ИНТЕГРАТИВНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Актуальность исследования. Проблема психологической классификации профессиональной деятельности традиционно относится к числу наиболее
фундаментальных проблем, в предметном поле которых строилось все «здание» современной психологии труда, начиная с работ первых психотехников
(С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн, Ф. Баумгартен, О. Липман и др.). Исследования различных аспектов классификации профессий в плане требований,
предъявляемых к человеку, уже тогда выполнялись и в междисциплинарном
поле – инженерами, врачами, экономистами, военными, философами
(Н.И. Кареев, 1897; J. Bertillon, 1897; П.И. Куркин, 1901; F.W. Tау1оr, 1911 и
др.), причем, по мнению многих авторов (А.А. Бодалев, Е.А. Климов,
О.Г. Носкова и др.), начались задолго до появления научной психологии.
В психологии труда указанная проблема тесно связана с развитием психологической теории профессиональной деятельности, с определением психологических требований к субъекту труда и выявлением степени его профессиональной пригодности и т.д. Она взаимосвязана также с рядом фундаментальных психологических проблем (строения деятельности, дифференциальных различий между людьми, совместной деятельности и др.), которые выходят за рамки психологии труда, во многом определяя предметное поле общей и
социальной психологии, психологии личности, психофизиологии и т.д. Не менее очевидна значимость данной проблемы для различных сфер общественной
практики: профориентации, профессионального самоопределения, профессионального отбора и подбора кадров, профессиональной подготовки, повышения
эффективности труда и т.д. Практическая важность решения рассматриваемой
проблемы согласуется с тем фактом, что в «Послании президента Федеральному собранию РФ» (декабрь 2013 г.) в ряд наиболее приоритетных выдвинута
задача разработки новых профессиональных стандартов.
Таким образом, специального анализа заслуживает не само существование данной проблемы, а актуальные подходы к ее решению.
Известно множество разнородных психологических классификаций видов
труда, отличающихся по степени общности, концептуальной обоснованности,
предназначению и т.д. (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Осницкий, Е.С. Романова,
А.Г. Шмелев, D.P. Campbell, J.L. Holland, D.N. Jackson, J.F. Kuder, A. Roe.
E.K. Strong, D.E. Super и мн. др.). Вместе с тем, на практике применяется небольшая их часть. Одни из них умозрительны, не имея эмпирической проверки, другие, наоборот, не обладают априорным теоретическим обоснованием и
построены на основе факторного или кластерного анализа, третьи созданы за
рубежом и не адаптированы к социокультурным и социально-экономическим
особенностям российской действительности. При этом отечественная система
профессиографии, имея глубокие теоретико-методологические основания и
значительный опыт (В.А. Бодров, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, О.Г. Носкова,
Ю.К. Стрелков и др.), в практической реализации, связанной с мониторингом
состояния и изменений сферы труда, уступает лучшим зарубежным аналогам,
хотя и их прямое копирование в российские условия проблематично.
Основу психологической классификации сферы труда образует деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). В последние годы он
получил развитие в связи с разработкой таких направлений, как метасистемный подход (А.В. Карпов), концепция межсистемного взаимодействия и проблемностей в регуляции деятельности (Ю.Я. Голиков, Л.Г. Дикая,
А.Н. Костин); современные концепции управленческой и исполнительской
деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Карпов и др.), профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), регуляции поведения
и деятельности (Б.М. Величковский, В.Е. Субботин и др.). Однако эти достижения фактически не нашли еще применения в модернизации концептуальных
оснований психологической классификации профессиональной деятельности.
