Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях 8
1.1. Сущность понятия «субъект физкультурно-оздоровительной
деятельности» 8
1.2. Особенности развития субъектности личности дошкольника
в физкультурно-оздоровительной деятельности 11
1.3. Теоретическое обоснование направленности средств игровых
технологий физического воспитания на формирование позиции субъекта
Глава 2. Исследование результативности средств игровой технологии в формировании позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности старших дошкольников 31
2.1. Выявление уровней сформированности субъектности
личности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности 31
2.2. Реализация средств игровой технологии формирования
позиции субъекта физкультурно-оздоровительной
деятельности у старших дошкольников 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Поскольку физическое развитие образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то физкультурно-оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребенка в дошкольной образовательной организации.
В современной педагогике ребенок дошкольного возраста часто представлен субъектом, т.е. личностью, которая стремится к самореализации и саморазвитию. Ребенок как субъект деятельности в своем воспитании и развитии накапливает свой социокультурный опыт, включающий в себя: опыт знаний об окружающем мире, обществе; опыт эмоционально¬ценностных отношений в социуме; опыт творческих проявлений; опыт умения взаимодействовать с миром.
За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению проблем по формированию субъектности дошкольников в физультурно-оздоровительной деятельности., авторами которых являются А.Г.Гогоберидзе, М.В.Крулехт, Л.Н. Волошина, М.М. Мусанова и др. Ученые говорят о том, что "субъектность" дошкольника выражается в формирующемся отношении к миру и осуществлении действий, которые инициируются этими отношениями. Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с проявлением собственного личностного отношения к данному объекту, а также формированием на основе отношения инициатив - стремления быть активным в выбранном объекте, переходом инициативности в собственную деятельность, осуществлением деятельности по собственному выбору.
Важной характеристикой субъектной позиции ребенка-дошкольника является наличие потребности в движении, в сохранении и укреплении сво¬его здоровья.
В дошкольном периоде двигательная активность выступает исключительным фактором развития всех сторон личности ребенка, на что указывают в своих работах Л.Д. Глазырина, И.Г. Криволапчук, А.Г. Комков, М.А. Рунова.
В настоящее время по данным исследований В.В. Бойко, Л.Н. Волошиной, Т.В. Волосниковой, Л.В. Новоточиной, С.И. Филимоновой, A.A. Чекашовой и др. снижен уровень показателей физического развития и физической активности детей дошкольного возраста. Это вызвано проблемами социального плана, системой содержания и организации образования, которая существует на данный момент, состоянием среды где обучается, развивается и воспитывается ребёнок, педагогическими условиями, но также и недостаточной направленностью физкультурно¬оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и семье, которая бы способствовала формированию субъектности ребенка в этой деятельности.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и показатель общей заболеваемости детей (0-14 лет) увеличился на 9%. Первое место занимают болезни органов дыхания (55,7%), второе место занимают болезни органов пищеварения (7,0%).
По научным данным, в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность не полностью удовлетворяет биологическую потребность ребёнка в движении. Инициативу игровых движений в физкультурно-оздоровительной деятельности берет на себя педагог, а ребёнок-дошкольник зачастую остаётся пассивным объектом. Недостаточная осведомленность ребёнка дошкольного возраста в области физического развития тоже является причиной того, что он остается объектом педагогического воздействия. В связи с этим, возникает необходимость в осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребёнка, сориентировать всех участников образовательного процесса на постоянное физическое совершенствование.
На наш взгляд в формировании у ребенка позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности важная роль отводится игровым технологиям. В практику работы дошкольных учреждений Белгородчины усиленно внедряются авторские игровые физкультурно¬игровые технологии, в основу содержания которых включены подвижные и спортивные игры.
В дошкольном возрасте игровая мотивация выступает как средство побуждения, стимулирования детской активности и инициативы, что очень важно для формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена востребованностью научного обоснования эффективных средств технологий формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников в образовательном процессе.
Проблема исследования: выявление эффективности средств игровой технологии в формировании позиции субъекта физкультурно¬оздоровительной деятельности у старших дошкольников.
Цель исследования: обоснование средств игровой технологии, способствующих формированию позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: игровые технологии формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования: средства игровой технологии, способствующие формированию позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы формирования субъектности личности дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности.
2. Дать характеристику современных технологий формирования позиции субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников.
3.Определить уровень сформированности субъектности личности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности и определить динамику его развития в процессе реализации средств игровых технологий.
