Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРАТИВНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №17789

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2014
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
748
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Проблема психологической классификации профессиональной деятельности традиционно относится к числу наиболее
фундаментальных проблем, в предметном поле которых строилось все «здание» современной психологии труда, начиная с работ первых психотехников
(С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн, Ф. Баумгартен, О. Липман и др.). Исследования различных аспектов классификации профессий в плане требований,
предъявляемых к человеку, уже тогда выполнялись и в междисциплинарном
поле – инженерами, врачами, экономистами, военными, философами
(Н.И. Кареев, 1897; J. Bertillon, 1897; П.И. Куркин, 1901; F.W. Tау1оr, 1911 и
др.), причем, по мнению многих авторов (А.А. Бодалев, Е.А. Климов,
О.Г. Носкова и др.), начались задолго до появления научной психологии.
В психологии труда указанная проблема тесно связана с развитием психологической теории профессиональной деятельности, с определением психологических требований к субъекту труда и выявлением степени его профессиональной пригодности и т.д. Она взаимосвязана также с рядом фундаментальных психологических проблем (строения деятельности, дифференциальных различий между людьми, совместной деятельности и др.), которые выходят за рамки психологии труда, во многом определяя предметное поле общей и
социальной психологии, психологии личности, психофизиологии и т.д. Не менее очевидна значимость данной проблемы для различных сфер общественной
практики: профориентации, профессионального самоопределения, профессионального отбора и подбора кадров, профессиональной подготовки, повышения
эффективности труда и т.д. Практическая важность решения рассматриваемой
проблемы согласуется с тем фактом, что в «Послании президента Федеральному собранию РФ» (декабрь 2013 г.) в ряд наиболее приоритетных выдвинута
задача разработки новых профессиональных стандартов.
Таким образом, специального анализа заслуживает не само существование данной проблемы, а актуальные подходы к ее решению.
Известно множество разнородных психологических классификаций видов
труда, отличающихся по степени общности, концептуальной обоснованности,
предназначению и т.д. (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Осницкий, Е.С. Романова,
А.Г. Шмелев, D.P. Campbell, J.L. Holland, D.N. Jackson, J.F. Kuder, A. Roe.
E.K. Strong, D.E. Super и мн. др.). Вместе с тем, на практике применяется небольшая их часть. Одни из них умозрительны, не имея эмпирической проверки, другие, наоборот, не обладают априорным теоретическим обоснованием и
построены на основе факторного или кластерного анализа, третьи созданы за
рубежом и не адаптированы к социокультурным и социально-экономическим
особенностям российской действительности. При этом отечественная система
профессиографии, имея глубокие теоретико-методологические основания и
значительный опыт (В.А. Бодров, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, О.Г. Носкова,
Ю.К. Стрелков и др.), в практической реализации, связанной с мониторингом
состояния и изменений сферы труда, уступает лучшим зарубежным аналогам,
хотя и их прямое копирование в российские условия проблематично.
Основу психологической классификации сферы труда образует деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). В последние годы он
получил развитие в связи с разработкой таких направлений, как метасистемный подход (А.В. Карпов), концепция межсистемного взаимодействия и проблемностей в регуляции деятельности (Ю.Я. Голиков, Л.Г. Дикая,
А.Н. Костин); современные концепции управленческой и исполнительской
деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Карпов и др.), профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), регуляции поведения
и деятельности (Б.М. Величковский, В.Е. Субботин и др.). Однако эти достижения фактически не нашли еще применения в модернизации концептуальных
оснований психологической классификации профессиональной деятельности.
В итоге наиболее популярными в нашей стране остаются классификации, созданные 40-50 лет назад (Е.А. Климов, 1971; J.L. Holland, 1959). Они не потеряли своего фундаментального значения, задавая общие ориентиры классификации сферы труда. Вместе с тем, в связи с глубокими социальными, экономическими, научно-техническими изменениями, сфера труда за это время существенно трансформировалась, и многие виды труда, как традиционные, так и
вновь возникающие, в подобных классификациях занимают неопределенное
положение, относясь одновременно к двум и более разрядам, т.е. являясь интегративными (например: промоутер, логистик склада, маркетолог, байер, дизайнер помещений, кинолог-консультант, клипмейкер, риэлтер, мерчендайзер,
социальный работник, контент-менеджер, финансовый консультант и др.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Разработан новый, интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности, в рамках которого
построена теоретически и эмпирически обоснованная, полная, непротиворечивая и принципиально открытая для дальнейшего развития обобщенная психологическая классификация современной сферы профессионального труда.