В итоге наиболее популярными в нашей стране остаются классификации, созданные 40-50 лет назад (Е.А. Климов, 1971; J.L. Holland, 1959). Они не потеряли своего фундаментального значения, задавая общие ориентиры классификации сферы труда. Вместе с тем, в связи с глубокими социальными, экономическими, научно-техническими изменениями, сфера труда за это время существенно трансформировалась, и многие виды труда, как традиционные, так и
вновь возникающие, в подобных классификациях занимают неопределенное
положение, относясь одновременно к двум и более разрядам, т.е. являясь интегративными (например: промоутер, логистик склада, маркетолог, байер, дизайнер помещений, кинолог-консультант, клипмейкер, риэлтер, мерчендайзер,
социальный работник, контент-менеджер, финансовый консультант и др.).
фундаментальных проблем, в предметном поле которых строилось все «здание» современной психологии труда, начиная с работ первых психотехников
(С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн, Ф. Баумгартен, О. Липман и др.). Исследования различных аспектов классификации профессий в плане требований,
предъявляемых к человеку, уже тогда выполнялись и в междисциплинарном
поле – инженерами, врачами, экономистами, военными, философами
(Н.И. Кареев, 1897; J. Bertillon, 1897; П.И. Куркин, 1901; F.W. Tау1оr, 1911 и
др.), причем, по мнению многих авторов (А.А. Бодалев, Е.А. Климов,
О.Г. Носкова и др.), начались задолго до появления научной психологии.
В психологии труда указанная проблема тесно связана с развитием психологической теории профессиональной деятельности, с определением психологических требований к субъекту труда и выявлением степени его профессиональной пригодности и т.д. Она взаимосвязана также с рядом фундаментальных психологических проблем (строения деятельности, дифференциальных различий между людьми, совместной деятельности и др.), которые выходят за рамки психологии труда, во многом определяя предметное поле общей и
социальной психологии, психологии личности, психофизиологии и т.д. Не менее очевидна значимость данной проблемы для различных сфер общественной
практики: профориентации, профессионального самоопределения, профессионального отбора и подбора кадров, профессиональной подготовки, повышения
эффективности труда и т.д. Практическая важность решения рассматриваемой
проблемы согласуется с тем фактом, что в «Послании президента Федеральному собранию РФ» (декабрь 2013 г.) в ряд наиболее приоритетных выдвинута
задача разработки новых профессиональных стандартов.
Таким образом, специального анализа заслуживает не само существование данной проблемы, а актуальные подходы к ее решению.
Известно множество разнородных психологических классификаций видов
труда, отличающихся по степени общности, концептуальной обоснованности,
предназначению и т.д. (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Осницкий, Е.С. Романова,
А.Г. Шмелев, D.P. Campbell, J.L. Holland, D.N. Jackson, J.F. Kuder, A. Roe.
E.K. Strong, D.E. Super и мн. др.). Вместе с тем, на практике применяется небольшая их часть. Одни из них умозрительны, не имея эмпирической проверки, другие, наоборот, не обладают априорным теоретическим обоснованием и
построены на основе факторного или кластерного анализа, третьи созданы за
рубежом и не адаптированы к социокультурным и социально-экономическим
особенностям российской действительности. При этом отечественная система
профессиографии, имея глубокие теоретико-методологические основания и
значительный опыт (В.А. Бодров, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, О.Г. Носкова,
Ю.К. Стрелков и др.), в практической реализации, связанной с мониторингом
состояния и изменений сферы труда, уступает лучшим зарубежным аналогам,
хотя и их прямое копирование в российские условия проблематично.
Основу психологической классификации сферы труда образует деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). В последние годы он
получил развитие в связи с разработкой таких направлений, как метасистемный подход (А.В. Карпов), концепция межсистемного взаимодействия и проблемностей в регуляции деятельности (Ю.Я. Голиков, Л.Г. Дикая,
А.Н. Костин); современные концепции управленческой и исполнительской
деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Карпов и др.), профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), регуляции поведения
и деятельности (Б.М. Величковский, В.Е. Субботин и др.). Однако эти достижения фактически не нашли еще применения в модернизации концептуальных
оснований психологической классификации профессиональной деятельности.