4.Разработать и реализовать средства игровых технологий, способствующих формированию позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников будет результативным, если в игровой технологии будут разработаны и реализованы следующие средства:
1. Игровые образовательные ситуации, направленные на формирование мотивов, интереса, волевых усилий, активности, самостоятельности ребенка.
2. Упражнения для самооценки уровня двигательных действий, способствующие воспитанию осознанного отношения дошкольников к оценке результатов собственных действий.
3. Игровые оценочные задания: на соотнесение характера выполнения движений с данной ситуацией, на выделение элементов двигательного действия, нахождение отличий и сходства в выполнении упражнения другими детьми.
Методы исследования: теоретический, практический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирический (анализ деятельности ДОУ по проблеме применения средств игровых технологий в формировании позиции субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников, обогащения
самостоятельной двигательной деятельности; наблюдение, диагностические методики: методика диагностики субъектности ребенка дошкольного
возраста «Субъектные проявления ребенка» О.В. Кудрявцевой; методика наблюдения за детьми в процессе двигательно-игровой деятельности по М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкиной, методика изучения проявления способности к самооцениванию детей старшего дошкольного возраста и их действий в двигательно-игровой деятельности» по Г.А. Урунтаевой, педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №64 г. Белгорода. В исследовании приняли участие обучающиеся МБДОУ, педагоги, родители (законные представители).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В дипломной работе мы рассматривали состояние проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Поскольку физическое развитие образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то физкультурно-оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребенка в дошкольной образовательной организации.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы понятия «субъект физкультурно-оздоровительной деятельности» и особенности развития субъектности личности дошкольника в физкультурно¬оздоровительной деятельности.
Как отмечается в исследованиях понятие «субъект» характеризует способность личности к самоорганизации и саморегуляции и саморазвитию, осуществлению себя как субъекта деятельности, проявлению в ней активности.
Согласимся с мнением А.К. Марковой, которая говорит о том, что субъектность характеризуется усиленной включенностью в деятельность, стремлением к самоэффективности, наличием акта самоконтроля, самокоррекции, владение приемами произвольной саморегуляции. Не подлежит сомнению тот факт, что для дошкольников не все эти признаки приемлемы, существуют определённые ограничения в силу возрастных особенностей.
Анализ научно - методической литературы позволяет определить, наличие потребности в движении, в сохранении и укреплении своего здоровья - важная характеристика субъектной позиции дошкольника, о чем свидетельствуют работы Л.Д. Глазыриной, А.Г. Комкова, И.Г Криволапчука, М.А. Руновой.
Ученые выделяют характерный тип деятельности в каждом возрастном периоде, обуславливающий главнейшие изменения в психологических особенностях личности на определенной стадии ее развития (берем за основу дошкольный возраст):
- третий год жизни - ребенок представлен как субъект самостоятельной предметно-манипулятивной деятельности;
- трех-пяти лет - ребенок представлен как субъект социальных отношений и игровой деятельности, одновременно он выступает и субъектом поисковой деятельности;
- пять лет - ребенок выступает как субъект общественной и активной игровой деятельности;
- шесть-семь лет - ребенок выступает как субъект переживания внутренней жизни и познания (обучения).
Основными показателями самостоятельности дошкольника как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности выступают: осознанность своих действий и наличие элементарного их планирования, умение давать адекватную оценку своей работе, умение переносить известные способы действия в новые условия игры или другой деятельности.
Формирование позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается следующими условиями :
- организацией игровых образовательных ситуаций, направленных на
формирование мотивов, интереса, волевых усилий, активности, самостоятельности ребенка в освоении физкультурно-оздоровительной деятельности.
- организацией упражнений для самооценки уровня освоения двигательных действий, способствующих воспитанию осознанного отношения дошкольников к оценке результатов собственных действий.
- включением детей в игровые оценочные задания на соотнесение характера выполнения движений с конкретной ситуацией, выделение элементов двигательного действия, нахождение отличий и сходства в выполнении упражнения другими детьми.
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по выявлению уровней сформированности субъектности личности старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста уровень субъектности возрос на 25 %, на 17 % меньше стало детей со среднем уровнем субъектности за счет перехода детей с низкого уровня на более высокие, и на 6 % меньше стало детей осталось с низким уровнем субъектности. Можно сказать, что на контрольном этапе произошли изменения в положительную сторону.
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень субъектности личности, они принимали позицию субъекта достаточно часто в игровых педагогических и проблемных ситуациях.
В ходе исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Александров, Н.И., Дыбова, Т.Ф. Современный формат физкультурно-оздоровительной деятельности // Социологические исследования/ Н.И. Александров, Т.Ф. Дыбова, - 2015. - №6. - с.241-254.
