Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1. Понятие и сущность социальной коммуникации в
современных научных исследованиях 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика особенностей
в формировании навыков социальной коммуникации младших школьников 20
1.3. Методы и приёмы формирования навыков социальной
коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности 30
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности 40
2.1. Уровни сформированности навыков социальной
коммуникации младших школьников на констатирующем этапе 40
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности 47
2.3. Динамика сформированности навыков социальной коммуникации младших школьников на контрольном этапе 59
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение
Ориентация современной педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого ребёнка. Становление личности происходит в социуме. Взаимодействие людей в процессе общения обеспечивается формированием навыков социальной коммуникации, начиная с раннего возраста.
Проблематика, связанная с формированием навыков социальной коммуникации личности, является частью более широкой проблемы - привлечения обучаемых к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике, т.к. в настоящее время изменились требования к подготовке обучающихся к взрослой жизни, к организации процессов социализации. Отсутствие необходимых навыков владения социальной коммуникацией любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искажённой передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств (Коренной, 1986,144).
В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной и постоянно изменяющейся действительности. Поэтому проблема формирования навыков социальной коммуникации становится наиболее актуальной в условиях обновлённых требований к подготовке учащихся к взрослой жизни.
Анализ изученности и решения проблемы по формированию навыков социальной коммуникации в образовательном процессе начальной школы в настоящее время осуществляется в различных направлениях и аспектах: педагогическом, психологическом, социологическом .
Как показывают исследования Д.П. Гавра, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьевой, А.В. Соколовой формирование навыков социальной коммуникации следует начинать с раннего возраста, и процесс этот должен строиться на чёткой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития младшего школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики, поскольку педагогический процесс является по своей сути социальным процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения (Гавра, 2011; Каган, 2006; Леонтьев, 1972; Соколова, 2002).
Теоретические основы формирования навыков социальной коммуникации личности рассматриваются в трудах Т.З. Адамьянц, Г.М. Андреевой, Т.В.Антоновой, А.В.Батаршева, Е.П. Белинской, A. А. Бодалёва,А.К. Болотовой, С.В.Бориснёва, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, B. П. Конецкой, А.Н. Леонтьевой, М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Г.Г. Почепцова, А.В. Соколовой, Ф.И.Шарковойи др. Концептуальный подход к решению данной проблемы представлен в психологических трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития человека. Согласно исследованиям знаменитого психолога, формирование навыков социальной коммуникации детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня сформированности умений эффективно коммуницировать в разных социальных сферах.
Младший школьный возраст рассматривается как важный этап социализации и формирования навыков социальной коммуникации. Раскрытию особенностей социальной коммуникации младших школьников посвящены исследования Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Богуславской, Л.И. Божович, Ю.В. Василькова, В.З. Вульфова, И.А.Гришанова, И.Ю. Ивановой, Е.Е.Кутейникова, В.С. Мухиной, И.П. Яковлева и других учёных.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребёнка, происходит вербализация и интеллектуализация общения, углубляется и становится более разнообразным его содержание, дифференцируются средства. Формирование навыков социальной коммуникации у младших школьников обусловлено целенаправленным становлением их как субъектов учебной деятельности и общения, развитием общей культуры социализации. Особое значение в этой связи должно иметь развитие рефлексии - способности оценивать и контролировать свои действия, поступки, позицию в речевом общении, являющейся новообразованием младшего школьного возраста, отражающей влияние социальных взаимодействий на развитие нравственной и интеллектуальной сферы ребёнка.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена обострением ряда противоречий:
- между потребностью государства и общества в людях с высокой культурой социальной коммуникации и недостаточным вниманием к данной проблеме образовательных учреждений;
- разработанностью теоретико-методологических основ формирования навыков социальной коммуникации младших школьников и недостаточной их реализацией в школьной практике, в частности, во внеурочной деятельности.
В связи с установленными противоречиями мы решили остановить свой выбор на следующей теме магистерского исследования: «Формирование навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования навыков социальной коммуникации младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- организована целенаправленная работа кружка «Учимся общаться» во внеурочное время;
- при подготовке и проведении занятий кружка учитывается компонентный состав социальной коммуникации (мотивационно- эмоциональный, когнитивный и поведенческий);
- используются методы и приёмы, направленные на активизацию приобретаемых умений учащимися в практике повседневного общения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт, имеющийся в школьной практике.
3. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Методы исследования: изучение теории исследуемого вопроса; изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование; моделирование учебного процесса; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психологические исследования Т.З. Адамьянц, Г.М. Андреевой, Т.В. Антоновой, А.В .Батаршева, А.А. Бодалёва, А.К. Болотовой, С.В. Бориснёва, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, В.П. Конецкой, А.Н. Леонтьевой,
М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Г.Г. Почепцова, А.В. Соколовой, Ф.И. Шарковой и др.; педагогические исследования о развитии навыков социальной коммуникации Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Богуславской, Л.И. Божович, Ю.В. Василькова, В.З. Вульфова, И.А. Гришанова, И.Ю. Ивановой, Е.Е. Кутейникова, В.С. Мухиной, И.П. Яковлева и др.
Практическая значимость состоит в определении и апробации условий, направленных на формирование навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МБОУ «СОШ № 42» города Белгорода. В исследовании принимали участие младшие школьники 3 «В» класса.
Этапы исследования:
(2016 - 2017 гг.) Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования. (2017 - 2018 гг.) Определение научного аппарата исследования,
структуры диссертационной работы, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение основных этапов эксперимента и апробация педагогических условий в школьной практике, проведение диагностических и контрольных исследований в соответствии с разработанными показателями формирования навыков социальной коммуникации, организация формирующего этапа исследования, в ходе которого осуществлялась проверка положений гипотезы исследования.
(2019 г.) Подведение итогов экспериментальной работы, анализ результатов исследования, оформление текста диссертационной работы, выводов и заключения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в виде публикаций в материалах Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, апрель, 2018); а также Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г.Белгород, ноябрь,2018 г.).
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования; указаны научная новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности» определено понятие «социальная коммуникация» и охарактеризована его сущность, рассмотрены психолого-педагогические особенности формирования навыков социальной коммуникации младших школьников и охарактеризованы методы и приёмы формирования навыков социальной коммуникации во внеурочной деятельности .
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности» определены показатели и уровни социальной коммуникации учащихся экспериментального класса, представлены практические результаты конкретной работы по формированию навыков социальной коммуникации учащихся 3 «в» класса СОШ № 42 г. Белгорода, показана динамика в формировании навыков социальной коммуникации у младших школьников.
В заключении даётся краткий обзор содержания работы, предлагаются основные выводы и рекомендации.
Библиографический список содержит 89 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы, конспекты занятий кружка «Учимся общаться» по теме исследования.
В ходе магистерского исследования мы убедились в том, что для успешного формирования навыков социальной коммуникации младших школьников необходима целенаправленная и систематическая организация внеурочной деятельности. Включение в такую деятельность не только обеспечивает увлекательный досуг ребят, но и способствует обогащению их знаний правилами речевого общения, выработке умений эффективного использования формул речевого этикета, формированию мотивов, реализующих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
В ходе теоретического исследования психологической и педагогической литературы (Ю.В. Васильковой, Т.А. Васильковой, Д.П. Гавра,М.С. Кагана, В.П. Конецкой, А.Н. Леонтьевой ,М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Г.Г. Почепцова, А.В. Соколовой, Ф.И. Шарковой) мы установили, что навыки социальной коммуникации занимают особое место в формировании культуры личности в целом, предоставляют младшим школьникам огромные возможности для успешной социализации, развития коммуникативных умений, коммуникативного мышления, культуры чувств, ценностных ориентаций.
В исследованиях А.К. Болотовой, Ю. М. Жукова, Л.А. Петровской утверждается, что овладение навыками социальной коммуникации выступает для младшего школьника как средство их вхождения в общество. Изучение современных научных исследований Г.М. Андреевой, Т.В. Антоновой, Э.И. Аюповой, И.П. Богомоловой, Д.П. Гавра, О.А. Гулевич, О.Т. Мельниковой позволило нам определить компонентный состав социальной коммуникации (мотивационно-эмоциональный, когнитивный и поведенческий) и установить, что они взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, а их комплексное формирование в условиях внеурочной деятельности способствует выработке определённых навыков социальной коммуникации, необходимых для взаимодействия в обществе.
В ходе изучения методической литературы по теме исследования мы убедились в том, что формирование навыков социальной коммуникации на кружковых занятиях «Учимся общаться» развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Игровая деятельность, организованная на занятиях кружка, помогает разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, выработать уверенность в себе, готовность и умение общаться с окружающими, избегая конфликтных ситуаций.
Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы организовали и провели экспериментальную работу, состоящую из 3- х последовательных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе нами были разработаны критерии социальной коммуникации и с учетом содержания проведённых методик были установлены следующие уровни:
высокий уровень - 4 учащихся класса (19%);
средний уровень - 10 учащихся (48%);
низкий уровень - 7 учащихся (33%).