В итоге наиболее популярными в нашей стране остаются классификации, созданные 40-50 лет назад (Е.А. Климов, 1971; J.L. Holland, 1959). Они не потеряли своего фундаментального значения, задавая общие ориентиры классификации сферы труда. Вместе с тем, в связи с глубокими социальными, экономическими, научно-техническими изменениями, сфера труда за это время существенно трансформировалась, и многие виды труда, как традиционные, так и
вновь возникающие, в подобных классификациях занимают неопределенное
положение, относясь одновременно к двум и более разрядам, т.е. являясь интегративными (например: промоутер, логистик склада, маркетолог, байер, дизайнер помещений, кинолог-консультант, клипмейкер, риэлтер, мерчендайзер,
социальный работник, контент-менеджер, финансовый консультант и др.).
Разработан новый, интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности, в рамках которого
построена теоретически и эмпирически обоснованная, полная, непротиворечивая и принципиально открытая для дальнейшего развития обобщенная психологическая классификация современной сферы профессионального труда.
Разработанный подход представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических, эмпирических и прикладных положений и
средств, направленных на построение, изучение и прикладное применение
психологической классификации профессиональной деятельности, соответствующей актуальному состоянию и тенденциям развития сферы труда. Новизна
подхода состоит в том, что он основан на учете интегративной включенности
деятельности субъекта труда в активность метасубъекта труда и на интегративно-типологическом принципе классификации.
3. Методология интегративно-типологического подхода включает ряд новых понятий (метасубъект труда, обобщенный трудовой пост и др.), принципов (полиметасистемной включенности деятельности субъекта труда и др.) и
методов (построения обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности, выявления ее таксономических свойств и определения психологического соответствия ее требованиям), целесообразность использования которых подтверждена теоретическими, эмпирическими и прикладными результатами исследования.
4. Согласно принципам метасубъекта труда и интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда, за основу построения классификации профессиональной деятельности целесообразно брать психологические различия между видами труда, определяемые отношениями интеграции
между деятельностью субъекта труда и активностью метасубъекта труда –
значительно более общего субъекта, соотнесенного с исходным субъектом
труда и объединяющего множество индивидуальных и групповых субъектов,
оказывающих значимое влияние на деятельность субъекта труда.
5. Теоретическая часть подхода включает положения: о базовых и интегративных типах и метатипах профессиональной деятельности; об ее обобщенном морфологическом строении; о типах предметного, операционального
и процессуального состава профессиональной деятельности; о модели совместной организации и регуляции профессиональной деятельности, о структуре
обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности и др. В частности, согласно положению о базовых видах интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда, в качестве оснований классификации профессиональной деятельности, детерминирующих и дифференцирующих ее психологическое содержание и обладающих устойчивостью по отношению к ведущим тенденциям развития сферы труда, целесообразно использовать качественно различные виды интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда: функциональную, регулятивную и процессуальную. Согласно положениям об интегративной спецификации данных видов интеграции, они специфицируются с помощью ряда психологических признаков, характеризующих выраженность в деятельности
субъекта труда: для функциональной интеграции – управленческого, исполнительского и автономного характера труда; для регулятивной интеграции – долговременной, оперативной и текущей регуляции; для процессуальной интеграции – «чувственного», «информационного» и «межсубъектного» типов процессуального состава деятельности.
6. В соответствии с методологическими принципами развиваемого подхода, выделение психологических типов профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом возможной внутрипризнаковой интеграции выбранных качественных классификационных оснований, а также их необходимой межпризнаковой интеграции. В итоге учета первого требования выделены
следующие психологические метатипы профессиональной деятельности (по
видам интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта
труда): для функциональной интеграции – «Управленец», «УправленецИсполнитель», «Исполнитель» и «Автономный»; для регулятивной интеграции – «Высокая долговременная регуляция», «Средняя долговременная регуляция», «Оперативная регуляция» и «Текущая регуляция»; для процессуальной интеграции – «Чувственный», «Информационный», «Межсубъектный» и
«Интегральный». В итоге учета второго требования выделены психологические типы профессиональной деятельности, каждый из которых представляет
собой специфическое проявление межпризнаковой интеграции базовых видов
интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда.