2. Алексеев, С.В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в детском саду// Современный детский сад/ С.В. Алексеев, - 2013. - №8. - с. 21¬23.
3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, - 2000. - 351 с.
4. Боярская, Л.А. Методика и организация физкультурно¬оздоровительной работы: учеб. пособие/ Л.А. Боярская; (научн. ред. В.Н. Люберцев); М-во образования и науки РФ, Урал. фед.ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та., - 2017. - 120 с.
5. Варенова, Ю.А. Исследование субъектности и ее развития в дошкольном возрасте: дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Ю.А. Варенова. Калуга, - 2001. - 174 с.
6. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. канд. д-ра психол. наук / Е.Н. Волкова. М., - 1998. - 22 с.
7. Волосникова, Т.В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях: автореф. дис. д-ра пед. наук / Т.В. Волосникова. СПб., - 2011. - 44 с.
8. Волошина, Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет // Физическая культура /Л.Н. Волошина, - 2013. - №4. - с. 16.
9. Волошина, Л.Н. Оптимизация двигательной активности дошкольников в процессе реализации игровых программ и технологий / л.Н. Волошина; НИУ БелГУ // Культура физическая и здоровье. - 2013. - №4 - с. 25-28.
10. Волошина, Л.Н. Проблемы становления субъектности дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности // Детский сад от А до Я. / Л.Н. Волошина. - 2011. - №2. - с. 13-16.
11. Волошина, Л.Н. Современные ориентиры и тенденции развития системы дошкольного образования = Modem reference points and tendencies of preschool education system development / Л.Н. Волошина; НИУ БелГУ //Вестник челябинского государственного университета. - 2012. - №7. - с. 17¬25.
12. Волошина, Л.Н. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении (программно¬целевой и региональный подходы): учеб.метод. пособие для студ. Высш.Пед. Учеб. Зав. / Л.Н. Волошина, Л.Я. Кокунько, Е.А. Кривцова; под ред. Л.Н. Волошиной. - Белгород: ИД «Белгород», - 2012. - 132 с.
13. Волошина, Л.Н., Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении: монография / Л.Ню Волошина, М.М. Мусанова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, - 2012. - 234 с.
14. Волошина, Л.Н., Панасенко, К.Е. Генезис физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании // Современные проблемы науки и образования/ Л.Н. Волошина, К.Е. Панасенко. - 2015. - №2-1.
15. Выготский, Л.С. О природе эгоцентрической речи // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В.В. Петухов, редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - М., - 1998, - 200с.
16. Галимская, О.Г., Волошина, Л.Н., Арсеенко, Е.А. Оценка готовности старших дошкольников к общению и взаимодействию в процессе освоения спортивных игр // Современные проблемы и науки и образованию./ О.Г. Галимская, Л.Н. Волошина, Е.А. Арсеенко, - 2017. - №3. - 23-26 с.
17. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: ВЛАДОС, - 2001. - 175 с.
18. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольного образование: некоторые итоги размышлений: концепция образования детей стар.дошк. возраста / А.Г. Гогоберидзе // Управление дошкольным образовательным учрежденеим. - 2006. -№1. - с. 10-19.
19. Горелов, А.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И. М. Козлов [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - с. 50-53.
20. Гориневский, В.В. Физическая культура и здоровье : посмерт. сб. тр., отд. ст., выступлений / В. В. Гориневский ; редкол.: В. Гориневская, Б. А. Ивановский, Б. А. Казмин [и др.]. - М. : Физкультура и спорт [и др.], 1945. - 128 с.
21. Демидович, О.В. Модель организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовании / О.В. Демидович, Л.П. Кривошей // Современный детский сад. - 2012. - № 6. - с. 10-13.
22. Еремина, О.Л. Социально-педагогическая сущность
физкультурно-оздоровительной деятельности (статья)[Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=936. Дата обращения 10.02.2017.
23. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. . -2000.- в 2 т.- 1209 с.
24. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ / Е. И. Касаткина, — 2012. — №5. — 12¬18с.
25. Колидзей, Э.А Теория и практика физической культуры.
Психологическое содержание двигательной деятельности/ Э.А. Колидзей - 2009г. -N 6. - с.37-40.
26. Комков, А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития дошкольников // Теория и практика физ. культуры./ А.Г. Комков— 1998.— №6.— с.2-7.
27. Криволапчук, И.А., Герасимова, А.А., Криволапчук, И.И. Физическая активность - основа здоровья детей и подростков// Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: Материалы XII международной научно-практической конференции./ И.А. Криволапчук, А.А. Герасимова, И.И. Криволапчук, - М. —2014 г. - с. 131-136.
