Актуальность исследования. Проблема психологической классификации профессиональной деятельности традиционно относится к числу наиболее
фундаментальных проблем, в предметном поле которых строилось все «здание» современной психологии труда, начиная с работ первых психотехников
(С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн, Ф. Баумгартен, О. Липман и др.). Исследования различных аспектов классификации профессий в плане требований,
предъявляемых к человеку, уже тогда выполнялись и в междисциплинарном
поле – инженерами, врачами, экономистами, военными, философами
(Н.И. Кареев, 1897; J. Bertillon, 1897; П.И. Куркин, 1901; F.W. Tау1оr, 1911 и
др.), причем, по мнению многих авторов (А.А. Бодалев, Е.А. Климов,
О.Г. Носкова и др.), начались задолго до появления научной психологии.
В психологии труда указанная проблема тесно связана с развитием психологической теории профессиональной деятельности, с определением психологических требований к субъекту труда и выявлением степени его профессиональной пригодности и т.д. Она взаимосвязана также с рядом фундаментальных психологических проблем (строения деятельности, дифференциальных различий между людьми, совместной деятельности и др.), которые выходят за рамки психологии труда, во многом определяя предметное поле общей и
социальной психологии, психологии личности, психофизиологии и т.д. Не менее очевидна значимость данной проблемы для различных сфер общественной
практики: профориентации, профессионального самоопределения, профессионального отбора и подбора кадров, профессиональной подготовки, повышения
эффективности труда и т.д. Практическая важность решения рассматриваемой
проблемы согласуется с тем фактом, что в «Послании президента Федеральному собранию РФ» (декабрь 2013 г.) в ряд наиболее приоритетных выдвинута
задача разработки новых профессиональных стандартов.
Таким образом, специального анализа заслуживает не само существование данной проблемы, а актуальные подходы к ее решению.
Известно множество разнородных психологических классификаций видов
труда, отличающихся по степени общности, концептуальной обоснованности,
предназначению и т.д. (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Осницкий, Е.С. Романова,
А.Г. Шмелев, D.P. Campbell, J.L. Holland, D.N. Jackson, J.F. Kuder, A. Roe.
E.K. Strong, D.E. Super и мн. др.). Вместе с тем, на практике применяется небольшая их часть. Одни из них умозрительны, не имея эмпирической проверки, другие, наоборот, не обладают априорным теоретическим обоснованием и
построены на основе факторного или кластерного анализа, третьи созданы за
рубежом и не адаптированы к социокультурным и социально-экономическим
особенностям российской действительности. При этом отечественная система
профессиографии, имея глубокие теоретико-методологические основания и
значительный опыт (В.А. Бодров, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, О.Г. Носкова,
Ю.К. Стрелков и др.), в практической реализации, связанной с мониторингом
состояния и изменений сферы труда, уступает лучшим зарубежным аналогам,
хотя и их прямое копирование в российские условия проблематично.
Основу психологической классификации сферы труда образует деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). В последние годы он
получил развитие в связи с разработкой таких направлений, как метасистемный подход (А.В. Карпов), концепция межсистемного взаимодействия и проблемностей в регуляции деятельности (Ю.Я. Голиков, Л.Г. Дикая,
А.Н. Костин); современные концепции управленческой и исполнительской
деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Карпов и др.), профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), регуляции поведения
и деятельности (Б.М. Величковский, В.Е. Субботин и др.). Однако эти достижения фактически не нашли еще применения в модернизации концептуальных
оснований психологической классификации профессиональной деятельности.
В итоге наиболее популярными в нашей стране остаются классификации, созданные 40-50 лет назад (Е.А. Климов, 1971; J.L. Holland, 1959). Они не потеряли своего фундаментального значения, задавая общие ориентиры классификации сферы труда. Вместе с тем, в связи с глубокими социальными, экономическими, научно-техническими изменениями, сфера труда за это время существенно трансформировалась, и многие виды труда, как традиционные, так и
вновь возникающие, в подобных классификациях занимают неопределенное
положение, относясь одновременно к двум и более разрядам, т.е. являясь интегративными (например: промоутер, логистик склада, маркетолог, байер, дизайнер помещений, кинолог-консультант, клипмейкер, риэлтер, мерчендайзер,
социальный работник, контент-менеджер, финансовый консультант и др.).