построена теоретически и эмпирически обоснованная, полная, непротиворечивая и принципиально открытая для дальнейшего развития обобщенная психологическая классификация современной сферы профессионального труда.
Разработанный подход представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических, эмпирических и прикладных положений и
средств, направленных на построение, изучение и прикладное применение
психологической классификации профессиональной деятельности, соответствующей актуальному состоянию и тенденциям развития сферы труда. Новизна
подхода состоит в том, что он основан на учете интегративной включенности
деятельности субъекта труда в активность метасубъекта труда и на интегративно-типологическом принципе классификации.
3. Методология интегративно-типологического подхода включает ряд новых понятий (метасубъект труда, обобщенный трудовой пост и др.), принципов (полиметасистемной включенности деятельности субъекта труда и др.) и
методов (построения обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности, выявления ее таксономических свойств и определения психологического соответствия ее требованиям), целесообразность использования которых подтверждена теоретическими, эмпирическими и прикладными результатами исследования.
4. Согласно принципам метасубъекта труда и интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда, за основу построения классификации профессиональной деятельности целесообразно брать психологические различия между видами труда, определяемые отношениями интеграции
между деятельностью субъекта труда и активностью метасубъекта труда –
значительно более общего субъекта, соотнесенного с исходным субъектом
труда и объединяющего множество индивидуальных и групповых субъектов,
оказывающих значимое влияние на деятельность субъекта труда.
5. Теоретическая часть подхода включает положения: о базовых и интегративных типах и метатипах профессиональной деятельности; об ее обобщенном морфологическом строении; о типах предметного, операционального
и процессуального состава профессиональной деятельности; о модели совместной организации и регуляции профессиональной деятельности, о структуре
обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности и др. В частности, согласно положению о базовых видах интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда, в качестве оснований классификации профессиональной деятельности, детерминирующих и дифференцирующих ее психологическое содержание и обладающих устойчивостью по отношению к ведущим тенденциям развития сферы труда, целесообразно использовать качественно различные виды интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда: функциональную, регулятивную и процессуальную. Согласно положениям об интегративной спецификации данных видов интеграции, они специфицируются с помощью ряда психологических признаков, характеризующих выраженность в деятельности
субъекта труда: для функциональной интеграции – управленческого, исполнительского и автономного характера труда; для регулятивной интеграции – долговременной, оперативной и текущей регуляции; для процессуальной интеграции – «чувственного», «информационного» и «межсубъектного» типов процессуального состава деятельности.
6. В соответствии с методологическими принципами развиваемого подхода, выделение психологических типов профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом возможной внутрипризнаковой интеграции выбранных качественных классификационных оснований, а также их необходимой межпризнаковой интеграции. В итоге учета первого требования выделены
следующие психологические метатипы профессиональной деятельности (по
видам интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта
труда): для функциональной интеграции – «Управленец», «УправленецИсполнитель», «Исполнитель» и «Автономный»; для регулятивной интеграции – «Высокая долговременная регуляция», «Средняя долговременная регуляция», «Оперативная регуляция» и «Текущая регуляция»; для процессуальной интеграции – «Чувственный», «Информационный», «Межсубъектный» и
«Интегральный». В итоге учета второго требования выделены психологические типы профессиональной деятельности, каждый из которых представляет
собой специфическое проявление межпризнаковой интеграции базовых видов
интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда.
Подобные работы
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция профессиональных кризисов людей зрелого возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Исследование особенностей формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Социально-психологическая адаптация
работников локомотивных бригад
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - СТИЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Влияние личностных особенностей руководителей на выбор копинг - стратегий поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности психологической защиты и совладания у больных с пограничными расстройствами, переживших травматические события
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных
заведений
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006



