к компьютерной зависимости у подростков.
Гипотеза: профилактика склонности к компьютерной зависимости у подростков будет эффективной, если использовать программу социально-психологического тренинга, включающую: упражнения на развитие
коммуникативных навыков; упражнения на развитие самооценки и уровня притязаний; упражнения и задания на развитие креативного и творческого мышления; специальные квесты.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Ознакомиться с особенностями профилактики склонности к компьютерной зависимости у подростков.
3. Исследовать уровень склонности к компьютерной зависимости у подростков.
4. Разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга по профилактике склонности к компьютерной зависимости у подростков.
Методы исследования:
1. Организационные методы (сравнительный).
2. Эмпирические методы (диагностический).
3. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ, математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа «SPSS-22»).
4. Интерпретационный метод (структурный).
Методики: для определения уровня склонности к компьютерной зависимости у подростков использовались следующие методики: В.Д. Менделевич «Склонность к зависимому поведению», А.В. Гришина «Степень увлеченности младших подростков компьютерными играми».
Выборка и база исследования: исследование проходило на базе МБОУ «СОШ № 41 г. Белгорода». В исследование принимало участие 172 школьника в возрасте 13-15 лет, среди которых 82 подростка из 6-х классов и 90 - из 7-х классов.
Практическая значимость: заключается в выявлении особенностей компьютерной зависимости у подростков, определении уровня склонности к компьютерной зависимости у подростков и поиск эффективных способов ее профилактики. Полученные нами данные могут быть использованы психологами и педагогами для работы с детьми, имеющими склонность к компьютерной зависимости.
Структура исследования: введение, 2 главы, состоящие из параграфов, заключение, список использованной литературы, состоящий из 60 источников и приложения. Объем выпускной квалификационной работы - 61 страница без приложений. В тексте выпускной квалификационной работы содержится 2 таблицы и 3 рисунка.
В данной дипломной работе была изучена очень актуальная проблема современного мира, а именно профилактика склонности к компьютерной зависимости у подростков с помощью социально-психологического тренинга.
С помощью теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод о том, что на сегодняшний день психологи все чаще сталкиваются с проблемой повышенного интереса у подростков к компьютерам, что в дальнейшем приводит собственно к компьютерной зависимости. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют выстраивать взаимоотношения с ровесниками и противоположным полом, трудно приспосабливаются к коллективу. Они видят выход из жизненных проблем в фантастическом мире компьютера. Подросток зависимый от компьютера обладает такими качествами, как ранимость, заниженная самооценка, высокая степень обидчивости, тревожность, низкая стрессоустойчивость, уход от трудностей, предрасположенность к депрессии, неспособность решать конфликтные ситуации. Основные принципы компьютерной зависимости связанны с особенностями воспитания и взаимоотношений родных и близких в семье. К ним можно отнести завышенные требования по отношению к подростку, которые могут повлечь за собой «комплекс неудачника», а также гиперопека над ребенком. Кроме всего вышеперечисленного источником проблемы может быть нарушение отношений, сложности в общении между остальными членами семьи. Подросткам с компьютерной зависимостью не хватает внимания, они ощущают одиночество, не получают помощи и понимания от близких людей, в следствии чего испытывают беспокойство и эмоциональное напряжение. Вот почему такие подростки больше всего и нуждаются в помощи своих родных, а также в психологически компетентной поддержке во время преодоления проблем и разных жизненных ситуаций.
В соответствии с поставленными задачами эмпирического исследования, сначала был проведен анализ результатов уровня склонности к компьютерной зависимости у подростков в возрасте 13-15 лет. Результаты анализа показали то, что 66% подростков характерен средний уровень склонности к компьютерной зависимости, у 23% подростков наблюдается низкий уровень, а у 11% высокий уровень склонности к компьютерной зависимости.
Далее мы выяснили, что у подростков с высоким уровнем склонности к компьютерной зависимости ярко выражены следующие показатели: эмоциональное отношение к компьютерным играм; уровень самоконтроля в компьютерных играх; целевая направленность в компьютерных играх; отношение родителей к долгому времяпровождению их детей в компьютерных играх; предпочтение виртуального общения вместо реального.
Для снижения количества подростков с высоким уровнем склонности к компьютерной зависимости нами была разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга, направленная на профилактику склонности к компьютерной зависимости. Данная программа способствует развитию коммуникативных навыков, адекватной самооценки, уровню притязаний, творческого и креативного мышления, что в свою очередь снижает риск возникновения компьютерной зависимости.