Разработан новый, интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности, в рамках которого
построена теоретически и эмпирически обоснованная, полная, непротиворечивая и принципиально открытая для дальнейшего развития обобщенная психологическая классификация современной сферы профессионального труда.
Разработанный подход представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических, эмпирических и прикладных положений и
средств, направленных на построение, изучение и прикладное применение
психологической классификации профессиональной деятельности, соответствующей актуальному состоянию и тенденциям развития сферы труда. Новизна
подхода состоит в том, что он основан на учете интегративной включенности
деятельности субъекта труда в активность метасубъекта труда и на интегративно-типологическом принципе классификации.
3. Методология интегративно-типологического подхода включает ряд новых понятий (метасубъект труда, обобщенный трудовой пост и др.), принципов (полиметасистемной включенности деятельности субъекта труда и др.) и
методов (построения обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности, выявления ее таксономических свойств и определения психологического соответствия ее требованиям), целесообразность использования которых подтверждена теоретическими, эмпирическими и прикладными результатами исследования.
4. Согласно принципам метасубъекта труда и интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда, за основу построения классификации профессиональной деятельности целесообразно брать психологические различия между видами труда, определяемые отношениями интеграции
между деятельностью субъекта труда и активностью метасубъекта труда –
значительно более общего субъекта, соотнесенного с исходным субъектом
труда и объединяющего множество индивидуальных и групповых субъектов,
оказывающих значимое влияние на деятельность субъекта труда.
5. Теоретическая часть подхода включает положения: о базовых и интегративных типах и метатипах профессиональной деятельности; об ее обобщенном морфологическом строении; о типах предметного, операционального
и процессуального состава профессиональной деятельности; о модели совместной организации и регуляции профессиональной деятельности, о структуре
обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности и др. В частности, согласно положению о базовых видах интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда, в качестве оснований классификации профессиональной деятельности, детерминирующих и дифференцирующих ее психологическое содержание и обладающих устойчивостью по отношению к ведущим тенденциям развития сферы труда, целесообразно использовать качественно различные виды интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда: функциональную, регулятивную и процессуальную. Согласно положениям об интегративной спецификации данных видов интеграции, они специфицируются с помощью ряда психологических признаков, характеризующих выраженность в деятельности
субъекта труда: для функциональной интеграции – управленческого, исполнительского и автономного характера труда; для регулятивной интеграции – долговременной, оперативной и текущей регуляции; для процессуальной интеграции – «чувственного», «информационного» и «межсубъектного» типов процессуального состава деятельности.
6. В соответствии с методологическими принципами развиваемого подхода, выделение психологических типов профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом возможной внутрипризнаковой интеграции выбранных качественных классификационных оснований, а также их необходимой межпризнаковой интеграции. В итоге учета первого требования выделены
следующие психологические метатипы профессиональной деятельности (по
видам интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта
труда): для функциональной интеграции – «Управленец», «УправленецИсполнитель», «Исполнитель» и «Автономный»; для регулятивной интеграции – «Высокая долговременная регуляция», «Средняя долговременная регуляция», «Оперативная регуляция» и «Текущая регуляция»; для процессуальной интеграции – «Чувственный», «Информационный», «Межсубъектный» и
«Интегральный». В итоге учета второго требования выделены психологические типы профессиональной деятельности, каждый из которых представляет
собой специфическое проявление межпризнаковой интеграции базовых видов
интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда.
Рубцова, Н.Е. Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности // Психология и
психотехника. 2012. № 2 (41). – С. 51-60.
2. Рубцова, Н.Е. Вариативное психологическое пространство профессионального самоопределения // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2012. № 4. – С. 34-42.
3. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессиональной деятельности для целей профориентации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 1 (25). – С. 55-61.
4. Рубцова, Н.Е. Потенциальные психологические индикаторы инновационности российской экономики // Инициативы XXI века. 2012. № 6. – С. 73-76.
5. Рубцова, Н.Е. Психологические ориентиры профессиональной подготовки
специалистов в области страхового бизнеса / Н.Е. Рубцова, Е.В. Балакшина //
Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 4(20).– С. 110-116.
6. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессионального труда
как основание построения базовой модели выпускника системы профессионального образования // Вестник Университета (Государственный университет
управления). 2009. № 22. – С. 116-118.
7. Рубцова, Н.Е. Обобщенная психологическая модель выпускника системы
профессионального образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. № 3 (15). – С. 71-79.
8. Рубцова, Н.Е. Смыслообразующая роль профессионального выбора
[Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2009. № 4 / URL:
http://www.art-education.ru/AE- magazine/new-magazine-4-2009.htm.
9. Рубцова, Н.Е. Интегративно-типологическая классификация профессиональной деятельности // Вестник Ярославск. университета. 2008. №8.– С.45-50.
10. Рубцова, Н.Е. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения / Н.Е. Рубцова, Т.В. Темиров // Мир психологии. 2008. № 2. – С. 211-221.
11. Рубцова, Н.Е. Психологическая таксономия сферы профессионального
труда // Вестник Университета (Гос. ун-т управления). 2008. № 9(47).– С.110-114.
12. Рубцова, Н.Е. Формирование когнитивно-личностной регуляции профессиональной деятельности интегративного типа // Вестник Московского государственного областного университета. 2007. № 1. – С. 51-57.
13. Рубцова, Н.Е. Экзистенциальный и духовный смыслы профессионального самоопределения // Философские науки. 2007. № 11. – С. 125-142.
14. Рубцова, Н.Е. Конференция по психологии и эргономике / Н.Е. Рубцова,
И.Е. Задорожнюк // Вопросы психологии. 2007. № 5. – С. 187-189.
15. Рубцова, Н.Е. Методологические основания субъект-объектной классификации профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2006. № 4 (36). – С. 98-102.
16. Рубцова, Н.Е. Новые ориентиры профориентационной работы // Образование и общество. 2007. № 1. – С. 97-104.57
17. Рубцова, Н.Е. Конференция, посвященная психологическим проблемам
современной России / Н.Е. Рубцова, И.Е. Задорожнюк // Вопросы психологии.
2006. № 3. – С. 175-177.
18. Рубцова, Н.Е. Обоснование психологической концепции интегративных
типов профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2006. № 1 (19). – С. 149-161.
19. Рубцова, Н.Е. Психологические основания выделения интегративных
типов профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного
университета. 2005. № 11. – С. 8-25.
20. Рубцова, Н.Е. Проблема построения обобщенной психологической типологии профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Т. 11. 2005. № 4. – С. 61-68.
21. Рубцова, Н.Е. Психологическое исследование профессиональной деятельности: субъектно-информационный подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2004. № 1 (38). – С. 76-83.
22. Рубцова, Н.Е. Структура информационного пространства / Н.Е. Рубцова,
С.Л. Леньков // Открытое образование. 2003. № 3. – С. 40-46.
23. Рубцова, Н.Е. Психологические средства профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков
// Открытое образование. 2002. № 4. – С. 26-33.
Монографии:
24. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности. В 2-х кн. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2012. – Кн. 1. –
404 с.; Кн. 2. – 452 с.
25. Рубцова, Н.Е. Проблема построения психологической классификации
современной профессиональной деятельности. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ,
2010. – 352 с.
26. Рубцова, Н.Е. Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя компьютерных технологий. – Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та,
2002. – 96 с.
Учебные и учебно-методические пособия:
27. Рубцова, Н.Е. Диагностика профессиональной направленности личности:
Учебное пособие. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2011. – 132 с.
28. Рубцова, Н.Е. Интегративно-типологическая профессиональная направленность личности: Учебно-метод. пособие. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2011.
– 140 с.
29. Рубцова, Н.Е. Методика ИНЛ «Интегративно-типологическая профессиональная направленность личности»: Руководство: Учебно-метод. пособие.
– Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2010. – 42 с.
30. Рубцова, Н.Е. Статистические методы в психологии. Учебное пособие /
Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. – М.: УМК «Психология», 2005. – 384 с.
31. Рубцова, Н.Е. Современные подходы к психологическим исследованиям:
Учебное пособие / Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ,
2002. – 96 с.58
Статьи и разделы в книгах, сборниках и коллективных монографиях:
32. Леньков, С.Л. Личность профессионала и психологическая типология
современной профессиональной деятельности / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова //
Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая,
А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 165-187.