Формирующий этап включал в себя организацию внеурочной деятельности на основе работы кружка «Учимся общаться», которая содержала разнообразную деятельность третьеклассников по овладению навыками социальной коммуникации.
Контрольный этап показал положительную динамику в формировании навыков социальной коммуникации младших школьников.
Высокий уровень увеличился на 19%, а низкий уровень стал меньше на 14%.
Полученные данные являются статистически достоверными и служат практическим подтверждением гипотезы, выдвинутой в начале магистерского исследования.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения магистерской работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему формирования навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей её разработки в школьной практике.
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации / Т.З. Адамьянц. - М.: Дрофа, 2009. - 208 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: / Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 2007. - 363 с.
3. Антонова Т. В. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Т.В.Антонова. -М.: Московский департамент образования, 1995. -168 с.
4. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
5. Аюпова Э.И. Формирование коммуникативных навыков
акцентуированных подростков: Автореф. дисс. ... к. пед. наук. / Э.И. Аюпова. - М. Знание, 2007.-22 с.
6. БатаршевА.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
7. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Academia, 2002. - 203 с.
8. Березина В. Социальная педагогика в школе / В. Березина, Г. Ермоленко. - М.: ДРОФА , 1994. - 67 с.
9. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе./ М.Р.
Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.:
Совершенство, 1998. -352 с.
10. Богомолова И.П. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия / И.П. Богомолова, О.Т. Мельникова //Оптимизация речевого воздействия. - 1990. - № 7. - С. 37-38.
11. Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение / Н.Н. Богомолова. - М.: Знание, 1988. - 179 с.
12. Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребёнка. / Н.Е. Богуславская, Н.А. Куприна - Москва : Флинта, Наука, 2011. - 176 с.
13. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев - М.:
Педагогика, 1993. - 118 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1995. - 78 с.
15. Болотова А.К. Социальные коммуникации / А.К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л.А. Петровская. - М.: Гардарики, 2008. - 279 с.
16. Бориснёв С. В. Социология коммуникации / С.В. Бориснёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
17. Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.53 - 55.
18. Брудный А.А. Понимание и общение / А.А. Брудный. - М.: Просвещение, 1989. - 126 с.
19. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2001. - 154 с.
20. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 2000. - 247 с.
21. Виноградова Н.Ф. Дети и взрослые вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Кусынова. -М.: Просвещение, 1999. - 67 с.
22. Волков Б.С. Методы изучения психики ребенка / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академия, 1994. - 234с.
23. Вульфов В.З. Социальная педагогика в системе общего воспитания / В.З. Вульфов // Вопросы педагогики. - 1992. - № 5. - С. 12- 13.
24. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. В. 6 т. Т. 5. Собр. соч. / Л.С. Выготский, под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 525 с.
25. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С.62-76.
26. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. / Д.П. Гавра. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
27. Гончарук Л.В. Развитие коммуникативных универсальных
действий у младших школьников во внеурочной деятельности/ Сайт учителя Л.В. Гончарук [Персон. сайт] .URL: http://kladraz.ru/blo gs/lyubov-
vjacheslavovna-goncharuk/razvitie-komunikativnyh-ud-u-mladshih-dejatelnosti.htm. (датаобращения: 26.09.2018 г.)
28. Гришанова И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников / И.А. Гришанова. - М.: Педагогика, 2008. -347 с.
29. Гулевич О. А. Психология коммуникации: учебное пособие / О.А. Гулевич. - М.: МПСИ, 2008. - 384 с.
30. Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Е.Е. Данилова, ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.- 464 с.
31. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология./ И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. -368 с.
32. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин . - М.: Просвещение, 1978. - 141 с.
33. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50-57.
34. Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно -практическое пособие / Г.Т. Журавлев. - М.: МЭСИ, 1998.- 234 с.
35. Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного
потенциала личности: методические рекомендации для студентов./Н.А. Зимина./ Нижегородский госуд.архитектурно-строительный ун-т.-
Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.
36. Знаков В.В. Понимание и познание в общении / В.В. Знаков. - Самара: Самарск. гос. пед. ун-та, 1998. - 144 с.
37. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: Просвещение, 2002. - 292 с.
38. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 325 с.
39. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. -М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - 237 с.
40. Иванова И. Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. -№2. -С.57 - 59.
41. Иванова И.В. Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мой новый мир» /И.В.Иванова// Начальная школа. -2016. - №12. - С.73-77.
42. Иванюк О.С. Формирование навыков социальной коммуникации
младших школьников в игровой деятельности/Пегас[Офиц.