Разработанный подход представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических, эмпирических и прикладных положений и
средств, направленных на построение, изучение и прикладное применение
психологической классификации профессиональной деятельности, соответствующей актуальному состоянию и тенденциям развития сферы труда. Новизна
подхода состоит в том, что он основан на учете интегративной включенности
деятельности субъекта труда в активность метасубъекта труда и на интегративно-типологическом принципе классификации.
3. Методология интегративно-типологического подхода включает ряд новых понятий (метасубъект труда, обобщенный трудовой пост и др.), принципов (полиметасистемной включенности деятельности субъекта труда и др.) и
методов (построения обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности, выявления ее таксономических свойств и определения психологического соответствия ее требованиям), целесообразность использования которых подтверждена теоретическими, эмпирическими и прикладными результатами исследования.
4. Согласно принципам метасубъекта труда и интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда, за основу построения классификации профессиональной деятельности целесообразно брать психологические различия между видами труда, определяемые отношениями интеграции
между деятельностью субъекта труда и активностью метасубъекта труда –
значительно более общего субъекта, соотнесенного с исходным субъектом
труда и объединяющего множество индивидуальных и групповых субъектов,
оказывающих значимое влияние на деятельность субъекта труда.
5. Теоретическая часть подхода включает положения: о базовых и интегративных типах и метатипах профессиональной деятельности; об ее обобщенном морфологическом строении; о типах предметного, операционального
и процессуального состава профессиональной деятельности; о модели совместной организации и регуляции профессиональной деятельности, о структуре
обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности и др. В частности, согласно положению о базовых видах интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда, в качестве оснований классификации профессиональной деятельности, детерминирующих и дифференцирующих ее психологическое содержание и обладающих устойчивостью по отношению к ведущим тенденциям развития сферы труда, целесообразно использовать качественно различные виды интеграции деятельности
субъекта труда и активности метасубъекта труда: функциональную, регулятивную и процессуальную. Согласно положениям об интегративной спецификации данных видов интеграции, они специфицируются с помощью ряда психологических признаков, характеризующих выраженность в деятельности
субъекта труда: для функциональной интеграции – управленческого, исполнительского и автономного характера труда; для регулятивной интеграции – долговременной, оперативной и текущей регуляции; для процессуальной интеграции – «чувственного», «информационного» и «межсубъектного» типов процессуального состава деятельности.
6. В соответствии с методологическими принципами развиваемого подхода, выделение психологических типов профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом возможной внутрипризнаковой интеграции выбранных качественных классификационных оснований, а также их необходимой межпризнаковой интеграции. В итоге учета первого требования выделены
следующие психологические метатипы профессиональной деятельности (по
видам интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта
труда): для функциональной интеграции – «Управленец», «УправленецИсполнитель», «Исполнитель» и «Автономный»; для регулятивной интеграции – «Высокая долговременная регуляция», «Средняя долговременная регуляция», «Оперативная регуляция» и «Текущая регуляция»; для процессуальной интеграции – «Чувственный», «Информационный», «Межсубъектный» и
«Интегральный». В итоге учета второго требования выделены психологические типы профессиональной деятельности, каждый из которых представляет
собой специфическое проявление межпризнаковой интеграции базовых видов
интеграции деятельности субъекта труда и активности метасубъекта труда.


Рубцова, Н.Е. Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности // Психология и
психотехника. 2012. № 2 (41). – С. 51-60.
2. Рубцова, Н.Е. Вариативное психологическое пространство профессионального самоопределения // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2012. № 4. – С. 34-42.
3. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессиональной деятельности для целей профориентации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 1 (25). – С. 55-61.
4. Рубцова, Н.Е. Потенциальные психологические индикаторы инновационности российской экономики // Инициативы XXI века. 2012. № 6. – С. 73-76.
5. Рубцова, Н.Е. Психологические ориентиры профессиональной подготовки
специалистов в области страхового бизнеса / Н.Е. Рубцова, Е.В. Балакшина //
Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 4(20).– С. 110-116.
6. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессионального труда
как основание построения базовой модели выпускника системы профессионального образования // Вестник Университета (Государственный университет
управления). 2009. № 22. – С. 116-118.
7. Рубцова, Н.Е. Обобщенная психологическая модель выпускника системы
профессионального образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. № 3 (15). – С. 71-79.
8. Рубцова, Н.Е. Смыслообразующая роль профессионального выбора
[Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2009. № 4 / URL:
http://www.art-education.ru/AE- magazine/new-magazine-4-2009.htm.
9. Рубцова, Н.Е. Интегративно-типологическая классификация профессиональной деятельности // Вестник Ярославск. университета. 2008. №8.– С.45-50.
10. Рубцова, Н.Е. Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения / Н.Е. Рубцова, Т.В. Темиров // Мир психологии. 2008. № 2. – С. 211-221.
11. Рубцова, Н.Е. Психологическая таксономия сферы профессионального
труда // Вестник Университета (Гос. ун-т управления). 2008. № 9(47).– С.110-114.
12. Рубцова, Н.Е. Формирование когнитивно-личностной регуляции профессиональной деятельности интегративного типа // Вестник Московского государственного областного университета. 2007. № 1. – С. 51-57.
13. Рубцова, Н.Е. Экзистенциальный и духовный смыслы профессионального самоопределения // Философские науки. 2007. № 11. – С. 125-142.
14. Рубцова, Н.Е. Конференция по психологии и эргономике / Н.Е. Рубцова,
И.Е. Задорожнюк // Вопросы психологии. 2007. № 5. – С. 187-189.
15. Рубцова, Н.Е. Методологические основания субъект-объектной классификации профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2006. № 4 (36). – С. 98-102.
16. Рубцова, Н.Е. Новые ориентиры профориентационной работы // Образование и общество. 2007. № 1. – С. 97-104.57
17. Рубцова, Н.Е. Конференция, посвященная психологическим проблемам
современной России / Н.Е. Рубцова, И.Е. Задорожнюк // Вопросы психологии.
2006. № 3. – С. 175-177.
18. Рубцова, Н.Е. Обоснование психологической концепции интегративных
типов профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2006. № 1 (19). – С. 149-161.
19. Рубцова, Н.Е. Психологические основания выделения интегративных
типов профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного
университета. 2005. № 11. – С. 8-25.
20. Рубцова, Н.Е. Проблема построения обобщенной психологической типологии профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Т. 11. 2005. № 4. – С. 61-68.
21. Рубцова, Н.Е. Психологическое исследование профессиональной деятельности: субъектно-информационный подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2004. № 1 (38). – С. 76-83.
22. Рубцова, Н.Е. Структура информационного пространства / Н.Е. Рубцова,
С.Л. Леньков // Открытое образование. 2003. № 3. – С. 40-46.
23. Рубцова, Н.Е. Психологические средства профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков
// Открытое образование. 2002. № 4. – С. 26-33.
Монографии:
24. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности. В 2-х кн. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2012. – Кн. 1. –
404 с.; Кн. 2. – 452 с.
25. Рубцова, Н.Е. Проблема построения психологической классификации
современной профессиональной деятельности. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ,
2010. – 352 с.
26. Рубцова, Н.Е. Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя компьютерных технологий. – Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та,
2002. – 96 с.
Учебные и учебно-методические пособия:
27. Рубцова, Н.Е. Диагностика профессиональной направленности личности:
Учебное пособие. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2011. – 132 с.
28. Рубцова, Н.Е. Интегративно-типологическая профессиональная направленность личности: Учебно-метод. пособие. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2011.
– 140 с.
29. Рубцова, Н.Е. Методика ИНЛ «Интегративно-типологическая профессиональная направленность личности»: Руководство: Учебно-метод. пособие.
– Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2010. – 42 с.
30. Рубцова, Н.Е. Статистические методы в психологии. Учебное пособие /
Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. – М.: УМК «Психология», 2005. – 384 с.
31. Рубцова, Н.Е. Современные подходы к психологическим исследованиям:
Учебное пособие / Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. – Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ,
2002. – 96 с.58
Статьи и разделы в книгах, сборниках и коллективных монографиях:
32. Леньков, С.Л. Личность профессионала и психологическая типология
современной профессиональной деятельности / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова //
Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая,
А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 165-187.