33. Рубцова, Н.Е. Духовный смысл профессионального выбора // Образование. Наука. Культура: Сб. науч. тр. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – С. 181-192.
34. Львов, В.М. Профессиограмма машиниста локомотива / В.М. Львов,
Н.Е. Рубцова и др. – М.: ОАО НПП «Эргоцентр», 2008. – 29 с.
35. Бодров, В.А. Профессиональная тренажѐрная подготовка работников локомотивных бригад: Метод. рекомендации / В. А. Бодров, А. Л. Журавлев,
В. М. Львов, Н. Е. Рубцова и др. – М.: ОАО «РЖД»; Тверь: ОАО «НПП «Эргоцентр», 2007. – 240 с.
36. Рубцова, Н.Е. Управление учебным процессом преподавателем компьютерных технологий // Современные проблемы психологии управления: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. – С. 382-400.
37. Рубцова, Н.Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий // Психология и менеджмент. – М.: Воентехиниздат, 2002. – Т. 1. – С. 97-105.
Статьи в научных журналах:
38. Рубцова, Н.Е. Интегративная спецификация отношения между предметом труда и метапредметом совместного труда в операторской деятельности //
Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. –
С. 102-103.
39. Рубцова, Н.Е. Проблема психологической таксономии профессиональной деятельности: метаклассификационное описание сферы профессионального труда // Ярославский психологический вестник. 2008. Вып. 24. – С. 56-61.
40. Рубцова, Н.Е. Психологическая таксономия профессиональной деятельности: базовый понятийный аппарат и эталонные требования // Ярославский
психологический вестник. 2008. Вып. 23. – С. 150-155.
41. Рубцова, Н.Е. Психологическая характеристика трудовых постов специалистов экономического профиля / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков // Весцi: Беларускага дзяржаунага педагагiчнага унiверсiтэта iмя Максiма Танка. 2005.
№ 1 (43). – С. 62-69.
Материалы конференций:
42. Рубцова, Н.Е. Интегративная психологическая типология профессиональной деятельности // Материалы Международной научн. конф., посвященной 80-летию А.В. Брушлинского / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. –
М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. – Т. 3. – С. 484-486.
43. Рубцова, Н.Е. Новая психологическая классификация профессиональной
деятельности // Материалы V Всероссийск. съезда Российского психологического общества. – М.: РПО, 2012. Т. 2. – С. 167-168.
44. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессиональной деятельности и ее использование в целях профориентации и профотбора // Чело-59
век и мир: конструирование и развитие социальных миров. Материалы Всероссийск. конф. – Ижевск: ERGO, 2010. – С. 266-272.
45. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессиональной деятельности: интегративно-типологический подход / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков
// Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса: Материалы II Межрегион.
научно-практ. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – Кн. 2. – С. 77-78.
46. Рубцова, Н.Е. Интегративно-типологический подход к построению
обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы IV
Всероссийск. научно-практ. конф. / Под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – С.75-76.
47. Рубцова, Н.Е. Система классификации операторской деятельности //
Психология XXI столетия. Материалы Международ. конгресса. – М.; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С. 361-363.
48. Рубцова, Н. Е. Психология адаптации человека к современной профессиональной деятельности // Материалы VIII Азиатско-Тихоокеанского Международ. конгресса психологов. – Хабаровск, 2009. – С. 122-125.
49. Рубцова, Н.Е. Профессии интегративных типов: особенности профессионального самоопределения // Материалы IV Всероссийск. съезда Российского психологического общества. – Ростов н/Д: РПО, 2007. Т. 3. – С. 118-119.
50. Рубцова, Н.Е. Концепция интегративных типов профессиональной деятельности // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийск. научно-практ. конф. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2006. – С. 62-65.
51. Рубцова, Н.Е. Профессиональная деятельность интегративного типа в
сфере современных компьютерных технологий // Прикладная психология как
ресурс социально-экономического развития современной России: Материалы
межрегион. научно-практ. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – С. 362-363.
Всего по теме диссертации автором опубликовано 65 работ общим объемом свыше 90 печатных листов.