28. Липчанская, И. А. Становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Липчанская. - Волгоград,-2003. - 200 с.
29. Лихачев, Б.Т.. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп./ Б.Т. Лихачев— М.: Юрайт-М. —2001.—607с.
30. Маркова, А.К. Формирование мотивации в дошкольном возрасте: Пособие для педагога./ А.К. Маркова,— М.: Просвещение, —1983. - 96 с.
31. Мизина, Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы [Электронный ресурс] / Н. Н. Мизина // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2009. - № 7. - Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/hs/2009_07/psychology. Дата обращения 10.01. 2018.
32. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) [Электронный ресурс].Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — .с 140-146. — Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/. Дата обращения: 07.04.2019.
33. Мусанова, М.М., Чернухина, М.Е., Волошина, Л.Н. Проблемы становления субъектности дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности/М.М. Мусанова, М.Е.Чернухина, Л.Н.Волошина// Детский сад от А до Я. - 2011. - № 2. - с.85-92.
34. Об ответственности родителей за воспитание детей : закон Белгор. обл. от 31.01.2005 № 167 // Сборник законов, принятых Белгородской областной Думой в 2005 году. - Офиц. изд. - Белгород, -2006. - Т. XI. - с. 3¬5.
35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук ; Рос. фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АЗЪ, . -1994. - 907 с.
36. Осокина, Т.М. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. - 3-е изд., перараб. - М. : Просвещение, 1986. - 304 с.
37. Панасенко, К.Е. Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании // Молодой ученый. —2016. —N1. —с. 743-745
38. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л.Н. Волошина и др. - Воронеж: Издат-Черноземье. - 2017. - 52 с.
39. Педагогический энциклопедический словарь / редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.] ; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., . -2002. - 528 с.
40. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - Москва : Ассоциация 'Профессиональное образование', . -1996. - 32 с.
41. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)//СПС Консультант Плюс.
42. Прокопенко, В.И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах - из опыта работы:
учеб-метод.пособие /В.и. Прокопенко, Л.Н. Волошина, Ю.И. Громыко; Урал.гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, - 2002. - 334с.
43. Прутченков, А.С Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика./ А.С. Прутченков - 1999. - №3. - с.121-126.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии . : [учебник] / С. JI. Рубинштейн. СПб. : Питер, . - 2002. - 712 с.
45. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5¬7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. - Москва : Мозаика-Синтез, - 2000. - 256с.
46. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К. Селевко,- М.: Народное образование, -1998. - 256 с.
47. Селиванов, В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл / В. В. Селиванов // Психология индивидуального и группового субъекта / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., -2002. -с. 310-329.
48. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих
педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцова // Методист. - 2007. - № 2. - с. 65-68.
49. Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: психол. основы проектирования образования. : автореф. дис. . д- ра психол. Наук / В.И. Слободчиков ; РАО, психол. ин-т. М., - 1994. - 78 с.
50. Соколов, С.А. Физкультурно-оздоровительная деятельность в современном образовании // Социологические исследования./ С.А. Соколов. -2016. -N1. -с.743-745.
51. Токаева, Т.Э. Ребенок дошкольного возраста как субъект физкультурно-оздоровительной деятельности / Т.Э. Токаева // Инструктор по физкультуре. -2010. - № 4. - с. 4-14.
52. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)//СПС
Консультант Плюс
53. Философский энциклопедический словарь. Издательство: Советская энциклопедия. М. -1983. -840 с.
54. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. / С. Б. Шарманова, О. Г. Бродягина // Управление ДОУ. - 2006. - № 4. - с. 40-45.
55. Шебеко, В.Н. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности / В. Н. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - с. 28-33.
56. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - 4-е изд., испр. - М. : Academia, 2000. - 171 с.
57. Шебеко, В.Н. Формирование субъектных качеств у ребенка дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности / В.Н. Шебеко, М.С. Мельникова // Мир спорта . -2011. - № 1. - с. 37-41.
58. Шилова, И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений / [И. К. Шилова и др.] ; науч. ред. М. М. Безруких. - Н. Новгород : ВЛАДОС, — 2001. - 333 с.
59. Юнусова, Д.С., Фарафонтова, О.А., Козлова, Е.В., Сушко, Г.К. Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 723-726. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/86/16368/. Дата обращения: 11.03.2019.
60. Wang Y. Education and Educational Technology [Text] / Y. Wang. - Berlin : Springer, 2011. - 800 p.