сайт] .URL: http://pegas1.bsu.edu.ru/mod/forum/discuss.php?d=150247(дата обращения: 16.12.2018 г.)
43. Иванюк О.С. Формирование навыков социальной коммуникации младших школьников во внеурочной деятельности// Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Часть 1: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 22-23 ноября 2018 года)/ отв. ред. И.П. Ильинская. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - 257-259.
44. Ильенко Н.М. Основы формирования культуры общения и взаимодействия у учащихся начальной школы /Н.М. Ильенко//Начальная школа. -2017. - №4. -С.15-18.
45. Каган М.С. Диалоги / М.С. Каган. - СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. - 124 с.
46. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 2001. - 157 с.
47. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. - М.: Рос. Пед. агенство, 1997. - 112 с.
48. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/Е.А. Киянченко// Начальная школа. - 2002. - №6. - С.63-68.
49. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность / Н.В. Клюева. - Ярославль.: Академия развития, 1996.
- 41 с.
50. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании детей / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 1977. - 244 с.
51. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. / И.Ф. Козлов.
- М.: Просвещение, 1987. - 31 с.
52. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
53. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, ред. В.А. Сластёнина. - М.: Знание, 2007. - 336 с.
54. Коломинский Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974. - 145 с.
55. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник / В.П. Конецкая. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
56. Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 415 с.
57. Кононова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков
первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: Дис. канд. пед. наук /Диссертации России/Электронная библиотека [Офиц.
сайт] .URL. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-kommunikativnyh-
navykov-pervoklassnika-v-processe-adaptacii-k.html (дата обращения:
10.09.2018)
58. Коренной А.А. Информация и коммуникация / А.А. Коренной. - Киев.: Наукова думка, 1986. - 144 с.
59. Кукушин В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушина, А.В. Болдырева-Вараксина. - М.: Просвещение, 2005. - 592 с.
60. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, А.М. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 144 c.
61. Кутейникова Е.Е. Педагогическая поддержка социализации
младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. /Картотека диссертаций [Офиц. сайт] .URL.http ://www.dissercat.com/content/ (дата обращения:
21.09.2018)
62. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1985. - 259 c.
63. Леонтьева А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьева. - М.: Высш. шк., 1972. - 123 c.
64. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985. - 227 с.
65. Львова С.И. Язык в речевом общении / С.И. Львова. - М.: Дрофа, 2001. - 312 с.
66. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога / Н.Ф. Маслова. - Орел, 1994. - 313 c.
67. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи / Н.Б. Мечковская // Социальная лингвистика.- М.: Аспект-пресс, 1996. - С. 17-18.
68. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
69. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии / А.В. Назарчук. -М.: Прогресс-Традиция, 2009. -320 с.
70. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 198 с.
71. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ / Л.Е. Никитина //Воспитание школьника. - 2000. - №10. - C. 234 - 235
72. Никулина Л.И. Нетрадиционные приемы развития устной речи / Л.И. Никулина // Развитие речи. - 1994. -№8. - С. 57-58.
73. Осипова Г.В. Социология. Основы общей теории / Г.В. Осипова. - М.: «НОРМА», 2003.- 96 с.
74. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999. - 61 с.
75. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю / Л.В. Петров. - СПб.: Питер,1999. - 134 с.
76. Пимкина О.А. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайг].иКЕ.й11р://1езйуа1.1зер1ешЬег.ги/ (дата обращения: 24.10.2018 г.).
77. Подгурецки Ю. Социальная коммуникация / Ю. Подгурецки. - М.: «Гелиос АРВ» ,2006. - 156 с.
78. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: «Рефл- бук», К.: «Ваклер», 2001. - 656 с.
79. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие. / Начальная школа. - 2012. -№9. - С.22-27.
80. Снегирёва Т.В. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности/Студенческий научный форум [Офиц. сайт]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/222/2571(дата обращения: 15.09.2018 г.).
81. Соколова А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. Пособие / А.В. Соколова. - СПб.: ТП Михайлов, 2002. - 460 с.
82. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С. Соловейчик. - М.: «Просвещение», 1993. -337с.
83. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: пособие для учителя/Е.А. Сорокоумова. - СПб.: АО «Мэрил», 1994. - 16 с.
84. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии.-2006.-№7- С.32.
85. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики / В.Д. Шадриков - М.: ИЦПКПС, 1993. - 180 с.
86. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник / Ф.И. Шарков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков», 2010. - 592 с.
87. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии.- 1971. - № 4. - С. 6-20.
88. Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р.О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1985. - 159 с.
89. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций / И.П. Яковлев. - СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. - 240 с.