После апробации программы социально-психологического тренинга мы провели повторную диагностику подростков и получили следующие результаты:
У 56% подростков уровень склонности к компьютерной зависимости снизился с высокого до среднего уровня. Для 33% подростков данная программа была наиболее эффективна, их уровень склонности к компьютерной зависимости снизился с высокого до низкого уровня. Лишь у 11% подростков результаты остались на том же высоком уровне, на котором были до участия в программе.
подтвердилась: профилактика склонности к компьютерной зависимости у подростков будет эффективной, если использовать программу социально-психологического тренинга, включающую: упражнения на развитие коммуникативных навыков; упражнения на развитие самооценки и уровня притязаний; упражнения и задания на развитие креативного и творческого мышления; специальные квесты.
1. Аветисова, А. А. «Опыт потока» и общение в групповых ролевых Интернет-играх / А. А. Аветисова// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.-2015. - № 1. - С. 68-69.
2. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи/ Р.И. Азарова // Внешкольник. - 2015. - № 10. - С.128.
3. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации// Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. // Психологический журнал. - 1998. № 1. С. 89 - 100.
4. Борытко, Н.М. Досуг в пространстве воспитания / Н.М. Борытко // Внешкольник. - 2014. -№ 6. - С. 15-22.
5. Бурлаков, И. В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр / И. В. Бурлаков. - М.: Класс, 2000. - 213 с.
6. Бубеев, Ю.А. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация/ Ю.А. Бубеев, А.И. Романов, В.В Козлов. - М.: Слово, 2008. - с.235 - 247.
7. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции / А.Е. Войскунский. - М.: Экопсицентр РОСС, 2010. - С. 56 - 78
8. Войскунский, А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема/А.Е. Войскунский // Журн. неврологии и психиатрии. -2012. -№ 3.-с. 32-36.
9. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. /А.В.Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", - 2015. - с.336.
10. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии /
Л.А. Головей Е.Ф. Рыбалко. - Спб.: Питер, 2015. - с. 559.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/С.Ю.Головин. - Минск.: Харвест, 1998, - с. 175. 24. Горшенин, Л.Г. Подросток, характер, проблемы / Л.Г. Горшенин // Вестник московского университета. - 2014. - №4. -. с. 34-37. 83
12. Гришина, А.В. Психологические факторы формирования игровой
компьютерной зависимости в младшем подростковом
возрасте/А.В. Гришина//Известия Российского государственного
университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№8. - с. 34-39.
13. Гришина, А.В. Тест-опросник степени увлеченности подростков компьютерными играми /А.В. Гришина // Вестник московского университета. - 2014. - №4. -с. 131-141.
14. Гурьева, Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Л.П. Гурьева//Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - с.24-27.
15. Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к
компьютерным играм в подростковом возрасте: дисс. на соиск. ученой степ. док. псих. наук / Ю.М. Евстигнеева. - М., 2016. 29. Егоров, А.Ю.
Нехимические (поведенческие) аддикции : / А.Ю. Егоров // Аддиктология. - 2015. - № 1. - С. 65-77.
16. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб : Речь, 2007. - 190с.
17. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет зависимостью / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. - 2005. - № 2. - С. 20-27.
18. Зайцев, В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм/ В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина . - СПб.: Речь, 2014. - 345с.
19. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - Минск: Пропилен, 2014. - 196 с.
20. Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Иванов Михаил Сергеевич. - Кемерово, 2005. - 155с.
21. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния
игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс] / М.С. Иванов. - Кемерово, 1999. - Режим доступа:
http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2. - (3.03.2016).
22. Иванов, М.С. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности / М.С. Иванов, Г.М. Авилов // Сибирская психология сегодня. - Кемерово. - 2014. - №4. - С. 41-55.
23. Иванов, М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / М.С. Иванов . — Минск: Академия, 2004. -179 с.
24. Иванов, М. С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр / М. С. Иванов // Психология зависимости. — 2014. - №2. - С. 127— 142.
25. Иванов, М.С. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности / М.С. Иванов, Г.М. Авилов // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 41-55.
26. Качалов, В. Об аддикциях и аддиктивном поведении
[Электронный ресурс] / В. Качалов // Мир психологии: публикации. - Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/content/1086791156.html. -
(15.07.2016).
27. Кочина, М.Л. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко,
А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. - 2016. - Т. 9, вып. № 1. - с.44-46.