33. Рубцова, Н.Е. Духовный смысл профессионального выбора // Образование. Наука. Культура: Сб. науч. тр. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – С. 181-192.
34. Львов, В.М. Профессиограмма машиниста локомотива / В.М. Львов,
Н.Е. Рубцова и др. – М.: ОАО НПП «Эргоцентр», 2008. – 29 с.
35. Бодров, В.А. Профессиональная тренажѐрная подготовка работников локомотивных бригад: Метод. рекомендации / В. А. Бодров, А. Л. Журавлев,
В. М. Львов, Н. Е. Рубцова и др. – М.: ОАО «РЖД»; Тверь: ОАО «НПП «Эргоцентр», 2007. – 240 с.
36. Рубцова, Н.Е. Управление учебным процессом преподавателем компьютерных технологий // Современные проблемы психологии управления: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. – С. 382-400.
37. Рубцова, Н.Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий // Психология и менеджмент. – М.: Воентехиниздат, 2002. – Т. 1. – С. 97-105.
Статьи в научных журналах:
38. Рубцова, Н.Е. Интегративная спецификация отношения между предметом труда и метапредметом совместного труда в операторской деятельности //
Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. –
С. 102-103.
39. Рубцова, Н.Е. Проблема психологической таксономии профессиональной деятельности: метаклассификационное описание сферы профессионального труда // Ярославский психологический вестник. 2008. Вып. 24. – С. 56-61.
40. Рубцова, Н.Е. Психологическая таксономия профессиональной деятельности: базовый понятийный аппарат и эталонные требования // Ярославский
психологический вестник. 2008. Вып. 23. – С. 150-155.
41. Рубцова, Н.Е. Психологическая характеристика трудовых постов специалистов экономического профиля / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков // Весцi: Беларускага дзяржаунага педагагiчнага унiверсiтэта iмя Максiма Танка. 2005.
№ 1 (43). – С. 62-69.
Материалы конференций:
42. Рубцова, Н.Е. Интегративная психологическая типология профессиональной деятельности // Материалы Международной научн. конф., посвященной 80-летию А.В. Брушлинского / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. –
М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. – Т. 3. – С. 484-486.
43. Рубцова, Н.Е. Новая психологическая классификация профессиональной
деятельности // Материалы V Всероссийск. съезда Российского психологического общества. – М.: РПО, 2012. Т. 2. – С. 167-168.
44. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессиональной деятельности и ее использование в целях профориентации и профотбора // Чело-59
век и мир: конструирование и развитие социальных миров. Материалы Всероссийск. конф. – Ижевск: ERGO, 2010. – С. 266-272.
45. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация профессиональной деятельности: интегративно-типологический подход / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков
// Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса: Материалы II Межрегион.
научно-практ. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – Кн. 2. – С. 77-78.
46. Рубцова, Н.Е. Интегративно-типологический подход к построению
обобщенной психологической классификации профессиональной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы IV
Всероссийск. научно-практ. конф. / Под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – С.75-76.
47. Рубцова, Н.Е. Система классификации операторской деятельности //
Психология XXI столетия. Материалы Международ. конгресса. – М.; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С. 361-363.
48. Рубцова, Н. Е. Психология адаптации человека к современной профессиональной деятельности // Материалы VIII Азиатско-Тихоокеанского Международ. конгресса психологов. – Хабаровск, 2009. – С. 122-125.
49. Рубцова, Н.Е. Профессии интегративных типов: особенности профессионального самоопределения // Материалы IV Всероссийск. съезда Российского психологического общества. – Ростов н/Д: РПО, 2007. Т. 3. – С. 118-119.
50. Рубцова, Н.Е. Концепция интегративных типов профессиональной деятельности // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийск. научно-практ. конф. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2006. – С. 62-65.
51. Рубцова, Н.Е. Профессиональная деятельность интегративного типа в
сфере современных компьютерных технологий // Прикладная психология как
ресурс социально-экономического развития современной России: Материалы
межрегион. научно-практ. конф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – С. 362-363.
Всего по теме диссертации автором опубликовано 65 работ общим объемом свыше 90 печатных листов.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