28. Корнеева, Е. Н. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом / Е.Н. Корнеева//Мир семьи. - 2014. - № 13. -с. 13-18.
29. Лисецкий, К.С. Психология негативных зависимостей / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. - Самара: Универс-групп, 2014. - 251 с.
30. Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. - 2014.
- № 2. - С. 153-158.
31. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб: Речь, 2015. - с. 448 -551.
32. Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. - Казань : РЦПНН при КМРТ ; И. Марево, 2002. - 240 с.
33. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения : учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. - 2-еизд. - Москва : Флинта: МПСИ, 2014. - 160 с. 86
34. Мулик, Е. О. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Е.О. Мулик, А.А. Коломиец ,Ю.В. Мулик // Психологический вестник. - 2014. - №5. - с.45-48.
35. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев//Директор школы. - 2015. -№9.- с. 13-18.
36. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. - М.: Мир, 2010. - 467 с.
37. Полутина, Н.С. Актуальные направления исследований в психологии компьютерной игры / Н.С. Полутина // Интеграция образования.-2010. - №4. - С.93-97.
38. Репринцева, Е.А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления / Е.А. Репринцева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 2014. - № 4 (49). - С. 173-180
39. Рогов,Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании:Учебное пособие/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 458с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб: Питер, 2000. - 720 с.
41. Рыженко, С.К. Взаимосвязь игровой компьютерной активности с личностными особенностями младших подростков /С.К. Рыженко // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4 (10). - С. 160-165.
42. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки данных в психологии / Е.В. Сидоренко. -М.: Речь, 2006. - 350 с.
43. Симатова, О.Б. Первичная психолого-педагогическая
профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней 87 общеобразовательной средней школы / О.Б. Симатова. - Чита : ЗабГГПУ, 2009. - 172 с.
44. Симатова, О.Б. Профилактика зависимого поведения у детей и подростков / О.Б. Симатова. - Чита: ЗабГГПУ, 2014. - 152 с.
45. Симатова, О.Б. Психология зависимости / О.Б. Симатова. - Чита : ЗабГГПУ, 2015. - 304 с.
46. Смирнова, Е.О. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры / Е.О. Смирнова // Образование и информационная культура: труды по социологии образования. -№7. - 2014. - 462 с.
47. Собкин, В.С. Особенности интереса учащихся к компьютерным играм: жанровые предпочтения / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий / под ред. А.Е. Войскунского - М.: Моск. общ. науч. фонд, 2001. - С. 26 - 35.
48. Соболева, Б. В. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка /Б.В. Соболева//Женское здоровье. - 2014. - № 7 - 16-19с.
49. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши дети /В.Н. Сонькин //Здоровье детей. - 2015. - № 21. - с. 5-10 .
50. Тихомиров, О. К. Психология компьютерной игры / О.К. Тихомиров, Е. Е. Лысенко // Новые методы и средства обучения. — М., 1988. — Вып. 1. — С. 30—66.
51. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» /А.В. Федорова//Педагогика. - 2004. - № 6.- с.56-58.
52. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1991. — № 3. — С. 27—39. 88
53. Фромм ,Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т.В. Панфилова / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2014. - 635 с.
54. Чудинова, В.П. Социализация ребенка и медиа /В.П. Чудинова//Школьная библиотека. - 2014. - № 4- 14-18 с. 86. Шапкин,
С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психол. журн. — 1999. — Т. 20, № 1. — С. 86— 102.
55. Шабалина, В.С.Зависимое поведение школьников [Электронный ресурс] / В. Шабалина // Русский народный сервер против наркотиков. - Режим доступа : http://www.narcom.ru/publ/info/310. - (22.10.2016).
56. Шапкин, С.А. Воздействие компьютерной игры на функциональное состояние пользователя / С.А. Шапкин // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - Москва, 1999. - № 3. - С. 25-33.
57. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область
психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 86-102.
58. Шмелев, А. Г. Мир поправимых ошибок / А. Г. Шмелев // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. — 1988. — № 3. — С. 16— 84.
59. Шукчус Л.В. Выраженность зависимости от компьютерных игр
подростков с разным уровнем самооценки / Л.В. Шукчус, И.В. Старыгина // Международная научно-практическая конференция «Новая наука: современное состояние и пути развития». - г.Оренбург в 3ч. Ч.3 -
Стерлитамак, АМИ, 2017. - 107-110.
60. Щеглов, Ф.Г. Игровая зависимость / Ф.Г. Щеглов. - СПб.: Речь, 2007. -448 с.